Весенняя школа - 2005
Мифология как система
Программы курсов
Михайлова Татьяна
Андреевна доктор филологических наук, старший научный сотрудник кафедры германского языкознания филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва
Мифология кельтов – проблема
реконструкции
В отличие от многих других народов, системные мифологические
представления которых дошли до нас в виде надежных автохтонных
свидетельств, мифологические представления кельтских народов
(галлы, ирландцы, валлийцы, бретонцы) в полной форме не
сохранились. Действительно, любая мифологическая система создает
обычно свой комплекс представлений о том, как созданы были мир и
человек в нем, кто управляет ими и что ждет людей после смерти.
Наверное и кельты не составляли здесь исключения и, как можем мы
предполагать, их жрецы-друиды, о которых так много писали
античные авторы, знали ответы на все эти вопросы. Однако,
имеющиеся сейчас в нашем распоряжении сведения о мифологических
представлениях кельтов, и ирландцев – в частности, на удивление
скудны, и мы уже не можем сказать почти ничего ни об архаической
кельтской космогонии, ни об - эсхатологии. В легендах валлийцев,
бретонцев, ирландцев и шотландцев, потомков древних кельтских
племен, сохранившихся на Британских островах и на французском
полуострове Бретань, лишь слабыми отзвуками звучат темы
происхождения мира и человека и его загробного существования.
Мало данных содержит и фольклорная традиция.
Причины того, что до нас почти не дошли в виде
текстов основы мифологии кельтов, не совсем ясны. С одной
стороны, принято считать, что относительно раннее принятие
христианства в Британии (IV в.) и в Ирландии (сер. V в.) привело
к тому, что все языческие мифы, как и их носители - друиды,
оказались «под запретом». Еще Цезарь писал о том, что во всей
своей полноте мифические предания кельтов известны только
друидам, которые заучивают наизусть сакральные тексты, передают
их друг другу и тщательно охраняют от профанов. С падением
института друидизма все эти сведения автоматически оказались
утраченными. Мы можем предположить, что аналогичная ситуация была
и в Древней Ирландии, где также, судя по свидетельствам саг и
житийной литературе, примерно до середины 6 в. существовал
институт друидизма. Но с другой стороны, нельзя забывать и том,
что кельты стали заселять Британские острова все же не ранее 1
тыс. до н.э., а до этого там в течение многих столетий
существовало «туземное» население, у которого были свои
верования. Видимо, постепенно мифологические представления этих
разных племен как-то смешались друг с другом, отчасти - вытеснив
друг друга, отчасти - слившись в причудливую картину, отдельные
фрагменты которой дошли до нас уже в письменных источниках –
сагах, гномических поэмах, своеобразных фольклорных сюжетах.
Назвать эти предания «мифами» в строгом смысле слова мы все же не
можем, поскольку собственно космогонические и эсхатологические
темы представлены в них лишь фрагментарно, но все же они,
казалось бы, должны дать нам какие-то представления о богах
Древней Ирландии и о системе причинно-следственных отношений
ирландцев-язычников (прорицания, проклятия, вера в счастливые и
несчастливые дни, почитание камней и деревьев, праздники, вера в
параллельные миры, пережитки тотемизма и многое другое).
Долгое время, т.е. примерно с середины 19 в., когда
в изучении верований древних народов господствовала так
называемая «мифологическая школа», считалось, что если собственно
космогонические сюжеты древних кельтов и оказались в среде
фиксаторов-монахов под запретом и были вытеснены христианскими
преданиями о сотворении мира, то «остаток», не имеющий прямых
аналогий в текстах Ветхого Завета, является уже собственно
кельтским. Сторонники подобного взгляда на ирландскую (а также
валлийскую) традицию существуют и сейчас, однако примерно с
середины 20 в. параллельно начала формироваться другая «школа»,
основателем которой принято считать Джеймса Карни. В работе
«Внешний элемент ирландской саги», вышедшей в 1955 г., он на базе
анализа саговых сюжетов и нарративных приемов древнеирландских
компиляторов приходит к выводу, что несмотря на то, что отчасти
ирландская эпическая традиция и основывалась на до-христианском
прошлом, в целом саги как тексты складывались уже в период
раннего христианства и писались людьми, которые в гораздо большей
степени ориентировались на античную культуру (включая сюда и
библейские мифы. «Их опыт, - писал Дж.Карни, - во многом
складывался из знания латинских текстов, греческого эпоса,
Ветхого завета и трудов Отцов церкви». Понимать тексты саг
буквально, видеть в них лишь фиксации устных языческих преданий,
пусть и прошедших монастырскую цензуру, он полагал – наивным и
предлагал называть ученых, следующих этому направлению,
«нативистами». Вслед за Карни школа, относящаяся к ирландскому
эпическому материалу с должным скепсисом, получила название
«анти-нативизма».
Отчасти Дж.Карни, безусловно, был прав. Ирландские
монахи действительно хорошо знали не только святое писание, но и
труды Вергилия и Овидия, позднюю латинскую ученую традицию
(Орозия, Аммиана Марцеллина, Исидора Севильского), Гомеровский
эпос (в Ирландии даже были сложены «саги», называемые «Взятие
Трои» и «Блуждания Улисса, сына Лаэрта») и многое другое, что в
целом составило своего рода «базовый фонд» культуры раннего
Средневековья. Но перелагая античные сюжеты, они как бы одевали
древних героев в свою, ирландскую одежду и давали им в руки свои,
местные дротики, копья и мечи. Современный лидер «антинативизма»
Ким Мак Кон, утверждавший в своей книге «Языческое прошлое и
христианское настоящее древнеирландской литературы», что
практически все сюжеты и образы ирландских саг имеют античное
происхождение и что языческое наследие уже к 7-8 вв. было в
Ирландии полностью вытеснено христианской культурой, наверное,
также ошибался, как и высмеиваемые им «нативисты».
Количество занятий – предполагается три, из них – две лекции,
одна общего характера – «Мифология Древней Ирландии: проблема
реконструкции» (примерно – по материалам приведенной выше
аннотации, а также – рассказ об эсхатологии Древней Ирландии и о
традиции «книги о заселении страны» как о своего рода
«космогоническом» мифе). Вторая – «Культ огня у кельтов: было ли
это?» (о ритуальных кострах у галлов, валлийцев и
ирландцев).
Семинарское занятие – попытка втянуть слушателей в дискуссию о
принципиальной возможности реконструкции мифологической системы
(предположительно – при сопоставлении с соответствующими
реконструкциями праславянского мифа).
Рекомендуемая литература:
1. Иванов Вяч.Вс., Топоров В.Н. Исследования в области
славянских древностей. М., "Наука", 1974.
2. Представления о смерти и локализация Иного мира у древних
кельтов и германцев. М., "Языки славянской культуры",
2002.
3. (см. также указанные в примечаниях ирландские
работы).
В
первую очередь здесь надо назвать имя известного ирландского
исследователя Пройншиаса Мак Каны, скончавшегося в мае 2004 г. Из
его многочисленных работ назовем лишь одну, во многом суммирующую
его идеи – Pr.Mac Cana, CelticMithology. Dublin,
1983.
См.
J.Carney, The External element in Irish saga // J.Carney. Sdudies
in Irish Literature and History. Dublin, 1955, p.
321.
K.McCone. Pagan Past and Christian Present in Early Irish
Literature. Maynooth, 1990.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|