Весенняя школа - 2008
География фольклорных фактов
и фольклорные диалекты
Российский государственный гуманитарный
университет
Центр типологии и семиотики фольклора
объявляет о проведении
Всероссийской Летней школы - 2008
ГЕОГРАФИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФАКТОВ
И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ДИАЛЕКТЫ
1-10 мая 2008 года учебно-научный Центр типологии и семиотики
фольклора РГГУ проводит очередную (восьмую) Школу молодого
фольклориста. Тема Школы . "География фольклорных фактов и
фольклорные диалекты". К участию приглашаются не только
профессиональные фольклористы, но и представители смежных
специальностей, чьи интересы по материалу или методам
соприкасаются с темой Школы. Слушатели допускаются к участию на
конкурсной основе (см. ниже).
Обоснование темы
1. Народные культуры как объект гуманитарного исследования и
как предмет идеологических спекуляций обнаруживают некоторую
двойственность своей природы.
С одной стороны, романтически ориентированный взгляд ищет (и
легко находит) в них признаки этнической самобытности.
Соответственно, национальные научные школы бывают склонны
настаивать на уникальности своих объектов, их абсолютной
несравнимости с фактами других культур и полной неприемлемости (в
данном вопросе или вообще) любых универсализирующих методов
исследования (сравнительно-типологических, структуралистских и
др.). В этом случае понятие "мировой фольклор" ("фольклор народов
мира") обозначает не более чем механическую сумму существующих на
земле устных национальных традиций или вообще лишено смысла.
С другой стороны, народные традиции демонстрируют высокую
степень интернациональности своих знаковых кодов и своей
структурной организации – именно в данной области с особой
рельефностью проступают те формальные и содержательные элементы,
которые следует причислять к универсалиям мировой культуры,
порожденным сходством или тождеством природных и социальных
ситуаций, психофизиологической общностью человеческой природы, а
также регулятивными структурами текстопорождения. Это
подтверждает восходящую еще к Лейбницу идею "семантических
примитивов", которая предполагает существование конечного
множества общечеловеческих концептов и допускает, согласно А.
Вежбицкой, "установление окончательного набора универсальных
атомов смысла ('алфавита человеческих мыслей')". Подобная
универсальность может быть определенным образом градуирована с
учетом, во-первых, близости к "базовым", архетипическим
ментальным структурам общественного сознания (чем ближе, тем
универсальней), во-вторых, их прагматического измерения,
связанностью с меняющимся жизненным контекстом (чем она меньше,
тем универсальней) и, наконец, в-третьих, их стадиальных
характеристик, часто принимаемых за проявление самобытности.
2. Реально, однако, эту "универсальность" надо понимать скорее
не как тотальную представленность того или иного элемента, а как
его широкую распространенность в мировом фольклоре.
Картографирование, скажем, повторяющихся
фольклорно-мифологических сюжетов и мотивов предметно
демонстрирует географию таких фольклорных фактов, наличие
совпадающих или сходных элементов в одних традициях и их полное
отсутствие в других – чем бы ни объяснялась подобная
неравномерность: направлениями древнейших расселений человека по
земле (исследования Ю.Е. Березкина) или более поздними
культурными диффузиями (согласно концепциям Т. Бенфея и его
последователей или трудам "финской школы"). Этот подход позволяет
выявить комплексы мотивов, распространявшиеся путем культурного
наследования, в отличие от сходных мотивов, возникающих
независимо в разных регионах. То же касается обрядовой
деятельности, терминологии народной культуры, ее "предметных" и
"признаковых" аспектов. Картографирование фольклорных фактов
помогает раскрыть генезис явления, его историю и типологию;
наконец, "карта характеризует не только картографируемое явление,
но и саму территорию, которую границы нанесенных на карту разных
явлений членят в той или иной степени, пересекают в том или ином
направлении, объединяют с другими, смежными или отдаленными
территориями" (С.М. Толстая. Географическое пространство
культуры, с. 2). Фактически речь должна идти об определенных
фольклорных диалектах, являющихся единственной
непосредственной "материальной" данностью фольклористики.
3. "Общенародный" фольклор, стоящий над локальными традициями
(подобно тому как национальный язык стоит над диалектами)
представляет собой лишь умозрительную исследовательскую или
идеологическую конструкцию (из этого утверждения, разумеется не
следует, что нет фольклорных фактов, общих для всего этноса).
Как писал Б.Н. Путилов (Фольклор и народная культура, с.
145-153), "фольклор в его конкретных материальных выражениях, в
живой функциональной плоти, в реальных 'единицах' текстов
существует только как региональный / локальный. Понятие
общенародного обретает реальность только на уровне отношения
между региональными / локальными традициями", причем
региональность обусловлена спецификой хозяйственно-культурного и
социоэтнического функционирования сообщества, а локальность как
таковая связана с ячейкой общественной жизни (например, общиной),
до известной степени замкнутой и имеющей целостную структуру
сохранения и регулирования социального организма. При этом
региональная / локальная специфика не обусловлена целиком
природными или социальными обстоятельствами, внешними по
отношению к культуре и не сводится к историческому преемствованию
древнего наследия. Она есть не наличие редких (или даже
уникальных) форм, но скорее специфическая интерпретация общего,
что в свою очередь представляет собой частный случай более общей
вариативности народной культуры как ее неотторжимого
качества".
Проявления и свойства, позволяющие отличить себя от соседей, в
том числе – относящихся к тому же этносу, как правило, хорошо
осознаются носителями локальной (региональной) культуры ("Мы не
так поем", "не так делаем", "не так носим" и пр.). Черты,
определяющие ее специфику, составляют своего рода "пучки
дифференциальных признаков", перечень которых может быть довольно
большим. При этом часто речь идет о малозаметном на посторонний
взгляд варьировании (или взаимодополнении) элементов, их
чередовании с "нулевой формой" и т.д., тогда как другие случаи
различий (в том числе – и более значительных) могут не
осознаваться как культурно-дифференцирующие. В конечном счете и
сходства, и различия в известном смысле существуют только для
наблюдающего субъекта, имеющего определенный угол зрения и
определенный фокус своего интереса, причем относится это как
носителю традиции, так и к ее исследователю.
В качестве примеров проявления "фольклорной диалектности"
можно привести случаи наличия или отсутствия определенных
элементов этнической культуры (вербальных, обрядовых и т.д.) в
разных областях ее распространения; существование развернутых (и
даже жанрово оформленных) нарративов на какую-либо тему или лишь
информации о ней ("что-то слышал, но точно не знаю");
несовпадение интерпретаций одних и тех же элементов устной
традиции и т.д. Особо должен ставится вопрос об историческом
формировании подобной диалектности.
В рамках перечисленных проблем будет определена тематика
лекционных курсов и семинаров Весенней школы.
Внимание будет уделено также и междисциплинарным методам и
подходам к анализу фольклорных традиций.
Список рекомендованной литературы см. ниже, однако к февралю
2008 он будет дополнен.
Условия участия в конкурсе
К участию приглашаются не только профессиональные
фольклористы, но и представители смежных специальностей, чьи
интересы по материалу или методам соприкасаются с темой Школы.
Слушатели допускаются к участию в качестве слушателей на
конкурсной основе.
Победителям конкурса будет оказана финансовая поддержка
(оплата проживания и питания). Победитель конкурса должен будет
сделать организационный взнос в размере 350 руб. К сожалению,
как правило, в большинстве случаев мы не можем оплатить дорогу от
места Вашей учебы до Москвы, но мы можем обратиться к
администрации Вашего вуза с помощью о содействии в оплате
дороги.
Во время проведения Школы слушатели обязаны посещать лекции
(читаемые для них специально приглашенными специалистами) и
семинары. Участие в работе семинаров также является обязательным.
Слушатель может участвовать в вечерних семинарах также в качестве
докладчика, в этом случае тема доклада оговаривается особо.
Как принять участие в конкурсе начинающим:
Конкурс будет проходить с 1 октября 2007 по 15 февраля
2008, однако убедительная просьба ко всем участникам конкурса
присылать свои работы как можно раньше, и можно – частями.
К участию в конкурсе приглашаются молодые исследователи
(студенты, аспиранты, молодые преподаватели), специализирующиеся
в области фольклористики и в смежных с ней дисциплинах,
интересующиеся современными проблемами теории фольклора и
освоением новых методов в изучении фольклорных текстов.
ВНИМАНИЕ! При этом неважно, какая специализация у Вас в Вашем
вузе (историк, филолог, этнограф и так далее. Конкурсное задание
учитывает этот момент).
1 шаг: Вы присылаете заполненную анкету, она есть на
сайте http://www.ruthenia.ru/folklore/ls08_anketa.htm
и свое научное исследование по теме «фольклор», желательно
отвечающее одной из поставленных тем. Присылка анкеты
обязательна. Присылка работы желательна, но не обязательна! Это
не влияет на Ваше участие в конкурсе!
Если работа и анкета присылаются по электронной почте, они
должны быть вложены в письмо в качестве аттачмента. Не присылайте
работ в "теле" письма! Файл с работой и анкетой должен быть в
формате rtf или Word. В теме (subject) электронного письма должно
быть написано "LS 2008".
Если работа и анкета присылаются по обычной почте, то в
конверт надо вложить распечатки работы и анкеты, а также дискету
с соответствующими файлами (в указанном формате).
2 шаг: в ответ на присланную анкету Оргкомитет высылает
Вам задание по электронной почте, состоящее из пяти задач и Ваш
конкурсный номер, под которым Вы анонимно участвуете в конкурсе.
Своевременное решение этих задач и есть залог Вашего участия в
конкурсе. На решение задач Вам будет отведен
месяц с момента посылки Вам задания (при
подтверждении получения Вами его от нас). Обращаете внимание на
инструкцию по выполнению конкурсного задания, приложенную к
самому заданию.
ВНИМАНИЕ! На сайте по адресу http://www.ruthenia.ru/folklore/ls08_razbor.htm
будет находиться одна из разобранных задач конкурсов прошлых
лет.
3 шаг: В течение первой декады марта Оргкомитет
рассылает всем результаты проверки задач.
4 шаг: Если вы набрали проходное количество баллов,
то Вам высылается тест для подготовки к участию в Школе, который
надо сдать устно или письменно (в зависимости от места Вашего
проживания). Тест будет требовать некоторого знания
рекомендованной литературы.
ВНИМАНИЕ! Не отчаиваетесь, если Вы набрали полупроходное
количество баллов. Количество участников ограничено, но иногда
перед самой Школой образуются дополнительные места.
Как принять участие в конкурсе участникам предыдущих
школ:
1 шаг: Вы присылаете заполненную анкету, она есть на
сайте http://www.ruthenia.ru/folklore/ls08_anketa.htm
и заявляете о своем желании участвовать в конкурсе.
2 шаг: Оргкомитет предложит Вам на выбор одну из двух
форм участия в конкурсе. ВНИМАНИЕ! При отборе участников
предыдущих Школ Оргкомитет будет учитывать их работу на
предыдущих школах.
Организация Всероссийской Летней
школы-2008
Лекции и занятия на Школе по заявленной теме читают ведущие
специалисты по фольклористике и смежным дисциплинам. Школу
планируется провести в г. Переславль-Залеский с 1 по 10 мая 2008
года в гостинице «Доме творчестве Кордовского» (ВНИМАНИЕ! Время
проведения школы может быть сдвинуто в ту или другую сторону в
связи с праздниками).
Расписание и лекции предыдущих школ Вы можете найти на сайте
http://www.ruthenia.ru/folklore/index.htm
Расписание Летней школы – 2008 появится на сайте в марте.
Оргкомитет ЛШ оставляет за собой право публиковать на сайте
семинара (www.ruthenia.ru/folklore)
работы, присланные на конкурс, а также список конкурсантов и
результаты конкурса.
Наши адреса и телефоны
Работы следует присылать по электронному адресу [email protected] и
alexandra.arkhipova@gmail.com или почтой по адресу: 125993, ГСП-3,
Москва, Миусская площадь, д. 6, Российский Государственный
Гуманитарный Университет, Институт Высших гуманитарных
исследований, С.Ю. Неклюдову.
Тел. для справок: (499) 9734354 (понедельник, среда)
Е-мейл для справок: alexandra.arkhipova@gmail.com, [email protected]
Следите за объявлениями на сайте www.ruthenia.ru/folklore
Руководитель Школы
д-р филологических наук, профессор С.Ю.
Неклюдов
Координатор
канд. филологических наук А.С. Архипова
Рекомендованная литература
Обязательная
Богатырев П.Г. К вопросу об этнологической географии //
Богатырев П.Г. Народная культура славян. Сост. Е.С. Новик, Б.С.
Долгин. Под общей редакцией Е.С. Новик. М.: ОГИ, 2007.
Жирмунский В.М. Методика социальной географии (Диалектология и
фольклор в свете географического исследования) // Жирмунский В.М.
Фольклор Запада и Востока. Сравнительно-исторические очерки.
Сост. Б.С. Долгин, С.Ю. Неклюдов. М.: ОГИ, 2004.
Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994, с.
144-153 ("Региональное / локальное начало в фольклоре").
Толстая С.М. Географическое пространство культуры // Живая
старина, 1995, N 4, с. 2-6.
Дополнительная
Вежбицкая А. Семантика, культура и познание: общечеловеческие
понятия в культуроспецифичных контекстах // Thesis: Теория и
история экономических и социальных систем. Альманах. [М.], Осень
1993. Т. I. Вып. 3 (Мир человека), с. 185-206.
Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской
мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта РФФИ №06-06-80-420a.
|