Фольклор и постфольклор: структура, типология,
семиотика
|
|
А.Л. Топорков МоскваОб одном случае взаимодействия устных и письменных традиций (заговорно-заклинательные тексты в России ХVII-XVIII вв.) До нашего времени дошло довольно большое количество текстов русской заговорно-заклинательной поэзии ХVII-XVIII вв. Некоторые из них бытовали устно, но были зафиксированы в процессе делопроизводства по делам о колдовстве. Другие функционировали именно в письменной, а не устной форме (например, заговоры от вражеского оружия достаточно было носить с собой переписанными в специальных тетрадках; результата ожидали не от произнесения текста, а от самой рукописи). Третьи существовали и в письменной форме, и в устной: они включались в рукописные сборники заговоров и произносились устно в соответствующей обстановке, о чем можно судить по сопровождающим текст "инструкциям", которые подчас имели развернутый и детализированный характер. В результате тесного взаимодействия устных и письменных заговоров, а также заговоров и апокрифических молитв выработались многообразные переходные формы между текстами разных типов. Особый интерес представляют случаи, когда в результате такого взаимодействия сформировались специфические сюжетные, мотивные и лексико-стилистические структуры, несущие на себе печать устных и письменных, фольклорных и книжно-церковных традиций.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|
|
|
|