Осенняя школа - 2005
Фольклорный текст и обряд
Российский государственный гуманитарный
университет
Институт высших гуманитарных
исследований
Центр типологии и семиотики
фольклора
при поддержке Фонда Форда
объявляет конкурсный набор слушателей для
проведения
Осенней школы 2005
Фольклорный текст и обряд
Осенью 2005 года учебно-научный Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ проводит очередную (шестую) Школу молодого фольклориста. Тема Школы - «Фольклор и обряд». К участию приглашаются не только профессиональные фольклористы, но и представители смежных специальностей, чьи интересы по материалу или методам соприкасаются с темой Школы. Слушатели допускаются к участию на конкурсной основе (см. ниже).
Обоснование
темы
Проблема соотношения фольклора и обряда (ритуала) - как в диахронии, так и в синхронии - относится к числу центральных проблем фольклористики.
В первом случае речь идет об их исторических связях, о первичности или вторичности обрядовых структур по отношению к текстам вербальным (прежде всего, к мифу, хотя не только к нему). На протяжении последних двух столетий вопрос этот решался различным образом, но в настоящее время преобладает скорее ритуалистическая гипотеза, согласно которой мифологический нарратив возникает как комментарий к обряду, после чего, в результате распада синкретической мифо-ритуальной системы, миф отпадает от ритуала. Достижения сравнительной этологии во второй половине XX века неопровержимо свидетельствуют о том, что ритуальная деятельность, структурно вполне подобная человеческой, выходит далеко за пределы нашего биологического вида и, следовательно, гораздо старше него.
Впрочем, «старше» еще не значит «первичнее». Существуют альтернативные гипотезы - о мифе как о «болезни языка»; о мифе, рождающемся из естественной метафоризации языка; о мифе, возникающем из «первичных обобщений» человеческого разума и т. д. Кроме того, практически во всех реально изученных архаических традициях (включая самую «глубокую» архаику) в достаточном количестве присутствуют мифы, независимые от ритуала, и ритуалы, не сопровождающиеся мифологическим повествованием. Нет никаких подтвержденных материалом оснований полагать, что в «доисторическом» (или «первобытном») прошлом было иначе. Более того, даже содержательно совпадающие обряды и нарративы могут не иметь в себе никаких следов своей былой синкретичности, что, разумеется, не исключает существования мифов, вышедших из обрядов, как и обрядов, родившихся из мифов.
Во втором случае речь идет о взаимосвязи или параллелизме обряда и фольклорного текста, причем имеются в виду самые разные типы подобных отношений. Прежде всего, встречаются «объяснительные» тексты к обряду, хотя вообще традиция лишь в особых случаях испытывает потребность во внешних экспликациях - обычно знание о тех или иных ритуалах передается в порядке естественной коммуникации, без посредства метаописаний. Есть обширная группа текстов специально обрядового фольклора, т. е. такого, который не фигурирует вне рамок определенного ритуала и является такой же его органической частью, как акциональные и «вещные» компоненты. Наконец, в обряд может включаться и внеобрядовый фольклорный текст, а сам обряд иногда описывается в устном произведении; впрочем, подобное описание вряд ли бывает полностью адекватным «реальному» ритуалу, в любом случае оно остается частью фольклорного повествования, структурной организации которого и подчинено.
Можно говорить об известном параллелизме обряда и нарратива, о сюжетно-мотивной структуре ритуала, о семиотике обрядовых действий и ритуальных предметов, имеющей близкие аналогии в словесном фольклоре. Народная культура (и не только народная) склонна многократно передавать свои сообщения в различных кодовых системах, тем самым как бы страхуя их от потерь и искажений. Мифу в его вербальной форме может соответствовать сообщение, заключенное в обряде и ритуальном танце; то же бывает изложено в орнаменте или рисунке. В этом плане народную традицию целесообразно считать синкретическим фольклорно-обрядовым комплексом.
Если же рассматривать ритуализацию не только в рамках ее институциализованных форм, а в более широком смысле (включая ритуализованный быт), то обнаружится, что фольклорный текст и вообще обычно не существует в традиции вне своего ритуального или ритуализованного контекста. С другой стороны, клишированные формы поведения, в свою очередь связанные с разнообразными стереотипами вербальных текстов, функционируют и во внеобрядовой деятельности; впрочем, часть из них по своему происхождению связана с десакрализованными обрядами. Десемантизация и деритуализация переводят обряд в церемониальную фазу (П.Г. Богатырев). Наконец, интерпретация обряда как театрализованного выражения сути культуры (К. Гирц) возвращает нас к проблеме исторических отношений обряда и театра, обряда и народной игры.
В рамках перечисленных проблем будет
определена тематика лекционных курсов и семинаров Осенней
школы
Рекомендованная
литература
Обязательная
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.
Богатырев П. Г. Активно-коллективные, пассивно-коллективные, продуктивные и непродуктивные этнографические факты // Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 384-386.
Ван Геннеп А. Обряды перехода. М., 1999.
Гирц К. Религия как культурная система // Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.
Гирц К. Глубокая игра: заметки о петушином бое на Бали // Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.
Кагаров Е.Г. Словесные элементы обряда // Из истории русской советской фольклористики. Л., 1981. С. 66-76.
Мосс М. Очерк о даре // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996.
Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. Опыт сопоставления структур. М., 1984.
Тернер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура // Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.
Дополнительная
Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология. Л., 1981.
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1979.
Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000.
Ивлева Л.М. Обряд. Игра. Театр. (К проблеме типологии игровых явлений) // Народный театр. Сборник статей. Л., 1974. С. 20-35.
Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М., 2001.
Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.
Мелетинский Е.М. Первобытные истоки словесного искусства // Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998. С. 52-110.
Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. Отв. ред. Н.Л.Жуковская. М., 1986.
Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.
Уорсли П. Когда вострубит труба. Исследования культов Карго в Меланезии. М., 1963.
Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1986 (или любое другое издание).
Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986.
Щепанская Т.Б. Символика молодежной культуры: Опыт этнографического исследования системы, 1986-89. СПб., 1993.
Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.
Интернет-ресурсы:
Малиновский Б. Магия, наука и религия
(http://iohs.wl.dvgu.ru/lib.php - скачать архив)
Элиаде М. Священное и мирское (http://svonz.lenin.ru/books/Eliade-Heilige.html)
Справочная литература, в которой надо
уметь ориентироваться:
Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1-2. М.,
1980-1982 (1-е изд. или любое другое). В первую очередь статьи:
Заговоры и мифы, Инициация и мифы, Календарь, Обряды и мифы,
Шаманская мифология.
Славянская мифология. Энциклопедический
словарь. / Отв. ред. С.М.Толстая. М., 2002 (1-е изд. — 1995).
Славянские древности. Этнолингвистический
словарь в пяти томах. / Под ред. Н.И.Толстого. Т. 1. М., 1995
(А-Г); Т. 2. 1999 (Д-К); Т. 3. 2004 (К-П).
Организация Осенней
школы
Победители конкурса будут приглашены в
Осеннюю школу (ОШ) в качестве слушателей (с оплатой проживания и
питания). Оргвзнос — 300 р.
Во время ОШ слушатели должны посещать
обязательные для них курсы (от 2 до 3 занятий в день). Во второй
половине дня — семинары и спецкурсы. Расписание ОШ появится на
сайте школы www.ruthenia.ru/folklore/os_05.htm
Форма отчетности: письменная
работа.
Время проведения: 1-12 ноября, место будет
объявлено дополнительно.
Условия участия в
конкурсе
Для начинающих:
к участию в конкурсе приглашаются молодые
исследователи (студенты, аспиранты, молодые преподаватели на
старше 30 лет и еще не имеющие ученой степени),
специализирующиеся в области фольклористики и в смежных с ней
дисциплинах. Вам необходимо прислать:
1) заполненную анкету (ее можно найти на
сайте http://www.ruthenia.ru/folklore/os_05_anketa.htm);
2) ваше научное исследование (объем - до 0,5
а.л.), наилучшим образом представляющее Вас как исследователя
(Внимание! Работы должны быть представлены вычитанными, с
аккуратно оформленным справочно-библиографическим аппаратом. В
противном случае они рассматриваться не будут). Срок (крайний) —
до 1 сентября 2005 г.;
3) решение конкурсного задания.
Конкурсное задание высылается оргкомитетом в
ответ на письмо соискателя с анкетой. Анкету и статью следует
присылать по адресу [email protected]
Для продолжающих (участников предыдущих
школ):
При отборе участников предыдущих Школ
Оргкомитет будет учитываться их работа на предыдущих школах.
Оргкомитет ОШ оставляет за собой право
публиковать на сайте семинара (www.ruthenia.ru/folklore)
работы, присланные на конкурс, а также список конкурсантов и
результаты конкурса.
Внимание!
Все сведения об Осенней Школе (результаты,
сроки, подробности проведения, список курсов и т.д.) можно будет
найти в Интернете по адресу www.ruthenia.ru/folklore/os_05.htm
Сроки проведения конкурса. Решение
конкурсного задания принимается до 7 сентября 2005 г.
Окончательные результаты конкурса будут
объявлены до 20 сентября 2005 г.
Руководитель Школы .
д-р
филологических наук, профессор С.Ю. Неклюдов
Координатор .
канд.
филологических наук А.С. Архипова
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|