Марина Валенцова Ин-т славяноведения, МоскваМоделирующая функция "начала" и "конца" в обрядности славянНачало и конец - категории, выражающие соотношение дискретности и непрерывности. С одной стороны, они определяют события во времени и пространстве, разделяют их и выстраивают в последовательности. С другой – сами начало и конец взаимообусловлены, а конец предыдущего является началом последующего. Эта древняя идея (вспомнить, хотя бы китайскую Книгу Перемен И-Цзин) присутствует и в славянской обрядовой культуре. Эксплицитно она выражена, например, в поверьях и обрядах первого(ых) дня (дней) Великого поста. В частности, у словаков, началом Поста считалась Пепельная среда, но на нее же приходились и обильная выпивка, скоромная еда, молодежные празднования с яичницей, ряжение и "бесчинства" -- то есть комплекс действий, характерный для окончания масленицы. Согласно традиционным представлениям, начало моделирует, создает событие в целом, определяет его успех или неуспех, характер и конец. Т.о., конец запрограммирован в начале. А начало как квинтэссенция всего события получает значение его символа. Отсюда стремление воздействовать на начало разными средствами, конструируя желаемую ситуацию: путем выбора времени, деятеля, реалий-символов и действий-символов. Повторяемые в одних и тех же ситуациях, они порождали обряд, моделирующий будущее событие. Вера в силу обрядового начала события, его способность вызвать само событие, отражена, например, в магии вызывания дождя, некоторых лечебных практиках. Конец также оформлялся обрядами, важнейшее значение которых -- в переходе и закреплении нового состояния, достигнутого в ходе события. Т.о., в обрядовом оформлении окончания присутствуют элементы начала, но начала уже другого состояния (напр., смерть и похороны оформлялись как подготовка к началу иной жизни; дожинки включали в состав действия, направленные на получение богатого урожая в будущем году), а в некоторых, напр., в поминальных обрядах, -- начала как возвращения к исходному состоянию [употребление в начале и конце поминального обеда кутьи (киселя) возвращало к ситуации до прихода в дом душ умерших]. Начало ситуации, на которую человек повлиять не в силах (напр., время рождения ребенка), становилось предметом наблюдения, предсказания, гадания и также выполняло моделирующую функцию (в нашем примере -- оно, как верили, предопределяло дальнейшую судьбу ребенка). В докладе приводится большое количество примеров из разных славянских традиций, в результате анализа которых были сделаны данные положения.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|