Мифо-ритуальные традиции Монголии
Указатель
демонологических мотивов монгольского
фольклора
(полевые материалы российско-монгольской
экспедиции 2006-2009 гг.)
Сост. А.А. Соловьева
ДП – демонологический персонаж
МП – мифологический персонаж
(персонаж низшей мифологии)
ДП и МП монгольского фольклора
a. Алмас: халх 33, 107, 108, 122, 224, 229, 236, 239,
245, 257, 272; дархат 94, дариганга 207
b. Буг: халх
276, 277, 36, 106, 123, 246, 270, 279; дархат 98; дариганга
209
c. Мам: халх
22, 33, 107, 229, 235, 256, 272; хотойгот 73; дариганга
206,
d. Мангас: халх
12, 34, 39, 46, 142; хотогойт 70, 71; баруун узумчин
188; дариганга 195
e. Чотгор: халх
246, 36, 123, 145, 146; дархат 98
f. Шулмас: халх
268, 10, 12, 22, 48, 121; дархат 279
g. Галын эзэн:
халх 241, 251, 260, 52, 57, 137; дархат 67
h. Лус савдаг:
халх 184, 230, 238, 250, 259; чахар 187; баруун узумчин
189, 190; дариганга 199
I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДП И МП:
I.1.
Человек становится ДП вследствие каннибализма
a. человек, попробовавший человеческое
мясо/печень становится шулмас/шулмас-чотгор
: халх 9, 10, 48.
I.2. Человек
становится ДП вследствие дурного
перерождения
a. человек, совершивший много дурных
поступков, становится чотгор/буг/шулмас:
халх 106, 121, 123
b. в ламаистской среде следствием
приверженности к «неправильной вере»,
шаманизму, человек перерождается чотгор/шулмас:
халх 99
I.3. Душа, не получившая перерождения,
остается в мире людей в качестве ДП, МП
a. душа «прячется» в помещениях, предметах,
становится чотгор/буг/шулмас – халх 37,
160, 182, 254; дариганга 203, 212; дархат 92, 93, 98
b. после смерти магического специалиста
(шамана), его душа и духи-помощники онгоны
остаются в мире людей и становятся:
b.1 душа шамана
и его онгон становится духом-хозяином
лус савдаг, онгонами других шаманов: дархат
80, 81, 82, 93
b.2 душа шамана
и его онгон становятся чотгор: халх 100,
101; хоринские буряты 114
I.4. Массовая гибель
a. на местах массовой гибели/погребения
военных появляются чотгор, чотгорийн
гал: дариганга 205, 213.
b. на местах
массовой гибели/погребения лам появляется
чотгор: халх 214
I.5. Появление ДП и МП из предметов
a. из бедренной кости человека и животного
появляется чотгор: халх 180, 215, 221, 253
b. шаманы берут
своих духов-помощников онгонов из каменной
стелы: хорнские буряты 115
I.6. Появление ДП (МП) из других ДП
(МП)
a. Духи-хозяева лус савдаг становятся
шаманскими духами-помощниками онгонами:
дархат 80, 81, 82, 93
b. Чотгор становится
шаманским духом-помощником онгоном: дархат
90, 92
II. Встреча с ДП:
II.1. Случайное обнаружение ДП человеком
a. алмас: халх 11
b. чотгор: халх
7, 183
II.2. ДП (МП) показывается людям
a. облик, в котором ДП (МП) показывается
людям:
a.1. дух-хозяин
выходит из озера в виде быка: халх 32, 44;
хотогойт 50; дархат 63
a.2. лус савдаг, галын бурхан показывает
свое присутствие в виде синего пламени:
халх 16, 52
a.3. чотгор показывается в виде света
в степи: халх 40, 218, 227; дариганга 211, 212
a.4. в виде женщины: халх 7, 8, 21
a.5. собаки, волка, лошади, птицы: халх
38, 270
b. условия, при которых ДП показывается
людям:
b.1 женщина-чотгор с половиной волос
обнаруживает себя, когда выполняет просьбу
человека: халх 8
b.2 чотгор буг показывается человеку,
когда хочет навредить ему: халх 222,
276
II.3. Визионерство
a. Люди, обладающие способностью
видеть ДП (МП)
a.1. ученые, силачи: халх 235
a.2. специалисты, люди, обладающие
специальным даром: халх 270, 254,
a.3. дети: халх 217, 276
b. животные, обладающие способностью
ДП (МП)
b.1. четырехглазая собака: халх 140
b.2. кошка: халх 279
II.4 Рассуждения информантов об облике
ДП (МП)
a. галын бурхан: халх 241, 260, 135 дархат
69, 204
b. лус савдаг: халх 153, 162, 231, 258
c. хозяева обо – халх 134, 224, 233;
дариганга 197
d. алмас: халх 229, 236, 245, 272
e. мам: халх 73, 107, 229, 272
f. мангас: халх 34, 46; хотогойт 70, 71,
72; баруун узумчин 188
g. чотгор: халх 166; дархат 98
h. шулмас: халх 38 ; хотогойт 72; дархат
279
III. Человек в мире ДП, ДП в мире людей
III.1 ДП посылает агента потустороннего
мира к людям
a. чотгор посылает бабочку принести
огонь: халх 1, 2, 3, 52
b. чотгор посылает бабочку затушить
свечу Будды: халх 4
c. посланник Эрлик-хана/чотгор приходит
за жизнью/душой/головой человека: халх
6
III.2 Человек попадает на территорию
ДП
a. Дурное место: халх 114; дархат 98;
хоринские буряты 158
b. Нижний мир: дархат 278
III.3 Угощение «чужой» едой
a. ДП угощает человека своей едой
: халх 7
b. Человек
пробует «чужую» еду и становится ДП: халх
9, 10, 48
c. ДП пробует
человеческую еду и исчезает: дархат 90
IV. Взаимодействие ДП с людьми:
IV.1. Сожительство человека с ДП
a. Жена чотгор, шулам: халх 7, 21
b. Алмас, мам: халх 108, 107, 27, 239, 236
IV.2. ДП помогает человеку
a. ДП дает совет: халх 5, 7
b. ДП помогает по хозяйству: халх
8
IV.4. Поединок человека с ДП
a. чотгор: халх 20
b. мам: халх 235
IV.5. ДП преследует человека
a. мангас: халх 13, 14
b. шулмас: халх 38
c. мам: халх 236
d. чотгор: халх 20
IV.6. ДП (МП) крадет человека
a. мужчину: халх 22, 23, 107, 108, 229, 236
b. женщину: халх 236
c. ребенка: халх 24, 28, 46
d. нарушителя запрета: дархат 77
V. Взаимодействие магического специалиста
(МС) и ДП (МП)
V.1. Коммуникация ДП (МП) и МС
a. коммуникация луйжинча (в процессе
чтения молитвы луйжин) с духами-хозяевами
лус савдаг, душами умерших, чотгор: халх
147, 150, 151, 152, 167, 168, 170
b. коммуникация
шамана (в процессе камлания) с духами-помощниками
онгон, духами-хозяевами лус савдаг, чотгор:
халх 41,125; дархат 78, 279; хоиринские буряты
111, 112, 113, 115
V.2. временное обретение МС (шаманом)
свойств духа
a.1 для устранений последствий магического
поединка: дархат 87
b.2 для принятия
облика животных: дархат 88
V.3. Переход качеств МП на МС
a. Характер, внешность: халх 35, 154,
152, 157; дархат 83,
b. Апелляция к «памяти» человеческой
биографии онгона в шаманских призываниях:
дархат 78, 89
V.4. Использование МП магическим специалистом
a. онгон в качестве личного сахиуса:
дархат 79
b. онгон в качестве
ездового животного шамана: дархат 78
c. услуги онгона:
халх 125; дархат 84, 85, 86
VI. Почитание МП:
VI.1 Поклонение, подношения МП
a. галын бурхан: халх 57, 58, 135, 161, 138;
дархат 68; дариганга 204
b. лус савдаг, Хангай: халх 53, 102, 25;
дархат 65, 66; хотогойт 75, 76; дарганга 204
c. дух-хозяин обо: халх 62, 161; хотогойт
51; дариганга 204
VI.2 Обращение к МП
a. с просьбой/за разрешением о добыче
к лус савдаг, Хангаю: халх 55, 61, 133, 134; дархат
66; хотогойт 76; дариганга 197
b. о благополучии к лус савдаг, Хангаю:
халх 61
c. о благополучии (особенно при отъезде
из родных мест) к духу-хозяину обо – халх
134; хотогойт 76; дариганга 197
VI.3 Запреты, связанные с МП
a. галын бурхан: халх 57, 136; дархат
67, 69; хотогойт 75
b. лус савдаг, Хангай: халх 55, 56; чахар
185; баруун узумчин 190, 191; дариганга 200
VI.4 Последствия нарушения запретов
a. галын бурхан: халх, 164, 241, 260, дариганга
204
b. лус савдаг: халх 29, 42, 54, 130, 131; дархат
64, 65, 77
c. дух-хозяин
обо: чахар 186
VII. Нейтрализация человеком опасных
свойств и воздействий ДП (МП):
VII.1. Подавление (лишение способности
причинять вред) ДП
a. чотгор: халх 8, 26, 105, дариганга 203
b. шулмас: 48,
дариганга 203
VII.2. Успокоение, задабривание МП
a. лус савдаг: халх 30, 53, 102, 25
VII.3. Избавление от ДП посредством
отпугивания –
a. чотгор, шулам: халх 103, 145, дариганга
202
VII.4. Избавление от ДП посредствам
обмана
a. чотгор: халх 24, 145, 144, 249
VIII. Соотношение образов ДП, наличие
смежных качеств
a. рах и мангас: хотогойт 71
b. лус и савдаг:
халх 43, дариганга 198
c. лус и луу:
халх 31, дариганга 201
d. чотгор, алмас,
шулмас, мам, ад, оролон, буг: халх 33, 40, 45,
107, 181, дариганга 194, 206, 209, дархат 96, 98
IX. Интерпретация ДП (МП)
IX.1.
ДП метафора человеческих качеств
a. ад, чотгор, алмас, шулмас, мам,
мангас: халх 12, 109, 110, 127, 129, 165; дариганга
208, 196
IX.2.
экологическая интерпретация МП
a. лус савдаг: халх 15, 16, 17, 18, 19, 42, 101,
119, 130; чахарка 187; дариганга 199
IX.3. «Научная» интерпретация
a. лус, хангай: халх 56, 59
b. алмас: халх 122, 229, 236, 239
c. чотгор: халх 267, 104
IX.4. Религиозная, философско-этическая
интерпретация
a. смерть – эрлик: халх 124; дархат 279
b. воздаяние
- зэтгэр: халх 74
IX.5 рефлексия информантов по поводу
реальности существования ДП
a. мангас: халх 34, 39, 46, 70, 71; баруун
узумчин 188; дариганга 195
b. чотгор: халх
104, 116, 141, 143, 182; дариганга 193
c. шулмас: халх
46, 97; дариганга 193
d. лус савдаг: халх 184
Приложение
Фрагменты
текстов
128. - Когда харалч умирает,
его душа приносит несчастья?
- Не знаю. Монголы говорят:
плохой человек умирает в [день]
Бямба-хишигт. Умирать в Бямба-хишигт
плохо.
- Были харалчи, которые
делали харал детям. Тогда сунс
и чутгур могут сделать харал?
- Не знаю.
- Не слышали, чтобы
старики о таком рассказывали?
- Говорили, что есть
сунс и чутгур. Но есть они
или нет точно, я не знаю.
Б. Хишигням, 73 года. 03.08.08.
129. - Слышали легенды
о мамах, которые крадут мужчин?
- Не слышала. Читала в газетах. Женщин
с большой грудью нельзя ругать и называть
мам, так говорят. Среди баринцев, удзумчинов,
харчинов рассказывают об алмасах.
Б. Хишигням, 73 года. 03.08.08.
130. - Кого называют лусами и
савдками?
- Лус и савдак – это основание
почитать землю. В наших краях каждый бугор,
считается, имеет хозяина, наказывают
любить свою родину. Я думаю, что лусы и
савдаки – хозяева гор и рек. Там нельзя
рубить деревья. Тут нельзя другое. Савдаки
рассердятся. Так говорят.
Б. Хишигням, 73 года. 03.08.08.
131. - Лус и савдак это одно
и то же?
- Хозяин луса – савдак. Лусы
не видны. Если плохое сделали,
человеку дает знать. Например,
сломается у человека нога
или рука. Тот хангай смирный,
этот хангай гневный – так
говорят.
Б. Хишигням, 73 года. 03.08.08.
132. - Существуют онгоны,
хозяева юрт?
- Нет, такого нет.
Но монголы почитают юрту как
храм. Верхняя веревка (чагтга) на
юрте – ее сунс. Дымник –
шапка. Так говорят.
Юрту монголы почитают.
Говорят, что в веревке чагтга
– ее душа сунс. Веревку для перевязи делают из волос, обшивают ее красной
материей. Считается, что с этой веревке
сунс и сулд айла. Есть специальные правила,
по которым привязывают эту веревку. И
без чагтга не бывает юрты. Вытаскивают
кусок, в который может пролезть голова
крупного скота, делают петлю в виде овечьего
желудка, но размером с желудок большого
скота и засовывают кончик за уни. Чагтга
не делают длиной в четное число саженей
алд. Обязательно нечётное число должно
быть, не шесть, а пять. Если поднимается
ветер, к чагтга подвязывают воду, топор,
уздечку. Веревку эту делают из волос,
из гривы лошадей, хохолка верблюдов.
Б. Хишигням, 73 года. 03.08.08.
133- Можно брать камни
из обо?
- Можно.
- А зачем берут камни
из обо?
- Почитают землю, просят
о покровительстве, для этого
берут камни.
Батсүх, 78 лет. 03.08.08.
134. [Хозяин Алтан-обо]
В 1945 году те, кто отправлялся
на войну на юг и проезжал мимо Алтан-обо,
брали из него камни. Монголы, отправляясь
в дальние страны, берут камни
со своей родины. Это они оказывают
почтение своему родному краю. Хозяева гор, говорят, есть.
Хозяин Алтан-обо – батар на белом гривастом
коне. После войны к Ганга-нуру, говорят,
пришел худой жеребец с огромной гривой
и провел там несколько дней. Хозяин Алтан-обо
ходил вместе с войском на войну. Там на
нем многие скакали, поэтому у него провалилась
спина. После войны он отдохнул, провел
несколько дней на Ганга-нуре и вернулся
в свои горы. Хур их дэл – значит большая
грива с длинными волосами.
- Этот белый конь – это
конь хозяина Алтан-обо? Или
сам конь – хозин? Алтан-обо –
это маленькое обо? Или гора?
- Алтан-обо – большая гора
в степи. Холм. Три дня тому
назад Президент Монголии совершил
обряд поклонения Алтан-обо.
- У каждого обо есть хозяин?
Хозяева бывают разные? Всегда
животные? Или кони?
- Хозяева обо – животные, скот.
Вроде бы, каждый бурхан имеет хозяина,
ездовое животное.
Батсүх, мужчина, 78 лет. 03.08.08.
135. - Говорят, перед
Цаган-саром провожают хозяина
огня?
- Не знаю. Хозяину огня подносят
что-нибудь, говоря, что он ребенок.
Когда мужчина три раза отрезает
мясо, хозяин огня желает и ждет этого
мяса. Хозяин огня, думая, что женщина в
домашних заботах забыла о нем, ждет себе
что-нибудь, пока все едят пищу. Такие вещи
я слышал.
Батсүх, 78 лет. 03.08.08.
136. - Что нельзя делать перед
огнем?
- Монголы огонь почитают. Запрещено плевать
в огонь, сморкаться, бросать туда окурки,
мусор. Строго запрещается класть нож
острием в сторону огня. Нельзя поворачивать
нож в сторону огня, нельзя резать мясо
внутри котла. В общем, нельзя ничего грязного
класть в огонь.
Батсүх, 78 лет. 03.08.08.
137. - Много бурханов огня: Или
он один?
- Точно не знаю. В каждой семье
один бурхан огня. Говорят, что
бурхан огня имеет вид ребенка.
Так как он ребенок, он очень
ждет, что ему дадут его долю.
Батсүх, мужчина, 78 лет. 03.08.08.
138. - Можно подносить
огню архи?
- Огню нельзя подносить
ничего жидкого. Ему подносят
можжевельник, соль, воскурение, топленое
масло и все такое – так
я слышал. Если поднести воду,
пепел будет делать пур-пур,
поэтому не годится. Монгоы
архи подносят горам и обо. Вообще-то, огонь очень
почитают.
- Почему огню не
поносят ничего жидкого?
- Огонь потухнет. Говорят
же, как огонь и вода. Огонь
и вода враждебны друг другу.
Если полить его водой, он
погаснет. Нужно постоянно поддерживать
очаг. Когда молодые образуют новую семью, они берут огонь
у родителей и возжигают свой.
- Как приносят огонь,
когда ставят новую юрту?
- Ставят новую юрту,
и в новый очаг, печь или
печку складывают дрова, а потом
приносят огонь из отцовой
юрты и зажигают сложенные
поленья.
Батсүх, мужчина, 78 лет. 03.08.08.
139. - В огне сгорают
бабочки. Их послал чутгур. Слышали
такую сказку?
- Хорошо не знаю. Рассказывают,
что бурхан послал однажды
бабочку, чтобы она нашла огонь
и принесла, она не смогла принести
огонь и задержалась. И теперь серая бабочка сгорает, стараясь
принести огонь. В этом проявляется верность
бабочки.
Батсүх, мужчина, 78 лет. 03.08.08.
140. - Четырехглазая собака
видит душу сунс?
- Собака с четырьмя
глазами (с пятнами над глазами)
все видит, поэтому таких собак
держать полезно.
- А что еще может
видеть сунс?
- Не знаю. Наверное, кто-то
знает. Говорят, «встретил сунс,
видит сунс».
Батсүх, мужчина, 78 лет. 03.08.08.
141.- Что знаете о
чутгурах?
- Думаю, их нет.
Батсүх, мужчина, 78 лет. 03.08.08.
142. - О мангасах знаете?
- Когда детей пугают,
все называют мангасом.
Существуют ли они
на самом деле, не знаю.
Батсүх, мужчина, 78 лет. 03.08.08.
143. Один человек прочитал
лекцию о том, что чутгуров
и шуламов нет. Поехал обратно.
А за ним побежал чутгур. Тот
очень испугался. Это развевались ленты на его шапке
и свистели, а тот человек подумал, что
это чутгур.
Батсүх, мужчина, 78 лет. 03.08.08.
144. - Есть чутгуры?
- Думаю, нет. Вот
есть такая легенда.
Батсүх, мужчина, 78 лет. 03.08.08.
144. [Серый заяц с
лысинкой (пятном)]
- Почему детям на
лбу ставят пятно черной золой?
- Есть такой обычай
– когда детей в темноте
выносят наружу или заносят
внутрь, боятся, что он вспотеет,
чтобы защитить от внешних
дурных вещей (хий узэгдэл), называют
серым зайцем с лысинкой. Когда
ему ставят пятно золой – это его делают серым
зайцем с лысинкой.
- Это только детям
делают?
- Всем младенцам до
того как они пойдут.
Б. Хишигням, 73 года. 03.08.08.
145. [Чутгур и лама]
Чутгур и лама встретились.
- Ты чего боишься,
– спросил лама.
- Букв ом, хум. А ты, лама, чего боишься?
- Красный чай в чайнике
добмо-домбо, пестрое мясо в
тарелке таваг-таваг.
Тогда чутгур послал ему
жирное мясо, лама его спокойно съел.
- Говорят, что чутгуры
боятся караганы.
- Люди засовывают пилу
за уни. Что это значит?
- Точно не знаю. Говорят, что если зубцами
повернуть в эту сторону, то отвращает
все плохое. Я тоже засунул у себя пилу.
Если думать, что чутгуры
есть, то они и есть. Если думать,
что нет, то их не будет. Я думаю, это
нереальное явление.
- Знаете легенду о
том, как поспорили чутгур и бурхан?
- Нет.
Батсүх, мужчина, 78 лет. 03.08.08.
146. [На плечах у людей сидят чутгур и бурхан]
На одном плече у
человека сидит бурхан, на другом –
чутгур. Когда человеку не везет, чутгур
радуется, когда у человека все
получается, бурхан радуется. Когда человек заходи
в юрту и его приглашают сесть «выше»,
а тот говорит «Ничего, ничего», и садится
ниже, то бурхан огорчается. Поэтому в
юрте надо садиться на почетное место,
на которое приглашают. Бурхан тогда радуется.
Старики говорили, что если не сесть на
место, куда тебя приглашают, а усесться
на непочетное место – плохо.
Батсүх, мужчина, 78 лет. 03.08.08.
147. - Что вы знаете
о луйджинах?
- Луйджан делают. Я
не верю. У нас тут есть женщина,
зовут ее Жанчивням, она ставит
луйджин. Вообще-то, она врач. Ее мать тоже делала
луйджин, ее звали Хандма.
- Что делает луйджинч?
- Как люди говорят,
провожают сунс.
Батсүх, мужчина, 78 лет. 03.08.08.
148. - Какие есть легенды
о тазовых костях?
- Люди не любят оставлять
на ночь в юрте тазовые кости.
Батсүх, мужчина, 78 лет. 03.08.08.
149. Монголы не держат
в юрте
Головы, в которых вытащены
глаза,
Крестец без жира
И тазобедренные кости,
в которых выковырено мясо из выемок.
Тазовые кости могут
быть от животных, скота, собак –
все не любят.
- Почему?
- Не знаю.
Батсүх, мужчина, 78 лет. 03.08.08.
150. - Зачем совершают
луйджин.
- Для всего, для
того чтобы совершать очистительные
ритуалы. Луйджинч может покорить
савдаков. Помогает умершему обрести
новое рождение. Живому исправляет
путь. На востоке луйджинчей нет. В последнее время
в Хубсугуле появляютсяся луйджинч. В
западных аймаках редка традиция (жуд).
Жанчивням, 65 лет. 03.08.08
151. - Что называют чутгуром?
- Чутгура можно прогнать,
прочитав луйджин. Чутгур –
это существо без тела (хий биетэн), когда человек после смерти
не может найти нового рождения, он вредит
людям.
После прочтения луйджин, человек
легко находит следующее рождение.
Человек, который был добрым, совершал
благие поступки и приносил людям
добро, после смерти легко находит
следующее рождение. Луйджинч совершает
луйджин и помогает умершему найти новое
рождение.
Жанчивням, 65 лет. 03.08.08
152. - Когда вы начали совершать
ритуал луйджин и помогать
людям обрести их новое рождение?
- Пока была жива мама, я не
брала на себя человеческую святость
(хүний бодь аваагүй). После смерти мамы,
я взяла на себя святость одного умершего
и совершила ритуал луйджин. Его домашним
я сказала:
- Ваш родственник в течение
49 дней нашел перерождение. Спросите
у ламы.
Они спросили у хорошего ламы, тот
сказал, что умерший действительно нашел
перерождение.
Я читаю молитву Ламаадан. 16 лет
читала Ламаадан. Однажды я читала
луйджин после смерти одного человека,
образ того человека стало невидимым,
перед глазами протянулся как
будто туман. Это тот человек обрел
перерождение.
Когда в трудных местах совершаю
луйджин, сзади меня будто воздух
толкает. Дует в пятки. Что-то как
будто утекает шор-шор. Раздаются
какие-то страшные звуки. Тело болит. Луйджин
просто так читать нельзя. Молодежь
пытается читать луйджин когда вздумается.
Луйджин читают в основном люди старше
40 лет. Действительно, трудно. Я хотела
бы иметь хорошего, искреннего ученика.
- Как вы говорите, поняли, что
человек обрел рождение, когда
совершали луйджин?
- После чтения луйджин можно
спросить у ламы, обрел тот человек
рождение или нет. Когда совершаешь луйджин,
в мыслях иногда появляется что-то. Мол,
там он обрел такое-то рождение. Как-то
я сказала: «Ваш умерший ребенок родился
на северо-западе у старшей сестры». И
это точно совпало с тем, что показал «Золотой
ящик» («Алтан хайрцаг»). Был такой случай.
А иногда никак не видится. Мне кажется,
каждый раз претворяется сила чтения Ламаадан.
Хорошо читать тарни Манджушри “Ум Ра
База На Ди”. Будет ясное видение.
- Если душа сунс не может
найти рождение, какие на это указывают
знаки?
- Если умерший не
может найти рождение, это плохо.
Однажды я совершала луйджин
после смерти молодого парня,
жившего здесь, на севере. Вдруг
одна рука у меня ослабела,
и стало покалывать. Не могла
держать колокольчик. Тогда я
сказала:
- Какая была у вашего сына левая рука? У него она была больна?
- Да, – ответили мне.
– Он подрался однажды и
остался без руки.
Это значило, что его
сунс убывала.
Жанчивням, 65 лет. 03.08.08
153. - Какого вида савдаки?
- Савдак – хозяин
гор, вод, ручьев. Если он не сердится, то принимает вид
красивой девушки с блестящими глазами.
У нее приятный нрав. А если сердится, то
волосы у него растрепаны, вид страшный
и мерзкий. Почему он сердится? Если в воду
бросают бутылки, чашки, грязь и мусор,
рвут цветы. Он сердится.
Жанчивням, 65 лет. 03.08.08
154 - Бывает у лусов
и савдаков женский образ?
- Может быть любой
образ. Некоторые савдаки очень
гневные. Некоторые мягкие. Если
люди родились в месте, где
савдаки гневные, они тоже гневные.
А если человек родился на
склоне горы, где добрый савдак,
то и он получается добрый, мягкий. Так говорят.
Иногда савдаки прячутся в своих норах.
Иногда бродят где-то. Савдакам молятся,
когда они выходят наружу, в такой день.
Например, здешнего савдака почитают,
когда он выходит в Ундурхане.
Жанчивням, 65 лет. 03.08.08
155. - Когда вы читаете
луйджин, вы призываете савдаков?
- Самого савдака призывать
не пробовала. Сэрджим называют
золотым напитком. Когда савдаку
подносят сэрджим, он доволен.
Когда савдак сердится, он напускает
сильную пургу, ветер и много
людей и скота гибнет. Поэтому лусов и савдаков надо
хорошенько почитать.
- А как надо почитать
савдаков, чтобы они поступали
так как надо?
- Читать сан (молитвы
при воскурении) горам, серджим.
Савдаки любят ячменную муку
с топленым маслом, любят патоку.
Любят запах сандала, водки, можжевельника и воскурений.
Очень любят приятный запах. Если не спросить
позволения у лусов и савдаков и рвать
цветы, опасно.
Жанчивням, 65 лет. 03.08.08
156. - Магталы и молитвы
луйджин читают на тибетском
языке. Есть книги молитвы сан,
обращенные к лусам и савдакам, записанные
кириллическим письмом. Простой человек
может прочитать такую книгу. Кроме луйджина,
другие книги кто угодно может читать.
Переводить с тибетского на монгольский
молитвы луйджин, кажется, нельзя. Если
перевести на монгольский, слова страшные.
Луйджинч призывает лусов и савдаков,
говоря, что отдает ему все – волосы, кости,
мясо и бульон. Потом просит спасти жизнь
человека, которому читает молитву, просит
уйти от этого человека. Потом нужно иметь
силу забрать у луса и савдака свои кости,
волосы, кровь. Если не иметь такой силы,
можно отдать свои кости, волосы и кровь
лусу и савдаку и умереть.
Жанчивням, 65 лет. 03.08.08
157. - В сомоне Галшар
одному мальчику сломали руки
и ноги. Я читала луйджин. Мои
руки болели. После этого я возвращалась на машине и перевернулась.
Значит, я читала луйджин в месте, где очень
страшный савдак, вот этот гневный савдак
меня и ударил. Мой учитель сказал, чтобы
я больше в таких местах не читала луйджин.
Все зависит от силы луйджинча. Луйджин
можно читать в храмах и где угодно.
Жанчивням, 65 лет. 03.08.08
[Погребальные обряды]
- В старину покойного
клали в мешок из белого
полотна, завязывали пестрой веревкой,
и везли хоронить на телеге,
запряженной лошадьми или верблюдами.
Придя на место погребения, снимали тело с телеги и оставляли.
Затем брали одно колесо от телеги, а саму
телегу ломали и бросали в степи. Тело
ребенка или благодетельного человека
назавтра исчезало. Странно, правда? Говорят,
на месте, где хоронят людей, конь спотыкается.
158. [Место, где бегают души сунс (гуйдэлтэй)]
Мой сын упустил заключенного
и вместе с друзьями. Они скакали
по границе сомнов Дэлгэрхан и
Баянмунх, по западным вершинам гор
Хэрлэн-тоно, по восточным склонам
высокой горы Буган-Улан. Только они
перевалили через перевал, как у их коней со звуком тар
разорвались уздечки и упали. Они испугались
и стали читать, кто что знает – молитвы,
заклинания. Они опустили петли на плетках
вниз и только так выбрались оттуда. В
таком месте, где души сунс пребывают,
нельзя не бояться.
Б. Хишигням, 73 года. 03.08.08.
159. [Обряд похорон младенцев]
Тело младенцев бросали
на рассвете на коровьей тропе или
на перекрестке дорог. Умершего ребенка
клали в мешок, сверху клали конфеты,
молочные продукты (цагаан идээ) и бросали
в степи. Если случайно открывали этот мешок, надо
было обязательно съесть что-нибудь из
мешка. То, что бросали тело на дороге,
по которой ходили люди, было связано с
тем, что люди верили будто душа сунс быстро
обретает новое рождение, если идет за
человеком. Когда умирал младенец, молитв
не заказывали (буян уйлдэх). Если совершать
обряды, то душа заблудится. Новое рождение
долго не сможет обрести. Так говорили.
Тело младенца, который
был недоношен или который
не ступал по земле, считалось нечистым.
Называли младенческим духом (нялхын буг). Когда скотина рождается
недоношенной, считают ее нечистой и отрезают
и выбрасывают голову.
Однажды я принимала
роды, родился шестимесячный ребенок.
Пока я не положила его в таз, он
кричал. Мне было жутковато. Я завернула
его в тряпку и положила. Через несколько дней я
сама родила недоношенного и потерла ребенка.
Наверное, запачкалась нечистым.
- У одной молодой
женщины умер ребенок, ее мать
ей сказала:
Не плачут по тому, кто
приходит, когда не просят, и уходит,
когда не гонят.
- Правда. Даже я когда печалилась по поводу
смерти ребенка, мне говорили так.
Б. Хишигням, 73 года. 03.08.08.
160. [Обряд «нахлестывания брошенного (?)»
(“Шидэл гуядах”)]
Говорят, через собаку
передается человеческая душа сунс. Когда собака умирает, ее хвост кладут
ей под голову. Если в дороге встретится
мертвое тело, говорят, дорога будет доброй.
Хорошо, когда встречается похоронная
процессия. Если сунс умершего не уходит,
совершают обряд «нахлестывания брошенного».
Из соломы делают человека, кладут чучело
в мешок и просят человека протащить его
вокруг юрты. Лама читает в это время молитвы.
Если чучело расположено вертикально,
значит сунс не ушла. Если горизонтально
– ушла. Говорят, что человеческая сунс
гибнет (хорогддог) в разных вещах. Поэтому
живой человек должен не беречь, а носить
новые вещи, так говорил один наш старший
брат лама.
Б. Хишигням, 73 года. 03.08.08.
161. - Огонь любит трехлетних
детей. Острым предметов колоть
огонь нельзя. Масло и жир подносят
огню, вымыв руки. Почитание огня
– красивый обряд. Есть сутра огня.
Б. Хишигням, 73 года. 03.08.08.
162. - Какой вид имеют
лусы и савдаки?
- Не знаю. У них нет
образа, в котором они видны.
Б. Хишигням, 73 года. 03.08.08.
163. [Слова при кроплении]
Золотое обо
Серебряная земля
Всех восьми областей
лусов
Живые существа
Пусть они будут покойны
и счастливы!
Так я молюсь.
Б. Хишигням, 73 года. 03.08.08.
164. Если загрязнить
огонь или ключ, то лусы гневаются
и вода в ключе пересыхает.
204. Когда горит голубой
огонь, считается, что пришел
бурхан огня и ему подносят жир и масло. В огне не сжигают
мусор, носки, сапоги, так как огонь загрязнится.
Б. Хишигням, 73 года. 03.08.08.
165. - Чутгуры и шуламы
делают людям плохое?
- Прежде чутгуров и
шуламов плохое делают друг
другу люди.
Жанчивням, 65 лет. 04.08.08
166. - Чутгуры и шуламы
боятся всего острого?
- Чутгуры почти не
видимы. Вот там, в гоби южнее
отсюда, вроде, иногда показываются.
Я же врач, могу зайти и к
умершему, не боюсь. Боюсь только
чутгуров и шуламов, могу заболеть.
В некоторых домах раздаются
разные звуки.
Жанчивням, 65 лет. 04.08.08
167. - Причину включаю
и читаю. Если упал в степи,
в день сошествия лусов (лусын буулттай өдөр) включаю лусов, думаю
о них и читаю. Кому читают луйджин, знает,
что думать. Нахожу причину и прошу защитить
или ниспослать. Все зависит от причин
в том айле.
Тумуртого, 90. 04.08.08
168.- Как успокаивают
лусов и савдаков?
- Зависит от молитв.
Есть успокаивающие молитвы. Подносят
жертвы, еду, фрукты.
- Как успокаивают?
- Подносят дары лусам
и савдакам, задабривают. Если упал с коня, думают, что это строит козни
лус, поэтому в том месте подносят дары,
еду и успокаивают луса.
Тумуртого, 90. 04.08.08
169.- Чутгуры делают
людям плохое? Не бойтесь ответить
на этот вопрос.
- Потому что делают
плохое, потому их и называют
чутгур. Чутгуры делают зло. Есть козни (хорлол)
лусов.
Тумуртого, 90. 04.08.08
170. - Луйджинч – представитель
красной религии. В желтой луйджинчей
нет. С большим барабаном, на
лицо свесит черные тряпки
и дует в гандан, сделанный
из мозговой кости (чөмөг) 180-летней девушки. Его цель – очистить
зло, которое причиняют земли и воды. Того,
кто призывает духов и очищает зло, называют
луйджинч. Луйджинч живет не в монастыре,
а вне его. Человек красной религии.
Ч. Дондов, 80 лет. 05.08.2008
180. - Я так говорю: когда человек умирает, если его сунс становится
чутгуром, то превращается в сухие тазовые
кости (сунж). То место, где пребывает сунс,
называют тазовыми костями. Поэтому и
садится (луйжинч) на тазовые кости.
Ч. Дондов, 80 лет. 05.08.2008
181. - Чутгур, шулам, ад – это одно и то же?
- Чутгур – мужское,
а шулам – женское существо.
Так я понимаю. В общем же
– чутгур. Ад чутгур наносят
вред людям.
Ч. Дондов, 80 лет. 05.08.2008
182. - Откуда чутгуры,
шуламы, ады появляются?
- Говорят же «В годы
революции число чутгуров резко снизилось»1. Может, их и вовсе нет. Наверное, заблудившаяся
душа, душа, не нашедшая своего будущего
рождения, начинает вредить людям, люди
называют ее чутгуром и шуламом. Вообще
то, это очень отвлеченное понятие, нечто,
не имеющее реальности, с другой стороны,
людям кажется, что это реальность. Вроде,
должны быть придуманными вещами, а люди
говорят об этом, выпчуив глаза, приводя
разные доказательства. Говорят, например
– ноги коня путаются (туших); это что-то
природное? Или на самом деле ад и чутгур?
Не только я, но и наука доказать ничего
не может.
Ч. Дондов, 80 лет. 05.08.2008
183. [Чутгур, воплотившийся
в ягненка]
Когда-то секретарем (наверное,
партийным. – А.Ц.) нашего Мунххан-сомона
работал человек по имени Готов.
В годы репрессий этот человек в силу занимаемой должности,
как говорили, участвовал в арестах многих
лам. Ему сверху такое задание давали.
Позднее однажды Готов-гуай искал в степи
потерявшихся лошадей. В безлюдном месте
в Цаган-усны-холой он нашел хорошенького
ягненка. Он взял его, положил за пазуху
и поскакал дальше. Потом он стал щупать
ягненка, говоря:
- Мой ягненок-то с
пирожком или без пирожка?
Тогда ягненок ответил
ему человеческим голосом:
- С пирожком!
Тот спрашивал, баран
это или ярочка. Когда ягненок
ему ответил, Готов испугался, бросил ягненка и ускакал.
Тут же у него поднялась температура, и
в тот же вечер он умер. Так рассказывают
наши односельчане. Что это? Это произошло
в 1930-40-х годах.
- Еще что-нибудь такое
же знаете? Вы из книг читали?
- Это было на самом
деле. У нас много такого рассказывают. Много
разного.
Ч. Дондов, 80 лет. 05.08.2008
184. - Что такое лусы
и савдаки? Чтобы их успокоить,
поклоняются Гэсэру? Они имеют
образ детей?
- Лусы и савдаки,
наверное, существуют. У всех гор
и рек есть хозяева. В хорошие дни лусы приходят в свои горы и реки.
Так говорят.
Ч. Дондов, 80 лет. 05.08.2008
185. - Что значит харал-марал?
- Нельзя говорить слов
харала, вот что это значит. Нельзя
сердить лусов и савдаков.
Б.Саруул, 73 года. 07.08.2008
186. - Если случайно
рассердить хозяина обо, можно позвать луйджинча?
- Читали молитвы жертвоприношения,
горам и хангаю приносили жертвы
лучшей пищей. Но луйджинчей
не звали, по-моему.
- Молитвы горам и
обо читали ламы?
- Да. Ламы.
- Что делать, если рассердился
хозяин обо?
- Засуха, болезни людей и скота, большой дождь,
все это, наверное, происходит из-за гнева
газар-лусов и тэнгэр-бурханов – так говорили
в прежнее время.
Б.Саруул, 73 года. 07.08.2008
187. - Что такое лус
савдаки?
- Понятие, связанное
с землей.
Б.Саруул, 73 года. 07.08.2008
188. - Знаете сказки
о мангасах?
- Раньше рассказывали:
Жил-был черный загребущий
(атгаалжин?) мангас с 12 головами… Там воюют, что
правда, что ложь, не знаю. Из рук выходит
– огненно-красная, из середины земли
– коричнево-красная, вдребезги разбивает
голову сына человеческого… Монгольские
богатырь посередине земли коричнево-красной
стрелой разбивает 12 голов мангаса. Конь
богатырей прошлого прибегает, когда хозяин
позовет.
60 суток натягивал
поводья –
Иноходное мясо стало
крепким,
6 суток натягивал поводья –
Мясо на хребте стало
крепким…
потом богатырь надевает
панцырь и шлем, рубит головы мангаса.
Наверное, такие сказки сочиняли, когда
ночевали в айлах.
Н.Мунху, 74 года. 07.08.2008
189. - Луус и лус имеют
разницу?
- Лус это земля.
На небе в высших сферах живут луу. Луу спускаются
с небес.
- Говорят же лусууд,
черные лусууд?
- Лус это название
земли.
Н.Мунху, 74 года. 07.08.2008
190. Лус – это название
земли. В моем детстве старики
не позволяли копать землю,
где попало. Если копать железом, земля рассердится, так говорили и не
разрешали копать железом. Если копать
нужно, был специальный день. Если копать
землю, рассердятся лусы, так говорили.
Н.Мунху, 74 года. 07.08.2008
191. - Говорят, нельзя
сердить бурхана лусов.
- А почему лусы сердятся?
- Под водой ходят
и кони и коровы. Нет животных
без лусов (?). Почему лусы сердятся?
Они сердятся, когда животных
убивают, ловят рыбу, кровь пускают
в воду.
Н.Мунху, 74 года. 07.08.2008
192. - Совершали жертвоприношения
ханам лусов?
- Если уж проводят
жертвоприношения, то совершают их всегда.
Например, жертвоприношения обо. А почитание
хана лусов – устраивают скачки, борьбу,
убивают овцу, ставят крестец, подают кумыс
и белую пищу – так задабривают лусов.
Н.Мунху, 74 года. 07.08.2008
193. - А чутгуры и
шуламы есть?
- В наше время чутгуров
и шуламов я не видел. Говорят,
что в местах, где развита религия,
появляются чутгуры, которые соревнуются
с религией. А сейчас они не
появляются, значит это все ерунда.
Бывает свечение, про которое
говорят, что это шулам. Сейчас это все объясняется философией.
Я так понимаю, что это страх, рассказы
людей, охваченных страхом.
Ч.Санжмятовым, 72 года. 09.08.2008
194. - А оролоны бывают?
- Кажется, так называют
чутгуров? Говорят: «восставший оролон».
Что-то из рода чутгуров.
- Шулам, чутгур что
такое?
- Одно и то же, кажется.
По отдельности не знаю.
Ч.Санжмятовым, 72 года. 09.08.2008
195. - Что такое мангас?
- Не видел, не знаю.
Бывают в сказках. Слышал сказки,
в которых был 15-головый хватающий
черный мангад (15 толгойтой атгаалжин хар мангад) и так
далее.
Ч.Санжмятовым, 72 года. 09.08.2008
196. - Что такое мам?
- Ругательство. Говорят
«Что за мам»!
Ч.Санжмятовым, 72 года. 09.08.2008
197. - Как выглядит хозяин
Алтан-обо?
- Мужчина, светский, на
белом коне, государственный человек.
- Что такое государственный
человек?
- Обычный, с косичкой,
делающий государственную работу.
- А что такое светский
(хар хун)?
- Не лама. Не из рода
тайджей, обычный человек. Бывают
ламы, которые уходят жить в
худон, это хар хун. И бывают
те, которые с самого начала осталтсь в хар хунах,
с косичкой. Если в одной семье три мальчика,
одного оставляют в государственных людях,
другого отдают учиться в ламы. Третий
может пасти скот. Государственный человек
– чиновник, исполняет службу, дзайсан.
- Почему хозяин Алтан-обо – государственный
муж?
- Едет на белом коне.
- Если почитать обо,
которое имеет такого хозяина,
то станешь хорошим государственным
мужем?
- Такого смысла нет.
У хозяина обо просят всего
хорошего.
- На белом коне, государственный
муж – это савдак?
- Это хозяин обо…
Ч.Санжмятовым, 72 года. 09.08.2008
198. - Что такое савдак?
- Говорят – чутгуры,
савдаки. Связаны они как-то. Чутгуры
это такие-то, садваки – такие-то,
так сказать не могу.
Ч.Санжмятовым, 72 года. 09.08.2008
199. - Савдаки злые? Страшные? Гневные?
- Наверное, по характеру.
Я же не видел их, поэтому
трудно сказать, какие они.
- Лусы и савдаки
связаны?
- Лусы – это же
так называют природу.
- Почему «лус и савдак»
говорят вместе?
- Местность и природа,
в этом смысле. Есть такие, которые говорят слитно.
Ч.Санжмятовым, 72 года. 09.08.2008
200. На несколько гор,
которые почитали издавна, женщины
не могли подниматься. Сейчас
стали подниматься. Женщины не
могли. Даже женские ламы хандамы
проходили по подножью, потому
что женщины. А сейчас поднимаются куда хотят, мол, мы гуляем.
Здесь места засушливые, бедные, может
быть, поэтому. Даже на машинах заезжают.
- Одна девочка, ученица
средней школы забралась на
Алтан-обо, а теперь болеет. У
нее бывают судороги.
Ч.Санжмятовым, 72 года. 09.08.2008
201. - Лус и луу это
одно и то же?
- Луу это животное
небесное. Лус это горы и реки.
Ч.Санжмятовым, 72 года. 09.08.2008
202. - Какого запаха
боится чутгур?
- Не знаю. Закрытого
(?). Например, боятся петли плетки,
поводья узды. В месте, где много
чутгуров, едут на лошадях, спустив повод.
- А стремян боятся?
- Когда не было оружия,
зверей убивали, ударив стременами.
Брали стремена на ремне и
ударяли ими. Это было оружие.
Ч.Санжмятовым, 72 года. 09.08.2008
203. - Можно увидеть
сунс? Слышали о том, как сунс не оставила следа на золе?
- Когда совершали луйджин,
хороший лама ставил ведро
с песком и читал молитвенные
книги. На песке в ведре появляются
следы. Так подавляли чутгуров
и шуламов. Некоторые ламы говорят,
что сунс прячется в кушаке,
они его взвешивают. На весах для серебра взвешивали.
Ч.Санжмятовым, 72 года. 09.08.2008
204. - В огонь можно
совать острое, показывать?
- Нельзя. Бурхану огня
нельзя показывать острое.
- Можно в огонь бросать
шелуху от лука?
- Если шелуху от
лука положить в огонь, глаза овец будут болеть.
Ч.Санжмятовым, 72 года. 09.08.2008
205. - Есть рассказы
о чутгурах и шуламах?
- Говорят, что в
дивизии Байшинт японы отравили
воду, и много монгольских солдат
умерло. После этого там стал
виден огонь чутгуров.
Ш.Чулуунбор, 65 лет. 06.08.2008.
206. - Что такое шулмас?
- Женский чутгур.
- Что такое мам?
- Женский чутгур. В
храме Чойджин-ламы есть изображение.
Ш.Чулуунбор, 65 лет. 06.08.2008.
207. - Что такое алмас?
- В Дзахуй-Дзарман,
в горах Алтая есть алмасы
– так говорят. В одном храме Гоби-Алтая, говорят, имеется шкура
алмаса.
Ш.Чулуунбор, 65 лет. 06.08.2008.
208. - Ад чутгур это
что?
- Парное слово. Как
чутгур. Когда человек удачлив,
иногда говорят: как чутгур.
Ш.Чулуунбор, 65 лет. 06.08.2008.
209. - Что такое буг?
- Если душа сунс уменьшится, станет буг.
Ш.Чулуунбор, 65 лет. 06.08.2008.
210. - Есть на самом
деле сунс?
- Когда человек умирает,
бурханом становится. Сунс хорошего
человека становится бурханом. У
каждого человека есть своя
звезда. Когда падает звезда, «Фу,
не моя звезда, звезда другого!» – так заклинают.
Ш.Чулуунбор, 65 лет. 06.08.2008.
211. [Свет в степи]
Люди часто рассказывают,
что видели в степи какое-то видение
или огонь. В 2006 году в горах Асгата
над тоно над юртой появлялся
свет. Не от фар, а странный непонятный свет. Так рассказывали люди.
Ц.Сухбаатар, 54 года. 06.08.2008
212. [Сунс молодого тракториста]
В 1982 году младший брат
хурчина Саарала, тракторист сгорел
и умер. Его сунс не ушла, стал появляться
свет. Свет был вокруг двигавшихся
машин. Издалека казалось, идет машина и виден свет, но при
приближении был виден свет, но не слышно
звуков, так говорили тамошние люди.
Ц.Сухбаатар, 54 года. 06.08.2008
213. [Сунс японских солдат]
В Сухэбаторском аймаке,
на заставе Сумбэр ночью слышны звуки
стрельбы и крики японских солдат «Банзай!» Показываются
японские солдаты с завернутыми в белое
ногами. Потом они исчезают. Так рассказывали
служившие там люди.
Ц.Сухбаатар, 54 года. 06.08.2008
1 Бытует такой анекдот. В 1930-40-е годы один
пропагандист пришел к скотоводам и прочитал
лекцию о том, что чутгуров и шуламов не
бывает. Но один старик ему возразил:
- Бывают. Я сам видел.
Встречал.
Тогда пропагандист сказал:
- Если сказать, что
чутгуры есть, то мне будет плохо. Если сказать,
что нет, вам будет плохо. Давайте скажем
так: В годы революции число чутгуров резко
снизилось.
Так появилось такое
выражение.
Р.Чултэмсурэн
Материал размещен на сайте при поддержке гранта РФФИ №10-06-00546-а.
|