|
Весенняя школа - 2009
Фольклор в наше время: традиции, трансформации, новообразования
Т.А. Михайлова (Москва)
Пес в ирландской традиции: фольклор и/или фразеология
- Имя главного эпического героя ирландской традиции – Кухулин –
объясняется как «пес Кулана». Согласно поздней легенде он получил
его после того, как убил сторожевого пса кузнеца Кулана и был
вынужден взять на себя в качестве платы за нанесенный им ущерб
обязанности охранять дом кузнеца. Данная легенда – позднее
напластование, изначально, как принято считать, имя героя было –
Ку-кук и означало «кукушка» (либо – что-то иное). Однако имя
Ку-хулин вписывалось фонетически в целую группу имен ирландских
героев, содержащих элемент «пес».
- Наличие данного элемента в ирландских двучленных именах
обычно объясняется метафорическим закреплением в имени образа
«бесстрашного и сильного воина» и, более того, в ряде работ
утверждается, что в древнеирландском само слово
cъ,
con (и.-е. обозначение собаки) получило
значение «волк». На самом деле, это не совсем так. Архаический
образ пса складывался из двух типов одомашненного животного
(собака была первым животным, одомашненным человеком): «спутника
и помощника на охоте» и «хранителя жилища и стада». Мы полагаем,
что эти два образа пса могут соответствовать двум, выделенным
Боурой типов эпического героя: Ахиллеса – одиночки, стремящегося
к личной славе, и Гектора – защитника города.
- Имена ирландских королей и героев, содержащие элемент «пес»,
как мы хотим показать, в первую очередь несут в себе информацию
об их главной функции: быть защитниками племени, жен и стад (в
этом прослеживаются древнеиндийские параллели).
- В случае с Кухулином легенда о получении имени проецируется
на некоторые черты поведения самого героя и отношения к нему: он
не только отягощен запретами есть собачье мясо, но и изображается
постоянно как дистанцированная от других членов племени фигура,
т.е. – как животное. «Тотемная ипостась мифологического героя»
(по Е.М.Мелетинскому) здесь начинает реализовываться как
сюжетообразующий элемент.
- В кельтском обществе, еще по данным античных авторов, собаки
играли достаточно большую роль и выступали как постоянные
спутники правителя. Позднее в ирландских законах убийство собаки
считалось тяжким преступлением, но и причиненный ею вред также
квалифицировался как преступление, за которое должна платить она
сама или ее «родичи» (= хозяева). В том случае, если человек по
своему статусу не мог заплатить выкуп, он должен был на
определенное время исполнять функции пса (охранять дом или стадо
– именно так пришлось поступить и Кухулину, который в момент
совершенного им убийства был ребенком и не имел своего
имущества). Так же сурово карался человек, убивший ручную собачку
женщины, поскольку эти собачки должны были охранять женщин от
демонов, особенно – в период беременности, родов и вскармливания
(ср. эпизод с королем Партолоном, который убил собачку жены,
узнав, что она ему изменила).
- При этом в поздней фразеологии, как и у многих других
народов, обозначение мужчины как «собаки», а женщины как «суки»
имело характер оскорбления. Однако, в среднеирландской
фольклорной традиции на базе фразеологии вырастают сюжеты о
«превращении» женщины в собаку или волчицу.
- Олег Кулик, прославившийся как «человек-собака», не знал
древнеирландского, но при этом странным образом его имя может
интерпретироваться как
Cъ
licc ‘пес скалы’ или ‘пес могилы’. Вот
такие странные сближения…
Материал размещен на сайте при поддержке гранта РФФИ №06-06-80-420a.
|
|