А.В. Тарабукина, Санкт-Петербург
"Хорошие девчата, заветные подруги..." (эротический текст пожилых заводчанок)Для советского человека завод является неотъемлемой принадлежностью города. Более того, редкий город (а может быть, таких вообще нет) не имеет своего завода, и горожане видят прямую зависимость благополучия своего города от состояния завода. Современные заводские нарративы, послужившие материалом для работы – это биографические рассказы, строящиеся на основе устойчивых мотивов или вообще имеющие устойчивые сюжеты. Причем, по нашим наблюдениям, особенно популярны короткие анекдотические тексты. Представляется, что в основе всех заводских текстов лежит тот или иной концепт, определяющий место завода в городской жизни. Например: "завод- кормилец" ("Вот я заводской мужик. Держусь за заводскую трубу. Какая бы ни была плохая, а она меня прокормит" (СПб, осень 2000г.)), "завод – коллектив" и т. д. Именно ценность завода как коллектива явилась текстообразующим концептом для рассматриваемых нарративов. Предметом данного исследования являются "эротические" нарративы, записанные в основном в Старой Руссе осенью 2000 года от женщин 65 - 70летнего возраста, в прошлом (до пенсии) проработавших в среднем более двадцати лет на местном Авиаремонтном заводе. Наблюдение за бытованием текстов позволяет утверждать, что звучат они исключительно в женском коллективе (в отличие от скабрезных песен, которые могут исполняться и в смешанных компаниях) в ситуации праздника, общего веселья, для которого календарная приуроченность не имеет особого значения ("соберемся с девочками, выпьем..."), и являются одним из принятых способов коллективного отдыха, подобно хоровому пению. Знакомство большинства участвующих в застолье дам с сюжетами рассказов, как и стройная композиция текстов, указывают на неоднократную их повторяемость и, соответственно, на прогнозируемую реакцию аудитории (обязательный смех после каждого рассказа). Очевидное, на первый взгляд, сходство с функцией рассказываемых в компании анекдотов, однако, как нам представляется, не объясняет бытования "эротических" нарративов. Дело в том, что все они повествуют либо о личном эротическом опыте (ни в коем случае не интимном), либо о коллективных игровых действиях с использованием эротической символики, что в любом случае требует нарушения определенного табу (сексизм времени молодости наших информантов не раз был отмечен социологами и исследователями культуры) как от исполнительницы, так и от слушательниц. Возникающее в результате чувство личной смелости и свободы позволяет, как утверждают наши информанты, "по-настоящему расслабиться". Информанты, как правило, рассказывают об исполнении эротических нарративов в одном контексте с нетрадиционным исполнением политических песен (например, пение "Интернационала" соло на праздничном столе в одной из компаний стало знаком завершения удавшегося вечера). По-видимому, объединять в своем восприятии эти виды времяпрепровождения позволяет маркированность и того, и другого как действий, переходящих границы "дозволенного". Рассказы о коллективных игровых действиях с использованием эротической символики (танцы с ряженьем на пикниках во время заводских экскурсий, публичное использование обсцентной лексики во время праздника и т.п.) призваны означить особую роль рассказчицы (она же - главная исполнительница действий) в коллективе ("без нее и веселья нет"). В рассказах об индивидуальном эротическом опыте героиня (рассказчица) подобно мифологическому трикстеру либо сама оказывается в неловкой ситуации, либо своей находчивостью и смелостью ставит в нее других. Характерно, что такие тексты преисполнены чувства девичьей стыдливости или инфантильного восторга (героине в них от 20 до 40 лет). Эту-то стыдливость и преодолевает 65-летняя рассказчица, традиционно по-девичьи повизгивая и хихикая. Объединяет же все эти тексты тема и героиня-рассказчица. Следует заметить, что роль исполнителя эротических нарративов в каждой компании постоянна и чаще всего объединяется с ролью "заводилы", "тамады", "культмассового организатора". Слушательницы уважают рассказчицу и нуждаются в ней, они слегка завидуют ее внутренней свободе и подсмеиваются над ней. Она же смеется над собой и снисходительна к слишком "воспитанным" подругам. В стране "имплицитного секса", где праздничным проявлением личной свободы становится вербализация по-детски наивных эмоций, сформировалась культура людей, оторванных государственной волей от всяческих традиций и знаний. Наш материал, при всей своей ограниченности, заставляет поставить вопрос о культурном знании этих людей, сложившемся в опыте одного, много двух поколений.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|