Осенняя школа по семиотике фольклора - 2004
Программы курсов
Христофорова Ольга Борисовна
Кандидат культурологии, старший преподаватель антропологии РГГУ, Москва
Социальная сторона мифологических представлений (анализ несказочной прозы)
1 лекция, 1 семинар
Былички о колдовстве, как правило, описывают реальные случаи социального взаимодействия и "привязаны" к конкретным людям. "Поуровневый" анализ этих текстов позволяет установить корреляции между мифологическими представлениями и системой социальных отношений. Содержание текстов рассматривается в соответствии с тем, какого рода отношения в них моделируются (от отношений между жителями различных населенных пунктов и разными этноконфессиональными группами до отношений между жителями одного локуса, которые моделируются прежде всего как отношения между половозрастными, соседскими и родственными группами). По полевым наблюдениям, тексты, описывающие социальные отношения разных уровней, различаются структурно и тематически, по масштабу описываемых событий и по характеру циклизации, а мифологические представления на каждом из этих уровней реализуются по-разному.
На семинаре участникам школы будет предложено провести самостоятельный анализ текстов, собранных в ходе полевых исследований в нескольких регионах России, чтобы обнаружить "фокус" взаимосвязи социальных отношений и их символического осмысления носителями традиции.
Рекомендуемая литература
1. Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993.
2. Кушкова А.Н. Информационное пространство деревни: повседневность и конфликт // Антропология. Фольклористика. Лингвистика: Сборник статей. СПб.: Изд-во Европейского университета, 2002. - Вып. 2.
3. Ахметова М.В., Козьмин А.В., Костырко В.С., Рафаева А.В., Христофорова О.Б. Фольклорная традиция Верхокамья // Живая старина. 2003. № 3.
4. Адоньева С.Б. Прагматика фольклора. СПб., 2004
Особенности коммуникативного поведения народов Сибири и их роль в межкультурном общении (на материале Ямало-Ненецкого округа)
1 лекция
статьи: Христофорова О.Б. Национальные стереотипы коммуникативного поведения и их влияние на межэтнические взаимодействия // Язык и этнический конфликт. М., 2001.
http://www.carnegie.ru/ru/pubs/books/7870107am1-full.pdf
На основе обширного фактического материала анализируются характерные черты вербального и невербального взаимодействия в среде северных самодийцев, отражение этих черт в национальной литературе, а также их роль (как правило, негативная) в межэтническом общении.
class="just">
Три вечерних видеопоказа на тему: "Фольклорная традиция в этнографическом фильме"
1. "Кривые вечера". 23'
Беларусь, 1993.
Режиссер и научный консультант Зинаида Можейко.
Святки в полесской деревне.
2. "Карнавал в Горишке. 2002 от Р.Х.". 39'
Словения, 2003.
Режиссер и антрополог Дарья Скрт.
Масленичный карнавал ("пуст") в трех кустах словенских деревень - традиционный, переходного типа, и с преобладанием современных элементов.
3. "Барбара и ее друзья в Кандомблелэнд". 52'
Бразилия, 1997.
Режиссеры-антропологи Сильвия Тимберт и Кармен Опипари.
Механизмы трансляции традиции афрохристианского культа кандомбле.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|