Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина (С.-Петербург) Гендерный подход в социологии: история становления, власть и отличия (Запад - Россия)Всякая социологическая теория предполагает некоторую интерпретацию социально организованных отношений между полами, которая определена концепцией общества и социальной структуры. В рамках западной классической и постклассической социологии вплоть до середины 1970х годов термины "гендер" и "гендерные отношения" не употреблялись, интересующая нас область социальной реальности анализировалась в терминах отношений межу полами. Однако, обсуждая отношения между полами, социологи часто выходили за пределы профессионального канона, а рассуждения о поле в конечном счете сводилось к постулату о базовой биологической дихотомии между мужчиной и женщиной. Такую позицию принято называть биологическим детерминизмом или эссенциализмом. Термин "гендерный подход" возникает в социологии, как и в других социальных науках, в 1970е годы. Он формируется как оппозиция исследованиям отношений между полами. Под гендерным подходом в социологии мы понимаем анализ отношений власти, организованных на основании культурно-символического определения пола. Культурно символическое определение пола (то, что называется гендером) - это комплексная характеристика статуса, которая возникает на пересечении множества признаков индивида и/или группы. Гендерный подход в социологии представляет собой вариант стратификационного подхода, в нем всегда присутствует тезис о неравном распределении ресурсов по признаку приписанного пола, об отношениях господства-подчинения, исключения-признания людей, которых общество относит к разным категориям пола. Гендер становится "полезной" многоуровневой категорией социального анализа, которая "работает" на уровне анализа идентичности, межличностных отношений, системном и структурном уровне. Гендерный подход на Западе разрабатывается в 1970е годы как когнитивная практика женского движения второй волны и как критика социальной теории, и потому во многом определяется закономерностями их развития. Исследования адаптируют социальную теорию к проблематике социальных отношений между полами. При этом основное русло социологии критикуется как то, которое выстраивается из рефлексии опыта публичной сферы, где доминировал в течение всего периода модернизации мужской опыт. Гендерный подход обосновывает различение биологического пола и социальной категории принадлежности к полу, гендер определяется как работа общества по приписыванию пола, которая производит и воспроизводит отношения неравенства и дискриминации. "Женщины" (как и "мужчины") более не рассматриваются как недифференцированные категории, напротив, категория различия становится основной в определении женственности и мужественности. Различия задаются через контексты возраста, расы и сексуальной ориентации. Гендерный подход развивается как феминистская критика основных направлений социологии. Однако под влиянием феминистской критики в настоящее время в западной социологии произошли такие изменения, которые предполагает инкорпоризование гендерного измерения в основное русло исследований (А. Гидденс). Гендерные исследования в области социологии сталкиваются с теми же проблемами, что и социологическое знание в целом, а именно с проблемой соотношения уровней структур и действия, с полемикой символического интеракционизма и этнометодологии, с одной стороны, и структурализма и функционализма, с другой. Варианты решения этой проблемы мы можем найти в объединительной парадигме, вслед за сторонниками которой (такими как П. Бурдье и А. Гидденс), в рамках гендерных исследований осуществляется попытка сочетания уровней структур и действия. В рамках данного подхода гендерные отношения рассматриваются как процесс; структуры складываются исторически, а способы структурирования гендера многообразны и отражают господство разных социальных интересов. В России гендерный подход начал формироваться в 1990е годы, чему способствовала дискурсивная проблематизация гендерных отношений в период постсоветской трансформации. Масштабные социально-культурные и политические изменения российского общества в последнее десятилетие включают изменение статусных позиций различных социальных групп и категорий граждан. В сфере гендерных отношений эти изменения приводят к таким явлениям, как изменение структуры семьи, изменение системы социальных гарантий, изменение положение женщин и мужчин в сфере экономки и политики и в приватной сфере. Проблематизация гендерных отношений в публичном дискурсе приводит к росту исследовательского и общественного интереса к тематике. Однако вплоть до настоящего времени, несмотря на дискурсивный бум в области гендерных исследований, теоретические и методологические основания гендерного подхода остаются достаточно неопределенными. Если в мировой социологии можно говорить о некотором (псевдо)поступательном развитии социологического знания, при котором одна теория заменяла другую, а последующая предыдущую, "снимая" противоречия и критику, то в современном российском дискурсе одновременно и параллельно возникают концепты и модели, относящиеся к различным хронотопам. В области гендерных исследований разные парадигмы также развиваются одновременно - поло-ролевой подход сосуществует с его радикальной критикой, социально-конструктивисткие исследования проблематизируют категорию женского опыта, который еще не стал устоявшимся предметом исследования. Российские исследователи, разделяющие различные парадигмы в рамках гендерных исследований, вплоть до недавнего времени не вступали в критический дебат, поэтому разногласия во многом остаются не эксплицированными. С одной стороны, гендерный подход выступает в качестве синонима женских исследований, с другой стороны, он означает исследования и женщин, и мужчин, различных половых ролей, норм, статусов. Гендерный подход в одних случаях является синонимом поло-ролевого (структурно-функционального) подхода, в других случаях гендерные отношения интерпретируются как социально и культурно сконструированные. Российские исследователи гендерных отношений не всегда являются сторонниками феминистского мировоззрения, что существенным образом отличает их от западных коллег. Основное положение гендерных исследований на Западе в любом их варианте заключается в том, что базовым измерением гендерных отношений являются отношения власти. В российских исследованиях данный тезис оказывается спорным для многих исследователей, предпочитающих рассматривать гендер как синоним "женских" и "мужских" общностей (Г. Силласте). Складывается парадоксальная ситуация - с одной стороны, происходит "империализм" западных концептов, и одним из таких является концепт "гендера" (С. Ушакин), с другой, из этого концепта изымается его базисное основание, а именно измерение власти. Гендерный подход в современной России развивается в интеллектуальном климате эссенциализма и биологического детерминизма, которые сменяют в общественном дискурсе официальные декларации о всемогуществе государственного конструирования советского человека (мужчины и женщины). Таким образом новый гендерный подход, который мы пытаемся развивать, пока противоречит основному направлению российского либерального дискурса. Этот культурный климат приводит к тому, что можно назвать институциональным эффектом новизны гендерного подхода. Он заключается в том, что гендерные и феминистские исследования (и соответствующие им структурные подразделения) рассматриваются как ориентированные на нежелательные изменения в сфере отношений между полами и, прежде всего, на разрушение семьи. Гендерный подход остается маргинальным в системе общественного знания, легитимность данной тематики по-прежнему невысока, академическое сообщество скептически относится к проблематике гендерных исследований. Однако, очевидна и другая тенденция: в настоящее время изучение гендерных отношений становится одним из элементов осмысления социальных преобразований в ситуации проблематизации оснований социологического знания. И это не только российская дискурсивная проблема. Социология гендерных отношений в условиях постмодернистского вызова (как на Западе, так и России) существует в дискурсивном пространстве, которое подрывает ее основания и одновременно обогащает методологию, тематику и методы исследования. Постмодернизм ставит под сомнение социологию как автономную область научного знания. Инстинкт самосохранения социолога как представителя своей дисциплины оберегает его/ее от погружения в постмодернистский дискурс, хотя постмодернистская методология видоизменяет отношение к науке в целом. В таком интеллектуальном контексте, гендерный подход заставляет социолога начать опасное предприятие: заняться осмыслением оснований своей собственной дисциплины. Социологу и социологии при этом приходится либо переосмысливать самое себя, либо вообще отказываться от жестких дисциплинарных границ, поскольку для анализа гендерной композиции необходимо использование данных всех сфер гуманитарного и социального знания.
|