Весенняя школа - 2009
Фольклор в наше время: традиции, трансформации, новообразования
Российский государственный гуманитарный университет
Центр типологии и семиотики фольклора
IX Международная Летная школа
по фольклористике и культурной антропологии – 2009
ФОЛЬКЛОР В НАШЕ ВРЕМЯ:
ТРАДИЦИИ, ТРАНСФОРМАЦИИ, НОВООБРАЗОВАНИЯ
1-10 мая 2009 года учебно-научный Центр типологии и семиотики фольклора
Российского государственного гуманитарного университета проводит очередную
(девятую) Школу по фольклористике и культурной антропологии. Тема Школы -
2009 "Фольклор в наше время: традиции, трансформации, новообразования".
Место проведения Школы – Москва и Переславль-Залесский.
К участию приглашаются не только профессиональные фольклористы, но и
представители смежных специальностей, чьи интересы по материалу или
методам соприкасаются с темой Школы. Слушатели допускаются к участию на
конкурсной основе (см. ниже).
Обоснование темы Школы
1. Как известно, реальные коммуникативные условия позволяют устному тексту
жить лишь в процессе его исполнения, выходя из недоступного
непосредственному наблюдению «черного ящика» традиции и вновь погружаясь
в нее; таким образом, он всегда принадлежит настоящему. Иначе – в книжности.
Литературный текст способен дойти до читателя только после своего создания
(иногда много времени спустя) – из-за разделения акта коммуникации на две
дистанционно отстоящие фазы, а сам момент его продуцирования неизбежно
остается в прошлом. Таким образом, можно предложить следующую
формулировку: Если литература - это то, что произведено вчера, то фольклор - это то, что осуществляется сейчас,
причем и понятие вчера, как и понятие сейчас следует трактовать не только
достаточно широко, но и применительно к конкретным контекстам
рассматриваемого предметного поля.
С этой точки зрения фольклор как непосредственную данность может наблюдать
лишь современник, тогда как прочие фазы его исторического развития по
определению реконструктивны. Поскольку подобное наблюдение,
осуществляемое научной фольклористикой, производится только на протяжении
последних двух веков (во многих регионах – за гораздо меньший период), мы
можем судить с относительной уверенностью лишь о самых недавних процессах, в
результате которых устные традиции пришли к своему современному состоянию.
В истории фольклора, насчитывающей, по различным предположениям,
несколько десятков тысяч лет, этот отрезок времени является совершенно
ничтожным, однако именно он относительно полно документирован
аутентичными записями, описаниями и свидетельствами. Впрочем, анализ
современного состояния фольклора позволяет предположительно оценить и
векторы предшествующего развития устных традиций, дополнив их
реконструкции с помощью выявленных корреляций и закономерностей.
2. В наше время практически завершен процесс оттеснения традиционного
фольклора с авансцены культурной и социальной жизни. По мере формирования
современной национальной и государственной идентичности угасает эпос, теряя
свое прагматическое значение; потребность в нем отпадает, исчезают даже его
следы в виде героических сказок. В некоторых регионах известные сказители
прошлого вспоминаются родственниками и односельчанами как уважаемые
люди, но без знания об их репертуаре и без какого-либо интереса к нему.
Усиливается влияние на устную традицию письменных текстов, причем уже не
только традиционной книжности, но и новой литературы; фольклорные тексты
модернизируются, вбирая в себя множество инноваций.
По линии «культурной коммуникации» традиционный фольклор не
выдерживает конкуренции с продукцией массовой культуры, прежде всего –
распространяемой по телевизионным каналам. Из-за своей невостребованности
утрачивается народное исполнительское мастерство и, соответственно, исчезают
жанры, требующие подобного мастерства. Дольше держатся сказки (скорее для
детей) и песни, но восприемников у исполнителей за редким исключением также
уже нет. Традиционная народная песня оттесняется современной эстрадой,
находя свое последнее прибежище на подмостках Домов культуры и подобных им
учреждений.
Старые жанры, в той или иной степени связанные с различными ритуалами,
угасают буквально на глазах. Магическая функция традиционных обрядовых
текстов зачастую уже не осознается, они переходят из фазы «ритуальной» в
«церемониальную», становясь скорее обычаем, чем обрядом. Сама обрядово-
магическая деятельность при этом достаточно активна; возникают также новые
поверья и культы, впрочем, воспроизводящие мотивы традиционных ритуалов.
Все это получает дальнейшее развитие в коммерческой практике
«профессиональных» гадателей и колдунов, относящейся уже скорее к
«постфольклорной» городской культуре.
3. В лекционных курсах и на семинарах Школы будут обсуждаться следующие
проблемы:
• Фольклорный процесс в синхроническом срезе;
• Проблема генезиса традиционных моделей, условий их образования и
возможной оценки их «хронологической глубины»;
• От «палеофольклору» к «постфольклору»;
• Соотносительная устойчивость во времени моделей «структурных»
(морфологических, синтактических, метрических) и «семантических» (тем,
мотивов, топосов);
• Восприятие фольклором заимствований из тех областей культуры, в основе
которых лежат иные способы деятельности, иные формы социального
функционирования и типа культурных коммуникаций;
• Традиционный фольклор на карте современной народной культуры;
• Фольклорные новообразования и традиционные модели;
• Традиционные модели и новации в современной мифологии и
ритуалистике;
• Источники жанровых, тестовых, содержательных и структурных новаций в
«постфольклоре»;
• Язык «современного фольклора».
В рамках перечисленных проблем будет определена тематика лекционных
курсов и семинаров Школы; внимание будет уделено также и
междисциплинарным методам и подходам к анализу фольклорных традиций.
К февралю 2009 будет опубликован на сайте http://www.ruthenia.ru/folklore
список рекомендованной литературы, с которым мы просим ознакомиться
конкурсантам.
Условия участия в конкурсе
В качестве слушателей для участия в Школе все, чьи интересы по материалу или
методам соприкасаются с темой Школы - молодые исследователи (студенты,
аспиранты, молодые преподаватели), специализирующиеся в области
фольклористики, культурной антропологии и в смежных с ней дисциплинах,
интересующиеся современными проблемами теории фольклора и освоением
новых методов в изучении фольклорных текстов.
ВНИМАНИЕ! При этом неважно, какая специализация у Вас в Вашем вузе
(историк, филолог, культуролог, и так далее).
Победителям конкурса будет оказана финансовая поддержка (оплата
проживания и питания). Победитель конкурса должен будет сделать
организационный взнос в размере 1000 руб. К сожалению, как правило, в
большинстве случаев мы не можем оплатить дорогу от места Вашей учебы до
Москвы, но мы можем обратиться к администрации Вашего вуза с помощью о
содействии в оплате дороги (поэтому примите участие в конкурсе заранее!)
Во время проведения Школы слушатели обязаны посещать лекции (читаемые для
них специально приглашенными специалистами) и семинары. Участие в работе
семинаров также является обязательным. Слушатель может участвовать в
вечерних семинарах также в качестве докладчика, в этом случае тема доклада
оговаривается особо.
Как принять участие в конкурсе начинающим:
Конкурс будет проходить с 1 декабря 2008 по 15 февраля 2009, однако
убедительная просьба ко всем участникам конкурса присылать свои работы как
можно раньше, и можно – частями.
1 шаг: Вы присылаете заполненную анкету, она есть на сайте
www.ruthenia.ru/folklore/ls09_anketa.htm
2 шаг: В ответ на присланную анкету Оргкомитет высылает Вам задание по
электронной почте, состоящее из пяти задач и Ваш конкурсный номер, под
которым Вы анонимно участвуете в конкурсе. Имейте в виду, что проверка Ваших
решений строго анонимна. Своевременное решение конкурсного задания и есть
залог Вашего участия в конкурсе. На решение задач Вам будет отведен месяц с
момента посылки Вам задания (при подтверждении получения Вами его от нас).
3 шаг: В течение второй половины февраля - первой декады марта Оргкомитет
рассылает всем результаты проверки задач и поздравляет победителей.
Дорогие участники конкурса! Пожалуйста, обратите внимание на перечисленные ниже
пункты:
0) Чем быстрее вы пришлете нам анкету и начнете решать конкурсное задание,
тем Вы упросите жизнь Оргкомитету и себе.
1) Если у Вас есть научные работы по фольклористике, этнологии и
этнолингвистике, Вы можете прислать нам свою работу вместе с анкетой. Мы
рассмотрим ее. Но студенты, не имеющие таких научных работ, также могут
принять участие в конкурсе! Отсутствие работы не влияет на Ваш результат.
2) Обращаете внимание на инструкцию по выполнению конкурсного задания,
приложенную к самому заданию.
3) На сайте по адресу http://www.ruthenia.ru/folklore/ls09_razbor.htm будет
находиться одна из разобранных задач конкурсов прошлых лет. Пожалуйста,
обратите внимание на этот разбор.
4) Не отчаиваетесь, если Вы набрали полупроходное количество баллов.
Количество участников ограничено, но иногда перед самой Школой образуются
дополнительные места.
Как принять участие в конкурсе участникам предыдущих школ:
1 шаг: Вы присылаете заполненную анкету, она есть на сайте
www.ruthenia.ru/folklore/ls09_anketa.htm и заявляете о своем желании участвовать в
конкурсе.
2 шаг: Оргкомитет предложит Вам на выбор одну из двух форм участия в
конкурсе. ВНИМАНИЕ! При отборе участников предыдущих Школ Оргкомитет
будет учитывать их работу на предыдущих школах.
Организация Школы - 2009
Лекции и занятия на Школе по заявленной теме читают ведущие специалисты по
фольклористике, культурной антропологии и смежным дисциплинам из России
и других стран. Школу планируется провести в г. Переславль-Залесский с 1 по 10
мая 2009 года в гостинице «Доме творчестве Кардовского» (ВНИМАНИЕ! Время
проведения школы может быть сдвинуто в ту или другую сторону в связи с
праздниками).
Расписание и лекции предыдущих школ Вы можете найти на сайте
http://www.ruthenia.ru/folklore/index.htm. Расписание Летней школы – 2009
появится на сайте в марте.
Оргкомитет ЛШ оставляет за собой право публиковать на сайте семинара
(www.ruthenia.ru/folklore) работы, присланные на конкурс, а также список
конкурсантов и результаты конкурса – под номерами.
Наши адреса и телефоны
Работы следует присылать по электронному адресу [email protected] и
[email protected] или почтой по адресу: 125993, ГСП-3, Москва,
Миусская площадь, д. 6, Российский Государственный Гуманитарный
Университет, Центр типологии и семиотики фольклора, С.Ю. Неклюдову.
Тел. для справок: (499) 9734354 (понедельник, среда); E-mail:
[email protected], [email protected]
Следите за объявлениями на сайте www.ruthenia.ru/folklore!
Оргкомитет Школы
И.Б. Иткин, ст. науч. сотр., Ин-т Востоковедения РАН,
С.А. Бурлак, вед. науч. сотр., Ин-т Востоковедения РАН,
О.Б. Христофорова, доц. Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ
А.В. Козьмин, науч. сотр. Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ
Е.Е. Жигарина, доц. Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ
А.С. Архипова, доц. Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ
Е.Н. Дувакин, асп. Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ
Д.С. Николаев, асп. Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ
Руководитель Школы
д-р филологических наук,
директор Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ,
главный редактор журнала «Живая старина»,
профессор
С.Ю. Неклюдов
Материал размещен на сайте при поддержке гранта РФФИ №06-06-80-420a.
|