М.Л. Лурье"Одержимость гадами" в фольклоре и в психиатрической литературе начала ХХв
(Тезисы к сообщению)
Народные представления о заползании змеи в человека фиксируются с конца 18 века (чулковская "Абевега...") и хорошо известны современным фольклористам и этнографам. Согласно этим представлениям, змея, проникшая в человека через рот во время сна на поле (в лесу) либо оказавшаяся в нем в результате злонамеренного колдовства, либо очищает организм от гноя и тем самым избавляет человека от болезни, либо поселяется в человеке, что, наоборот, может оказаться для последнего губительным. В арсенале так называемой народной медицыны имелось большое количество способов избавиться от гада: пострадавшего подвешивают над кипящим молоком, кормят табаком, кладут перед открытым ртом малину, и т. д., и т. п. Рассказы о таких происшествиях широко бытуют до сих пор в формк меморатов, фабулатов, порой приближаясь к сказочному повествовательному типу. Рассказов от первого лица, насколько мне известно, собирателям фиксировать не удавалось. Однако в конце 19 столетия - в эпоху бурного развития отечественной медицины и резкого увеличения доступности и повышения авторитетности ее услуг в крестьянской среде - такая фольклористическая удача выпала на долю медиков: за помощью к врачам стали периодически обращаться люди "простого звания", уверенные, что у них внутри поселился гад. Описав несколько таких случаев, В. М. Бехтерев квалифицировал их как разновидность психоза, сопровождаемого бредом, которому, по аналогии с одержимостью бесами, академик присвоил имя "одержимость гадами". Более подробно описывает и анализирует подобные случаи психиатр Осипов: в течение длительного времени он наблюдал двух "одержимых" в стационарых условиях и тщательно фиксировал как рассказы о том, с чего все началось (один из них - очень типичный меморат о заползании змеи в человека, рассказанный самим героем события, правда, не без ссылки на видевшую все воочию подругу), так и описания и интерпретации пациентами их ощущений: змея движется, замирает, перемещается в организме (типичные тексты бреда одержимости). Разумеется, каждый элемент бреда получает в комментариях психиатра рациональное объяснение (больные до этого имели глистов и т. п.), причем немалая роль отводится фольклорой традиции, как бы подготовившей определенное восприятие физиологических ощущений. Сам научно-медицинский текст, таким образом, можно описать как столкновение двух рассогласованных интерпретирующих систем (или, если угодно, "моделей мира"), а контекст данного сообщения привносит третью, антропологическую позицию.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|