Центр
типологии и семиотики фольклора РГГУ (а до его образования в 2005 г.
– фольклорный семинар Института высших гуманитарных
исследований РГГУ) издает книжную серию «Традиция – текст
– фольклор: типология и семиотика» (изд. центр РГГУ,
издательство "Форум"),
осуществляет научную подготовку серии «Антропология / Фольклор»
(изд-во ОГИ); выпускается также ряд внесерийных книг. Кроме того,
сотрудники, аспиранты и докторанты ЦТСФ публикуют свои труды на
страницах «Вестника РГГУ», журналов «Arbor Mundi»
(«Мировое древо»), «Живая старина» и других
научных изданий.
Книжная серия ЦТСФ «Традиция—текст—фольклор: типология и семиотика» награждена дипломом VII Общероссийского конкурса изданий для вузов «Университетская книга–2015» в номинации «Лучшее серийное издание».
От мифа к литературе. Сборник в честь семидесятипятилетия Елеазара
Моисеевича Мелетинского. Сост. С.Ю.Неклюдов, Е.С.Новик. М.:
Российский университет, 1993.
В 1993 году исполняется 75 лет
крупнейшему отечественному фольклористу и литературоведу Елеазару
Моисеевичу Мелетинскому. В его трудах рассматривается широкий
спектр компаративистских и структурно-типологических проблем
изучения мировой словесности. Этому кругу проблем и посвящается
сборник статей, подготовленный к юбилею ученого его коллегами,
друзьями, учениками. Статьи группируются вокруг трех тематических
блоков: мифология, фольклор, архаическое изобразительное искусство;
литература Древности, Средневековья и Возрождения; теория и практика
авангарда. Среди авторов сборника видные отечественные и зарубежные
ученые. В сборник включен список основных научных трудов Е. М.
Мелетинского.
Христофорова О.Б. Логика толкований. Фольклор и моделирование
поведения в архаических культурах. М.: РГГУ, 1998 (Чтения по истории
и теории культуры. Вып. 25).
Цель работы – выявление
способов кодификации человеческого поведения в рамках
архетипической модели мира или, другими словами, «действие»
модели мира на уровне повседневности. Подобный подход позволяет
приблизиться к пониманию того, как сами носители традиции
осознают нормы и правила, которыми они руководствуются в своей
повседневной жизни, точнее говоря, что они на практике считают
правилом. Таким образом, выявляются не формальные правила, не
«грамматика культуры», соответствующие устройству
модели мира, а «интерпретативные процедуры»,
организующие процессы смыслообразования. Прагматический анализ
текстов предполагает рассмотрение их как высказываний, имеющих
адресанта и адресата, которых соединяет определенная
коммуникативная интенция.
Arbor Mundi. Международный журнал по теории и истории мировой
культуры Мировое древо, № 6. Сост. С.Ю.Неклюдов. М., 1998.
Номер журнала, выпущенный к
80-летию Е.М. Мелетинского, содержит ряд статей, посвященных
исследованиям разных фольклорных традиций, эпоса и мифологии, а также
проблемам исторической поэтики и истории мировой культуры.
«Наивная литература»: исследования и тексты. Сост. С.Ю.
Неклюдов. М., 2001 (Московский общественный научный фонд. Научные
доклады, 129).
Первое в отечественной науке
осмысление феномена «наивной литературы». Книга содержит
материалы семинара «Оппозиция устности / книжности в низовой
словесности и традиции наивной литературы» (РГГУ, 20-22 апреля
2000 г.) и посвящена определению границ данной «предметной
области», а также возможных направлений ее исследования.
Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. Сост. Е.А.
Белоусова. Отв. ред. С.Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2001
(Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика).
Ситуация родов и рождения
ребенка занимает особое место в народной культуре: это переломный
момент в жизни человека ― не только самого новорожденного, но и
его родителей (прежде всего матери), приобретающих новый семейный
статус. Поэтому весь «родильный цикл», включающий весьма
широкий временной континуум (от влияния на деторождение на
свадьбе до наделения ребенка долей и колыбельных песен), густо
насыщен обрядовыми элементами, окутан сетью магических процедур
и мифологических представлений, не утраченных и поныне, хотя и
выступающих в новых формах. Вопросам ритуалистики, магии,
мифологии родин (и всех сопутствующих им этапов того же цикла)
посвящен настоящий сборник, который представляет собой итог занятий
научного семинара, проводившегося ИВГИ РГГУ 6—7 марта 1998
г.
Сны и видения в народной культуре. Сост. О.Б. Христофорова. М.: РГГУ,
2002 (Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика).
В книге обсуждается проблема
репрезентации в народной культуре состояний индивидуального
мистического опыта: сна, обмирания, болезненного бреда, который
воспринимается как некое сверхъестественным образом полученное
сообщение, подлежащее расшифровке и переводу в тексты пересказов и
истолкований. Авторы исследуют различные Формы «народной
мистики», структуру, семантику и прагматику порождаемых ею
текстов, а также ее связи с религиозно-мистическими учениями, с
темами и образами литературы и искусства.
скачать
Структура волшебной сказки / Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов, Е.С.
Новик, Д.М. Сегал, М.: РГГУ, 2001 (Традиция–текст–фольклор:
типология и семиотика).
Монография написана в русле
фольклористических идей замечательного отечественного
исследователя В.Я. Проппа, 100-летие со дня рождения которого научная
общественность отметила в 1995 г. Она посвящена
сюжетно-семантическому анализу сказочного повествования (прежде
всего, в русской традиции) с применением структурно-семиотических
методов, вошедших в арсенал нашей науки более тридцати лет
назад. Тогда же была начата работа над настоящей монографией, но
завершить ее в то время не удалось (из-за эмиграции одного из
соавторов). Однако первые опубликованные части (в тартуских «Трудах
по знаковым системам» 1969 и 1971 гг.) имели довольно большой
резонанс (Международная премия Питре 1971 г. за лучшую работу по
фольклористике; переводы на все основные европейские языки:
английский — 1974, итальянский ― 1976/1977, немецкий ―
1986, французский ― 1992) и вошли в основной фонд
сказковедческой литературы, хотя давно стали в России
библиографической редкостью.
скачать
Габышева Л.Л. Слово в контексте мифологической картины мира (на
материале языка и культуры якутов). М., 2003 (Чтения по истории и
теории культуры. Вып. 38).
В книге
рассматриваются цветовая, зоо- и антропоморфические метафоры -
ключевые метафоры для языка и культуры многих народов мира.
Яркое и своеобразное отражение они нашли в языке, фольклоре,
шаманизме, материальной культуре якутов и других тюркских народов
Сибири, для которых познания в области анатомии и различение
масти скота имели жизненно важное значение. Работа содержит
сравнительно-исторический материал и типологические параллели с
языками и культурами различных народов.
Современный городской фольклор. Редакционная коллегия А.Ф. Белоусов,
И.С. Веселова, С.Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2003
(Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика).
Первое в отечественной науке
комплексное исследование городского фольклора второй половины XX
века. В этой книге читатель найдет описание современных субкультурных
традиций (молодежных, клановых, любительских), переходных
обрядов города (родильного, свадебного, похоронного), мифологии
городского пространства, а также фольклорных жанров и речевого
обихода современного города.
скачать
Мифы и религии мира. Учебное пособие. Сост. С.Ю. Неклюдов. М.: РГГУ,
2004.
Чтобы понять другие народы,
может быть, в первую очередь надо узнать, во что они верят, каким
богам молятся. В этом томе читатель найдет короткие популярные
рассказы о мифологии и религии народов мира, ныне живущих или
существовавших прежде Любознательные читатели могут приобщиться здесь
к тому языку, на котором говорят национальные культуры, к образам и
символам, лежащим в основе изобразительного и словесного искусства
древности, Средневековья и Нового времени.
Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления
структур. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. М.: Восточная
литература РАН, 2004.
В книге
рассматривается ряд актуальных проблем этнографии и фольклористики:
соотношение повествовательного фольклора с обрядом и методика их
комплексного анализа, дискуссия о природе магии, религии и
шаманизма, вопрос о социально-коммуникативном характере ритуала
и ряд других тем. Подробно анализируется широкий круг обрядов,
бытовавших у народов Сибири, в частности шаманские мистерии —
камлания. Второе издание дополнено статьей автора «Принцип
реципрокности и формы его проявления в архаической культуре».
скачать
Кербелите Б. Типы литовской народной сказки. Структурно-семантическая
классификация. М., 2005 (Традиция–текст–фольклор:
типология и семиотика).
В книге
представлена классификация около 40 тысяч литовских вариантов
всех жанров сказок. Типы и версии типов описаны на семантическом
и конкретно-текстовом уровнях. Расположение версий типов и
конкретных сказок по степени сложности их структур позволяет
представить путь усложнения сюжетов, обнаружить спонтанные
возвращения к простым структурам. Работа основана на анализе
каждого текста по структурно-семантической методике,
разработанной автором книги. Эта методика анализа и классификация
позволяет более точно сопоставлять произведения разных жанров
повествовательного фольклора и сказки разных народов, найти
аргументы для решения многих проблем сказковедения. В книге
публикуется классификация типов структурных элементов сказок
(элементарных
сюжетов).
Из нее можно узнать о вечных стремлениях людей, правилах их
поведения, об изменении отношений между людьми и т. д.
Современная российская мифология. Сост. М.В. Ахметова. М.: РГГУ, 2005
(Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика).
В наше время слова «миф»
и «мифология» весьма часты в идеологических
высказываниях. Мы являемся свидетелями того, как по идущим из глубины
веков архаическим моделям в современной политике и идеологии
воссоздаются старые мифы в новых социальных и национальных
оболочках. Здесь встречаются мифология спонтанная, идущая снизу, со
всеми входящими в нее комплексами национального самоощущения
(исключительности/ущемленности) и мифология «искусственная»,
конструируемая с идеологическими и политическими целями внутри
отдельных интеллектуальных или властных групп. Двадцатый век
показал, к каким чудовищным последствиям приводит их реализация
на практике.
скачать
Проблемы структурно-семантических указателей. Сост. А.В. Рафаева. М.:
РГГУ, 2006 (Традиция–текст–фольклор: типология и
семиотика).
В
современной фольклористике существуют две взаимосвязанные
задачи: дальнейшая разработка сюжетно-мотивных указателей (и их
национальных версий) и структурно-семантические исследования в
данной области. В предлагаемой вниманию читателей книге ставятся и
решаются новые задачи, делается попытка доработать
классификационные принципы AT
до состояния логически стройной и непротиворечивой системы.
Авторы ищут алгоритмы для описания сюжетов несказочной прозы и других
разновидностей фольклорного повествования, выявляют интегральные
«поля» для сюжетно-мотивных конгломератов разных жанров,
определяют уровни жанровой специфичности мотивного фонда, его
стратификацию по данным основаниям, выявляют взаимодействие
жанров через общие «поля» мотивного фонда, устанавливают
корреспондирующие связи между мотивами и сюжетами, с одной стороны, и
реальным фольклорным текстом - с другой.
Миф, символ, ритуал. Народы Сибири [Сборник статей в честь Е.С.
Новик]. Сост. О.Б. Христофорова. Отв. ред. С.Ю. Неклюдов. М.: РГГУ,
2008 (Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика).
Проблема соотношения фольклора и
обряда (ритуала) ― как в диахронии, так и в синхронии ―
относится к числу центральных проблем фольклористики. Можно говорить
об известном параллелизме обряда и нарратива, о сюжетно-мотивной
структуре ритуала, о семиотике обрядовых действий и ритуальных
предметов, имеющей близкие аналогии в словесном фольклоре. Народная
культура (и не только народная) склонна многократно передавать свои
сообщения в различных кодовых системах, тем самым как бы страхуя их
от потерь и искажений. Мифу в его вербальной форме может
соответствовать сообщение, заключенное в обряде и ритуальном танце;
то же бывает изложено в орнаменте или рисунке.
Кирпичики: Культурная антропология и фольклористика сегодня. Сборник
статей в честь 65-летия С.Ю. Неклюдова и 40-летия его научной
деятельности. Сост. А.С. Архипова, М.А. Гистер, А.В. Козьмин. М.:
РГГУ, 2008 (Традиция–текст–фольклор: типология и
семиотика).
За последние несколько лет
российская фольклористика и культурная антропология значительно
изменились: возникли новые научные проблемы и новые методы их
решения. В сборнике представлены новейшие подходы, описания
неизвестных ранее текстов, обсуждения вновь возникающих теорий
на самом разном фольклорном материале: мифология аборигенов
Америки и Сибири, русский традиционный и городской фольклор,
европейские устные и книжные эпические традиции, современная
уличная песня и анекдот.
До и после литературы: тексты наивной словесности. Сост. А.П.
Минаева. Отв. ред. Е.Е. Жигарина. М.: РГГУ. 2009
(Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика).
Сборник подготовлен по
материалам двух конференций, проведенных Институтом высших
гуманитарных исследований РГГУ: «Традиции «наивной
литературы»: формы бытования и структурные особенности»
(1999) и «Оппозиция устности/книжности в низовой словесности и
традиции «наивной литературы»« (2000). Авторы
сборника затрагивают широкий круг проблем определения границ и
доминантных признаков «наивной литературы», ее места
в культуре, соотношения с фольклором и профессиональной
литературой, ее поэтических особенностей, структуры и функции.
Живая кукла. Сост. С.Ю. Неклюдов, Д.Н. Мамедова. Ред. Е.Е. Жигарина.
М.: РГГУ. 2009 (Традиция–текст–фольклор: типология и
семиотика).
В основу
предлагаемого сборника легли материалы конференции «Живая
кукла», проведенной Институтом высших гуманитарных исследований
РГГУ в ноябре 2002 г. В книге на широком фольклорно-этнографическом,
литературном и культурологическом материале ученые разных
специальностей и кукольники-практики обсуждают проблемы изучения
куклы в архаических, в том числе шаманских, культурах, в обряде и
народной игре, в народном и профессиональном театре, в литературе, в
современных детских традициях.
Козьмин А.В.Сюжетный фонд сказок: структура и система. М.: РГГУ, 2009
(Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика).
Книга посвящена многообразным
отношениям между завершенными фрагментами сказки и единицами их
описания. Автор анализирует проблему выделения в фольклорном тексте
подобных фрагментов, описывает корреляцию фольклорных текстов и их
элементов с единицами сюжетно-мотивных указателей. В связи с
критериями сегментирования сказочного текста рассматриваются также
персонажи и отношения между ними: появление нового персонажа может
сигнализировать о начале фрагмента, а исчезновение ― о его
конце. Наконец, один и тот же фрагмент может соответствовать единицам
разного теоретического статуса, а одна единица может
манифестироваться целым набором фрагментов в пределах одного текста,
как и в случае многократного упоминания одного и того же признака
персонажа.
Вестник РГГУ. Ежемесячный научный журнал. Сер. Литературоведение.
Фольклористика. Отв. ред. выпуска С.Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2009. Вып.
9.
Специальный выпуск «Вестника»,
посвященный исключительно фольклористической проблематике, содержит
описание Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ (включая
небольшую библиографию) и дает достаточно полное представление о его
деятельности (исследовательской, педагогической, публикационной,
научно-организационной).
Миф в фольклорных традициях и в культуре Новейшего времени. Отв. ред.
С.Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2009 (Чтения по истории и теории культуры.
Вып. 57).
Сборник
содержит некоторые из докладов, прочитанных на XIV
Лотмановских чтениях «Поэтика мифа сегодня» (РГГУ,
декабрь 2006). Первый выпуск материалов конференции (Поэтика мифа. М,
2008. Чтения по истории и теории культуры. Вып. 56) был посвящен
семиотике и философии мифа, во втором выпуске публикуются статьи
о функциях мифа в фольклорных традициях и в народной культуре, о
некоторых мифологических сюжетах и мотивах в книжной словесности.
Богатырев П.Г. Народная культура славян. Сост. Е.С. Новик, Б.С.
Долгин. Под общей редакцией Е.С. Новик. М.: ОГИ, 2007 (Нация и
культура: Научное наследие: Семиотика).
Петр
Григорьевич Богатырев (1893-1971) — один из самых интересных
исследователей славянской народной культуры. В ранних теоретических
статьях он сформулировал на редкость четкую, ясную и
последовательную концепцию, применимую к работе любого
фольклориста и этнографа. Затем, в исследованиях о фольклоре и
обычаях славянских народов, он доказал плодотворность этой концепции,
собрав и проанализировав поистине огромный и уникальный
материал. Большая часть этих исследований 1920–30-х годов
с тех пор не перепечатывались, а некоторые до сих пор ни разу не
издавались в России. Восполнить этот пробел — задача данной
книги.
Жирмунский В.М. Фольклор Запада и Востока. Сравнительно-исторические
очерки. Сост. Б.С. Долгин, С.Ю. Неклюдов. М.: ОГИ, 2004.
Академик
В.М. Жирмунский (1881-1971) – один из наиболее ярких
представителей отечественной гуманитарной науки первой половины –
середины XX
века. Настоящее издание представляет собой свод основных трудов
Жирмунского по вопросам общей фольклористики и
сравнительно-исторического изучения фольклора, в том числе
фундаментальные статьи, посвященные вопросу о странствующих
сюжетах, литературным отношениям Востока и Запада, эпическому
творчеству славянских народов. Вошедшие в сборник работы не
издавались по-русски уже несколько десятилетий. Публикация
сопровождается вступительной статьей выдающегося специалиста по
фольклору и мифологии народов мира Е.М. Мелетинского.
Журинский А.Н. Загадки народов Востока. Систематизированное собрание.
Сост. А.В. Козьмин. М.: ОГИ, 2007 (Нация и культура: Научное
наследие: Семиотика).
Последняя
работа известного лингвиста и семиотика А. Н. Журинского описывает
феномен «иносказательной речи» в фольклоре и содержит
тексты, которые обладают несколькими смыслами: загадки, задачи,
притчи. В первой части на большом материале описываются механизмы
иносказательной речи, как в собственно загадках, так и в других
фольклорных жанрах; предлагается оригинальная классификация
текстов, использующих иносказательную речь. Вторая часть представляет
собой сборник загадок, расположенных по географическому
принципу. Этнографические реалии, встречающиеся в них, подробно
комментируются.
скачать
Поэзия в казармах: Русский солдатский фольклор (из собрания Боян
Aндрея Бройдо, Джаны Кутьиной и Якова Бройдо). Сост. и ред. М.Л.
Лурье. Научный редактор А.С. Архипова. М: ОГИ, 2008 (Нация и
культура/ Фольклор: Новые материалы).
Книга
«Поэзия в казармах», составленная по материалам собрания
«Боян» — первое научное издание современного
русского армейского фольклора. В нем опубликовано более 1100 песен,
стихотворений, афоризмов, представляющих рукописную (альбомы) и
устную (песни) словесность солдат советской и российской армии в
записях 1970-х — 1990-х годов. Публикация текстов
сопровождается очерками собирателей, комментариями, глоссарием и
указателями. Издание адресовано как специалистам —
фольклористам, антропологам, культурологам, — так и широкому
кругу читателей, интересующихся современной культурой.
Петров Н.В. Богатыри на русском Севере. Сюжеты и ареалы бытования.
М., 2008 (Ломоносовская биб-ка).
В книге
рассматриваются структурные особенности русских былин и делается
попытка типологии сюжетов. Основное внимание уделяется
закономерностям сюжетосложения эпических песен и их региональным
особенностям. В основу работы положена гипотеза о том, что
содержательные элементы былины структурируются в сюжет, подчиняясь
восьми повествовательным схемам как «биографического»,
так и «эпико-исторического» характера. Их набор
составляет тот морфологический максимум, выход за пределы которого
невозможен или ограниченно возможен при появлении региональных
трансформаций. На основании этих данных в книге впервые публикуется
указатель сюжетов русских былин.
Никифоров А.И. Победитель змея. Севернорусские сказки. Вступит. ст.
А.В. Козьмина. М.: ОГИ, 2009 (Нация и культура / Фольклор: Научное
наследие).
Александр
Исаакович Никифоров — один из лучших русских фольклористов
первой половины XX
в., чьи работы до сих пор остаются недооцененными. В настоящем
сборнике представлены исследования Никифорова о русской сказке, не
потерявшие актуальности и по сей день. Сочетание фольклористического
и этнографического подхода, оригинальные типологические идеи,
детальный анализ огромного количества конкретных текстов делают
эти работы оригинальными, доказательными и по-настоящему интересными.
Фаминицын А.С. Скоморохи на Руси. Вступит ст. и коммент. Н.В.
Петров. М.: Форум, 2009 (Центр типологии и семиотики фольклора
РГГУ).
Александр
Сергеевич Фаминицын — музыкальный критик и фольклорист
второй половины XIX
века, чьи работы по истории скоморошества долгое время
оставались недооцененными. В книге «Скоморохи на Руси»
автор рассматривает отношение к скоморохам в обществе, анализирует
большое количество источников, что делает эту работу оригинальной и
интересной. Книга дополнена комментариями и приложением, в
котором собраны тексты скомороший, былин и песен, связанных с
образом скомороха.
Слово устное и слово книжное. Сост. М.А. Гистер. М.: РГГУ, 2009
(Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика).
Взаимодействие
устной и книжной традиций -явление, с которым, несомненно,
сталкивался каждый из читателей. Фольклорный текст проникает в книгу,
а сами устные жанры нередко заимствуют сюжеты из художественной
литературы. Книга посвящена механизмам подобного взаимодействия,
которое рассматривается на примере самых разных традиций:
скандинавской или кельтской эпической поэзии, испанского романса,
русских девичьих альбомов, бразильской «веревочной литературы»,
ритуальных формул майя, русской летописи, европейской волшебной
сказки и др.
Сваренный шаман, лживая рабыня и другие: 75 задач по фольклористике,
антропологии, социолингвистике. Сост. А.С. Архипова. С. Бурлак, И.Б.
Иткин, С.Ю. Неклюдов, О.Б. Христофорова. . М.: РГГУ, 2010
(Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика).
Книга
включает 75 задач (с решениями), подобранных по темам: «Миф и
ритуал», «Структура фольклорного текста»,
«Функционирование фольклорного текста», «Семантика
пространства», «Системы именования», «Календарь
и времяисчисление», «Язык и общество» и т. д.
Сборник демонстрирует системный подход к изучению многообразного
фольклорного материала, рассматриваемого в различных аспектах (с
точки зрения структуры общества, внутренней структуры языка,
типологии текстов).
В отечественной фольклористике
это первый опыт такого рода, раньше существовали лишь сборники
лингвистических задач.
Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С. Историческая поэтика
фольклора: от архаики к классике. М.: РГГУ, 2010
(Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика).
Исследуются происхождение
словесного искусства и роль устной трансляции в формировании
поэтического языка. Рассматриваются проблемы формирования и
функционирования этнопоэтики фольклора: мифология голоса в
фольклоре, магическая сила слова в архаических традициях, звучащее
слово в фольклоре, сказитель и его текст.
Ахметова М.В. Конец света в отдельно взятой стране: Религиозные
сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. М.: ОГИ;
РГГУ, 2010. (Нация и культура / Антропология / Фольклор: Новые
исследования).
В книге
рассматриваются представления о конце света, распространенные в
России на рубеже XX
и XXI
вв. среди православных верующих и последователей трех новых
религиозных движений (Богородичный Центр, Белое Братство и Церковь
Последнего Завета). На примере религиозных сообществ автор
показывает, как с помощью обращения к эсхатологическому мифу
происходит переживание ситуации идеологического и политического
кризиса, сопутствующего распаду советской системы и становлению
нового общественно-политического строя, и адаптация к новой ситуации.
Архипова А.С., Мельниченко М.А. Анекдоты о Сталине: Тексты,
комментарии, исследования. М.: ОГИ; РГГУ, 2010 (Нация и культура /
Антропология / Фольклор: Новые исследования).
Книга представляет собой первую
крупную научную публикацию советских политических анекдотов о И.В.
Сталине, построенную на аутентичных источниках: дневниках и
воспоминаниях современников, эмигрантских сборниках анекдотов,
сводках о настроениях населения и судебных делах. Публикация
текстов сопровождается комментарием, указателем, а также
исследовательскими статьями. Издание адресовано как широкому
кругу специалистов — фольклористам, антропологам, историкам,
так и широкому кругу читателей, интересующихся советским
политическим фольклором.
Христофорова О.Б. Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в
современной России. М.: РГГУ, ОГИ, 2010. (Нация и культура /
Антропология / Фольклор: Новые исследования).
Какие социально-психологические
механизмы лежат в основе веры в колдовство? Как в современном
российском обществе формируются личные нарративы о сглазе и порче?
Каковы их традиционные основы и современные модификации? Почему
представления о колдовстве сохраняются и передаются следующим
поколениям? Автор, этнолог и фольклорист, на основе своих
полевых материалов, собранных в нескольких регионах России в
1998—2008 гг., рассматривает веру в колдовство как
социально-культурный феномен, в котором соединены социальные
отношения, модели поведения и мифологические сюжеты. Книга написана
доступным языком и предназначена как для специалистов в области
фольклористики, этнологии, социальной и культурной антропологии, так
и для широкого круга читателей.
скачать
Пространство колдовства. Сост. О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2010
(Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика).
Очередной
сборник серии «Традиция—текст-фольклор»,
подготовленный в Центре типологии и семиотики фольклора РГГУ,
основан на материалах «круглого стола», состоявшегося в
РГГУ в марте 2008 г. Авторы – российские и зарубежные историки,
филологи, антропологи, искусствоведы — обсуждают широкий
круг вопросов, связанных с общей темой конструирования феномена
колдовства (как самими носителями традиции, так и
исследователями).
Вестник РГГУ. Научный журнал. Сер. Филологические науки.
Литературоведение и фольклористика. М.: РГГУ, 2011, № 9 (71) / 11.
Второй выпуск «Вестника»,
посвященный фольклористической проблематике, содержит статьи, в
которых рассматриваются механизмы
жизнедеятельности традиции, структура и функция устного текста,
мотивы и образы фольклора, народная ономастика, а также
рассказывается об экспедиционной деятельности Центра типологии и
семиотики фольклора РГГУ.
Фольклористика и культурная антропология сегодня: Тезисы и материалы международной школы-конференции – 2012 / Сост. А.С. Архипова, С.Ю. Неклюдов, Д.С. Николаев. М.: РГГУ, 2012. 433 с. Тираж 30 экз.
В издании представлены материалы XII Международной школы-конференции по фольклористике, социолингвистике и культурной антропологии «Фольклористика и культурная антропология сегодня», организованной ЦТСФ РГГУ (Переславль-Залесский, 27 апреля – 2 мая 2012 г.)
Числа в системе культуры: Сб. ст. / Сост. М.В. Ахметова. (Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика). М.: РГГУ, 2012. 247 с. Тираж 800 экз.
Представлены работы, посвященные различным аспектам символики числа и счета, как в славянских, так и в других традициях. Счет и исчисление – одна из базовых категорий любой культуры, выполняющих не только утилитарно-прагматические функции, но и функции символические, связанные с описанием мира, конструированием картины мира. Символика числа и счета уже давно привлекает внимание исследователей, относящихся к самым разным гуманитарным дисциплинам (антропологов, этнологов, фольклористов, лингвистов, литературоведов, философов); библиография на эту тему огромна и насчитывает не одну сотню работ. Для филологов, этнографов, специалистов по фольклору и народной культуре.
In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 1 / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов и О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2012. 545 с. Тираж 1000 экз.
Альманах «In Umbra: Демонология как семиотическая система» объединил в себе работы, посвященные демонам, духам-антагонистам, в культуре разных народов. Представления о незримых врагах человека – искусителях, вредителях, агентах болезней – играют важную роль в социуме. С их помощью объясняются многие бедствия и катаклизмы – от личностных до глобальных. Демонология развивается на всех «этажах» культуры – от ученого богословия и книжности до фольклора, от средневековой миниатюры до современной рекламы и компьютерных игр. Какие представления о демонах существуют у разных народов/в разных сообществах? Какую роль играют демонологические верования в ту или иную историческую эпоху? В чем причина неослабевающего интереса писателей и художников к этой, казалось бы, малоприятной теме? Ответить на эти вопросы пытаются многие известные специалисты – историки, филологи и фольклористы – чьи работы вошли в сборник. Большинство авторов работают в рамках семиотического подхода, что позволяет изучать явление с внутренней точки зрения и преодолевать границы между разными гуманитарными дисциплинами. Альманах предназначен специалистам и студентам в области истории, искусствоведения, религиоведения, культурологии, фольклористики, социальной и культурной антропологии.
In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 2 / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов и О.Б. Христофорова. М.: Индрик, 2013. 400 с. Тираж 500 экз.
Альманах «In Umbra: Демонология как семиотическая система» объединяет работы, посвященные мифологическим персонажам – амбивалентным и вредоносным духам, «низшим» божествам, демонам. Представления о незримых врагах — искусителях, вредителях, агентах болезней – играют важную роль в культуре разных народов. С их помощью объясняют многие бедствия и катаклизмы, от личностных до глобальных. В традиционных обществах духи воспринимаются как естественные соседи человека: с ними выстраивают особые отношения, основанные на различных ритуальных и магических практиках. Демонология развивается на всех «этажах» культуры – от книжности до фольклора, от средневековой миниатюры до компьютерных игр. Образам и сюжетам, связанным с низшими духами в мировых религиях, фольклоре, искусстве и литературе посвящен альманах «In Umbra». Для студентов и специалистов в области истории, искусствоведения, религиоведения, фольклористики, социальной и культурной антропологии.
Архипова А.С. «Штирлиц шел по коридору...» Как мы придумываем анекдоты. М.: РГГУ, 2013 (Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика). 156 с. Тираж 1000 экз.
Предлагаемое издание представляет собой первое отечественное научное исследование в советской культуре, посвященное изучению причин возникновения анекдотов, пародирующих фильмы. Рассматриваются структурные и содержательные особенности анекдотов о Штирлице; проводится анализ языка анекдотов (синтаксиса, морфологии, семантики); особое внимание направлено на выявление механизмов, способствующих возникновению каламбурных кинозависимых анекдотов. Для культурологов, лингвистов, антропологов и фольклористов, а также всех интересующихся советской культурой.
Визуальное и вербальное в народной культуре: Тезисы и материалы международной школы-конференции – 2013 / Сост. А.С. Архипова, С.Ю. Неклюдов, Д.С. Николаев. М.: РГГУ, 2013. 339 с. Тираж 120 экз.
В издании представлены материалы XIII Международной школы-конференции по фольклористике, социолингвистике и культурной антропологии «Визуальное и вербальное в народной культуре», организованной ЦТСФ РГГУ (Переславль-Залесский, 26 апреля – 5 мая 2013 г.).
Фетиш и табу: Антропология денег в России: Сб. научных статей / Сост. А.С. Архипова, Я. Фрухтманн. М.: ОГИ, 2013. 528 с. Тираж 2500 экз.
Впервые в отечественной антропологии исследуется вопрос о происхождении, развитии и функционировании мифологических представлений и ритуальных практик, связанных с деньгами, на территории современной России. На большом количестве полевого материала авторы – социологи, антропологии, фольклористы, историки – показывают, как и с какой целью используется «денежная магия».
Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве: сб. статей / Сост. А. Архипова. М.: РГГУ, 2013. 470 с. Тираж 200 экз.
Опираясь на разнообразный фольклорно-этнографический материал, авторы сборника рассматривают широкий круг вопросов, посвященных изучению советской и постсоветской культуры: возникновению новых советских праздников, ритуалов и магических практик; трансформация религиозных и традиционных мифологических представлений; особенности конструирования образов вождей в разных жанровых образованиях. Для всех интересующихся историей советской и постсоветской культуры и ее связями с традициями дореволюционной России.
Запретное / допускаемое / предписанное в фольклоре / Ред.-сост. Е.Н. Дувакин, Ю.Н. Наумова. М.: РГГУ, 2013 (Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика). 304 с. Тираж 500 экз.
Сборник основан на материалах фольклористической секции XVII Лотмановских чтений «Конструкция дозволенного, или Вещи, о которых не...» (Москва, 2009 г.). Статьи, включенные в книгу, посвящены теме запретного/допускаемого/предписанного в народной культуре. Диапазон источников широк как в отношении хронологии (от древнерусских текстов до образцов современного фольклора), так и в этногеографическом плане (традиции Восточной Европы, Северной и Центральной Азии). Часть статей основываются на экспедиционных записях, впервые вводимых в научный оборот. Для специалистов в области фольклористики и этнографии, а также для всех интересующихся народной культурой Европы, Сибири и Монголии.
Христофорова О.Б. Икота: мифологический персонаж в локальной традиции М.: РГГУ, 2013 (Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика). 305 с. Тираж 1500 экз. (Ди-плом VII Общероссийского конкурса изданий для вузов «Университетская книга–2015»)
Монография посвящена исследованию феномена икоты (представлений об одержимости человека нечистым духом), сохранившегося до наших дней в локальной традиции старообрядцев-беспоповцев верховьев Камы. Анализируются генезис, семантика и прагматика данных мифологических представлений, их социально-культурные функции. Монография основана на результатах полевых исследований автора в Верхокамье в 1999-2012 гг. Для специалистов в области фольклористики, социальной и культурной антропологии, истории, религиоведения.
Сила взгляда: глаза в мифологии и иконографии / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов. М.: РГГУ, 2014. (Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика). 361 с. Тираж 1000 экз. (Диплом VII Общероссийского конкурса изданий для вузов «Университетская книга–2015»)
Богатый комплекс идей и верований, связанных с глазами и зрением, определяет множество мифологических сюжетов и мотивов, ритуальных обрядов и ритуализированных практик, изобразительных канонов и стратегий обращения с сакральными образами. Сборник посвящен глазам в мифологии и иконографии, представлениям о взгляде и зрении, а также категориям видимости и невидимости. Работы, вошедшие в сборник, демонстрируют, как функционируют эти представления в разных традициях и в разных языках культуры (фольклор, литература, визуальные образы). Для специалистов и студентов в области фольклористики, истории, социальной и культурной антропологии, религиоведения, а также широкого круга читателей.
Фольклор в поле и кабинете: знание информанта и интерпретация антрополога. Тезисы Международной школы-конференции / Сост. А. Архипова, С. Неклюдов, Д. Николаев. М.: РГГУ, 2014. 175 с. Тираж 100 экз.
В издании представлены материалы XIV Международной школы-конференции по фольклористике, социолингвистике и культурной антропологии «Фольклор в поле и кабинете: знание информанта и интерпретация антрополога», организованной ЦТСФ РГГУ (Переславль-Залесский, 30 апреля – 7 мая 2014 г.). Сборник посвящен одному из наиболее актуальных и перспективных аспектов современной фольклористики – методам полевых исследований, общим подходам к полевой работе, сбору, обработке и хранению экспедиционных материалов, коммуникативным особенностям взаимоотношений собирателя и носителя традиции. Для всех интересующихся полевыми исследованиями и теоретическими разработками по фольклористике, лингвистике и антропологии.
Демонология как семиотическая система. Тезисы докладов III научной конференции. Москва, РГГУ, 15-17 мая 2014 г. / Сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М., 2014. 119 с. Тираж 80 экз.
Демонологические представления являются важнейшей частью актуальной мифологии в народных традициях – практически повсеместно и вплоть до нашего времени. Значительное место они занимают в пространстве европейской культуры разных эпох на всех ее уровнях – богословской мысли, церковно-учительной практики, «народного христианства». В книжности и иконографии демонология испытывает влияние архаической народной культуры и в свою очередь моделирует ее образы и мотивы. В трансформированном виде демонологические образы продолжают существовать в мифологии урбанизированных «постфольклорных» культур. Они сохраняются в семантических подтекстах обыденного сознания, становятся предметом осмысления и обыгрывания в массовой культуре ХIХ–ХХ вв. Цель конференции – исследование демонологии как семиотической системы, функционирующей в устной традиции, книжности и иконографии, массовой культуре и постфольклоре. В рамках конференции планируется рассмотреть, в частности, следующие проблемы: демонологические образы и представления в актуальной мифологии, фольклоре и постфольклоре; демонологические темы в ритуалах и ритуализованном поведении; проблема визуализации невидимого и бесплотного в текстах культуры; демонологические сюжеты в книжности и визуальной традиции: взаимодействие языков изображения и письменного повествования; взаимоотношение и взаимовлияние церковной («ученой», «книжной») и народной демонологии; представления об одержимости и связанные с ним верования и практики; преследование колдовства: общие модели и локальные контексты; демонологические модели в политико-идеологическом дискурсе и визуальной пропаганде; демонизация другого: функции, риторика, социальные контексты.
Рафаева А.Р. Компьютер – Слово – Фольклор. М.: РГГУ, 2014. (Традиция—текст—фольклор: типология и семиотика). 280 с. Тираж 500 экз.
Монография посвящена сравнительно новому направлению в исследовании фольклора — компьютерной фольклористике, позволяющей использовать точные методы при изучении фольклорных текстов. Такая постановка задачи требует уточнения ряда теоретических положений, на которые опираются исследования, а также сравнения различных подходов к автоматическому анализу фольклора и используемых для этого программных средств, с указанием их возможностей, достоинств и ограничений. Описан ряд экспериментов по автоматическому и полуавтоматическому анализу русских сказок с применением программных средств, разработанных автором. Рассматриваются полученные результаты, использованные методы работы, обсуждаются достоинства и недостатки различных методов, а также перспективы дальнейших исследований. Для филологов, фольклористов и широкого круга читателей, интересующихся фольклором и вопросами автоматической обработки текста.
In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 3 / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов и О.Б. Христофорова. М.: Индрик, 2014. 464 с. Тираж 500 экз.
Альманах «In Umbra: Демонология как семиотическая система» объединяет работы, посвященные мифологическим персонажам — амбивалентным и вредоносным духам, «низшим» божествам, демонам. Представления о незримых врагах — искусителях, вредителях, агентах болезней – играют важную роль в культуре разных народов. С их помощью объясняют многие бедствия и катаклизмы, от личностных до глобальных. В традиционных обществах духи воспринимаются как естественные соседи человека: с ними выстраивают особые отношения, основанные на различных ритуальных и магических практиках. Демонология развивается на всех «этажах» культуры – от книжности до фольклора, от средневековой миниатюры до компьютерных игр. Образам и сюжетам, связанным с низшими духами в мировых религиях, фольклоре, искусстве и литературе посвящен альманах «In Umbra». Для студентов и специалистов в области истории, искусствоведения, религиоведения, фольклористики, социальной и культурной антропологии
Возякова Н.В. Испанский традиционный романс: от фольклорной традиции до блокнота собирателя. М.: РГГУ, 2014. (Традиция—текст—фольклор: типология и семиотика). 365 с. Тираж 300 экз.
Книга представляет собой первую русскоязычную монографию, посвященную современному устному испанскому романсу. На основе полевых записей ХХ-ХХI вв. автор комплексно анализирует тематические, стилистические и метрические особенности жанра. Особое внимание в кни-ге уделяется механизмам, обеспечивающим функционирование устного романса в традиционном обществе, а также скрытым механизмам, позволяющим традиционным текстам сохраняться в памяти исполнителей при отсутствии исполнительского навыка. Для специалистов в области литературоведения, романской филологии, фольклористики, этнологии, культурной антропологии и психологии, а также широкого круга читателей, интересующихся общегуманитарными проблемами.
«Мы не немы!» Антропология протеста в России 2011–2012 годов / Сост. А. Архипова, М. Алексеевский. Тарту, 2014. 336 c.
Что общего между В.В. Путиным и удавом Каа? Зачем нужно брать на митинг протеста презервативы? Почему участников российских оппозиционных митингов называют хомячками? Чем больше лет проходит со времени массовых митингов протеста в России 2011–2012 гг., тем сложнее неподготовленному читателю ответить на эти вопросы. Группа российских антропологов, фольклористов, лингвистов, социологов и культурологов объединила свои усилия, чтобы комплексно исследовать одно из самых ярких явлений общественной жизни постсоветской России – волну протестов, связанных с результатами выборов в Государственную Думу в декабре 2011 года. Проанализировав социальные, фольклорные и лингвистические явления, стоящие за уличными акциями протеста, авторы сборника разбираются в том, зачем сторонники честных выборов делали смешные самодельные плакаты, приходили на демонстрации в странных костюмах и раздавали всем окружающим «кровавые доллары Госдепа» с портретами Барака Обамы и Хиллари Клинтон.
Джекобсон М., Джекобсон Л. Песенный фольклор советских тюрем и лагерей как исторический источник: 1917-1991 / Подгот. текста Н.Н. Рычковой. М.: РГГУ, 2014. 424 c. Тираж 1000 экз. (Традиция—текст—фольклор: типология и семиотика). (Диплом VII Общероссийского конкурса изданий для вузов «Университетская книга–2015»)
Настоящая книга является исправленным изданием двухтомника фольклорных песен заключенных, вышедшего в 2001 г. Материалы включают десятки новых записей тюремного фольклора, а также тексты, извлеченные из редких изданий и архивов. Большинство песен отражают песенные традиции заключенных в советских тюрьмах и лагерях. Однако популярность песен позволяет предположить, что взгляды, высказанные в них, были известны в России. И потому песни могут служить источником для изучения отношения к власти не только заключенных, но и значительной части русскоязычного населения страны. Для специалистов по фольклористике, аспирантов и студентов, а также для всех интересующихся современным фольклором.
Архипова А.С. Радио ОБС, птица Обломинго и другие языковые игры в русском фольклоре. М.: Форум-Неолит, 2015. 172 с. Тираж 300 экз.
Желая сообщить о непроверенном статусе информации, мы говорим: «по сообщению радио ОБС ("Одна баба сказала")»; когда мы хотим сказать, что планы провалились, мы сообщаем: «прилетела птица Обломинго». Мы сталкиваемся с различными явлениями этого типа каждый день, однако до сих пор не существовало исследований, посвященных изучению языковых игр в современном русском фольклоре. Книга рассчитана на антропологов, лингвистов, фольклористов, культурологов и всех, кого интересует современный городской фольклор.
Антрополог глазами информанта / Информант глазами антрополога: коллективная монография / Под ред. А.С. Архиповой, Н.Н. Рычковой; Предисл. Н.Н. Рычковой, Н.В. Петрова. М.: Форум-Неолит, 2015. 368 с. Тираж 500 экз.
В книге вниманию читателя предлагается опыт рассмотрения целого спектра проблемных вопросов, с которыми сталкивается любой исследователь – и имеющий полевой опыт, и впервые собирающийся в поле. Каким образом установить контакт? Как конструируется и интерпретируется интервью? Как работать в «своем» и «чужом» поле? Этим и другим вопросам посвящены работы и опытных, и начинающих исследователей. Практически все статьи написаны на основе новейших материалов, собранных этнографами, антропологами, фольклористами, этномузыковедами, лингвистами в экспедициях и в архивах. Книга будет полезна всем, кто интересуется проблемами полевых и «кабинетных» исследований, и самому широкому кругу читателей.
Фольклористика и культурная антропология сегодня II: Сборник тезисов Международной научной конференции молодых ученых / Cост. А.С. Архипова, Д.С. Николаев, Н.Н. Рычкова. М.: РГГУ, 2015. 133 c. Тираж 60 экз.
В сборнике материалов молодежной научной конференции, организованной ЦТСФ РГГУ 5-8 марта 2015 г., рассматриваются актуальные вопросы фольклористики: традиционные ритуалы и их трансформации, демонологические персонажи в различных культурах, гендерные и этнические представления в фольклоре, городские тексты и практики, взаимоотношения фольклора и наивной литературы. Для студентов, аспирантов и всех интересующихся проблемами современной фольклористики.
Антропология власти: фольклорные тексты, социальные практики: Материалы XV Международной школы-конференции по фольклористике, социолингвистике и культурной антропологии / Сост. А.С. Архипова, С.Ю. Неклюдов, Д.С. Николаев, Н.Н. Рычкова. М.: РГГУ, 2015. 240 с. Тираж 100 экз.
В издании представлены статьи, написанные на основе докладов, представленных на XV Международной школе-конференции по фольклористике, социолингвистике и культурной антропологии. В каждом разделе рассмотрен определенный аспект взаимодействия обычных людей с представителями власти. Для студентов, аспирантов, научных сотрудников филологических, социологических и исторических специальностей.
Ситуация постфольклора: городские тексты и практики / Сост. М.В. Ахметова, Н.В. Петров. М.: Форум, 2015. Тираж 300 экз.
В книге представлены материалы научной конференции "Ситуация постфольклора: городские тексты и практики", проведенной Лабораторией теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС 3-4 апреля 2014 г. В сборник вошли статьи о современном фольклоре (постфольклоре) и об истории его собирания, о ритуализованных практиках в современном городе, о субкультурах, о городском "локальном тексте". Для специалистов в области фольклористики, этнологии, культурологии и широкого круга читателей.
Неклюдов С.Ю. Поэтика эпического повествования: пространство и время. М.: Форум, 2016. 216 c. Тираж 700 экз. (Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика)
Книга посвящена поэтике пространственно-временных структур эпоса (прежде всего, русской былины), что позволяет довольно полно описать его нарративные особенности и возможности. Хронотипические отношения в повествовательной структуре фольклорных текстов, в том числе героического эпоса, рассматриваются как "координаты системы" соотносящие отдельные сюжетные единицы как между собой, так и с элементами, лежащими вне данного текста и вне данного жанра. Различаются два взаимосвязанных аспекта исследования "эпического хронотопа": во-первых, описание пространственно-временной картины эпического мира с ее статическими и динамическими характеристиками, а во-вторых, описание сюжета через его "топографический" и темпоральный контекст, выявление регулярных соответствий между этими характеристиками и сюжетно значимыми элементами текста.
Свое среди чужого, чужое среди своего: [Сб. статей] / Ред.-сост. Е.Е. Жигарина, Ю.Н. Наумова. М.: Форум, 2016. 264 c. Тираж 500 экз. (Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика)
Статьи, включенные в книгу, посвящены изучению моделей описания и конструирования "своего" и "чужого" в традиционной культуре. В большинстве статей авторы опираются на собственные экспедиционные материалы и под разным исследовательским фокусом описывают один из аспектов данной темы. Сборник основан на материалах фольклорной секции XVIII Лотмановских чтений .Свое среди чужого, чужое среди своего. (Москва, 2010). Книга будет интересна специалистам в области фольклористики, этнографии и антропологии, а также широкому кругу читателей
Genius Loci: Cборник статей в честь 75-летия С.Ю. Неклюдова / Сост. М.В. Ахметова, Н.В. Петров, О.Б. Христофорова (отв. ред.). М.: Форум, 2016. 640 c. Тираж 500 экз. (Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика)
Сборник посвящен юбилею С.Ю. Неклюдова – основателя школы теоретической фольклористики, созданной в Российском государственном гуманитарном университете. В книге представлены работы нескольких поколений ученых, занимающихся исследованием традиционного и современного фольклора и мифологии; ими рассматриваются различные фольклорные жанры (загадка, песня, сказка, быличка, предание, заговор), исследуются мифо-ритуальные традиции разных континентов (Европы, Азии и Африки) и эпох (от средневековья до ближайшей современности). Для специалистов в области фольклористики, антропологии, истории, культурологии, а также для широкого круга читателей, интересующихся фольклором и мифологией народов мира
In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 4 / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.: Индрик, 2015. Тираж 500 экз.
Альманах «In Umbra: Демонология как семиотическая система» объединяет работы, посвященные мифологическим персонажам – амбивалентным и вредоносным духам, «низшим» божествам, демонам. Представления о незримых врагах – искусителях, вредителях, агентах болезней – играют важную роль в культуре разных народов. С их помощью объясняют многие бедствия и катаклизмы, от личностных до глобальных. В традиционных обществах духи воспринимаются как естественные соседи человека, отношения с которыми определяют многое в культурном обиходе. Демонология развивается на всех «этажах» культуры – от книжности до фольклора, от средневековой миниатюры до компьютерных игр. Образам и сюжетам, связанным с низшими духами в мировых религиях, фольклоре, искусстве и литературе, посвящен альманах «In Umbra». Для студентов и специалистов в области истории, искусствоведения, религиоведения, фольклористики, социальной и культурной антропологии
Newslore и medialore в современном мире: фольклоризация действительности. Тезисы докладов международной научной конференции. Москва, РАНХиГС, 3–4 апреля 2015 / Сост. А.С. Архипова, М.И. Байдуж. Ред. М.А. Ахметова. М.: Издательский дом «Дело», 2015. Тираж 100 экз.
В сборник включены тезисы докладов международной научной конференции «Newslore и medialore в современном мире: фольклоризация действительности», посвященной исследованию текстов, которые появляются на стыке фольклора и медийных форм в качестве непосредственной реакции общества на актуальные события сегодняшнего дня (newslore и medialore). Авторы рассматривают различные аспекты фольклоризации действительности в современной городской среде, механизмы формирования новейших «мемов», обращаются к изучению современной эсхатологии, мифологических персонажей в текстах medialore, а также к соотношению неподцензурных фольклорных (постфольклорных, парафольклорных) традиций с пропагандистскими формами и советского, и постсоветского времени. Для всех интересующихся вопросами современной фольклористики, социальной антропологии и урбанистики
Вестник РГГУ. Научный журнал. Сер. История. Филология. Культурология. Востоковедение. М.: РГГУ, 2015. № 6. «Песня в русском фольклоре XX века» / Отв. за выпуск Н.Н. Рычкова. Тираж 1050 экз.
Выпуск «Вестника» посвящен проблематике песни в русском фольклоре XX века, а также содержит материалы к библиографии городской песни и рецензию на новые издания в алтайской фольклористике.
Антропология пространства: Сборник тезисов конференции молодых ученых / Сост. Д.С. Николаев, Н.Н. Рычкова. М.: РГГУ, 2016. 70 с. Тираж 60 экз.
Сборник представляет собой материалы одноименной конференции, прошедшей в РГГУ в марте 2016 г. В докладах участников пространство рассматривается с разных ракурсов: пространство внутри фольклорных жанров (песен, быличек, преданий); городское пространство и сельское пространство с точки зрения его жителей; интернет-пространство, а также пространство певческой деятельности. Для студентов, аспирантов, научных сотрудников филологических, социологических и исторических специальностей.
Методы и концепции в фольклористике и культурной антропологии (конец XX — начало XXI в.: Материалы XVI Международной школы-конференции по фольклористике, социолингвистике и культурной антропологии / Сост. А.С. Архипова, С.Ю. Неклюдов, Д.С. Николаев, Н. Н. Рычкова. М.: РГГУ, 2016. 208 с. Тираж 100 экз.
В настоящем издании на примере разнообразного материала – от традиционных фольклорных жанров (былички, колядки, поверья) до источников, попавших в поле зрения исследователей совсем недавно (язык интернета, следственные дела, акции протеста) – показано применение различных методов из арсенала фольклористики, социологии, антропологии. Кроме того, уделено внимание методам работы в поле, проблемам составления указателей и создания баз данных. Для студентов, аспирантов, научных сотрудников филологических, социологических и исторических специальностей.
Демонология как семиотическая система. Тезисы докладов IV Международной научной конференции. Москва, РГГУ, 15–17 июня 2016 г. / Сост. и ред. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М., 2016 (электронная публикация: Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика [Офиц. сайт]. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/2016_demonology4.pdf).
Демонологические представления являются важнейшей частью актуальной мифологии – практически повсеместно и вплоть до нашего времени. Значительное место они занимают в пространстве европейской культуры разных эпох на всех ее уровнях – богословской мысли, церковно-учительной практики, «народного христианства». Цель конференции – исследование демонологии как семиотической системы, функционирующей в устной традиции, книжности и иконографии, массовой культуре и постфольклоре. В рамках конференции рассматриваются следующие проблемы: демонологические образы и представления в актуальной мифологии, фольклоре и постфольклоре; демонологические темы в ритуалах и ритуализованном поведении; демонологические сюжеты в книжности и визуальной традиции, с особым интересом к взаимодействию языков изображения и письменного повествования; взаимоотношение и взаимовлияние церковной («ученой», «книжной») и народной демонологии в разнообразных вернакулярных теориях и практиках; представления об одержимости и связанные с ними практики; вера в колдовство: общие модели и локальные контексты; демонологические модели в политико-идеологическом дискурсе и визуальной пропаганде; демонизация «другого»: функции, риторика, социальные контексты.
In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 5 / Отв. ред. сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.: Индрик, 2016. 360 с. Тираж 500
Альманах «In Umbra: Демонология как семиотическая система» объединяет работы, посвященные мифологическим персонажам — амбивалентным и вредоносным духам, «низшим» божествам, демонам. Представления о незримых врагах — искусителях, вредителях, агентах болезней — играют важную роль в культуре разных народов. С их помощью объясняют многие бедствия и катаклизмы, от личностных до глобальных. В традиционных обществах духи воспринимаются как естественные соседи человека, отношения с которыми определяют многое в культурном обиходе. Демонология развивается на всех «этажах» культуры — от книжности до фольклора, от средневековой миниатюры до компьютерных игр. Образам и сюжетам, связанным с низшими духами в мировых религиях, фольклоре, искусстве и литературе, посвящен альманах «In Umbra». Для студентов и специалистов в области истории, искусствоведения, религиоведения, фольклористики, социальной и культурной антропологии.
Христофорова О.Б. Одержимость в русской деревне. М.: Неолит, 2016. 392 с. Тираж 500
Книга посвящена исследованию феномена одержимости в его русском варианте. Анализируются генезис, семантика и прагматика связанных с этим феноменом мифологических представлений и практик, их роль в жизни индивидов и сообществ, а также обобщены существующие лингвистические, историко-культурные, социально-антропологические и медицинские интерпретации феномена одержимости. Книга основана на результатах полевых исследований автора 1999-2016 гг. среди старообрядцев-беспоповцев верховьев Камы; для сопоставления приводятся данные других исследователей. В приложении публикуется новая версия структуры Указателя сюжетов и мотивов быличек и поверий об икоте. Сам Указатель, а также пополняемый корпус мифологических текстов об икоте расположены в сети Интернет. Книга предназначена специалистам и студентам в области фольклористики, религиоведения, социальной, культурной и медицинской антропологии.
Неклюдов С.Ю. Литература как традиция. 1. Темы и вариации. М.: Индрик, 2016. 520 с., ил.
Литература и фольклор как объекты научного рассмотрения обладают принципиально различной природой. Тем не менее в текстах книжной традиции, как и в фольклоре, можно наблюдать движение формальных и содержательных элементов, мотивов и их сюжетных воплощений, используя при этом опыт, связанный скорее с исследовательскими навыками фольклористики. Изучение литературы «как фольклора» предполагает исследование книжного текста только в качестве очередной интерпретации неких устойчивых тем (иногда уходящих своими корнями в глубокую древность), и тогда индивидуальное творчество писателя можно рассматривать лишь с точки зрения его способности использовать для выражения определенной идеи те семантические элементы, которые предоставляют ему литературная и культурная традиции. В этом смысле допустимо говорить об общих для литературы и фольклора принципах сюжетопорождения и текстуализации, семантических преобразований и жанровых трансформаций. Изучению этих принципов и посвящена предлагаемая читателю книга.
Неклюдов С.Ю. Литература как традиция. Т. 2. Легенда о Разине: персидская княжна и другие сюжеты М.: Индрик, 2016. 552 с. Тираж 800
Обилие разновременных устных и письменных материалов, относящихся к фигуре Степана Разина и к его деятельности, предоставляет богатые возможности для исследования процесса сложения «разинской легенды» — и в фольклоре, и в литературе. Разин в ней — персонаж не исторический, а мифологический, балладный, фольклорно-утопический, романтический, созданный народной фантазией, религиозной и социальной идеологией, политическими предпочтениями и творческим воображением авторов. Центральный эпизод этой легенды — рассказ об утоплении Разиным пленной персидской княжны, по-видимому, возникший в казацком фольклоре еще при жизни Разина на основе ритуалистического сюжета о принесении девушки в жертву речному духу. Позднее легенда приходит в соприкосновение с тематикой фольклорных баллад, а также народной драмы «Лодка», но в своей «исходной» полноте не сохраняется устной традицией. Однако она порождает огромное количество литературных, театральных, кинематографических, живописных, скульптурных, музыкальных переработок, а популярная песня на стихи Д.Н. Садовникова («Из-за острова на стрежень…», 1883) возвращает сюжет в устную традицию, оказывая уже вторичное влияние на доживший до нашего времени фольклор о Разине.
Петров Н.В. Русский эпос: герои и сюжеты. М.: Неолит-Редкая птица, 2017. 280 с. Триаж 500
В книге рассматривается происхождение русского эпоса, его жанровый состав, детально разбираются структурные и сюжетные особенности былин, рассказывается о типологии сюжетов и персонажей. Автор исходит из следующего положения: эпос не является отражением определенного исторического события или ряда таких событий, а представляет собой набор сюжетных схем, в которые может включаться на разных этапах разнородный исторический или квазиисторический материал. Именно поэтому имена героев, характеристики времени и пространства анализируются здесь в связи с их сюжетными функциями. Издание адресовано фольклористам, специалистам в области эпосоведения, читателям, интересующимся поэтикой устного текста.
Вестник РГГУ. Научный журнал. Сер. История. Филология. Культурология. Востоковедение. М.: РГГУ, 2016. № 12 (21) / Отв. за выпуск Ю.Н. Наумова. Тираж 1050
Антропология времени: Сборник тезисов конференции молодых ученых / Сост. Н.С. Петрова, Н.Н. Рычкова. М.: РГГУ, 2017. 92 с. Тираж 50
Сборник представляет собой материалы одноименной конференции, прошедшей в РГГУ в марте 2017 г. Работы посвящены анализу категории времени в различных историко-политических контекстах, в обрядовых практиках и фольклорных жанрах разных народов, показано отношение ко времени отдельных социальных групп. Для студентов, аспирантов, научных сотрудников филологических, социологических, антропологических и исторических специальностей
Фальсификации и ошибки в фольклористике и культурной антропологии: сб. тезисов и материалов XVII Международной школы-конференции / Сост. А.С. Архипова, С.Ю. Неклюдов, Д.С. Николаев, Н.Н. Рычкова. М.: РГГУ, 2017. 190 с. Тираж 100
Учет разного рода намеренных и ненамеренных фальсификаций – одна из самых сложных задач исследователей. Случаем ошибочных трактовок, неправильного использования тех или иных данных в различных науках: фольклористике, антропологии, лингвистике, социологии, истории, психологии и психиатрии, биологии и физической антропологии – и посвящен предлагаемый сборник тезисов, составленных по материалам XVII Международной школы-конференции «Фальсификации и ошибки в фольклористике и культурной антропологии».
In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 6 / Отв. ред. сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.: Индрик, 2017. 344 с. Тираж 500
Альманах «In Umbra: Демонология как семиотическая система» объединяет работы, посвященные мифологическим персонажам — амбивалентным и вредоносным духам, «низшим» божествам, демонам. Представления о незримых врагах — искусителях, вредителях, агентах болезней — играют важную роль в культуре разных народов. С их помощью объясняют многие бедствия и катаклизмы, от личностных до глобальных. В традиционных обществах духи воспринимаются как естественные соседи человека, отношения с которыми определяют многое в культурном обиходе. Демонология развивается на всех «этажах» культуры — от книжности до фольклора, от средневековой миниатюры до компьютерных игр. Образам и сюжетам, связанным с низшими духами в мировых религиях, фольклоре, искусстве и литературе, посвящен альманах «In Umbra». Для студентов и специалистов в области истории, искусствоведения, религиоведения, фольклористики, социальной и культурной антропологии.
Сваренный шаман, лживая рабыня и другие: Задачи по культурной антропологии, фольклористике, социолингвистике / Сост. А.С. Архипова. С.А. Бурлак, А.Ч. Пиперски. М.: РГГУ, 2017 (3-е изд., перераб.). 340 с. Тираж 500 (Традиция—текст—фольклор: типология и семиотика).
Книга включает в себя 128 задач (с решениями), подобранных по темам: "Миф и ритуал", "Структура фольклорного текста", "Функционирование фольклорного текста", "Семантика пространства", "Системы именования", "Календарь и времяисчисление", "Язык и общество" и т.д. Сборник демонстрирует системный подход к изучению многообразного фольклорного материала, рассматриваемого в различных аспектах (с точки зрения структуры общества, внутренней структуры языка, типологии текстов). В отечественной фольклористике это первый опыт такого рода, раньше существовали лишь сборники лингвистических задач. Издание рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов филологических, исторических, культурологических, антропологических и лингвистических специальностей
Памятники книжного эпоса Запада и Востока : коллективная монография / сост. и ред. С.Ю. Неклюдов, Н.В. Петров ; сост. указ. С.С. Макаров. – М. : ИНФРА-М, 2018. 482 с. (Научная мысль).
В фольклористике и литературоведении книжным эпосом обычно называют тексты древней и средневековой словесности, которые, как предполагается, непосредственно отражают устные эпические традиции, но получают окончательную обработку уже в ходе их литературной фиксации. В породивших же их культурах и национальных литературных традициях они занимают разное положение; соответственно, могут существенно различаться и проблемы их исследования. В центре внимания авторов книги находятся книжные эпосы (от шумерских текстов до русских былин) – застывшие отголоски живой традиции. Изучение книжного эпоса, предпринятое еще в XIX веке, является началом научного эпосоведения, а ревизия сведений об этих памятниках, осуществленная современными крупными учеными, делает «Памятники книжного эпоса Запада и Востока» фундаментальной монографической энциклопедией, востребованной в современной гуманитарной науке.