Весенняя школа - 2007
"Историческая память" в фольклоре
Российский государственный гуманитарный
университет
Центр типологии и семиотики фольклора
проводит
Летнюю школу 2007
«ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ» В ФОЛЬКЛОРЕ
1-7
мая 2007 года Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ
проводит очередную (седьмую) Школу молодого фольклориста. Тема
Школы . «Историческая память в фольклоре». К участию
приглашаются не только профессиональные фольклористы, но и
представители смежных специальностей, чьи интересы по материалу
или методам соприкасаются с темой Школы. Слушатели допускаются к
участию на конкурсной основе.
Обоснование темы
Отношение к текстам устной традиции как к "эху
давних времен" легло в основу научной фольклористики с самого ее
возникновения. Однако реально традиция доносит до нас не столько
память об исторических лицах и событиях, сколько матрицы
общественного сознания, зачастую имеющие мифологический генезис
(точнее, исторические воспоминания, отобранные и
структурированные сообразно данным матрицам). Количество
примеров, иллюстрирующих процессы селекции, компрессии,
интерпретации воспоминаний о героях и событиях исторического
прошлого в фольклоре, чрезвычайно велико. Так, "макрособытиям",
изображаемым в эпосе (великим битвам с их триумфальными победами
и трагическими поражениями), соответствует целая серия локальных
событий (сражений и войн), происходивших на протяжении длительных
периодов времени. За обобщенным образом персонажа стоят
воспоминания о нескольких деятелях исторического прошлого, им
приписывается участие в событиях, к которым они не имели (и не
могли иметь) отношения. Подлинные имена, реалии, топонимы
накладываются на устойчивые и гораздо более древние нарративные
структуры; "историзм" устного повествования практически сводится
именно к ним, если их убрать, невозможно будет опознать
достоверных отражений каких-либо исторических событий.
Понимание форм общественного сознания невозможно
без исследования специфики тех текстов, которые общество
продуцирует, и их культурной трансмиссии. В этом смысле
фольклористика, имеющая огромный и мало востребованный опыт в
изучении механизмов «естественной коммуникации» культуры, может
быть поставлена в ряд особенно актуальных областей гуманитарной
науки.
Обсуждением (в лекционных курсах и на семинарских
занятиях) механизмов отбора, иерархизации, редукции и компрессии
жизненного материала, точнее - его проекций в общественной памяти
и их роль в формировании устного "исторического нарратива" будет
определена тематика лекционных курсов и семинаров Школы.
Руководитель Школы .
д-р филологических наук, профессор
С.Ю. Неклюдов
Координатор .
канд. филологических наук А.С.
Архипова
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|