Летняя школа по типологии фольклора
О.А. Подгобунская
ОБРАЗ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О САМОМ СЕБЕ
Введение
Предпринимательство, понимаемое как самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на получение прибыли, существует везде, где люди по собственной воле производят товары и оказывают услуги. Кроме того, предпринимательство - интеллектуальная деятельность, связанная с недовольством, неудовлетворенностью достигнутым.[13]
Предпринимательскую деятельность связывают с понятием экономической свободы. Эта свобода включает в себя право на частную собственность, на экономическую инициативу. Так же она дополняет свободу личную и позволяет каждому развиваться на основе своих собственных взглядов и ценностей.[ 13]
Среди немалого разнообразия форм предпринимательства, индивидуальное (частное) предпринимательство является наиболее распространенным типом бизнеса в странах с рыночной экономикой. Более того, индивидуальное предпринимательство давно уже стало неотъемлемой частью экономики большинства промышленно развитых стран. [12] Оно выполняет ряд важнейших социально-экономических функций, таких как формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства.
В России же частное предпринимательство находится в стадии становления. Это тот сектор экономики, который буквально порожден реформами. Кризис экономики в России начала 90-х годов выявил необходимость и объективные условия для инноваций, потребность перемен.[ 6] Кроме того, ухудшение материального положения людей, условий труда и угроза безработицы поставила наиболее активные слои населения перед выбором новых поведенческих стратегий, стратегий выживания.
Таким образом, на начало реформ 90-х годов в России пришелся мощный приток людей в частное предпринимательство. Согласно статистике, за 1992 год было создано порядка 190 тысяч новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. А число индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных органами статистики, к началу 1999 года составило порядка 136 тыс. человек ( однако, по оценке специалистов Госкомстата России, фактически их в 5-6 раз больше).[12 ]
Становление и развитие в нашей стране индивидуального предпринимательства, а так же появление такой социальной группы как предприниматели вызвало рост интереса исследователей к изучению этого явления. Однако, можно говорить о том, что на сегодняшний день исследований, посвященных современному российскому предпринимательству, образу предпринимателя и его деятельности не так уж много.
Цель данной работы - составить образ современного российского частного предпринимателя и его деятельности.
В рамках этой цели можно выделить следующие задачи:
· Обзор научной литературы, направленный на представление о предпринимательстве и предпринимателе в целом;
· Поиск и анализ исследований, посвященных российскому предпринимательству, для выявления специфических черт российского частного предпринимателя и его деятельности;
· Проведение в рамках данной работы эмпирического исследования, направленного на выявление образа частного предпринимателя и его деятельности на основе представлений самих предпринимателей о себе.
Изначально предпринимательство являлось предметом изучения экономических наук как одна из форм экономической деятельности. Поэтому для получения общего представления о предпринимательстве и предпринимателе автор обращался к экономической литературе.
Термин "предприниматель" был введен Р. Кантильоном. В работах других экономистов [9 ] разрабатывался и дополнялся образ предпринимателя и его сущностные черты. Первое научное исследование предпринимательства осуществил Й.А. Шумпетер. Он же вводит фигуру предпринимателя в экономический анализ, наделяя ее определенными специфическими характеристиками.[14 ]
Среди отечественных исследований в области социологии предпринимательства наибольший интерес представили работы таких авторов как Радаев В.В., Бабаева Л.В., Грищенко Ж.М., Глазырина В.В., Панеях Е.Л., Ивлева И. Эти работы создают социальный портрет российского предпринимателя, его внешние характеристики (демографические, социально-экономические), специфические черты.
Кроме того, в рамках данной работы было проведено исследование, целью которого было выведение образа частного предпринимателя на основе представлений предпринимателей о самих себе.
Согласно феноменологической концепции, мы живем в само собой разумеющемся предпосылаемом мире смыслового опыта, который Гуссерль называет жизненным миром. Этот мир прост, утверждается сам собой и кажется, не требует никакого дальнейшего объяснения.
Смысловая структура мира есть одновременно конституция и конструкция, то есть этот он и существует в сознании человека и конструируется им. Мы просто переживаем его, не пытаясь о нем размышлять. Эти переживания накапливаются. Если всплывает новая ситуация, в которой вспоминается первое переживание, возникает опыт. Опыт есть предпонятие всех "рефлексивных обращений" Я к своим "текущим переживаниям". Опыт не только сохраняется, но обобщается при сопоставлении его с другим опытом. Лишь тогда он обретает смысл. Опыты направлены не на прошлое, а на будущее, порождая типичное ожидание из типичного опыта. Ожидание является чем-то вроде предвоспоминания о действии, которое сложилось в будущем. Шюц назвал это предвоспоминание проектом.[ 1]
Такая типизация, воспринимаемая как общая для всех взаимодействующих индивидов, позволяет человеку не только ориентироваться в данной ситуации, но и проектировать будущие.
Иными словами, люди конструируют социальную реальность, создают в своем сознании образы себя, своей деятельности, окружающего мира, своего места в этом мире. А жизненный опыт человека в зафиксированном виде есть не что иное как биография.
Таким образом, через анализ биографий предпринимателей представляется возможным вывести образ современного частного предпринимателя и его деятельности.
Заключительным этапом данной работы будет совмещение всех предыдущих результатов, то есть построение теоретической модели - образа российского предпринимателя.
Глава I
Предпринимательство. Основные представления.
Как уже говорилось ранее, в широком значении предпринимателем в обыденной жизни часто называется человек, который что-либо предпринимает (создает, организовывает и т.п.), т.е. действует в соответствии с намеченной целью в интересах достижения главной цели - максимизации прибыли.
В таком понимании предпринимательство начало зарождаться еще в средних веках. Первоначально предпринимателями назывались лица, которые проявляли предприимчивость в создании предприятий (кустарных производств, мануфактур и других). История зарождения, становления и развития современного предпринимательства тесно связана с более ранними формами купеческого и банковского капитала. В период промышленного переворота конца 18 - начала 19 в. предпринимателями назывались преимущественно фабриканты.
Предпринимателями первоначально называли лицо ( реже группу лиц), вкладывавшее свои средства в создание какого-либо предприятия, преимущественно промышленного. На первых порах предприниматель выступал, как правило, как собственник капитала. Риск первых предпринимателей был ограничен суммой средств, вкладываемых в организацию фирмы. В те времена наибольшую трудность представляло накопление достаточных средств. В этих условиях первоначальный капитал по своему происхождению нередко связывали с разбоем и ограблениями ( и не без основания).
Сам термин "предприниматель" был введен экономистом Ришаром Кантильоном. Он предложил рассматривать в качестве предпринимателя такого индивида, который обладает предвидением и желанием принять на себя риск, устремлен в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получить доход и готовностью к потерям. [9 ]
Изначально изучением предпринимательства и созданием образа предпринимателя занимались представители экономических наук. Так, например, Адам Смит выделил четыре фундаментальных свойства человеческой природы, проявляющиеся в предпринимательской деятельности:
§ склонность человека к торговле и обмену;
§ рациональный характер действий человека - способность осознавать выгоду;
§ утилитарность действий человека - подчиненность его интересов стремлению извлекать пользу из системы разделения труда;
§ бережливость - стремление сохранить и приумножить нажитое.
Д.Рикардо предложил рассматривать два основных общественных класса - предпринимателей и рабочих. Утверждение трудовой теории стоимости (труд рабочего - основной источник создаваемой в рамках производственного процесса стоимости) способствовало умалению социальной роли предпринимательства.
Ж. Симонди выдвигал идею о том, что источник прибыли и сверхприбыли -наемный труд рабочих, которым в итоге достается лишь прожиточный минимум. Предприниматели склонны бездумно вкладывать полученную сверхприбыль, ограничивая оплату рабочей силы, в расширение производства, приводящее к обнищанию масс.
Наиболее критично и подробно эти взглыды были обоснованы в работах К.Маркса "Капитал" и труда американского экономиста и социолога Т.Веблена. Последний рассматривал предпринимателей не только как праздный класс, но и как вредный для общества. Предприниматель у Веблена смотрит на доход как на добычу, трофей, которые показывают его предпринимательскую исключительность. А проявление праздности Веблен видит в следующих моментах:
Ш предприниматели не могут действовать максимально рационально, так как скованы нормами социальной системы;
Ш использование прислуги в домохозяйстве в большей степени вызвано не необходимостью, а соответсвтием социальному статусу;
Ш феномен уровня жизни буржуазии: доступ к источникам высоких доходов - это высокие расходы, граничащие с расточительством.
С момента появления "Протестантская этик и духа капитализма" М. Вебера (1921 г.) и "Буржуа" В. Зомбарта (1913 г.) можно говорить о росте интереса социологии к данному явлению. Именно эти работы, а также книга Й. Шумпетера "Теория экономического развития" (1934 г.) заложили основы социологического подхода к анализу предпринимательства.
Считается, что именно Шумпетер впервые осуществил научное исследование предпринимательства [ 13]. Он предложил рассматривать предпринимательство как отдельный феномен, не сводимый напрямую к феномену капиталистического производства или бизнеса. Он ввел в экономический анализ фигуру предпринимателя, Новатора, как его называл Шумпетер. Роль Новатора - в поиске и внедрении новых сочетаний различных факторов (ресурсов) производства. Эти новые сочетания и есть нововведения (инновации), дающие возможность извлекать прибыль сверх среднего дохода по данной отрасли. [14 ]
Й.Шумпетер впервые вывел развернутую концепцию неэкономических мотивов предпринимательства:
1. стремление иметь "свою империю" - господствовать на фирме, конструировать, строить предприятие, соответствующее собственным запросам, потребностям и ценностям;
2. воля к победе это возможность в рамках собственного "дела" доказать собственную состоятельность, самореализоваться;
3. радость творчества - возможность заниматься любимым делом, полностью соответствовать индивидуальным интересам и установкам, возможность видеть конкретные результаты собственных усилий.
Концепция В.Зомбарта рассматривает предпринимателя как совокупность личностей с различными и иногда даже противоположными качествами. Совокупность таких качеств называется духом буржуа, который содержит два противоположных начала: 1) дух предпринимательский формирует предпринимателя; 2) дух мещанский - мещанина. При доминанте предпринимательского духа выделяется множество различных предпринимателей, а если доминирует мещанский дух, то появляется буржуа - мещанин, который независимо от национальных различий, всегда на "одно лицо".Фактически получается, что современный предприниматель -фигура двуликая.
Историк-социолог М.Вебер использовал методологию "идеальных типов" и предложил такую концептуальную схему, по которой капиталистическое предприятие имеет конечной целью не производство орпеделенного количества продукта потребления, а неограниченное воспроизводство самого производственного процесса (или торгового). Дух капитализма - это определенный тип мышления, для которого характерно систематическое стремление к законной прибыли в рамках своей профессии.
Кроме экономистов и социологов немалый интерес к образу предпринимателя проявляют и психологи. Среди выдвинутых ими объяснений специфических особенностей предпринимателя наибольшую популярность обрела концепция Д. Макклелланда, связывающего появление предпринимателей с повышенной потребностью в достижении. Это "нечто в крови", оказывающееся сильнее природной лени и важнее простой жажды наживы и общественного признания.[ 9]
Среди современных авторов выделяют следующие теории.
Экономист австрийской школы Ф.Хайек большое внимание уделяет социально-политическим аспектам предпринимательства. Свобода предпринимательства способствует формированию человека нового типа с инновационной восприимчивостью, толерантностью и индивидуализмом. В условиях постоянно меняющейся рыночной конъюктуры даже простое поддержание уровня благосостояния требует от определенной части общества непрерывной смены деятельности. Институт предпринимательства, по мнению Хайека, представляет собой "социальный лифт": позволяет человеку изменить не только уровень благосостояния, но и социальный статус (как бы способствует его социальной мобильности).
Хайек выводит мысль о том, что социальная защищенность трудящихся масс противопоставлена предпринимательской инициативе, независимости, риску и ответственности и представляет собой путь в тоталитарное государство.
В концепции "единого индустриального общества" американского социолога-экономиста Дж.Гелбрейта предприниматель классического типа сегодня отстранен техноструктурой - высшим менеджментом и специалистами среднего уровня, организующими и управляющими предприятиями. Новых управляющих отличает совсем иная система ценностей: им чужды риск, индивидуализм, соперничество, стремление к получению прибыли и жесткость. На первый план выходят стремление работать в команде, знание ценности сотрудничества, стремление к стабильности работы фирмы и гарантий сохранения социального статуса.
То есть, по мнению Гелбрейта, произошла замена капиталистического слоя на современную техноструктуру.
Со второй половины 70-х интерес к предпринимательству возобновился. Связано этой с появлением большого числа мелких фирм. Отсюда, центральными темами исследований того периода являются вопросы выживания мелких фирм, конкурентоспособности малого бизнеса и крупных фирм в условиях современной экономики. [9 ]
Образ российского предпринимателя в современных исследованиях.
До начала 90-х годов исследования российского предпринимательства спросом не пользовались по причине отсутствия интереса к этой теме. В современных развитых странах предпринимательство является неотъемлемой частью экономики, а предприниматель воспринимается как " не только профессия, но и определенное специфическое состояние с определенными наклонностями, порождаемое комбинацией социальных сил и социальных обстоятельств, но отнюдь не только специальным профессиональным обучением". [13 ] В некоторых случаях говорят о культе образа предпринимателя в Западных странах. [12 ]
Однако для России характерна совсем иная картина, отчасти обсловленная тем, что в нашей стране предприниматели являются относительно новой, "молодой" социальной группой. А это в свою очередь связано с особенностями экономического развития страны в целом. Предпринимательство фактически существовало и в недрах системы централизованной плановой экономики того периода, однако оно носило больше девиантный характер. То есть официально предприниматели как группа не существовали [9 ]. Но реформы 90-х годов в корне изменили ситуацию - они послужили как бы спусковым крючком для развития в нашей стране предпринимательства. Массовость этого явления в свою очередь стало причиной роста исследовательского интереса к этой тематике.
Одним из первых эмпирических исследований в этой области является социологический российско-американский проект "региональные особенности развития малого бизнеса в СССР" ( руководители Л.В. Бабаева и Л.Нельсон). [9 ]
Основные результаты:
1. выделены 4 основных качества российских предпринимателей:
· способность "плыть против течения";
· способность устанавливать контакты и влиять на людей;
· полная самоотдача в интересах дела;
· готовность к повышенному риску;
2. определены 2 главных мотива предпринимательской деятельности:
· возможность самореализации - творческий характер работы, способность свободно принимать решения, независимость (65% опрошенных);
· высокий доход (20% опрошенных)
В 1991-1993 годах было проведено российско-французское исследование российского предпринимательства "Новые социальные движения в России". [4] Результаты этой работы позволили вывести некоторый социальный портрет предпринимателей по следующим характиристикам:
1. демографические параметры:
-в возрасте 25-35 лет - более 50%; в возрасте 36-45 лет - около 30%; старше 45 лет - не более 20%.
-женщины предприниматели составляют не более 10% от общего числа предпринимателей.
-с высшим образованием - 70-80% предпринимателей ( преимущественно выпускники технических вузов), а ученую степень имеют 7-10%.
2. экономические факторы: у предпринимателя рост доходов опережает рост цен; расходы на питание составляет менее 50% доходов семьи; у них сохранился высокий уровень транспортных расходов и расходов на строительство и ремонт жилья, возросли расходы на сферу досуга.
3. образ и стиль жизни:
- рабочий день 12-13 часов;
- скромность в быту и повседневной жизни.
Исследователи выделяют следующую типологию мотивации деятельности:
· ориентация на улучшение материального положения;
· желание реализовать свои профессиональные идеи либо общественно-политические убеждения;
· стремление найти свое лицо;
· стремление найти свое место в бизнесе.
Среди отечественных исследователей в области социологии предпринимательства можно отметить Бабаеву Л. В., Грищенко Ж. М., Заславскую Т. И., Радаева В. В., Смолькова В. Г.
Интересный образ отечествественного предпринимателя сконструировал в одном из своих исследований РадаевВ.В. [10 ] Он и коллектив исследователей провели опрос российских экспертов в области теории и практики предпринимательства. Этот опрос был направлен на то, чтобы суммировать взгляды, "которые высказываются в настоящее время по поводу состояния предпринимательств в России, выявить концептуальные рамки, в которых рассматривается это предпринимательство".
Группа опрошенных экспертов (всего - двадцать семь человек) включает: исследователей и консультантов предпринимательских структур из шести академических и двух правительственных институт в (8 человек); специалистов, сочетающих исследовательские и предпринимательские функции (4 человека); "чистых" предпринимателей (11 человек); представителей аппарата государственного управления (4 человека).
По результатам опроса было сконструировано два портрета современного российского предпринимателя, составленные из наиболее значимых по частоте упоминаний черт. Это мужчины средних лет, оба с высшим техническим образованием, но пришедшие к предпринимательству достаточно различными путями.
Один из них чуть постарше. Еще недавно он был руководителем госпредприятия, которое ныне подвергнуто приватизации. Так что сегодня он одновременно и директор, и один из собственников этого нового предприятия. Утилизируя, таким образом, государственные ресурсы и используя свои личные связи с директорами других предприятий, распорядителями в банках, представителями местных органов власти, он в общем продолжает заниматься своим прежним делом. Он хороший знаток производства, технократ по мысли и действию. Хотя сейчас жизнь все более толкает его в область финансовых и коммерческих вопросов.
Второй - вчерашний специалист бюджетной организации - начинал с нуля, но попал в нужную струю. Успев взять когда-то еще дешевый кредит и выкупив полусписанное оборудование, он начал развивать производство какого-то дефицитного вида продукции. Но затем перед лицом экономических трудностей, вынужден был все более переключаться на чисто торговые и посреднические операции. Чтобы выжить, он вынужден браться за множество разнообразных проектов, из которых одна десятая, в лучшем случае, обещает какой-то успех.
Их многое объединяет. Оба погружены в работу, в поиск новых деловых контактов. Оба активны, обладают достаточной уверенностью в собственных силах и профессиональных возможностях (даже в тех областях, где ими не обладают). Проявляя выраженные черты авторитарной личности, они ищут надежности и личной преданности в своих подчиненных. Только второй сам подбирает своих немногочисленных подчиненных среди друзей и знакомых. Первый же в силу размеров предприятия должен использовать кадровую службу, прибегать к поиску работников через объявления и т.п.
Оба стараются в принципе (хотя и не всегда удачно) избегать явных нарушений существующего законодательства. Хотя особенно не церемонятся в тех случаях, когда можно обмануть государство. И не останавливаются перед подкупом нужных должностных лиц.
Изменения в их потребительских предпочтениях не столь значительны с качественной точки зрения, хотя уровень жизни в целом возрос. При этом первый держится на людях более скромно, второй же более склонен к престижному потреблению и пытается создать несколько преувеличенное впечатление о собственном благополучии.
Будущее первого в целом обеспечено. Перспективы второго более туманны. Не исключено, что в один прекрасный день ему придется свернуть дела, уступив место более напористым и менее склонным к идеализму субъектам.
Радаев подмечает такую черту российского предпринимательства как особое отношение к закону, криминогенность российского бизнеса. Этой же теме посвящена работа Э.Л. Панеяха. [8 ]
В отношении "легального" статуса бизнеса он предлагает следующую классификацию.
"Зарегистрированный" - предприниматель, обладающий статусом юридического лица.
"Незарегистрированный" - предприниматель, не обладающий статусом юридического лица.
"Легальный" - предприниматель, деятельность которого находит адекватное отражение в налоговой отчетности. При этом не подразумевается, что он вовсе не уходит от налогов, а имеется в виду только то, что он в основном занимается той деятельностью, которую "показывает" в отчетности, и что большинство его операций находят отражение в отчетности.
"Нелегальный" - предприниматель, в основном проводящий незарегистрированные операции. Если при этом он обладает статусом юридического лица, который используется только для эпизодических нужд, предприниматель, обладающий статусом юридического лица, но посредством которого не проводится большинство реально идущих сделок, то такое юридическое лицо будет называться "фантомным".
"Пограничный" - предприниматель, имеющий легальный бизнес, но получающий значительную часть прибыли благодаря тому, что часть его операций проходит на легальном рынке, а часть на теневом.
Таков образ предпринимателя, составленный на основе результатов исследований, представляющих наибольший интерес для автора. Теперь дополним эту картину представлениями предпринимателей о самих себе.
Глава II. Предпринимательство. Представления о себе.
Цель исследования - выяснить как предприниматели определяют сами себя и свою деятельность.
Российское предпринимательство на данный момент находится на стадии становления. Это достаточно новое для нашей страны явление. Поэтому исследований, направленных на его изучение существует не так уж и много. Кроме того, посвящены они в основном описанию общих социально-экономических черт российского предпринимателя.
Для проведения исследование был выбран биографический метод.
Любой человек в процессе своей жизни накапливает определенный опыт, который и определяет представление человека об окружающем мире, о себе и своей деятельности. Поэтому биография обязательно содержит в себе не только отдельные факты из жизни, но и этот образ себя.
Каждая социальная группа имеет общий социальный опыт: общие специфические переживания, сходные жизненные ситуации, возникающие в процессе совместной деятельности. Все это складывается в их "специфический жизненный мир"[ 11 Предприниматели (а в частности, работники уличной торговли, опыт которых будет рассмотрен в этой работе) составляют отдельную социальную группу, объединенную по критерию совместной деятельности.
Естественно, что каждый из предпринимателей имеет свой личный, особенный жизненный путь и индивидуальные особенности в восприятии и оценки этого пути. Однако, объектом данной работы это частное не является. Гораздо важнее тот общий опыт их жизни, который в свою очередь и создает образ предпринимательской деятельности.
Для проведения исследования были собраны фокусированных и биографических интервью у людей работающих на рынке.
В качестве информантов были выбраны пять женщин работающих на одном из рынков города Кировска, именуемом жителями "деревяшкой" ( все мужчины-ЧП к которым обратился автор от беседы отказались не объясняя причин). Именно эти женщины с больше охотой шли на контакт, были достаточно коммуникабельны, относительно давно работают на рынке и имеют наибольший авторитет среди "торгашей" (хотя бы потому, что все являются ЧП, что само по себе придает им большую значимость).
Кроме того, для того, чтобы полно представить образ предпринимателя, было проведено включенное наблюдение в период с 1999 год по 2001 на том же рынке.
Внешняя сторона рынка.
Результаты включенного наблюдения позволяют сделать следующие выводы о деятельности и структуре рынка.
Уличная торговля, как таковая, в городе Кировске развилась относительно недавно - в 90-х (приблизительно тогда же, когда и во всей стране). Время получения торговых паспортов, документов (или по крайней мере начало работы) приходятся на этот период - начало 90-х. Следует отметить, что число предпринимателей в городе Кировске постоянно растет.
Работников уличной торговли сразу можно разбить на две категории, которые и будут здесь рассматриваться:
- Частные предприниматели (ЧП)-"хозяева", или в простонародье торгаши, которые занимаются непосредственно закупкой товара на оптовых рынках ("оптовках") и его распространением непосредственно, либо через посредников.
- ЧП-посредники, те кто занимаются распространением товаров. Это продавцы. Их так же называют.
С появлением уличной торговли появились и свои названия ЧП: "челноки", "барыги", "шмотошники" и так далее.
Следует сразу отметить, что "хозяева" статусно выше продавцов. Это своего рода "купеческая гильдия", элита тровли. Именно они основа и движущая сила уличной торговли и работы крытых рынков (нестационарной мелкорозничной сети). Кроме того, ЧП можно разделить по виду продукции, которую они распространяют. Официально это будут:
- ЧП занимающиеся распространением продовольственных товаров;
- ЧП, распространяющие непродовольственные товары.
Реально же ЧП делятся на:
вещевиков ( торгующие одеждой);
продуктовиков;
торгующие бытовой химией.
Наверное, продавцы, торгующие сигаретами, следует поместить вне классификации.
Так же можно классифицировать по способу оплаты труда:
§ продавцы, работающие за процент от суммы выручки ( "на проценте");
§ продавцы, работающие на окладе - зарплата не зависит от общей суммы выручки;
§ продавцы, работающие и не проценте и на окладе(это как правило продуктовики).
Считается, что первая группа продавцов работает гораздо лучше. Это объясняется тем, что труд людей стимулирован. Продавец осознает, что от его работы зависит его зарплата. Но иногда бывают и исключения. Большинство продавцов, работающих на уличных и крытых (подразумевается - вещевых) рынках стоят на окладе. И как правило, это где-то 1, максимум 2 тысячи рублей. Для многих "хозяев" эта наиболее удобная система оплаты - работа на проценте хоть и стимулирует продавцов, но все же обходится "хозяевам" дороже.
Если ранжировать непосредственно продавцов в городе Кировске по статусу в порядке возрастания, то:
продавцы рынков (вещевых и продуктовых, уличных и крытых);
продавцы магазинов;
продавцы магазина Универмаг.
Причем, последняя группа - тема отдельного разговора. О них можно говорить долго и много, благо что они сами постоянно дают для этого поводы.
Так же отдельный разговор и такая категория граждан (в нее входят, пожалуй, все люди без исключения) как покупатели. Рассмотрим их классификацию с точки зрения продавцов.
1 покупатели - "ходоки", те кто гуляют по рынку, заходят в каждую палатку или отдел, трогают, смотрят и уходят. Возможны ситуации, когда "ходоки" все-таки совершают покупки;
2 покупатели - скандалисты. они приходят на рынок, чтобы спустить пар, поскандалить, улучшить свое настроение. Создается впечатление, что это единственный для них способ поднять свой жизненный тонус;
3 покупатели - "аферисты". В эту группу можно включить так же и тех, кто промышляют воровством ради удовольствия или острых ощущений.
4 просто покупатели, цель прихода которых - купить;
К представителям каждой из этих групп и подход особый.
Основными, центральными темами, особо активно обсуждаемыми на рынке являются:
"налоговики" - работники налоговой инспекции;
деятельность ОАО "Апатит": когда начнут выдавать зарплату, на какое число назначены те или иные городские празднества (день Химика, день Шахтера, день города), календарные и государственные и т.д.
И от первого и от второго пунктов зависит не только торговля отдельно взятого ЧП, но и вообще деятельность всего рынка. Весть о приходе налоговиков распространяется от палатки к палатке очень быстро. Часть ЧП поспешно закрывают свои отделы (малая часть), часть сразу начинает обсуждать происходящее, гадать в хорошем ли расположении духа налоговые инспекторы, вспоминать либо смешные либо страшные ситуации встреч с налоговиками. Многие ЧП говорят, что налоговым инспекторам дается сколько человек пропустить, сколько оштрафовать, кого не трогать. Делятся знанием о том, кто из инспекторов лоялен к "торгашам", а кто "зверь лютый". Мало кто из ЧП не нервничает при таких проверках, но есть и такие. Бывают по рынкам и рейды представителей торгового отдела. Но это происходит реже.
Основными проблемными точками во взаимоотношениях между ЧП и органами власти выступают наличие на торговых точках "контрольно кассовых апппаратов"- кассы, проблема с документами как самих ЧП так и документацией на товар (накладные, сертификаты качества и т.д.).
Еще одна интересная тема - взаимоотношения ЧП-хозяев и ЧП-продавцов.
Внутренний текст предпринимателей.
Выбор.
У каждой из собеседниц до момента начала работы на рынке были различные наборы социальных практик. Так как информантов всего пять рассмотрим опыт, предшествующий выбору работы в качестве ЧП, каждой из них.
Одна из респонденток имела достаточно богатый опыт работы: поваром в военной части, на АНОФ1, методистом по саамской культуре в профессиональном театре "На Радищево" в Мурманске, санитаркой в больнице. А на момент выбора она являлась студенткой КФ ПетрГУ. Кроме того в тот момент у нее на попечении находился ее малолетний сын.
Другая собеседница работала официанткой в профилактории, поваром в детском саду, уборщицей, сигналисткой в подземке. А на момент выбора предпринимательской деятельности была пенсионером.
Следующая собеседница неожиданно "сорвалась" и уехала из родного города на юг:
"И: А в Краснодаре ты как оказалась?
Р: Ну, как я оказалась в Краснодаре... Поехала милениум встречать. Я поехала встречать двухтысячный год, я поехала в гости к краснодарским друзьям. Отметила новый год... ну, и осталась жить. Мне понравилось.
И: А на работу куда устроилась, изначально?
Р: Изначально... в ночной клуб, официанткой. То есть, изначально, я просто была таким экс-студентом - бывшим студентом, который вылетел из университета и остался без работы. То есть, до этого я не работала нигде и некогда и я не знала как находить работу, вообще, как жить без помощи родителей. Вот. Это была такая экстремальная ситуация, когда оказываешся в городе, который за три тысячи километров от твоего родного дома, у тебя нет никакой помощи..." (О.Г.)
То есть девушка успела поступить в вуз, "вылететь" из него, поработать официанткой в ночном клубе.
Другой респондент перед выходом на рынок имел опыт работы в торговле. Только не в качестве предпринимателя, а продавцом в государственном магазине. Однако, по ряду причин она была уволена с последнего места работы. После этого женщина работала уже в другой сфере: бухгалтером в собесе.
Последняя из опрашиваемых отучилась в финансов-экономическом колледже и опыта работы, кроме учебнопроизводственной практики не имела.
Естественно, это обусловлено и разницей в возрасте, и различием прошлых статусов, и целым рядом прочих факторов. Здесь важно то, что к моменту выбора работы на рынке все рассказчицы подошли приблизительно одинаково.
По результатам исследований [ Радаев] основными мотивами, побуждающими к занятию предпринимательской деятельностью выступают материальное вознаграждение, самореализация и свобода деятельности. В нашем случае мотивом детерминирующим выбор выступает нехватка материальных средств.
Этот выбор произошел в ситуациях, в большинстве случаях описываемых собеседницами как критические: информантки остались без работы и/или без средств к существованию. Этот выбор - больше вынужденная мера. А факторами, влияющими на выбор выступало ближайшее окружение: друзья, родственники:
"А-а-а в Краснодаре ... когда я осталась без работы, а мои знакомые устроили меня в благотворительный фонд... работать." (О.Г.)
"Я стала работаь продавцом после второго, наверное курса университета, летом. Ну, не было средств к существованию, абсолютно никаких. Я ушла в торговлю." (Н.Г.)
"А скучно было дома. Но в то время денег вроде бы еще хватало. А потом уже не стало хватать. Все подорожало. [ ] Я собиралась вообще не работать, если бы на пенсию можно было жить. Я бы не работала. Но государство наше не дает пенсионерам спать. На тысячу триста мне сейчас не прожить. При всем моем диком желании. Даже с той же помощью, дотацией." (Г.Як.)
"В Санкт-Петербуржском финансово экономическом колледже. Отучилась на казначея. Два года. Пошла... э-э, приехала я домой... Ну, а дальше, там, дело случая было. А-а-а... у меня сестра без работы тут сидела, э-э, родная. И у нее была подружка, которая занималась, этим, бельем (речь идет о женском нижнем белье). […] Она взяла Иру за шкварник, сказала, вот на тебе на реализацию, только ты мне вернешь все это... не понравится - вернешь все, отдашь. Вот." (О.В.)
"Р: […] Потом... меня оставили на постоянку. Оставили на постоянную. Все. А потом пошло сокращение.
[…]
И: А потом?
Р: А потом ничего. Это значит я 17 октября последний день работала, а 19 мама моя говорит, поехали, говорит, в Москву, торговать будешь." Г.Яр.
И несколько позже добавляет:
"Они же все, вот, с улицы. Просто люди там работают только те люди, которые были без работы (говорит с расстановкой, делая ударение на каждом слове). Понимаешь как? И здесь же все работают в общем те, кто были уже без работы. Это только Сашка у меня (про свою молоденькую продавщицу), она относится к работе абсолютно... она... Она м, еще не понимает, она еще не выросла до того, что она... Она не понимает, что она без образования, у нее восемь классов, она не понимает, что у нее ребенок. Знаешь, она.. у нее еще десять классов не окончено. Она не понимает, что если она уйдет, ее просто не возьмут на работу. Пусть бабушка ей это самое... Вот ее взяли сейчас - ей повезло. А вот эти люди, что Маша, что вот... они побывали без работы. Твоя Светка, она побыла без работы. Она говорит:" Я знаю, что такое безденежье." А здесь... А эта еще не понимает. Ей бабушка дала, мама дала... Человек не понимает. Понимаешь как. А кто был без работы, те все прекрасно работают. И молодые девчонки работают." (Г.Яр.)
В силу определенных особенностей социально-экономического развития России в представлениях людей сложилось некоторое негативное отношение к частнопредпринимательской деятельности [Радаев]. И при первом столкновении с новой жизненной ситуацией - в выходе на рынок сработали именно эти стереотипы. Они выразились в чувстве стыда и неловкости при первом выходе на улицу:
"Мне было не совсем удобно, я же не стояла здесь. Как я выйду и буду стоять продавать?.Вот кому ни скажи - ой, я не умею. Я тоже не умею. Тогда я тоже не выходила ни разу. Но как-то вышла. Но я не помню. Я даже первого дня не помню, как я вышла. Но я знаю, что я стесняюсь. Как это выйти на рынок и стоять." (Г.Як.)
"До того я считала, что торговля - это, вообще, темный лес, с деньгами я нихочу иметь никаких идей... дел, деньги - самое большое зло на свете. Вот. И если я начну заниматься торговлей, я обязательно попаду, там, в какие-нибудь недостачи, никогда не выкручусь." (О.Г.)
" Почему я должна стесняться. Я же себе на хлеб зарабатываю, самостоятельно. Я ни у кого ничего никогда не просила." (Г.Яр.)
Одна из собеседниц не восприняла свой выбор как вынужденный и не испытала этого чувства. Это девушка, которая получила экономическое образование и, возможно, именно по этому имела несколько иное представление о предпринимательской деятельности. А именно, что это инновационный вид деятельности, новаторский, который направлен не только на увеличение собственного благосостояния, но и на экономическое благополучие в целом. То есть образ предпринимательской деятельности, соответствующий канонам учебников по экономической теории.
"Ну по крайней мере, у меня никогда отвращения к этой работе не было там какого-то. Считать, что это недостойный меня труд (смеется), я никогда не считала. Во-о-от. […] Ну Господи, почему мне еще понравилось, потому что (..) Ну, во-первых, это э-э как... ну, творчество в этой работе, свободный график и отсутствие какого-либо руководства. Ну короче, вот... ты, все от тебя зависит, что хочешь, то и делаешь (смеется). Это все." О.В.
Риск.
Дальнейшая частнопредпринимательская деятельность этих женщин идет приблизительно по одному и тому же пути: от проб и ошибок к совершенству. Добавим к тому же, что одна из черт предпринимательства, вытекающая из определения самого феномена - риаск. Об этом говорят все информанты. Поэтому первые шаги достаточно медленны из-за этой угрозы материальных потерь. Кроме того российская действительность периодически преподносит неприятные "сюрпризы" (нестабильность российской экономики), которые способны лишить предпринимателя всего, что он успел накопить. Следует так же отметить, что не наработан сам механизм торговли. Выбор типа товара, подбор ассортимента, выбор мета торговли, наем продавцов - все это факторы риска в деятельности продавца:
" Приезжаю в Москву. […] У меня шок был, во-первых. И столько всего, чего я никогда не видела, мне все нравится. А мамка мне только и говорит:" Это не бери. Это не бери. Это не бери." Мам, дай-ка я это возьму, оно такое красивое. Ну и набрала. А по тем временам это было 900 рублей... 900 тысяч... 90... Как в рублях тогда было? Да. 90 тысяч значит было. Вот. Ну и ниче. Первое плохо было." (Г.Яр.)
"Страшно было, когда я начала ну здесь работать. Я начала для белья вот что-то возить, когда я вот... ну, белье, оно ж как бы дешевое было. Сколько там лифчик стоил... Рублей сорок, ну... ну даже... я... наверное, так прибалтийское стоило. Потом, вот, когда я стала турецкие там, китайские, там, стала заниматься. Он снова так стоил, 50 рублей. 50 рублей стоил турецкий, китайский лифчик. 50 - трусы там, стоят, 40-30... А когда я привезла свитерочки какие-то, рубашечки, которые стоили триста рублей, мне казалось, что их никто не купит (хохочет) за такие деньги. Что это бешенные... Вобще, первые кофточки, которые я привезла, стоили 150 рублей. 120-150, в таком вот пределе. Брала я их только по рекомендации сестры Иры. Мы вместе... ну, в Москву иногда попадали. Она говорила, вот, бери эти, они у меня ушли. И я брала. Сама я ни шаг вправо, ни шал влево. потому что я боялась. Мне казалось просто, что я что-то такое привезу, чтобы у меня купили? Не-е-е! Это только если мне нравиться, это никому больше не нравится." (О.В.)
"Сначала по маленькой сумочке... Ма-а-аленькие были. Ты что. Ну, где-то было... (показывает на своих сумках) вот настолько меньше. Вот настолько меньше. Еще, не помнишь, была такая трехэтажная такая, черная? Вот она такая для меня большая казалась и, вот, такая вот поменьше. Она у меня... ну, на величину вешалки, короче. Вот вешалки, так у меня вот, вот, вешалки в ней хранились. Вот, примерно, с такими ездила." (Г.Як.)
"Потом приехала сюда, случился кризис. Я тоже попала, там, потеряла деньги. Ну, из-за товара, потому что он стал очень дорогим и я не смогла даже закупку окупить. У меня осталось много неликвидов ( товар, который долго не удается продать) с этой поры, вот именно с Мурманска." (О.В.)
"В общем, что... те деньги, которые я вложила, я не потеряла. Но я и ничего не заработала. Вот. И-и-и, в итоге, я просто поменяла направление. Я стала заниматься одеждой." (О.Г.)
А первый заработок оценивается как очень низкий, которого хватает на удовлетворение основных потребностей, на элементарное выживание:
"В общем-то, я ничего не заработала на тот момент. Единственное, что я заработала это... Я жила, платила... оплачивала свои расходы, там, квартиру, проезд, еду, одежду... То есть, это в общем-то все, на что мне хватало денег. Вот." (О.Г.)
"Сначала работала на продуктах. Поскольку я не могу обманывать людей, я получала очень небольшую...ну как бы, очень мизерные деньги. Ну, я была счастлива в принципе и тому, что было. На кусочек хлеба хватало." (Н.Г.)
"Ну, я и не говорю... ну, я говорю, что там не хрен-то и деньги были. Там на жизнь хватало, на жизнь и на квартиру." (О.В.)
Самостоятельность.
Наработав необходимый механизм работы: " чем торговать - где закупать - где торговать", то есть освоив все соответствующие торговые операции предпринимательницы начинают проявлять интерес к этой деятельности не только как способу заработать на существование как в первое время. Проявляется интерес к предпринимательской деятельности и как способу реализовать себя, свои способности в этом мире. Появляется осознание того, что предпринимательство дает им определенную свободу и возможность выбора: ЧП сам выбирает время, место торговли, оплату труда, продолжительность рабочего дня.
" Ну, Господи, почему мне еще понравилось, потому что (..) Ну, во-первых, это э-э как... ну, творчество в этой работе, свободный график и отсутствие какого-либо руководства. Ну короче, вот... ты, все от тебя зависит, что хочешь, то и делаешь (смеется). Это все.
[…] Я вот работала, ничего больше не делала. Вот, (перечисляет) на рынок выходила каждый день, в любую погоду, там... Вот тебе и свободный график. Но ты знаешь, я была очень сама себе удивлена (смеется), что я так могу работать. Потому что я не представляла, что я с таким рвением могу относится к своей работе, когда работала на кого-то. То есть на... на практике когда я была, для меня это было просто каторга ходить на работу. " (О.В.)
"А я посмотрела по записи в тетради, я от силы работала две недели в месяц. От силы десять дней в месяц я работала. Я работаю столько для того, чтобы мне прожить и жить. […] Вот так посмотришь, иной раз я и не выхожу. И в плохую погоду бывает не выхожу, и настроение плохое - не выхожу, и болит - не выхожу. Так что не напрягаюсь особо. Но... приходится." (Г.Як.)
Таким образом, формируется чувство собственной значимости, изменение своего статуса с низких позиций на более высокие:
"Не, на самом деле просто, если раньше я не могла а-а отказать покупателям в обслуживании, я была обязана это делать, я была продавцом, нанятым на работу, человеком, который просто выполняет свои обязанности, то сейчас я могу человеку просто отказать в обслуживании. Потому что (..) имею на то законное право. Я имею на то законное право и имею не то настроение, чтобы активно общаться." (О.Г.)
"Ко мне одна женщина пришла, попросила денег. Дай мне, пожалуйста, говорит, денег. До получки. Я говорю, а че. Она говорит, представляешь, уже второй месяц зарплату не дают. Не... может месяц, а может два. Я сейчас уже не помню. По- моему два. Точно я не помню. Не дают зарплату, да. И я дала. Потом еще одна пришла. И я ей тоже дала. И что-то меня такая гордость, что я, вот, такая нищая была и вдруг вот у меня стали просить. И я думаю, а что я должна есть. Почему я должна стесняться. Я же себе на хлеб зарабатываю, самостоятельно. Я ни у кого ничего никогда не просила." (Г.Яр.)
"Опять же, нужно выделить продавца-собственника. Это несколько иной уровень - такая купеческая гильдия, какая бы она не была." (Н.Г.)
Взаимоотношение с окружающими.
Однако, не смотря на рост чувства собственной значимости у предпринимателей проявляется некое противоречие в их восприятии самих себя в этой роли: они ощущают определенную ущербность своих позиций, своего статуса. То есть их отношения с внешним миром достаточно напряженные. Во-первых, это проявляется в отношениях с покупателями:
"Кто там "челноки", кто "тряпошники", кто "мешочники", кто еще как назовет. Ну, так ты ж иди сюда. А они же не идут. (..) Вот вы там перепродаете. Я говорю, так я что гуманитарную сюда помощь везу. Я.. с какой стати. Я же должна заработать, правильно." (Г.Як.)
" Но у них почему-то есть такое понятие, что-о мы, там, деньги лопатами гребем. А то, что налоги, расходы, все такое прочее, они как-то это все и не считают. А продавцы, между прочим, это не роскошь. " (Г.Яр.)
Во-вторых, напряженность проявляется в понимании информантами собственного места в самой трговле, в бизнесе в целом. В данном случае это видно из рассказов об взаимоотношениях с единственным крупным непродуктовым магазином Универмаг. Респонденты признают непристижность рынка по сравнению с Универмагом. Непристижность эта выражается в том,универмаг предпочитают люди более обеспеченные, а уличный рынок удовлетворяет потребности среднестатистического потребителя:
"Есть такие, что носочки за 10 рублей он никогда не купит, он считает ниже своего достоинства. Я, например, знаю женщину, которая никогда не ходит ни в "Большевик и-и-и ни вот по рынкам. Она ни ходит. Она чисто всегда ходит покупать в Универмаге. Я говорю, там то же самое, что и в "большевике". Она говорит, ну и что. Мне цивильнее купить в магазине. Я, говорит, пусть переплачу... Я говорю... Да у меня такие туфли стоят - 350 рублей, а там - 950. Ну и что. У меня есть деньги. Я пойду куплю в магазине." Г.Яр.
"... Многие (покупатели) перебрались с нами с того рынка... ну скажем с рынка в универмаг. А-а, появились другие покупатели, которые говорят: "Рынок ??? Что вы, что вы." Н.Г.
" Есть люди для которых рынок - это норма, а универмаг ... Кто- то побоится туда даже зайти. Особенно, спуститься на нижний этаж, который сделан под евро ремонт. Это даже не элита (про продавцов), просто люди там чувствуют себя очень не уютно. Даже я работая в нем, стараюсь на спускаться туда. И вот я говорю, что люди которые ходят на рынок, для них универмаг - это что-то такое неприятное." (Н.Г.)
К этому добавляется понимание того, что уличный рынок не только в городе Кировске имеет более низкий статус по сравнению с магазинами и, уж тем более, с универмагом. Что рынок вообще имеет достаточно низкий статус по сравнению с другими формами частнопредпринимательской деятельности:
"Рынок - это помойка. К нам москвичи приезжают: "Ой, как у вас все дешево! А у нас так дорого.". Я говорю, не в те места ходите. И потом: "Ой, рынок ... Ну нет, вдруг там плохой товар подсунут ...". Я, как товарищ, занимающийся этим всем, могу сказать, что практически половина товара, ... ну, конечно, там есть и получше ... ну, получше можно и на рынке найти, если поискать ... Половина товара в Москве - тот же самый рынок. Только разница в том, что люди не ходят на рынок. Рынок - это помойка. Это прямо звучит во всех устах, во всех." Н.Г.
То есть перед нами раскрывается некий феномен восприятия предпринимательской деятельности самими предпринимателями: предпринимательская деятельность это, с одной стороны, возможность самореализоваться как в самом бизнесе, так и в жизни, это возможность изменить свое экономическое и социальное положение. Но с другой стороны, эта деятельность имеет низкий статус не только в представлениях потребилей, тех людей, которые посещают этот рынок, но и в восприятии самих частных предпринимателей. Следует отметить, что этот момент тесно пепрекликается с результатами исследования Радаева.
С ростом числа успешных практик в предпринимательской деятельности, то есть с успешным развитием дела появляется еще одна очень интересная черта образа предпринимателя - жадность. В некоторых текстах об этом говорится напрямую:
"Ну, я тебе могу сказать не только насчет деревяшки, а, вообще, очень многим хм торгашам свойственна жадность... сложно делиться деньгами..." (О.Г.)
Некоторые говорят об этой жадности оговариваясь:
"И потом он говорит, давай, говорит, наймем человечка, посмотрим как это. А мне как-то жадность... Не то, что жадность…" (Г.Яр.)
образ предпринимательства
Обобщая все вышесказанное можно сконструировать следующий образ предпринимательской деятельности.
Частнопредпринимательская деятельность в городе Кировске развивается достаточно быстрыми темпами и с каждым годом число ЧП растет. Однако, в силу определенных особенностей российского экономического и социального развития этот вид деятельности в представлении как потребителей, так и самих предпринимателей имеет скорее негативный окрас. На основе анализа текстов работников исследуемого рынка можно сказать, что предпринимателями люди становятся в том случае, если остаются без работы и/или без средств к существованию. Влияние этого негативного представления прослеживается и в чувстве дискомфорта при первом выходе на работу на рынок. Кроме того это можно наблюдать и во взаимоотношениях предпринимателей с окружающим миром. В понимании ЧП люди склонны предвзято судить о предпринимательской деятельности: они недооценивают те трудности и риски, с которыми постоянно имеют дело предприниматели, Они видят только одну сторону дела - прибыль. Работники рынков характеризуют свою статусную позицию по отношению к другим формам предпринимательской деятельности как низкую. Это проявляется в том, как ЧП оценивают статусные позиции своих потребителей и потребителей товаров и услуг более крупных организаций. Но не смотря на перечисленные моменты, наблюдается рост чувства значимости собственной деятельности у торговцев уличного рынка. Это и связано и с успешной торговой практикой и с осознанием того, что они осуществляют свою деятельность самостоятельно, без чьего либо руководства и указаний, с пониманием того, что успешность выбранного дела целиком и полностью зависит от них самих. То есть, если изначально основным мотивом предпринимательской деятельности выступала исключительно материальная выгода, то теперь это возможность само реализоваться и самоутвердиться.
Кроме того предприниматели выделяют такую черту, которую они воспринимают как одну из характеристик стиля предпринимательской деятельности, как жадность. Причем, насколько можно судить по текстам, эта черта наживная и соответствует образу именно ЧП и его работе.
Но здесь намечается другая тенденция, достаточно новая для феномена российского предпринимательства. Появляется новый тип предпринимателя - новатора, на которого существующие негативные стереотипы не оказывают никакого воздействия. Мотивом, побуждающим к предпринимательской деятельности, выступает в первую очередь потребность реализовать свои возможности и способности, почувствовать собственную значимость. И этот новый тип предпринимателя формируется в первую очередь образованием.
Заключение.
В самом общем понимании, предприниматель - это особый психологический тип формируемый всем укладом рыночной экономики. Его деятельность, прежде всего, направлена на получение и максимизацию прибыли. Это его основополагающая функция. Одной из главных черт предпринимателя является предприимчивость. Это способность человека достигать конкретных целей в различных сферах общественной жизни.
Еще одна отличительная черта предпринимателя -самостоятельность, так как предпринимательство - всегда деятельность, осуществляемая на свой страх и риск.
Кроме того, предприниматель в современном мире - личность творческая, новаторская. Это человек инициативный, изобретательный, находчивый и всегда готовый к принятию нестандартных решений.
А успешная частнопредпринимательская деятельность в условиях выступает в качестве "социального лифта": предприниматель способен изменить не только свое материальное благополучие, но и статусное положение в обществе.
Согласно результатам исследований по российскому предпринимательству, можно выделить следующие специфические черты современного ЧП.
Частными предпринимателями в нашей стране становится в основном наиболее активная часть населения, неудовлетворенная своим социальным и экономическим положением.
Согласно этим исследованиям, это, как правило, мужчина среднего возраста с высшим техническим образованием.
Российское предпринимательство - относительно молодая (по времени своего существования) социальная группа. И поэтому большая часть общества пока еще не определилась в плане отношения к ним: отношение к предпринимательстве колеблется между двумя крайними позициями - от полного неприятия до искренней поддержки предпринимательской деятельности. Так по результатам опроса занятого населения в октябре 1991г. 52% опрошенных ( из 1175 человек 252 эксперта из 10 регионов России) одобряют развитие частного сектора, а 39% указывают на необходимость его ограничить.[9 ]
Кроме того сами предприниматели недостаточно четко представляют свою роль и место в общественной и экономической структуре страны.
Еще одной специфической чертой российской предпринимательской деятельности является взаимоотношения с законом. Предпринимательство в нашей стране изначально развивалось в рамках плановой экономики как девиантная деятельность. Кроме того, жесткая система налогообложения и не совсем продуманная нормативно правовая база в отношении предпринимательства, в некоторых случаях заставляют предпринимателей действовать в обход закона.
На основании анализа текстов опрошенных ЧП, можно судить, что сама ситуация выбора предпринимательской деятельности (затруднительное материальное положение, а отсюда вынужденность выбора) негативно влияет на оценку предпринимателями их деятельности. Это так же проявляется и во взаимоотношениях с окружающим миром.
И только успешная торговая практика способна заставить людей пересмотреть свои взгляды на этот вид деятельности.
В России предпринимательство находится в стадии становления. Его развитие призвано решить ряд важнейших социально-экономических задач переходного периода российской экономики. Это формирование рациональной структуры экономики, создание среднего класса, смягчение безработицы, расширение источника доходной части бюджетов всех уровней, обеспечение политической стабильности в обществе и ряд других проблем.
В решении этих задач немалая роль принадлежит органам законодательной и исполнительной власти, структурам, обеспечивающим поддержку развития предпринимательства.
Но не стоит умалять роль информационного обеспечения. Адекватное и эффектное представление образа предпринимателя, его роли в развитии современной экономики страны, значимости его деятельности, способно не только положительно настроить все слои общества, но и обеспечить приток квалифицированных специалистов в частный сектор экономики. Изучение и дельнейшая разработка образа российского предпринимательства и отношения к нему - обширное поле приложения средств и методов социальных наук.
список литературы
1. Абельс Х. Романтика, феноменологическая социология и качественное социальное исследование// Журнал социологии и социальной антропологии 1998 год, том I, выпуск 1. Режим доступа http: www.distance.ru
2. Вотчель Л. М.. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ. Режим доступа http://masu.ru/masu/science/sbornik/46.htm
3. Глазырина В.В. Проблемы социальной адаптации предпринимателей малого и среднего бизнеса
(Исторический опыт и современность на материалах Ханты-Мансийского автономного округа). Режим доступа http://masu.ru/masu/science/sbornik/46.htm
4. Грищенко Ж.М., Новикова Л.Г., Лапша И.Н. Социальный портрет предпринимателя // Социологические исследования, 1992. № 10. С. 53-62.
5. Ивлева И.. УЛИЧНЫЙ РЫНОК: СРЕДА ПЕТЕРБУРГСКИХ ТОРГОВЦЕВ. Режим доступа http://masu.ru/masu/science/sbornik
6. Капусткина Е. В. Социология предпринимательства как учебная дисциплина// Журнал социологии и социальной антропологии 1998 год, том I, выпуск 4. Режим доступа http: www.distance.ru
7. Лобойко Д_ Отбор информантов в качественном (этнографическом) исследовании.htm
8. Микроэкономика. Основы экономики. Режим доступа http: www.Economicus.ru
9. Панеях Э.Л. Стратегии теневой экономической деятельности. На примере экономического поведения мелких предпринимателей в Санкт-Петербурге. Режим доступа http://masu.ru/masu/science/sbornik/46.htm
10. Прикладная социология: Учебное пособие/Под ред. Д.э.н. Проф. Ю.С.Колесникова. -Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001. -320с.
11. Радаев В.В. Новое российское предпринимательство в оценках экспертов // Мир России. Том 3. 1994. № 1. С. 36-54. Режим доступа http: www.distance.ru
12. Семёнова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.:Добросвет, 1998 - С. 86.
13. Статистика. Ресурсный центр. Режим доступа http: www.rsme.ru
14. Экономическая теория: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. заведений/ Под ред. В,Д,Камаева. - 5-е изд., перераб. И д оп. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 640 с.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|