Осенняя школа по семиотике фольклора - 2004
Программы курсов
Брагинская Нина Владимировна доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИВГИ, профессор Центра изучения античной культуры при РГГУ, Москва
"Имя - свернутый сюжет: гомеровский Еврибат и Широкошагающий Вишну"
1 занятие
1) Краткий обзор проблематики имени собственного и мифа: имя и миф, имя как миф, имя как микротекст и предтекст, имена богов - начала теологии, имена героев - начала повествования и т.п.
2) Имя и сюжет: неоднократно высказывалась мысль о тождестве имени мифического (фольклорного) персонажа и того, что с ним происходит, шире - его сюжета.
3) Анализ мотивов и сюжетов, циклизуюшихеся вокруг греческих мифических и легендарных героев по имени Еврибат, что значит Широкошагающий, и мотивов и сюжетов, связанных с богом Вишну, который имеет в Ригведе эпитет этимологически тождественный греческому имени и значащий то же самое: Уругайя, Широкошагающий.
4) Сходство мотивных комплексов Вишну и Уругайя не результат их общего генезиса, восходящего к индоевропейскому поэтическому языку. Мифология Вишну и мифология Еврибата существовали и разрастались в греческой и индийской традициях независимо. Однако существовавшая в индоевропейском поэтическом языке прото-синтагма "Широко-шагающий", или "Идуший-вширь" в диахроническом разворачивании породила сходные мотивные комплексы, что свидетельствует об известной закономерности разворачивания имени в мотив и сюжет.
Литература
Брагинская Н.В. Еврибат и Вишну // Индоевропейское языкознание и классическая филология -4. Материалы чтений памяти профессора Иосифа Моисеевича ТРОНСКОГО. СПб, 2000, с.13-20
Ганина Н.А. Ильдико-Гримхильд: основания и смысл трансформации имени в германской традиции.,. Атлантика. Записки по исторической поэтике. Вып. 2 М., 1996, 19-27
Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. Древнеиндийская поэтика и ее индоевропейские истоки //Литература и культура Древней и Средневековой Индии. М., 1979, 36-88
Иванов Вяч. Вс. Очерки истории семиотики в СССР. М., 1976, с. 251-275 или любое другое издание этой работы, гл Изучени сотношения означающей и означаемой сторон знака.
ИМЯ: внутренняя структура, семантическая аура, контекст. Тезисы международной научной конференции Ч 1-2. 30 января-2 февраля 2001 г. Институт славяноведения РАН. Москва.
Кейпер Ф.Б.Я. Три шага Вишну // Его же, Труды по ведийской мифологии. М., 1986, 101 слл.
Лосев А.Ф. Имя. СПб, 1997 (для общего ознакомления)
Лотман Ю.М. Успенский Б.А. Миф - имя - Культура. Труды по знаковым системам Т. 6. 1973, 282-305, а также Семиосфера. СПб, 2000 с. 525-543 и в сборниках трудов Б.А.Успенского.
Ломан Ю.М. Мир собственных имен // Семиосфера. СПб 2000, 35-41; или глава с этим названием в любом издании книги Культура и взрыв.
Лотман Ю.М. Символ - "ген сюжета" // Семиофера. СПб, 2000, 220-239
11) Невелева С.Л. Мифология древнеиндийского эпоса (Пантеон). М., 1975, 19-38.
Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989, а также любые издания работ "Мысль и язык", "Из записок по теории словесности"\
Потебня А.А.Философия мифа. М., 1990.
Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре: Собрание трудов. М., 2000.
Соссюр. Ф. Де. Труды по лингвистике М., 1976. Раздел Анаграммы.
Топоров В.Н. Заметки по реконструкции текстов. I От имени к тексту // Исследования по структуре текста. М., 1987. 99-111.
Топоров В.Я. К этимологии др.инд. kram- 'шагать, ступать' // Этимология 1994-1996. М., 1997. 147-165.
Топорова Т.В. Культура в зеркале языка: древнегерманские двучленные имена собственные. М. 1996.
Проблема греческого фольклорного языка. - Уч. зап. ЛГУ. № 63. Сер. филол. наук. 1941, вып. 7, с. 41-69.
Фрейденберг О.М. Поэтика Сюжета и жанра. М., 1997. 202-230. Версии этого текста есть в Интернете (библ. Мошкова), можно дать ссылки.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|