Е.А. Мельникова Европейский университет (СПб.)Устные рассказы о Библии (по материалам Мошенского района Новгородской области)Доклад посвящен анализу материалов, собранных в Мошенском районе Новгородской области участниками фольклорно-этнографической экспедиции факультета этнологии Европейского университета (Санкт-Петербург) в июле 2001 года. Работа проводилась на территории восьми деревень Устрекского сельсовета, а также в районном центре, где в настоящее время находится единственная в данной местности действующая церковь. Опросник экспедиции включает раздел, посвященный народной религиозности, куда входят вопросы о характере функционирования Библии в крестьянской среде. В последнее время роль Библии в народной культуре неоднократно обсуждалась в работах по фольклору. Речь идет об исследованиях т.н. народной Библии, т.е. устных рассказов на сюжеты Священного Писания [см. работы О.А. Беловой]. Другой круг вопросов, в связи с которыми Библия также нередко упоминается фольклористами, можно обозначить, как изучение традиционных риторических приемов. Показательно, что Библия до сих пор не становилась предметом отдельного фольклористического исследования. Анализ интервью, записанных летом этого года, подтверждаемый данными других обследований, показывает, что Библия, как правило, упоминается в связке с различными текстами, среди которых наиболее часто встречаются эсхатологические нарративы [см. работы А.А. Панченко, К.А. Маслинского, А.Ф. Белоусова]. Сама Библия никогда не становится предметом развернутого рассказа. Однако, задавая дополнительные вопросы, можно получить информацию о ней. Описание Библии обыкновенно включает характеристику ее "предметных" свойств, возможности ее приобретения, содержания. Обобщенные представления о Библии реализуются в рассуждениях о языке изложения Библии и круге ее распространения. Характерно, что описать Библию могут информанты, которые никогда ее не читали, а зачастую и не видели. Несмотря на очевидную, казалось бы, связь Библии с церковной культурой и книжным православием, в устных рассказах Библия теряет статус собственно религиозной книги, чтение и знание которой необходимо для верующего человека. Неактуальным оказывается как собственно чтение Библии, так и представление о ее закрепленности за "церковными людьми". Закрытие церковно-приходских центров в советское время привело к тому, что Библия оказалась недоступной для большинства сельских жителей. Воспоминания о чтении Библии встречаются довольно редко, при этом ссылка на человека, читавшего или имеющего Библию, практически обязательна. Человек, на которого в данном случае указывает информант, может считаться "божественным", "религиозным", но обратное утверждение не имеет силы. Рассказ о местных "богомольных старушках" вовсе не обязательно сопровождается комментариями по поводу их знания Библии, т. к. оно в настоящее время не входит в обязательный набор признаков "особо верующего". С другой стороны, Библия может упоминаться в рассказах о местных начальниках, их желание приобрести Библию рассматривается как вполне естественное ("как Библию привезли, дак все начальники… одна по одной… все разобрали, всю, говорят, Библию"). В народном представлении связь Библии с т.н. библейскими сюжетами далеко не очевидна. Можно выделить две основные тенденции в описании Библии. Одна из них реализуется в основном в эсхатологических и этиологических рассказах о происхождении особенностей местного ландшафта, и в этом контексте можно говорить о том, что Библия выступает в качестве "обобщенного образа священной космологической книги". В случае, когда собиратель намеренно пытается сфокусировать внимание информанта на Библии, она обычно описывается иначе ("Там, наверно, всякие молитвы, да всё это житейское, наверно"). Устные рассказы, результаты анализа которых мы предлагаем, представляют два вида текстов. С одной стороны, это структурированные нарративы, повторяемость и вариативность которых не заставляет сомневаться в их фольклорном бытовании. С другой стороны, это высказывания, зачастую спровоцированные вопросом собирателя, рожденные здесь и сейчас. Однако регулярность появления такого рода текстов позволяет говорить о существовании устойчивого набора приемов описания Библии.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|