Осенняя школа по семиотике фольклора - 2004
Программы курсов
Альберт Кашфуллович Байбурин Доктор исторических наук, профессор факультета этнологии Европейского университета Санкт-Петербурга
Вещи, знаки и фольклорные тексты
1 лекция
Как известно, любая вещь может использоваться в качестве знака. Знаковые функции вещей обычно выявляются из контекстов их функционирования (например, использование вещей в качестве знаков в различных ритуальных контекстах). Не менее важным представляется обращение к фольклорным материалам, которые можно рассматривать в качестве текстов, описывающих (кроме всего прочего) и знаковость вещей. Способность фольклорных текстов эксплицировать знаковые функции вещей весьма существенно различается в зависимости от их жанровой принадлежности. С этой точки зрения рассматриваются запреты и предписания, гадания, приметы и другие "малые жанры", среди которых специфическое место занимают загадки.
Использование вещей в качестве знаков основано на их уподоблении обозначаемому явлению по тем или иным признакам. Чаще всего актуализируются такие признаки как форма, цвет, материал, закрепленность за определенным местом и/или временем и др.
В качестве примеров рассматриваются конкретные ситуации семантизации вещей в ритуальных и фольклорных контекстах.
В конце лекции слушателям будет предложено описать известные им контексты использования обыденных вещей, в которых оказываются значимыми не практические, а символические свойства обыденных вещей. На последующем практическом занятии предполагается рассмотреть эти описания.
Литература
1. Богатырев П.Г. Функции костюма в Моравской Словакии // П.Г.Богатырев. Вопросы теории народного искусства. М., 1971
2. Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология. Сборник Музея антропологии и этнографии. Т.XXXVII. Л., 1981.
3. Признаковое пространство культуры. Отв. ред. С.М.Толстая. М., 2002
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|