Весенняя школа - 2009
Фольклор в наше время: традиции, трансформации, новообразования
А.Б. Мороз (Москва)
Традиционный календарь в современном исполнении
"Классический" народный календарь, базирующийся на церковном календаре и аграрном цикле, в современном мире претерпевает существенные изменения в связи с исчезновением или уходом из активной жизни этих двух составляющих в крестьянском быту. С одной стороны, 70-летний запрет на богослужение и, соответственно, распространение любой информации, касающейся христианства, закрытие церквей, ограничение самодеятельных культов и т. п., с другой – сначала переход к коллективному ведению хозяйства, когда определение сроков сельскохозяйственных работ перешло в ведение агрономов, а потом и вовсе свертывание аграрной деятельности на огромных территориях, с третьей – постепенное исчезновение календарной обрядности привели к тому, что народный календарь оказался сильно редуцирован и не наполнен содержанием, и, что особенно примечательно, в большой мере оторван от жизни. Это означает, что в памяти людей старшего поколения и значительной части людей среднего возраста хранится информация о праздниках (название, минимальные сведения о том, что делают или чего не делают в этот день, и часто крайне приблизительное его местонахождение в календаре). Набор таких праздников, которые помнятся на одной территории (в границах одного села, небольшого региона) невелик: часть праздников (большие) имеет широкое распространение, набор других определяется сохравшейся по сей день традицией отмечать деревенские, местные праздники – бывшие престольные или часовенные. При этом праздники часто ресемантизируются, их названия этимологизируются в соответствии с локальной традицией, так что они приобретают часто совершенно иной смысл.
Наряду с "остатками" старого в современный народный календарь включаются и новые праздники, которые занимают устойчивое и важное место в сознании людей: Октяпска, День пожилых людей, День села (по аналогии с получившими широкое распространение Днями города; отнюдь не всегда таким Днем села становится старый престольный праздник, хотя и такое случается). Происходит также и возврат к церковному и старому народному календарю, который осуществляется посредством распространенияцерковных календарей и деятельности клуных работников. Последние в попытках возрождения "народных обычаев" пользуются как правило доступной популярной литературой по фольклору, насаждая порой совершенно неместные традиции.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта РФФИ №06-06-80-420a.
|