Весенняя школа - 2009
Фольклор в наше время: традиции, трансформации, новообразования
Tomasz Rokosz
От фольклора к фолку. Функционирование польских и
восточнославянских народных песен в современной культуре
Автор представляет разницу между первичным и вторичным
оборотом фольклора, выделяет пять основных течений вторичного
оборота фольклорной музыки, представляемой деревенскими
музыкальными группами, ансамблями песни и танца, группами,
реконструирующими фольклор, а также экспериментальными
театрами.
Автор поднимает вопрос паратекстов - специфических
фольклорных текстов, которые функционируют в пограничных
культурных зонах в двух языковых версиях (например, в польской и
украинской).
В лекции демонстрируются способы переработки традиционных
народных песен в современном вторичном культурном обороте.
Наиболее важными изменениями являются: селекция жанров,
сокращение текстов, их смешение, языковые модификации, устранение
признаков говоров, вторичная диалектизация, изменение музыкальных
параметров: смена техники пения, контрофактура , смена
функции (например, с oбриадoвoй на интегрирующую), смена
контекста исполнения.
В Польше после
1989
года, в связи с политическими изменениями, наступило резкое
развитие групп (длящееся до сегодняшнего дня), представляющих
музыку, на которую влияние оказал фольклор. Несмотря на то, что
большинство групп реализует собственные идеи и художественные
принципы, среди описываемых явлений можно выделить две основные
парадигмы: фолковую и пуристскую. Анкетирование, проведенное
автором, подтверждает отдельное существование групп, инспирацией
для которых является фольклор, от групп, фольклор
реконструирующих. Между ними можно заметить многочисленные
различия. Спорными являются, прежде всего, идеологический уровень
групп, а также цели, интенция и мотивация артистов. Группы,
названные пуристическими, своей целью признают реконструкцию
народных песен и народной музыки, что не совпадает с основной
идеей фолка - творческой обработкой музыкального
материала.
Пуристические группы предпринимают попытку продолжения
традиции и видят возможность реализации этого в современных
условиях. Продолжение традиции народной музыки исполнители
понимают как подражание образцовым произведениям фольклора
определенного времени и региона.
Фолк-группы предполагают необходимость переработки
традиционной музыки. Музыка представляется в новой аранжировке.
Исходя из этого, фолк понимается, как музыка, инспирацией для
которой является народная традиция. Исполнители акцентируют
необходимость использования разнообразных традиций (соединения
музыки разных культур), собственных интенций, свободной
интерпретации (а также реинтерпретации) народных мотивов и
введения отдельных традиционных элементов.
Современные презентации традиционной музыки в исполнении
городских групп являются своеобразной «новой традицией» -
традицией виртуальной, придуманной, мифологизацией прошлого. В
результате, создается определенное видение традиции, которая в
таком виде в действительности не существовала.
Следует отметить разнообразие мнений в описываемых
течениях, что связано с упоминаемой автором неоднородностью
понимания термина «фолк». Сейчас народная культура понимается,
как памятник старины, музейный экспонат, а чаще всего является
мифологизированным полем воображения и привлекательным миром
художественных экспериментов.
Анализ проводится, главным образом, на польском материале,
но из него можно извлечь общие выводы относительно способов
переработки фольклора в современном мире.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта РФФИ №06-06-80-420a.
|