Т.В. Цивьян Ин-т славяноведения, МоскваТекст сна – тексты сновВ докладе мне хотелось бы продолжить "гипнологическую" тему в том аспекте, в каком она была задана Ремизовым. В его творчестве анализ структуры текста сна (в частности, снов в русской литературе), способов его запоминания и фиксации занимает едва ли не большее место, чем "собственно сны" как элемент сюжета или как самостоятельное художественное произведение (ср. его сборники снов). В сентябре 2000 г. я прочла на филологическом факультете Тартуского университета небольшой курс "Сны sub specie semioticae et literaturae". В основу его легли известные положения аналитической философии (изложенные, в частности, учеником Витгенштейна Малкольмом) о невозможности верификации сна и, соответственно, о его существовании только в виде и на уровне текста. Содержание курса сводилось к следующему. Сновидческая деятельность (способность или возможность видеть сны) vs деятельность человека во сне переносит его в иное время и пространство, с несопоставимыми с дневной реальностью параметрами, и дает ему совершенно иные возможности. Являясь одновременно зрителем и участником (а в определенном смысле и создателем) собственного сна, он, затем, становится автором его текста. Если во сне человек проявляет сверхъестественные свойства, то в тексте сна он актуализирует свои творческие способности (нередко рассказами снов они и ограничиваются). Творческие способности проявляются, в частности, в том, что сновидец знает не только что рассказывать, но и как рассказывать. Иными словами, он владеет этим жанром, структурой текста сна, противопоставленной тексту не-сна. На литературных примерах (от Гоголя до Хармса) я попыталась показать основные дифференциальные признаки текста сна, имея в виду прежде всего языковые структуры, а потом предложила студентам записать собственные сны – но с метаописанием, т. е., взглянув на собственный текст со стороны, попытаться проанализировать те структурные особенности, которые и делают его текстом сна. Разумеется, вопрос о том, видел ли автор сон, сочинил ли он его, не ставился, поскольку речь шла о творчестве в собственном смысле слова. Теперь в моем распоряжении находится более 20 текстов, которые их авторы любезно разрешили использовать как материал для анализа. Наиболее интересным примерам и будет посвящена остальная часть моего доклада.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|