Мифо-ритуальные традиции Монголии
Материалы к указателю
мотивов, связанных с шаманами
Записи экспедиций
ЦТСФ РГГУ в Монголию (2006–2009 гг.)
и Казахстан (2009–2010 гг.)
Сост. Е.Н. Дувакин
I. ПОЯВЛЕНИЕ ШАМАНОВ.
ШАМАНЫ И ДУХИ
I.1. Появление шаманов
a. шаманы (баксы) были всегда
(КПД 2009: Айтай, 1978 и его мать Нагима Сапаргали,
род. 1942).
I.2. Кто может быть
духом-помощником шамана?
a. лусы (МЭ 2006: Сугирын Богд-Очир;
2007: Ринчиндаваа) и савдаки (МЭ 2006: Сугирын
Богд-Очир; 2007: Ринчиндаваа);
b. души умерших дзайранов и удган
(МЭ 2007: Ринчиндаваа);
c. чутгур (МЭ 2007: Ринчиндаваа);
d. джинн (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда
(инф. 1), 1930).
I.3. Призывание, поиски
и обучение онгонов
a. шаман призывает/притягивает
онгонов, играя на хэл-хуре (МЭ
2007: Хурэл-Очир);
b. шаманы узнают с помощью колотушки,
где находится онгон (МЭ 2007: Д. Цэрмаа-гуай);
с. шаманы берут
своих онгонов из каменной стелы на Даян-Дэрхи
(МЭ 2007: Д. Цэрмаа-гуай);
d. шаман выкапывает себе онгонов
(заточённых савдаков) из-под камней (МЭ
2007: Ринчиндаваа);
e. шаманы призывают онгонов
с неба (МЭ 2007: 3. Хандсурэн);
f. дархатские шаманы получают
свои онгоны от Хурмаст-тэнгри (МЭ 2007: Намдагийн
Дагвадорж);
g. обучение онгонов:
g.1. шаман обучает онгонов своему
языку (МЭ 2007: Ринчиндаваа);
g.2. шаман обучает онгонов выполнять
команды (МЭ 2007: Ринчиндаваа).
h. шаман не понимает языка онгонов
другого шамана (МЭ 2007: Ринчиндаваа).
I.4. Способы общения
с духами(-помощниками)
a. духи (онгоны / джинны) вселяются
в шамана / приходят к шаману (МЭ 2006: Сугирын
Богд-Очир; Жагдсумын Наммжил гуай; 2007:
Увгуний Лханаажав; Ринчиндаваа; 2008: Ч. Дондов;
КПД 2009: Кулен Кайбар, 1942, его жена Шарыпкан
Тейбе, 1947; Баймұрат Ардақ, 1963; 2010: Мамбетул
Зайнулда (инф. 1), 1930);
b. шаман оставляет свою душу
и встречается с душами онгонов (?) (МЭ 2007:
Хурэл-Очир).
I.5. Признаки контакта
с духами
a. изменение цвета кожи:
a.1. когда духи приходят к шаману,
он становится красным (КПД 2009: Кулен Кайбар,
1942, его жена Шарыпкан Тейбе, 1947).
I.6. Подчинение, использование
и почитание духов
a. шаман (баксы) подчиняет:
a.1. джиннов (КПД 2009: Айтай, 1978
и его мать Нагима Сапаргали, род. 1942);
a.2. шайтанов (КПД 2009: Кәрiбала
Күпай);
b. способ подчинения:
b.1. шаманская музыка: шаман (баксы),
играя на домбре, подчиняет
духов (джиннов) (КПД 2009: Кулен Кайбар, 1942,
его жена Шарыпкан Тейбе, 1947);
b.2. похищенные волосы: шаман
(баксы) похищает и прячет между ступнёй
и подошвой волосы шайтана (КПД 2009: Кәрiбала
Күпай);
с. договор со
злым духом:
с.1. договор
с шайтаном: шайтан обещает не вредить в течение n-количества колен
(КПД 2009: Кәрiбала Күпай).
d. использование духов:
d.1. духи (онгоны) как средство
передвижения (МЭ 2007: Хурэл-Очир; Ринчиндаваа;
Д. Цэрмаа-гуай).
d.2. шаман заставляет онгонов
собирать еду (МЭ 2007: Ринчиндаваа).
e. шаманы почитают своих духов
(онгонов), поднося им кровь (МЭ 2007: Д. Цэрмаа-гуай).
I.7. Духи умерших
а. шаман (баксы)
может вызывать духов своих умерших
родителей (КПД 2010: [Саутке] (инф.
4), 1937 (?) и Кабира Школ (инф. 5), 1945).
I.8. Шаманская сила
a. шаманская сила зависит от
количества духов: чем их больше, тем сильнее
шаман (баксы) (КПД 2009: Тастанбек Ырысалды,
1935).
I.9. Характер шамана
и онгон
a. характер шамана зависит от
того, какой онгон у этой линии шаманов
(МЭ 2007: Увгуний Лханаажав).
I.10. Слова духов
a. когда шаман камлает, он передает
слова онгона через человека, который
находится рядом (переводчика) (МЭ 2007: Д.
Цэрмаа-гуай).
II. СТАНОВЛЕНИЕ ШАМАНА.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ШАМАНСКИХ СИЛ
II.1. Выбор кандидата
и его осведомление
a. кандидата в шаманы выбирают:
a.1. духи (джинны) (КПД 2009: Бесiкбай,
1958);
a.2. шаман (баксы) (КПД 2009: Тастанбек
Ырысалды, 1935);
b. кандидат заранее узнаёт о
своём шаманском будущем:
b.1. ему снятся сны о шаманской
силе (КПД 2009: Кулен Кайбар, 1942, его жена
Шарыпкан Тейбе, 1947).
II.2. Роль наследственности
a. шаманский дар передаётся
по наследству (МЭ 2007: Увгуний Лханаажав;
3. Хандсурэн; БЭ 2009: Бардуев Бадма-Доржи
Пылович; Дамеев Даниил Данзанович);
b. если в роду не было шамана
(баксы), то стать им всё равно можно (КПД
2010: Султаев Серiк Тiлеболдинович (инф.
2), 1960).
II.3. От шамана к шаману
a. способности передаются от
баксы к баксы, при этом они не являются
родственниками (КПД 2009: Бесiкбай, 1958);
b. знания передаются от баксы
к баксы через подарок (КПД 2009: Бесiкбай,
1958);
c. передача шаманских способностей
и вселение духов-помощников происходят
разновременно (КПД 2009: Тастанбек Ырысалды,
1935).
II.4. Вселение духов
а. человек становится шаманом
(баксы) в результате вселения джиннов
(КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930),
в частности джинна птицы:
a.1. беркут (КПД 2009: Бесiкбай, 1958);
a.2. сова (КПД 2009: Бесiкбай, 1958);
b. человек становится шаманом
(баксы) в результате вселения духов предков
(КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930);
с. причины вселения духа (джинна)
птицы:
c.1. шаман появляется в семье
благодаря удочерению найденных близнецов
(КПД 2009: Бесiкбай, 1958).
II.5. Шаманская болезнь
a. человек становится шаманом
после болезни (БЭ 2009: Цыренжапова Нина
Найдановна; Бардуев Бадма-Доржи Пылович;
Жамьянова Цырен-Ханда Жансуевна; КПД
2009: Тастанбек Ырысалды, 1935; Кулен Кайбар,
1942, его жена Шарыпкан Тейбе, 1947; 2010: Мамбетул
Зайнулда (инф. 1), 1930; инф. 9);
b. шаманскую болезнь сопровождают:
b.1. обмороки (КПД 2010: Мамбетул
Зайнулда (инф. 1), 1930);
b.2. побеги [из дома] (КПД 2010: Мамбетул
Зайнулда (инф. 1), 1930);
b.3. частичный паралич (КПД 2010:
инф. 9);
b.4. видения (КПД 2010: инф. 9);
c. прекращение шаманской болезни:
c.1. шаманская болезнь прекращается
после ночёвки на кладбище, на могиле шамана
(баксы) (КПД 2010: инф. 9).
II.6. Шаманское детство
a. перемещения младенца: колыбель
с ребёнком исчезает из комнаты и появляется
недалеко от дома (КПД 2009: Кулен Кайбар,
1942, его жена Шарыпкан Тейбе, 1947);
b. правила для ребёнка, который
может стать баксы: благочестие (КПД 2010:
Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930).
II.7. Перемещение шаманских
сил
a. шаман (баксы) забирает способности
у кандидата в шаманы (КПД 2009: Кулен Кайбар,
1942 , его жена Шарыпкан Тейбе, 1947; Тастанбек
Ырысалды, 1935; Алпамыс);
b. шаман (баксы), неспособный
вести благочестивый образ жизни, просит
другого шамана забрать свою силу (КПД
2009: Тастанбек Ырысалды, 1935);
с. шаманы (баксы) высших степеней
могут забрать джиннов шаманов (баксы)
низших степеней (КПД 2010: Султаев Серiк
Тiлеболдинович (инф. 2), 1960).
III. ШАМАНСКИЕ ПРАВИЛА
И ПРАВИЛА ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ.
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
ШАМАНА
III.1. Запреты и предписания
вокруг шамана
а. необходимо хорошо обращаться
с духами, иначе они уйдут (КПД 2009: Тастанбек
Ырысалды, 1935);
b. благочестивый образ жизни
(КПД 2009: Тастанбек Ырысалды, 1935; 2010: Мамбетул
Зайнулда (инф. 1), 1930 и Керембай Жанат (инф.
3), 1928).
III.2. Предназначение
и принципы шамана
a. шаманы стараются ради добра,
для людей (МЭ 2007: Хурэл-Очир).
b. главный принцип шамана –
не причинять вред людям (МЭ 2007: Д. Цэрмаа-гуай).
III.3. Правила для окружающих
a. простые люди не берут в руки
посуду и вещи шамана (баксы) (КПД 2010: Мамбетул
Зайнулда (инф. 1), 1930 и Керембай Жанат (инф.
3), 1928).
b. процесс лечения:
b.1. люди смотрят на лечение сквозь кереге юрты
(КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930; Абайхан
Тойлыбай (16 инф.)).
IV. РАЗНОВИДНОСТИ
ШАМАНОВ. ЖЕНЩИНЫ-ШАМАНЫ
IV.1. Пеший шаман (явган бо)
a. устраивает все недалеко от
дома, в своей местности (МЭ 2007: Ринчиндаваа);
b. камлает без одеяния (МЭ 2007:
Ринчиндаваа);
c. не использует
бубна, а играет на музыкальном инструменте хур (МЭ 2007: Ринчиндаваа).
IV.2. Шаман на коне
(морьтой бо)
a. имел такую силу, что мог заставить
своего онгона обойти землю почти целиком
(МЭ 2007: Ринчиндаваа);
b. использует бубен, звук которого
слышан далеко по ветру, по воздуху человеку,
находящемуся в пути (МЭ 2007: Ринчиндаваа).
IV.3. Женщины-шаманы
a. раньше не было женщин-баксы
(КПД 2009: Алпамыс);
b. в незамужней женщине поселяются
джинны (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф.
1), 1930 и Керембай Жанат (инф. 3), 1928);
c. девушки-баксы связаны с шайтанами
(КПД 2009: Алпамыс).
V. ШАМАНСКИЙ КОСТЮМ
V.1. Изготовление
а. шаман (баксы) вышивает свою
одежду сам, без чьей-либо помощи (КПД 2009:
Бесiкбай, 1958).
V.2. Цвет
a. шаман обязательно носит что-нибудь
белое («одежда баксы в Китае») (КПД 2010:
Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930).
VI. лечебная и охранительная
деятельность шамана
VI.1. Помощь женщинам
и детям
a. шаманка и шаман (баксы) лечат
от бесплодия (КПД 2010: [Саутке] (инф. 4), 1937
(?) и Кабира Школ (инф. 5), 1945; инф.
11, 1949);
b. помощь с рождением ребёнка:
мудрый совет (без указания на противодействие
шайтанов):
b.1. мужу и жене: перезимовать
одну зиму на другой части реки (КПД 2009:
Бекуан Монголхан);
b.2. женщине: переночевать на
могиле Қожа ата (КПД 2009: Унсынған Сағындықова,
1943);
с. защита женщин и детей:
с.1. сидит на шаныраке в виде
орла и не позволяет духам забрать детей
из живота матери (КПД 2009: Бекуан Монголхан);
с.2. помощь при родах: шаман (баксы)
посылает беркута охранять роженицу от
шайтанов и албасты (КПД 2010);
с.3. не позволяет духам забрать
младенцев (КПД 2009: Бекуан Монголхан).
VI.2. Диагноз
a. шаман (баксы) ставил диагноз
и выяснял способ лечения с помощью лопатки
барана (КПД 2009: Бесiкбай, 1958);
b. женщина-шаман (баксы) ставила
диагноз по ладони (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда
(инф. 1), 1930 и Керембай Жанат (инф. 3), 1928);
с. шаман (баксы)
называет животное-покровителя больного
(КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф.
1), 1930).
VI.3. Конь шамана
а. конь шамана
(баксы) предсказывает излечение / смерть (КПД 2009: Кулен Кайбар,
1942, его жена Шарыпкан Тейбе, 1947);
b. шаман (баксы) въезжает в юрту
больного на коне (КПД 2009: Тастанбек Ырысалды,
1935).
VI.4. Способы лечения
больного человека. Изгнание духов
a. шаман (баксы) бьёт больного:
а.1. кнутом, плетью (КПД 2009: Кулен
Кайбар, 1942, его жена Шарыпкан Тейбе, 1947;
Бесiкбай, 1958; Алпамыс);
а.2. топором (?) (КПД 2009: Бесiкбай,
1958);
b. шаман (баксы) изгоняет духов
(шайтанов) из юрт:
b.1. бьёт палкой юрты (?) (КПД 2009:
Айтай, 1978 и его мать Нагима Сапаргали,
род. 1942).
с. изгоняет шайтанов с помощью шапана (со словами
«Ел көшті, жау шапты» – «Народ уехал,
враг приехал») (КПД 2009: Кәрiбала Күпай);
d. шаман (баксы) перемещает болезнь:
d.1. из человека в животное (обряд табындыру) (КПД
2009: Айтай, 1978 и его мать Нагима Сапаргали,
род. 1942);
d.2. забирает болезнь пациента
себе (КПД 2009: Тастанбек Ырысалды, 1935);
e. лечение гвоздикой и с помощью
Корана (заговаривает 7 палочек гвоздики
и даёт выпить больному) (КПД 2009: Бесiкбай,
1958);
f. мудрый совет:
f.1. советует переночевать на
могиле (КПД 2010: Серик (инф. 10));
g. посылает к больному человеку
беркута (КПД 2010: Мухамеджан Татиман (инф.
14));
h. даёт пить свою кровь женщине,
страдающей от бесплодия (КПД 2010: инф. 11,
1949);
i. совершает шаманское омовение
(МЭ 2007: Ринчиндаваа);
j. чтобы спасти больного человека,
шаман беседует с лусом и выясняет причину
болезни (срубленное дерево, убитая змея
и пр.) (МЭ 2007: Хурэл-Очир);
k. когда шаман лечит человека,
он призывает его сахиуса (МЭ 2007:
Ринчиндаваа).
VI.5. Шаманские подарки
(обереги)
а. шаман (баксы)
дарит выздоровевшему пациенту кнут-оберег
(КПД 2009: Тастанбек Ырысалды, 1935).
VI.6. Какой шаман лечит
лучше?
a. шаман (баксы) чужого народа
лечит лучше (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда
(инф. 1), 1930 и Керембай Жанат (инф. 3), 1928).
VII. СИЛЫ / СПОСОБНОСТИ
И НЕЛЕЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШАМАНОВ
VII.1. Гадания и предсказания
a. шаман предсказывает / гадает
(МЭ 2006: Сугирын Богд-Очир; 2007: Лувсандаший
Рагчаа; Ринчиндаваа; БЭ 2009: Жамьянова
Цырен-Ханда Жансуевна; КПД 2009: Кулен Кайбар,
1942, его жена Шарыпкан Тейбе, 1947; Тастанбек
Ырысалды, 1935; Бесiкбай, 1958; 2010: Мамбетул
Зайнулда (инф. 1), 1930 и Керембай Жанат (инф.
3), 1928);
b. способ:
b.1. с помощью вселившегося духа
(МЭ 2006: Сугирын Богд-Очир);
b.2. гадание по лопатке (БЭ 2009:
Жамьянова Цырен-Ханда Жансуевна);
b.3. по своим монетам (КПД 2009:
Кулен Кайбар, 1942, его жена Шарыпкан Тейбе,
1947);
b.4. по венам (КПД 2009: Тастанбек
Ырысалды, 1935).
с. варианты предсказаний:
с.1. предсказывает будущее народу:
возвращение на родину (КПД 2009: Кулен Кайбар,
1942, его жена Шарыпкан Тейбе, 1947);
с.2. предсказывает количество воинских
потерь (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф.
1), 1930 и Керембай Жанат (инф. 3), 1928);
c.3. предсказывает, кто придёт
к нему в юрту, и облик приходящего (КПД
2009: Бесiкбай, 1958);
с.4. предсказывает свою смерть (КПД
2009: Кулен Кайбар, 1942, его жена Шарыпкан
Тейбе, 1947);
d. отвечает только на три вопроса
(КПД 2009: Кулен Кайбар, 1942, его жена Шарыпкан
Тейбе, 1947).
VII.2. Поиск пропавших
людей и вещей
a. шаман (баксы) указывает на
местонахождение пропавшего человека
(КПД 2009: Баймұрат Ардақ, 1963);
b. шаманка называет место, где
лежит потерянная вещь (МЭ 2007: Ринчиндаваа).
VII.3. Шаманское знание
a. шаман (баксы) знает, чего хотят
от него приходящие (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда
(инф. 1), 1930).
VII.4. Шаманское чтение (вероятно, следует включить
в «Гадания и предсказания»)
a. шаман (баксы) читает надписи
на перьях совы (КПД 2009: Бесiкбай, 1958).
VII.5. Шаманское зрение
a. шаман видит больше, чем простые
люди:
a.1. только шаманы различают
духов (буг / чутгур) (МЭ 2007:
Ринчиндаваа);
а.2. шаманы видят неуспокоившиеся
души умерших людей, которые не ходили
к ламам и о которых не заботились родственники
(БЭ 2009: Цыренжапова Нина Найдановна);
а.3. шаман может видеть хозяев ово (БЭ 2009: Цыренжапова
Нина Найдановна);
а.4. шаман (баксы)
видит шайтанов (КПД 2009: Кәрiбала
Күпай).
b. иные размеры:
b.1. шаман (баксы) видит всё в
большом размере (как и его маленькие джинны)
(КПД 2009: Тастанбек Ырысалды, 1935).
VII.6. Шаманские метаморфозы
a. объект превращений:
a.1. животные (млекопитающие,
пресмыкающиеся, птицы)
(МЭ 2007: Ринчиндаваа; КПД 2009:
Бесiкбай, 1958; Бекуан Монголхан);
а.2. вещество / материал:
a.2.1. конский помёт (МЭ 2007: Ринчиндаваа);
a.2.2. шаман становится бронзовым
(МЭ 2007: Ринчиндаваа);
a.3. огонь, гром, молния (МЭ 2007:
Ринчиндаваа);
b. множественные превращения:
b.1. семикратные превращения
(МЭ 2007: Ринчиндаваа);
c. условия и обстоятельства
превращений:
c.1. лишь немногие шаманы умеют
становиться животными (МЭ 2007: Ринчиндаваа);
c.2. то, в кого шаман превращается,
зависит от его онгона / вселившегося джинна
(МЭ 2007: Ринчиндаваа; КПД 2009: Бесiкбай, 1958);
c.3. шаманы и шаманки сами в животных
не превращаются – превращаются их онгоны
(МЭ 2007: Д. Цэрмаа-гуай);
c.4. раны на животном, в которого
обратился шаман, остаются на человеческом
теле шамана:
c.4.1. простреленное крыло орла
– сломанная рука шамана в человечьем
облике (МЭ 2007: Ринчиндаваа).
VII.6.1. Вселение
а. шаман вошёл в колотушку для бубна
(МЭ 2006: Ж. Амарсайхан (или Р. Лхагвасурэн?).
VII.7. Шамана трудно
/ невозможно убить
a. шамана безуспешно пытаются:
a.1. зарубить саблями (МЭ 2007: Ринчиндаваа);
а.2. застрелить (МЭ 2007: Ринчиндаваа);
a.3. сжечь (МЭ 2007: Ринчиндаваа);
b. шаманы (баксы) не горят (КПД
2009: Бесiкбай, 1958).
c. по просьбе шамана ему стреляют
в сердце – рана заживает мгновенно (МЭ
2007: Ринчиндаваа).
VII.8. Шаманские фокусы
a. шаманы крутились на кончиках
сабель (МЭ 2008: Дамбын Дандарбаатар);
b. манипуляции с частями собственного
тела:
b.1. шаманы отрезают себе язык
(МЭ 2008: Дамбын Дандарбаатар);
с. раскалённые
предметы:
с.1. шаман (баксы)
облизывает раскалённые предметы (КПД
2009: Бесiкбай, 1958; Алпамыс; Бекуан Монголхан;
Баймұрат Ардақ, 1963; 2010: Мамбетул Зайнулда
(инф. 1), 1930; инф. 11, 1949; Даурджей Абайхан
(инф. 15));
с.2. шаман (баксы) наступает на
раскалённые предметы (КПД 2009: Унсынған
Сағындықова, 1943);
d. шаман (баксы) бьёт себя в грудь
горячим топором (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда
(инф. 1), 1930);
e. шаман (баксы) выскакивает
из юрты через шанырак (КПД
2009: Тастанбек Ырысалды, 1935);
f. шаман (баксы) поднимается
к тоно (КПД 2009:
Алпамыс; Унсынған Сағындықова, 1943);
g. у мужа шаманки на охоте внезапно
появляется табак – жена принесла на онгонах
(МЭ 2007: Ринчиндаваа).
VII.9. Шаман и животные
a. шаман, прочитав тарни, стиснул
зубы волкам (МЭ 2007: Ринчиндаваа);
b. у лошади шамана под подмышками
воткнуты два пера (МЭ 2007: Ринчиндаваа);
c. шаман (баксы) ездит на волке
(КПД 2010: Мамбетул Зайнулда (инф. 1), 1930 и
Керембай Жанат (инф. 3), 1928);
d. подаренные животные следуют
за шаманом, как собаки (КПД 2009: Унсынған
Сағындықова, 1943).
VII.10. Чудесное добывание
еды
a. шаман заставлял с небес через тоно сыпаться
еду (в частности, можжевельник) (МЭ 2007:
Ринчиндаваа).
VII.11. Охотничья магия
a. шаманка предопределяет результат
охоты мужа количеством собольих волосков,
положенных ему за пазуху (МЭ 2007: Ринчиндаваа).
VII.12. Любовная магия
a. шаман околдовывает девушку
по одному волосу (МЭ 2007: Ринчиндаваа).
VII.13. Управление стихиями
а. шаманка ниспускает гром и молнию
(МЭ 2007: Ринчиндаваа);
b. шаман (баксы) обращает реки
в другие русла (КПД 2009: Бесiкбай, 1958).
VII.14. Летающий шаман
крадёт скот
a. шаман с крыльями спускался
на овец в загоне (МЭ 2006: Ж. Амарсайхан (или
Р. Лхагвасурэн?)).
VIII. ШАМАНСКИЙ ПОЕДИНОК.
ВРАЖДА ШАМАНОВ
VIII.1. Шаманский поединок
a. в назначенное время являются
на место в разных образах (МЭ 2007: Ринчиндаваа);
b. сами не дрались – заставляли
драться своих онгонов (МЭ 2007: Ринчиндаваа);
c. ограничения:
с.1. монгольские и казахские шаманы
(баксы) не могут между собой соревноваться,
так как они разных вер (КПД 2010: инф. 11, 1949);
с.2. шаманы не могут
встречаться (?) (КПД 2010: инф. 11, 1949).
VIII.2. Вражда шаманов
а. тувинская шаманка проклинает
четырёх дархатов-шаманов за убийство
её оленя, посвящённого духам (МЭ 2007: Ринчиндаваа);
b. дархат-шаман убил тувинскую
шаманку, ниспустив на нее гром и молнию
(МЭ 2007: Ринчиндаваа).
IX. ШАМАНЫ В ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ
С МИРОВЫМИ РЕЛИГИЯМИ И ДРУГИМИ МАГИЧЕСКИМИ
СПЕЦИАЛИСТАМИ
IX.1. Наличие вражды
между шаманами и ламами
a. в прошлом шаманы и ламы враждовали
(МЭ 2007: Увгуний Лханаажав; 3. Хандсурэн;
Ринчиндаваа; Намдагийн Дагвадорж; БЭ
2009: Жамьянова Цырен-Ханда Жансуевна);
b. в настоящее время шаманы и
ламы:
b.1. не любят друг друга (МЭ 2007:
Пурэвсурэн; БЭ 2009: Цыренжапова Нина Найдановна;
Жамьянова Цырен-Ханда Жансуевна);
b.2. уже не борются (МЭ 2007: Увгуний
Лханаажав);
c. шаманка проклинает сына за
то, что тот стал ламой (МЭ 2007: Ринчиндаваа);
d. дочь шаманки, тоже шаманка,
умирает от вреда ламы (МЭ 2007: Ринчиндаваа).
e. если лама или шаман потерпят
поражение друг от друга, то не смогут
совершать свои ритуалы (?) (МЭ 2007: Лувсандаший
Рагчаа).
IX.2. Шаман vs лама: кто
сильнее?
a. шаман сильнее, чем лама (МЭ
2007: Лувсандаший Рагчаа; Намдагийн Дагвадорж);
b. шаман и лама были равными
и сейчас равны (МЭ 2007: Увгуний Лханаажав).
IX.3. Формы столкновений
между шаманами и ламами
a. шаман и лама поочередно насылают
вред / посылают друг на друга своих агентов
с целью нанесения вреда:
a.1. шаман и лама поочередно портят
средства передвижения друг друга (БЭ
2009: Доржиев Нимбу Доржиевич);
a.2. шаманы безуспешно насылают
тёмное облако и гром на ламу, в ответ лама
насылает на учителя шаманов козла, слепленного
из теста (МЭ 2006: Жагдсумын Наммжил гуай);
b. после обмена угрозами шаман
присылает онгонов и лама умирает:
b.1. после обмена угрозами шаманка
присылает смерч (шаманский онгон с проклятиями)
к юрте чойджин-ламы и через
некоторое время он умирает (МЭ 2007: Энхтуяа,
рассказ шаманки Энхтуйи пересказал Санжааханд
(?));
c. соревнование по манипуляции
собственными частями тела:
c.1. лама кладёт язык на ладонь,
шаманка разрезает живот и достаёт внутренности
(МЭ 2007: Ринчиндаваа).
IX.4. Из шаманов в ламы
a. шаманы признают поражение
и становятся учениками ламы (МЭ 2006: Жагдсумын
Наммжил гуай).
IX.5. Лама и шаманская
болезнь
a. лама должен отчитать молитву,
если ты не хочешь быть шаманом и у тебя
есть болезнь, и тогда ты не станешь шаманом
(БЭ 2009: Цыренжапова Нина Найдановна).
b. лама умирает из-за шаманской
болезни (БЭ 2009: Цыренжапова Нина Найдановна).
IX.6. И шаман, и лама
a. искусный человек может быть
одновременно и шаманом, и ламой (МЭ 2007:
Ринчиндаваа).
IX.7. Одинаковые цели,
разные пути
a. цель у шаманов и лам одна –
чтобы людям было как можно лучше; пути
у них разные (МЭ 2007: Ринчиндаваа).
IX.8. Сотрудничество
a. шаманы и ламы объединяются,
чтобы спасти Дархадскую долину от савдагов
(МЭ 2007: Ринчиндаваа).
IX.9. Одинаковые силы / способности
у шаманов и лам
a. могут успокоить лус савдаков
(МЭ 2007: Увгуний Лханаажав);
b. оказывают помощь при воровстве:
b.1. могут найти сворованное
(МЭ 2007: Лувсандаший Рагчаа);
b.2. могут пустить бегающий за
вором гавал (МЭ 2007:
Ринчиндаваа);
b.3. шаман может сделать так,
что руку вора навсегда будут бить судороги
(МЭ 2007: Хурэл-Очир).
b.4. лама с помощью очира опознаёт
вора и узнаёт, где спрятано сворованное
(МЭ 2006: Намжил);
c. вызывали дождь при засухе
(БЭ 2009: Бардуев Бадма-Доржи Пылович; Дамеев
Даниил Данзанович);
d. останавливали наводнение
(МЭ 2007: Лувсандаший Рагчаа);
e. накладывают проклятия (МЭ
2007: Лувсандаший Рагчаа; Ринчиндаваа; Д.
Цэрмаа-гуай).
IX.10. Лама борется
с духами. Лечебная деятельность ламы
a. духи в ловушке:
a.1. лама читает молитвы, всех
чертей собирают в кожаный мешок (тулун), потом
лама их сжигает (БЭ 2009: Доржиев Нимбу Доржиевич).
b. лечат с помощью воды, над которой
прочитаны сильные тарни (МЭ 2007:
Д. Цэрмаа-гуай).
IX.11. Шаманы и ламы
стали слабее
a. раньше сильных лам и шаманов
было много, сейчас мало (МЭ 2007: Лувсандаший
Рагчаа).
IX.13. Ламы: соперничество,
смерть, зрение
a. сангасва-лама и хамбо-лама
борются друг с другом: поочерёдно насылают
проклятия (харал) (МЭ 2007:
Д. Цэрмаа-гуай);
b. ламы после смерти становятся
онгонами (МЭ 2007: Д. Цэрмаа-гуай)
с. лама видит шутхуров (БЭ 2009: Цыренжапова
Нина Найдановна).
IX.14. Шаман и луйджинч
a. шаман не бывает луйджинчем (МЭ
2007: Д. Дагва-гуай).
IX.15. Шаманы и ислам
а. шаманы (баксы)
придерживаются ислама (КПД 2009: Тастанбек Ырысалды,
1935);
b. шаманы (баксы) используют
Коран в шаманской деятельности (КПД 2009:
Унсынған Сағындықова, 1943; Бесiкбай, 1958).
IX.16. Противопоставление
шамана и молды
a. разные цели: баксы желает,
чтобы люди быстрей поправились, а молды
хотят, чтобы люди быстрей умирали (?) (КПД
2009: Дөкөй Алтынхан).
IX.17. Молда
a. молда управляет стихиями:
а.1. вызывает дождь (КПД 2009: Айтай,
1978 и его мать Нагима Сапаргали, род. 1942;
2010: Севген Унган, Мангикол Катира (?) и
Озипа);
a.2. поворачивает реки (КПД 2009:
Бекуан Монголхан);
а.3. сжигает лопатку – вызывает
смерч или буран (КПД 2009: Бекуан Монголхан);
а.4. читает суры,
чтобы остановить огонь, когда горят
леса и степь (КПД 2009: Унсынған Сағындықова,
1943);
b. молда в заточении вскрывает
замки (КПД 2009: Бекуан Монголхан; 2010: Мамбетул
Зайнулда (инф. 1), 1930 и Керембай Жанат (инф.
3), 1928; инф. 11, 1949; Севген Унган, Мангикол
Катира (?) и Озипа);
с. молда отводит летящие в него пули
обратно (КПД 2009: Бекуан Монголхан);
d. превращает воду в айран (КПД 2010:
инф. 11, 1949);
e. любовная магия:
е.1. заговор волоса (КПД 2009: Тастанбек
Ырысалды, 1935; Алпамыс; Бекуан Монголхан;
КПД 2010);
е.2. недолговечность: молды могут
приговорить девушку к молодому человеку,
но союз будет не долгим (КПД 2009: Алпамыс);
f. раньше ловили шайтанов: похищенные
волосы (КПД 2009: Дөкөй Алтынхан);
g. душит вора (КПД 2009: Бекуан
Монголхан);
h. оказывает помощь в поисках
украденного (КПД 2010: Мамбетул Зайнулда
(инф. 1), 1930 и Керембай Жанат (инф. 3), 1928);
i. неоднократно поддаётся соблазну
(в роли провокаторов – шайтаны) (КПД 2009:
Баймұрат Ардақ, 1963);
j. предсказывает смерть другому
человеку и называет её причину (КПД 2009:
Бекуан Монголхан);
k. молды раньше были могущественнее
(КПД 2009: Бекуан Монголхан).
X. СЛАБОСТИ ШАМАНА
X.1. Что не может делать
шаман?
a. поднимать драгоценные камни
и белое серебро (в том числе вещи из них)
(МЭ 2007: Ринчиндаваа).
X.2. Противодействие
шаману и способы его убийства
a. противодействие:
a.1. если вытащить сучок из сучковатого
дерева и посмотреть через это отверстие
[на шамана], шаманский дух не может придти
(МЭ 2006: Жагдсумын Наммжил гуай);
a.2. если шаман говорит харал, надо царапать
и пустить ему кровь, тогда харал не пристанет
(МЭ 2006: Жагдсумын Наммжил гуай);
a.3. онгона шамана-вредителя
заваливают камнями (МЭ 2007: Ринчиндаваа).
b. способы убийства:
b.1. обвязать собачьим нутряным
жиром и ударить штанами нерожавшей женщины
(МЭ 2007: Ринчиндаваа).
XI. СМЕРТЬ ШАМАНА
XI.1. Шаман накануне
смерти
a. в тело шамана, к которому приблизилась
смерть, не могут войти сильные онгоны
(МЭ 2007: Ринчиндаваа).
XI.2. Секрет смерти
выдан
a. секрет смерти шамана раскрывает
его мать-шаманка (МЭ 2007: Ринчиндаваа).
XI.3. Шаман и его душа
после смерти
a. шаманы не рождаются вновь
людьми – сунс шаманов
становится онгоном / хозяином местности
(МЭ 2007: Ринчиндаваа; БЭ 2009: Цыбикова Балжима
Султумовна);
b. душа умершего шамана (баксы)
может вселиться в человека (КПД 2009: Тастанбек
Ырысалды, 1935);
c. похороны шамана (баксы) часто
сопровождаются дождём (КПД 2009: Бесiкбай,
1958);
d. шамана хоронят вместе с одеждой,
которую он носил (МЭ 2007: Пурэвсурэн);
e. вещи шамана (баксы) сохраняют
и вешают на төр (КПД 2009: Бесiкбай,
1958);
f. от умершего шамана остаётся
бронзовый скелет (МЭ 2007: Ринчиндаваа);
g. создатели онгона:
g.1. онгон шаманки воздвигают
оставшиеся дзайраны и удганы (МЭ 2007);
h. способ создания:
h.1. на высокой горе ставится
«павильон» (асар) онгона
(МЭ 2007: Ринчиндаваа);
i. выбор места:
i.1. онгон шаманка воздвигается
на горе, дух-хозяин которой был онгоном
умершей (МЭ 2007: Ринчиндаваа);
i.2. шаманов хоронили на дереве
(БЭ 2009: Доржиев Нимбу Доржиевич);
j. особые признаки:
j.1. всегда слышались звуки бубна
и шаманские причитания там, где похоронены
шаманы (МЭ 2007: Пурэвсурэн) и поставлены
онгоны шаманов (МЭ 2007: Пурэвсурэн).
XII. ЛАНДШАФТ
XII.1. Места, почитаемые
и связанные с шаманами (по крайне мере, топонимом)
а. утёс шамана (МЭ 2006: Ж. Амарсайхан (или Р.
Лхагвасурэн?));
b. гора/пещера Даян-дэрхи (МЭ
2007: 3. Хандсурэн; Д. Дагва-гуай);
b.1. Даян-дэрхи – место, где берут
свое начало шаманы (МЭ 2007: Д. Цэрмаа-гуай);
с. шаманская пещера Торгай (помогает
женщинам, страдающим от бесплодия) (КПД
2009: Айтай, 1978 и его мать Нагима Сапаргали,
род. 1942);
d. Шаманское обо (Бөөгийн овоо)
(МЭ 2007: Пурэвсурэн);
e. Пик шамана (Бөөгийн гозгор),
около которого по вечерам слышится бубен
шамана и причитания шаманские (МЭ 2007:
Пурэвсурэн);
f. камень Хайрхан-чулу – отсюда
пошёл шаманизм (МЭ 2008: Дамбын Дандарбаатар);
g. мыс Рыт (Рытый) на Байкале:
здесь собираются и камлают бурятские
шаманы, их онгоны действуют там сильнее
(когда это происходит, пролетающие с востока
самолёты падают) (МЭ 2007: Д. Цэрмаа-гуай).
XII.2. Шаманское дерево
(удган мод)
a. шаманы почитают шаманские
деревья – выросшие отдельно раскидистые
деревья (МЭ 2007: Пурэвсурэн);
b. шаманское дерево
в Шамаре в Селенгинском аймаке выполняет
желания (МЭ 2007: Ринчиндаваа).
XIII. ГДЕ ШАМАНОВ БОЛЬШЕ?
XIII.1. Земля дархатов
– земля шаманов
а. в дархатских
сомонах много/больше всего шаманов
(МЭ 2006: Сугирын Богд-Очир; 2007: 3. Хандсурэн;
Бат-Очир; Авиагийн Анагаа; Намдагийн Дагвадорж);
b. шаманы появлялись в Хубсугуле,
в других местах шаманов нет (МЭ 2007: Увгуний
Лханаажав);
c. шаманов много в гористых местах,
так как там есть савдаги (в Хубсугуле,
Хэнтэе) (МЭ 2006: Сугирын Богд-Очир).
Материал размещен на сайте при поддержке гранта РФФИ №10-06-00546-а.