Фольклор и постфольклор: структура, типология,
семиотика
|
|
Е.А. Толстая Иерусалимcкий УниверситетАнекдот как формообразующий принцип в прозе революцииАлексей Толстой в революционной Москве вместе с молодым Эренбургом объединяет литераторов, не поддерживающих режим, но не консерваторов и "западников" -- по большей части вернувшихся эмигрантов. Эренбург в очерке 1918 г. о Толстом опровергает мнение о нем как о бытовике: в центре его искусства не описание устоявшегося быта, а анекдот как способ подрыва статики и демонстрации иррациональности жизни, анекдот, ориентированный на Достоевского. Сам Эренбург именно анекдот возьмет главным конструктивным принципом своего первого романа. Толстой – рассказчик анекдотов, названный и неназванный, возникает в ряде ранних текстов Эренбурга. Толстой в "Сестрах", наоборот, реакционно воскрешает ушедший быт, явно с теургическим прицелом -- зато возвращается к анекдоту в позднем революционном тексте – "Ибикусе".
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|
|
|
|