Осенняя школа по семиотике фольклора - 2004
Программы курсов
Березкин Юрий Евгеньевич
Доктор исторических наук,
зав. отделом народов Америки,
Музей Антропологии и Этнографии (Кунсткамера) РАН,
Санкт-Петербург
Древнеперуанская иконография: проблемы анализа и интерпретации
3 занятия
Фигуративные иконографические традиции можно разделить на символические, в которых значение в принципе непредсказуемо и не выводимо из формы без наличия дополнительной информации, и на иллюстративные, в которых между формой и значением есть прямая связь. В Доколумбовой Америке существовало три и только три традиции второго типа: классические майя, мимбрес (вариант культуры могольон в южной Аризоне, 11 в. н.э.) и мочика - культура на севере побережья Перу, 1-7 вв. н.э. В мимбрес отсутствуют сложные многофигурные сцены, а общее количество фигуративных изображений измеряется скорее десятками, чем сотнями, что делает их убедительное истолкование почти невозможным. Изображения майя снабжены надписями, вне дешифровки которых применение иконографического анализа ограничено. Материалы мочика уникальны тем, что здесь мы располагаем богатейшим иконографическим материалом (многие десятки тысяч изображений и десятки сложнейших многофигурных композиций) при полном отсутствии письменных и крайней бедности фольклорно-этнографических источников.
История интерпретации изображений мочика прошла три этапа. 1) 1930-1960-е годы: наивное прямолинейное истолкование. 2) 1970-1980-е годы: поставлена под сомнение сама специфика мочикской иконографии и возможность ее понимания на основе сопоставления изображений с реалиями; структуралистский и семиотический подходы. 3) С 1990-х годов: сопоставление иконографических материалов с археологическими, реабилитация мочикской иконографии как исторического источника.
Изображения мочика содержат материл для изучения двух основных тем. 1) Структура общества и ритуал: "сцена представительства" и весь круг образов, связанных с определенными ритуальными действиями - очень возможно с теми, в ходе которых небольшие предметы с изображениями (прежде всего парадная керамика) попадали в захоронения, а настенные росписи демонстрировались участникам действия. 2) Мифология и картина мира: сцены, прямо или косвенно иллюстрирующие определенные фольклорно-мифологиченские сюжеты.
Появление иллюстративной иконографии - событие в истории почти такое же редкое, как и другие фундаментальные открытия типа изобретения письма или плавки металлов. Подобная иконография привлекательна и сравнительно легко заимствуется. Так индейцы Великих Равнин в 19 в. заимствовали ранее полностью чуждый их искусству иллюстративно-изобразительный принцип от европейцев, в результате чего появились сложные многофигурные росписи на шкурах бизонов. Даже крохотная традиция мимбрес, видимо, не исчезла в 12 в., но обеспечила переход к изобразительности в настенной живописи культуры анасази и, в конечном счете, к появлению богатейшей изобразительной традиции у современных навахо и зуньи. На позднем этапе культура мочика оказала влияние на отделенную от нее несколькими сотнями километров культуру наска, причем касалось это влияние не стиля, а именно сюжетики. Загадочным (в смысле отсутствия известных нам промежуточных звеньев) является возрождение элементов мочикской иконографии в искусстве инков колониального времени (росписи на кубках 16-18 вв.).
Рекомендуемая литература
Березкин Ю.Е.
Развитие ранней государственности на побережье Перу
У истоков месопотамской письменности и государства
1975. Росписи культового содержания на сосудах наска, Перу // Сб. Музея Антропологии и Этнографии 31: 69-93.
1978. Хронология среднего и позднего этанов культуры мочика, Перу // Советская археология 2: 78-95.
1978. Две группы иноплеменников на изображения мочика (Перу) // Советская этнография 1: 126-137.
1978. Из истории древнего Перу: социальная структура мочика сквозь призму мифологии // Вестник Древней Истории 3: 38-59.
1979. Новый шаг на пути изучения древнеперуанских росписей // Советская этнография 1: 158-166.
1979. Морские плавания в мифах мочика // Страны и народы Востока 20: 162-171.
1979. Идентификация трех антропоморфных мифологических персонажей на изображениях мочика (Перу) // Проблемы истории и этнографии Америки. М., Наука: 142-155.
1979. Люди, звери и боги мочика // Природа 5: 88-97.
1980. Сосуд из перуанской коллекции МАЭ // Сб. Музея Антропологии и этнографии 35: 183-187.
1981. Божество - покровитель земледелия на изображениях мочика (Перу) // Сб. Музея Антропологии и Этнографии 37: 35-53.
1981. Рец. на кн. A.D.Tushingham, U.M.Franklin, C.Toogood. Studies in Ancient Peruvian Metallurgy. Toronto, 1981 // Советская этнография 3: 179-182.
1983. Мочика. Цивилизация индейцев северного побережья Перу в I- VII вв. Л.: Наука. 165 с.
1983. Двуглавый ягуар и жезлы начальников: cимволы власти и социальные функции в доколумбовой Америке // Вестник Древней Истории 1: 163-184.
1984. Культурная преемственность на северном побережье Перу в V-XV вв. (по данным мифологии и изобразительного искусства) // Советская этнография 2: 50-66.
1985. Жесты у древних перуанцев (семантика изображений на сосудах культуры мочика) // Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука: 250-278.
1990. Социальная структура цивилизации мочика и ее отражение в иконографии // Проблемы археологии и древней истории стран Латинской Америки. М.: Наука: 223-248.
1991. Инки. Исторический опыт империи. Л.: Наука. 229 с.
1991. На пороге государственных структур // Археологические Вести 1: 208-213.
1994. Город-государство или империя? Контроверза Уари // Археологические Вести 3: 214-221.
1995. Развитие ранней государственности на побережье Перу // Археологические Вести 4: 249-253.
1995. Золото перуанских вождей // Археологические Вести 4: 253-258.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|