Т.А. Михайлова МоскваУстное -- письменное -- массовое или – "в поисках друидического текста"1. В период реального бытования друидического культа, описанного античными авторами, некий предположительно реально существовавший текст (далее -- д.т.), хотя и был устным, все же не мог считаться фольклорным, поскольку ему не была свойственна вариативность. О текстах такого типа пишут Богатырев и Якобсон (на примере ведийских гимнов). Не только текст как таковой, но и его содержание, строго говоря, нам не может быть сейчас известно, т.к. античные свидетельства надежными источниками быть не могут (ср., например, описания Ирландии Гиральдом Камбрийским, XII в., или ее же -- анонимным автором норвежского трактата XIII в. "Королевское зерцало" -- никто не принимает всерьез описанные там "чудеса"). Т.е., д.т. в доримской Галлии отвечал критерию – "устность", а также – "анонимность", но не "подверженность цензуре коллектива" (отчасти, возможно предположить некоторую коллективность создания в узкой группе) и не "вариативность" и не "массовость". 2. Реликты друидической доктрины можно с некоторым усилием найти в средневековых ирландских рукописях, однако, данные тексты оказываются, хотя и "письменными", но "анонимными", подверженными "цензуре" (в несколько ином смысле) и "вариативными" (попытка применить предложенную Якобсоном и Богатыревым оппозицию "фольклор/язык ~ литература/речь" кажется в данном случае непродуктивной; ср., однако, работы Ю.М. Лотмана о значении "письменности"). 3. Благодаря усилиям ирландских фольклористов конца XIX века (и позднее) реликты д.т. стали достоянием массовой читающей публики, а затем в сильно искаженном виде вошли в реестр массовой культуры рубежа тысячелетий: фэнтези, фильмы ужасов, многочисленные интернетные публикации (ср. -- в чем-то схожий путь "вампирического текста", имеющего, правда, с точки зрения функциональной, совершенно иные истоки). Анализ текстов подобного типа (особенно, последних) заставляет предположить начало функционирования новых форм бытования текста, причем -- явно тяготеющих к фольклорным (ср. также понятие "наивной литературы" как возможного прообраза данных текстов – "девичьи журналы" и проч.). Наша основная идея -- мы должны не с брезгливостью отмахиваться от подобной продукции, а пытаться определить закономерности и функции ее бытования (ср. идеи Ю.М. Лотмана о необходимости изучения "массовой" литературы, а также его предположение о том, что "вторжение новых средств фиксации устной речи вносит существенные сдвиги в традиционно письменную европейскую культуру").
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|