М. Лурье, И. Разумова (С.-Петербург)
Анализ устных демонологических рассказов как этап систематизации их сюжетов
Тезисы доклада
1. Основной целью настоящей работы является попытка наметить направление
для создания типологии сюжетов устных демонологических рассказов
(указателя сюжетов) на основе логически непротиворечивого описания их
структурных модификаций.
2. Трудности работы с имеющимися указателями русских демонологических
рассказов (Померанцевой - Айвазян, Зиновьева и опирающимися на них)
обусловлены тем, что они фактически представляют перечни эмпирически, без
единого основания выделенных мотивов, сориентированные на принятую рабочую
классификацию персонажей (которая была предложена в свое время
Э.В.Померанцевой и дополнена В.П.Зиновьевым. В свою очередь, эти указатели
мотивов и персонажей продолжают европейскую традицию каталогизации
мифологических нарративов, известную, прежде всего, по труду Л.Симонсуури).
3. В большинстве своем не могут служить практическим целям систематизации
текстов результаты структурно-семантических исследований устной прозы,
несмотря на их теоретическую значимость для идентификации базисных
когнитивных структур (макроструктур нарративов и культурных практик в
целом). Высокий уровень абстрагированности схем и языка
структурно-семантических описаний (см., напр., работы Б.П.Кербелите)
препятствуют их использованию на текстовом уровне.
4. Поискам путей сближения уровней описания нарративных моделей посвящены
работы ряда европейских фольклористов последнего периода: С.Апо,
Ю.Пентикайнена, А.- Л. Сийкала и др. Наиболее четко данная проблема находит
выражение в сказковедческих штудиях С.Апо; своими задачами финская
исследовательница считает "отказ от единственной базовой схемы" и
"типологическую проверку сюжетов" (опираясь при этом на теорию
многоуровневого анализа К.Бремона).
5. Не претендуя на ревизию имеющихся методов структурного анализа, а,
скорее, в развитие ряда высказанных в них позиций, рассмотрим один из
возможных способов описания структуры мифологических рассказов, который, на
наш взгляд, должен явиться этапом сюжетной систематизации, т.к.
представляет переходную ступень от собственно структурного анализа к
сюжетно-типологизирующему (уровень композиционно-повествовательной
стереотипии). Задачами являются установление <ядерных> сюжетообразующих
элементов рассказов, способов создания на их основе амплифицированных
структур (развертывание нарратива) и, наконец, построение комплекса схем
как "суммы разнонаправленных возможностей" (Т.А.Агапкина), на основе
которых выстраиваются конкретные тексты.
6. Мы исходим из того, что story system должна быть представлена в
терминах последовательности событий и отношений (предикативных единиц с
учетом коммуникативного фактора). Одновременно задача типологии сюжетов
актуализирует идею необходимости учитывать специфику персонажа, по
отношению к которому определяется сюжетообразующая ситуация (К.Бремон).
Рассказ - это не просто "display mode" (T.Leitch), но способ рассказа о
чем-то, т.е. способ представления определенного объекта или порядка
отношений (D. Jonnes). Ни обстоятельства, в которых происходят события, ни
знаковые атрибуты персонажей не эксплицируются на уровне <ядерной>
структуры. Вместе с тем они выполняют дифференцирующую роль на уровне
текстообразования и поэтому в дальнейшем должны быть учтены в качестве
типологизирующих признаков "второго ряда".
7. Предлагаемая модель структурного описания сюжета разрабатывается на
материале мифологических нарративов о демонах природного и культурного
пространства. Этот выбор обусловлен тем, что, в соответствии с прагматикой
демонологических расказов, их структурно-семантическую основу составляет
коммуникативная ситуация "человек <-> демон", что определяет структурную
однотипность текстов.
8. Ключевая сюжетообразующая ситуация создается акцией демонологического
персонажа (А д). Соответственно минимальный в структурном отношении сюжет -
явление демона, воспринимаемое визуально, акустически, тактильно или
экстрасенсорно. Первичная амплификация происходит за счет присоединения
коррелирующего элемента - реакции человека на проявление демона (R ч)
либо акции человека (А ч), по отношению к которой действие демона, в свою
очередь, - ответная реакция (R д). При однолинейном усложнении сюжетная
схема представляет собой цепь взаимноответных действий персонажей (А/R), и
только инициальное и финальное являются собственно акцией (А-in) и реакцией
(R-fin). В подобных структурах сюжетная когезия осуществляется по принципу
последовательной подчинительной связи.
9. Другой путь распространения сюжета - сочинительная связь структурных
элементов. В этом случае происходит нанизывание изофункциональных акций
одного персонажа по принципу кумуляции и/или редупликации. Если каждое из
действий провоцирует соответствующую реакцию другого персонажа, возникает
кумулятивная цепь фабульных блоков A - > R, т. е. сюжетная структура
формируется как параллельно-подчинительная конструкция.
10. Анализ репрезентативного корпуса текстов мифологических рассказов по
заданной операциональной модели позволяет достичь двоякого результата:
во-первых, выявить вероятностную парадигму сюжетостроения рассматриваемой
категории нарративов, каталогизировать фабульные компоненты различного
состава и проследить закономерности их сцепления, описав как виды
устойчивых "макросов", так и отдельные "плавающие" элементы, во-вторых,
определить арсенал конкретных акций (предикатов) субъектов действия (и
далее - актантов, атрибутов, условных и причинно-следственных факторов) и
таким образом, отталкиваясь от реконструируемых матричных схем, перейти к
типологии сюжетов.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта СARN99-WEB-II-27 Американского Совета по Международным Исследованиям и Обменам (АЙРЕКС) из средств, предоставленных Корпорацией Карнеги - Нью-Йорк.
|