Н. Зайцева, Санкт-Петербург
Театральная петербургская легенда (по материалам наблюдений и записей в теат-ре им. Ленсовета)1. В данной работе рас-сматриваются фольклорные тексты, записанные от актеров Санкт - Петербургско-го театра имени Ленсовета, а также результаты наблюдений закулисной жизни те-атра. Мы фиксировали мистические представления, имеющие хождение в актер-ской среде. Мистика представлена в нескольких жанрах. Первый - приметы, которые являются своеобразными формами поведения. Их надо придерживаться и им нельзя противоречить. Второй -- леген-дарные рассказы о людях и спектаклях, способных вызвать неприятности и стать причиной различных несчастий (провала спектакля, разрушения декораций, болез-ни и смерти актеров). Третий - актерские байки: истории о том, что происходит с актером, если он не придерживается принятых в этой среде неформальных правил поведения: не исполняет примет, не принимает участия в общепринятых ритуа-лах. Приметы указывают действия, которые, по актерским по-вериям, могут стать причиной неудач и провалов спектакля, тем самым табуируя эти действия. С другой стороны, они предписывают те действия, которые нужно совершать во избежание промахов. Легенды и байки касаются того, что реально существует и о том, что нельзя изменить: "режиссеры с отрицательным обаянием", которые приносят неприятности; "трагедийные спектакли", но не по драматургии, а те, постановка которых приносит несчастье всем актерам, занятым в спектакле. При этом легендарные нарративы связаны с приметами. В них рассказывается об актерах, которые противоречили театральным нормам. Легенды всегда заканчива-ются трагедией и никогда не имеют счастливого конца. Мы рассматриваем мистические представления как один из способов подкрепления норм актерского сообщества. В мистических текстах фиксируются типовые ситуа-ции и культурные образцы поведения в этих ситуациях. Актер, зная о приметах и о том, что произошло с теми, кто их не придерживался, стремится вести себя так, а не иначе, чтобы избежать неудач и провалов. Мы рассматриваем в докладе основ-ные ситуации (чаще всего проблемные), модели и нормы поведения, отмеченные в актерском мистическом фольклоре. Большинство из этих норм определяют прави-ла поведения в театральном пространстве (выделяется ряд локусов: сцена, зал, те-атральный буфет, гримерка), формы общения и взаимопомощи в актерском сооб-ществе. Мистический смысл приобретают некоторые черты характера актеров и режиссера, их повседневные действия (переодевание, прием пищи и проч.). От-дельно рассматриваются театральные ритуалы и обычаи (обмывание первой роли ("мир входящему"), премьеры и проч.).
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|