Е.В. Милюкова
Идеология, мифология и поэтика массового литературного творчества
проспект кандидатской диссертации
Направление работы представляется соотносимым с задачами исторической культурологии, изучающей "социально значимые формы существования исторических сообществ людей в искусственно созданной ими культурной среде, особенности социо-культурной мотивации деятельности и самоорганизации людей, формирования их мировоззренческих и ценностных ориентаций, норм и стандартов социального и индивидуального бытия, картин мира, образов жизни и идентичности, способы и результаты рефлексии универсума и собственного бытия в нем" (А.Я.Флиер. Культурология историческая // Культурология. ХХ век.Т.1. СПб, 1998. С.374).
Специфическим фактом "искусственно созданной" "культурной среды" в советскую эпоху на Южном Урале становится массовое литературное творчество непрофессиональных авторов. Так называемая рабочая поэзия, авторами которой в основном являлись рабочие южно-уральских заводов, оказывается, в частности, важнейшей для индустриального города формой рефлексии и интерпретации собственного социо-культурного опыта (особенно в период с середины 50-х годов). В силу этого исследование данного круга "культурных текстов" видится целесообразным.
Описание материала
Систематические публикации стихов непрофессиональных поэтов - обязательный компонент южно-уральской периодической печати с ее первых пост-революционных лет ( 20-е годы: газеты "Советская правда", "Челябинский рабочий", журналы "Маховик", "Сдвиг", а также литературно-художественный сборник "Огниво" и др.) и далее на всем протяжении советской эпохи. Начало строительства советских индустриальных гигантов (в первую очередь, Магнитогорского металлургического комбината и ЧТЗ) провоцирует появление здесь так называемых рабочих "литбригад" и первых собственно "рабочих" поэтических сборников /ЧТЗ: "Северный ветер" (1933), "Первые звенья" (1935), "Стихи и проза" (1937) и др.; литературная жизнь строителей Магнитки группируется вокруг газет "Магнитогорский рабочий" и "Магнитогорский комсомолец"; в 1930 г. возникает группа поэтов "Буксир" и одноименный журнал (с1932 г. - "За Магнитострой литературы") и др./ Формируется традиция литературного творчества рабочих, получающая устойчивое развитие в последующие 5-6 десятилетий /"Литературный цех тракторного работает без перерыва,.." - М. Львов, лауреат литературной премии ЧТЗ (Каменный пояс. Челябинск, 1983. С. 97)/. Поэтические тексты регулярно наполняют "литературную страничку" заводских многотиражек / "Наш трактор", "За трудовую доблесть" (ЧТЗ), "Заводской гудок" (Златоустовский завод им. Ленина), "Челябинский металлург" (ЧМЗ) и др./, а также городских газет региона и региональных журналов ("Урал", "Уральская новь", "Уральский следопыт" и др.), активно публикуются в ежегодном литературно-художественном сборнике Южно-Уральского книжного издательства "Каменный пояс". Творческая продукция заводских литобъединений обобщается не только в коллективных, но и многочисленных авторских (Б. Ручьев, М. Львов, В. Богданов, Р. Дышаленкова и др.) поэтических сборниках.
Рабочая поэзия - канал трансляции ценностных норм советской идеологии в массовое сознание
- Дореволюционное содержание термина "рабочий поэт".
- Пролеткульт на Урале /"отыскать и объединить тех писателей, главным образом из среды пролетариата, которые сами творят в области изящной литературы" ("Пролеткульт" - организация пролетарской самодеятельности"// "Уральский рабочий". - 1920. - 6 июля)/.
- "Маленькие писатели" (Ленин) и "литература областей" (Горький) как культурные приоритеты советской власти.
- "Образность" = "идейность" /Б. Ручьев: "...хочется проверить и продумать поглубже образные (а стало быть и идейные) обобщения. Ведь... опубликован проект Программы КПСС. И хотя замысел моей поэмы не расходится с ее положениями, сделать сердечную сверку своей работы с этим документом времени я считаю себя обязанным" (См.: Л. Гальцева. В Урале Русь отражена. Челябинск, 1991. С.130).
Маргинальный метатекст советской "бесцензурной" словесности: рабочий поэт о самом себе
- Судьба /"завод - отец, деревня - мать и черный труд - учитель", заводская дорога- "начало судьбы и стихов"/. - Поэтическое творчество ("...чтобы научиться на металле выводить поэзии строку", "отмахаешь кувалдой пудовой, - будет легче казаться перо", "выше нами построенных домен мы не брали еще высоты" и т д.).
- Литературный быт как "внетекстовая" часть поэтического текста ("мне, рабочему парню с завода, так нужны до зарезу стихи", "был мой самый придирчивый критик Петька, каменщик с пятой печи").
- 4. Поэтика /лексика, метафорика, жанр (песня - как промежуточный между разговорной и поэтической речью)/.
- Мифопоэтическая картина мира.
- "Мифологические" идеологемы (огонь, железо, горн, гром, молот и т.д.) у авторов 20-х годов (Альпин, Бауман, Амурский, Морриссон, Бутров и др.) и в 30-е годы.
- Советская словесность = "никакой мути" (Б. Ручьев): идеологические "тиски" как фактор семантической "пустоты" поэтического текста (выражение = содержание) и стимул активизации мифологического сознания (слово = предмет).
- Мифопоэтическая картина мира: компенсационная семантика универсальных мифологем (мировое древо, город-завод, ось мира, человек и т.п.).