Осенняя школа по семиотике фольклора - 2004
Программы курсов
Колосова Валерия Борисовна
Rандидат филологических наук, ответственный секретарь журнала "Антропологический форум", Музей Антропологии и Этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН,
Санкт-Петербург
Славянская этноботаника
4 лекции
Первая часть курса посвящена описанию механизма отражения объективных признаков дикорастущих травянистых растений в их названиях и роли этих признаков в формировании их семиотического статуса и символического образа в традиционной культуре славян, а именно в той ее части, что образована традиционными представлениями о флоре (травянистые растения выбраны как объект исследования в связи с тем, что в большинстве работ, посвященных символике растений в народном творчестве, основное внимание уделяется культу деревьев, роль же цветов и трав изучена не так глубоко). Предполагается продемонстрировать, как признаки растений отражаются на различных уровнях народной культуры - прежде всего, в наименовании этих растений в диалектах славянских языков, затем во фразеологии, фольклоре (прежде всего этиологических легендах), и, наконец, на акциональном уровне - в различных обрядах, в народной магии, медицине и ветеринарии. Во второй части курса планируется описание признаков и их сочетания в одном растении; проанализировать интерпретацию этих признаков народной культурой. Кроме того, предполагается показать тесную связь народной ботаники с другими сферами народной культуры, а также продемонстрировать возможности переходов между различными кодами традиционной культуры.
1. Предмет этноботаники, ее отношение к этнолингвистике. История исследований народной ботаники. Лингвистическая составляющая этноботаники: Мейер, Максимович-Амбодик, Анненков, Махек. Фольклорная составляющая: Костомаров, Потебня, Афанасьев, Автамонов, Соботка. Этнографическая составляющая: Чубинский, Софрич, Чайканович, Торэн. Этнолингвистическая школа Н.И. Толстого: комплексный подход к объекту изучения.
Причины особого отношения к тем или иным растениям в народной культуре; способы их выявления. Причина и следствие для носителя современного сознания и носителя мифологической картины мира. Этиологические легенды о растениях. Растительный код основного мифа (Иванов, Топоров, Судник, Цивьян).
Отличительные признаки растений, релевантные для народной культуры. Отличия научной и народной классификаций. Множество растений с одним и тем же признаком - множество признаков у одного растения. Использование одного и того же фитонима для разных растений; множество названий для одного растения.
2. Семантические модели образования фитонимов. а) прямая (признак > фитоним); б) опосредованная (растение, животное или предмет с тем же признаком > фитоним); в) легенда > фитоним. Реализация сходных семантических моделей на разном лексическом материале. Роль этимологии в выяснении мотивировки названия.
Неоднозначность оценки признака. Выявление семантики признака в противопоставлении его другим признакам.
Роль признака растения в народной медицине. Использование одного и того же растения в различных целях. Магия подобия, этимологическая магия.
Фитоним и паремия как свернутый сюжет этиологического рассказа или магического действия.
Персонажи христианской мифологии в этноботанике (Петровы батоги, Иван безголовый, богородичина трава, христов укрой).
Этнонимы и зоонимы в народной ботанической лексике.
3. "Портреты" отдельных растений. Полынь (горечь; связь с огнем; купальские костры; семантика забывания). Зверобой (приворот; образы св. Иоанна Крестителя и Богородицы). Чертополох (колючки; липкие плоды; семантика укрывания; борьба с нечистой силой). Семиотический статус растения; его отличие от прагматического статуса. Выделение из группы признаков наиболее важного. Возможности объединения растений в группы на основе общности признаков, общности функций (зверобой - плакун - папоротник; чертополох - шиповник - крапива - полынь; полынь - папоротник).
Растения в фольклорных формулах (калина - малина, рута - мята).
4. "Портреты" отдельных растений (продолжение). Крапива (оберег; купальские костры; обрядовая еда; образ в фольклоре; гадательные практики; простудные заболевания; кожные болезни). Метод анализа семантических микрополей (Меркулова). Иван-да-марья. Различные способы осмысления признака двойственности (брат-сестра; день-ночь). Бинарные оппозиции в этноботанике (чет-нечет; верх-низ; цветение-увядание).
Язык цветов. Символические образы растений в народном творчестве.
Связь этноботаники с другими областями этнолингвистики. Примеры обратного влияния языка на действительность. Возможности объединения растений с другими предметами на основе общности признаков и общности функций (колючие растения - булавки - свечи). Возможности перекодировок между растительным кодом и другими кодами традиционной культуры (рута - ласка - ласточка). Основания перекодировок (Цивьян, Раденкович).
Литература
Колосова В.Б. Лютик Колосова В.Б. Цвет как признак, формирующий семиотический статус растений
Агапкина Т.А. Южнославянские поверья и обряды, связанные с плодовыми деревьями, в общеславянской перспективе // Славянский и балканский фольклор. Верования. Текст. Ритуал. М.: Наука, 1994. С. 84-110.
Агапкина Т.А. Символика деревьев в традиционной культуре славян: осина (опыт системного описания) // Кодови словенских култура. 1996. Броj 1. Година 1. Биљке. С. 7-22.
Анненков Н. Ботанический словарь. СПб.: Тип. Имп. Акад. Наук, 1876. 411 с.
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М.: Индрик, 1994. (Репринт издания 1865-1869 г.)
Никифоровский Н.Я. Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах. Витебск: Губ. типо-лит., 1897. 338 с.
Носаль М.А., Носаль I.М. Лiкарськi рослини i способи iх застосування в народi. Киiв: Державне медичне видавництво УРСР, 1960. 259 с.
Попов Г.И. Русская народно-бытовая медицина: По материалам этнографического бюро князя В. Н. Тенишева // Торэн М. Д. Русская народная медицина и психотерапия. СПб.: "Литера", 1996. С. 277-477.
Признаковое пространство культуры / Отв. ред. С.М. Толстая. - М.: "Индрик", 2002. - 432 с. ("Библиотека Института славяноведения РАН. 15").
Раденкович Л. Символика цвета в славянских заговорах // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы / Отв. ред. Н.И. Толстой. М.: "Наука", 1989. С. 122-149.
Рогович А.С. Опыт словаря народных названий растений Юго-Западной России, с некоторыми повериями и рассказами о них. Киев: В Университетской типографии, 1874. [4], 56 с.
Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5 т. / Под ред. Н.И. Толстого. М.: "Международные отношения", 1995. Т. 1. 584 с.; 1999. Т. 2. 704 с. (Институт славяноведения РАН). - статьи о растениях
Софрић П. (Нишевљанин). Главниjе биље у народном веровању и предању код нас Срба/По Ангелу де Губернатису скупио и саставио Нишевљанин (Павле Софрић). Београд: шт. "Cb. Caba", 1912. VI, 254, 8о
Т.М. Судник, Т.В. Цивьян. Мак в растительном коде основного мифа // Balto-balcanika. Балто-славянские исследования 1980. М.: Наука, 1981. С. 300-317.
Тетрадь любви. Сочинение, необходимое для всякого, желающего иметь успех между прекрасным полом. СПб.: Тип. Э. Праца и К°, 1836. 48 с.
Толстой Н.И. Vita herbae et vita rei в славянской народной традиции // Славянский и балканский фольклор. Верования. Текст. Ритуал. М.: Наука, 1994. С. 139-168.
Торэн М.Д. Русская народная медицина и психотерапия. СПб.: Литера, 1996. 496 с.
Усачева В.В. Мифология растений в болгарских народных песнях // Balkano-Balto-Slavica. Симпозиум по структуре текста. Предварительные материалы и тезисы / Ред. кол.: В.В. Иванов, Т.В. Цивьян. М.: Ин-т славяноведения и балканистики, 1979. - 132 с. С. 104-106.
Усачева В.В. Этноботанический этюд: базилик Ocimum basilicum L. // Studia slavica / Языкознание. Литературоведение. История. История науки. К 80-летию С.Б. Бернштейна / Под. ред. Р.В. Булатовой. M.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1991. 374 с. С. 92-99.
Усачева В.В. Мифологические представления славян о происхождении растений // Славянский и балканский фольклор. Народная демонология. - М.: Издательство "Индрик", 2000. - 400 с. С. 259-302.
Чаjкановић В. Речник српских народних веровања о биљкама. Београд: Српска књижевна задруга, 1985. 348 с.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|