А.Б. МорозЕвангельские события в современной устной культуреЕвангельские события осмысляются носителями традиционной культуры как сакральные и часто апелляция к ним объясняет разнообразные явления окружающего мира, от элементов ландшафта и топонимов до ритуальных запретов и предписаний. В современной устной культуре может быть выделено четыре основные группы источников христианского знания (в частности знания евангельских сюжетов): Традиционное знание, передаваемое устно: легенды и апокрифические сюжеты, пересказы Священного Писания, усвоенные в детстве от родителей, бабушек и дедушек. Библия, или Книга (божественная) (так обычно называется не только Писание, но любая большая толстая церковная книга в кожаном переплете). Как правило, даже если такие книги сохраняются в домах информантов, они не читаются, их содержание извество по чужим пересказам и прочтениям. Наиболее устойчиво с этими книгами ассоциируются эсхатологические рассказы о том, как перед концом света небо будет опутано проволокой, по нему будут летать железные птицы, а по полям ходить железные кони (впрочем с Библией связывается и ряд других сюжетов). Священное Писание, которое читают сами информанты. Главным образом, это современные издания небольшого формата, напечатанные мелким шрифтом, купленные в церкви или подаренные родственниками-горожанами. Новые источники информации: телевидение, радио, пресса, календари и проч. Данные, почерпнутые разными способами, переплетаются, смешиваются и превращаются в сложный конгломерат, причем сами носители традиции не в состоянии указать источник. При попытке пересказать известные факты информанты происходит совеобразный "перевод" "чужого" текста на язык традиционной культуры - как на уровне языковых средств, так и на уровне смысла. Для такого "перевода" характерны следующие черты: использование лексики, употребляемой в повседневности для описания явлений иного характера, но однотипных, по ощущению носителей традиции народноэтимологическое истолкование не вовсе понятных лексем, в котором обозначаемые ими реалии включаются в круг более знакомых и близких реалий выявление личного отношения, которое вместе с тем представляет собой отношение традиционной общины к явлениям окружающего мира (происходит сближение реалий "чужого" текста и традиционного мира не только на уровне лексики, но и на уровне оценки). При этом подвергаемое оценке явление может оцениваться в зависимости от разработанности деталей по-разному Заполнение лакун в последовательности событий или введение недостающих для рассказчика логических связей сведением воедино разрозненных фактов, не связанных между собой.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|