Фольклор и постфольклор: структура, типология,
семиотика
|
|
И.А. Разумова, Санкт-Петербург
Создание образа города: Апатиты- Предметом рассмотрения являются устойчивые текстовые экспликации представительского образа города, собственная фольклорная традиция которого находится на относительно раннем этапе существования. Это дает возможность одновременно пронаблюдать "с близкого расстояния" и механизмы формирования городского метатекста, и различные формы нарратизации, на которые влияют типизирующие и индивидуализирующие факторы. Материал собран в г. Апатиты в 2001 г. и представляет устные и письменные тексты, как полученные в ответ на вопросы собирателя, в ходе направленной беседы, так и спонтанные. Основная категория информантов - молодые люди 18-20 лет, что позволяет включить дополнительный социологический аспект.
- В соответствии с неоднократно апробированной методикой семиотического анализа устанавливается основная символика города и топика городских меморатов. Они во многом типичны для образа провинциального города: акцентируются природно-географические символы, определен ограниченный круг знаковых объектов и персонажей, Апатиты предстают культурным центром известной территории и т.п. Рассказы об основании города демонстрируют, как по "классической" нарративной модели складывается этиологический сюжет, включающий образ "основателя" - академика Ферсмана.
- На формировании повествовательной традиции в значительной степени сказывается официальная представительская риторика - в прямом, модифицированном и инвертированном вариантах. Важную роль играет восприятие города (или только его имени) непосвященными. В качестве ответной реакции рождается текст, прямой или пародийный, идущий навстречу ожиданиям ("Апатиты - это город, где олени ходят вокруг юрт"). В сложении формульного текста, характеризующего город (местность) и типичного жителя, и дальнейшей нарратизации существенное значение имеют "ключевые слова", маркирующие местность или обозначающие объекты ("Люди здесь замороженные" – "Негодяев нет, все вымерзли" -- " Тут одни отморозки живут" и т.п.).
- Сопоставление "апатитского текста" с таковыми других городов позволяет выявить некоторые параметры специфичности образа провинциального города и одновременно включенность его в особую систему отношений с другими городами региона (Апатиты - Кировск - Мончегорск - Мурманск и пр.) и расширенного пространства (Петербург - Москва и пр.)
- При рассмотрении типичных для любой городской традиции рассказов о достопримечательных, страшных (наиболее разработанная тема) и смешных местах особого внимания заслуживает феноменологический аспект, поскольку структурирование пространства, выражающая его сюжетика меморатов и способы артикулирования очевидно определяются социальным, возрастным статусом информантов и индивидуальным опытом.
- Имеющийся материал обнаруживает различные уровни речевой стереотипизации определенных концептов и сюжетов, на основе которых складывается городской метатекст, одновременно мозаичный и обладающий известным единством. Одной из его доминант является идея "временного города", которая, риторически объединяясь с идеей "малой родины", порождает формулу: "Апатиты - место временного пребывания на всю жизнь".
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|
|
|
|