Весенняя школа - 2009
Фольклор в наше время: традиции, трансформации, новообразования
М.Л. Лурье (Санкт-Петербург)
Механизмы устойчивости и обновления песенных текстов в XX
веке
С XVIII столетия в фольклорный песенный репертуар стали
проникать произведения, не имеющие архаических корней, не
связанные с системой традиционных бытовых и ритуальных практик,
часто имеющие известное авторство, в музыкальном и поэтическом
отношении заметно отличающиеся от всех традиционных для
крестьянского фольклора видов песен. В конце XIX – начале ХХ вв.
этот процесс достиг своего апогея, результатом чего стало не
только появление в большого количества новых произведений, но и
выделение более-менее очевидных жанрово-стилистических
разновидностей фольклорной песни, не известных прежней традиции
(например, «жестокий романс», «блатная песня», «песня-хроника») и
во многом определивших направления развития песенного фольклора в
ХХ веке. Эта «новая» песенная традиция в плане своего развития, в
частности отработки механизмов текстопорождения, шла по иному
пути, чем крестьянский песенный фольклор: с одной стороны, ей
свойственна установка на постоянное обновление и приращение за
счет сочинения (или введения в репертуар) новых песен, в каковом
процессе в новых социокультурных условиях мог участвовать каждый;
с другой стороны, более подробное рассмотрение показывает, что
этот текстовый массив изобилует случаями контаминации,
«перетекания» одного сюжета в другой, заимствования целых
текстовых блоков, редупликации ритмических схем, блуждания
отдельных формул, что естественным образом оборачивается
зыбкостью границ между одной и другой, «старой» и «новой»
песнями.
На лекции предполагается обсудить следующие вопросы:
– из чего конструируется новый песенный текст, каков его
«строительный материал»?
– в каком соотношении друг с другом находятся факторы,
обеспечивающие относительное единство поэтики песен
XX века: устойчивость набора
тем/сюжетов/мотивов; использование уже существующих минимальных
лексико-синтаксических конструкций (миграция формул); диктат
ритмико-мелодических моделей, которых не так много под рукой?
– возможны ли в городском фольклорном песнетворчестве большая
глубина «памяти жанра», нежели прямое заимствование элементов
существующего текста для создания нового произведения?
Литература:
Общие работы
Гудошников
Я.И. Очерки истории русской литературной песни XVIII –XIX
вв. – Воронеж, 1972.
Гудошников
Я.И. Русский
городской романс
. Тамбов, 1990.
Гусев В. Е. Песни русских поэтов. В 2-х тт. Л., 1988. Раздел
«Народно-песенные переработки стихотворений XVIII – начала XX
века» (т. 2, с. 376 – 436), и примечания к нему (т. 2, с. 491 –
501)
Мальцев Г
.И. Традиционные
формулы
русской
народной
необрядовой лирики. Л., 1989.
Новикова А.М. Русская поэзия XVIII – первой половины XIX века
и народная песня. М., 1982.
Работы, в которых приводятся сравнительные таблицы версий и
вариантов песни
Архипова А.С. Как погибла Оля и родился фольклор //
«Кирпичики»: Фольклористика и культурная антропология сегодня:
Сборник статей в честь 65-летия С. Ю. Неклюдова и 40-летия его
научной деятельности / Сост. А.С. Архипова, М. А. Гистер. М.,
2008. 432 – 455.
Архипова А.С., Неклюдов С.Ю. Два героя / два уркана: привал на
пути // Natales grate numeras? Сборник статей к 60-летию Георгия
Ахилловича Левинтона. СПб., 2008. 25 – 73.
Башарин А. С. «Раскинулось море по модулю 5…» (Опыт анализа
студенческой песни) // Ученые записки молодых филологов: Сб. ст.
/ Отв. Ред. Е.В. Душечкина. СПб, 2001. С. 188 – 202.
Башарин А. С. Другие «Кирпичики»: Из «фольклора фольклористов»
// «Кирпичики»: Фольклористика и культурная антропология сегодня:
Сборник статей в честь 65-летия С. Ю. Неклюдова и 40-летия его
научной деятельности / Сост. А.С. Архипова, М. А. Гистер. М,
2008. С. 556 – 470.
Молчанова Т. «Я в пустыню удаляюсь». Два века песни
М.В. Зубовой //Литературные явления и культурные контексты:
Материалы Коллоквиума молодых ученых-гуманитариев
Санкт-Петербурга и Даугавпилса / Ред.-сост. М. Л. Лурье. СПб.,
2005. С. 86 – 108.
Неклюдов С. Ю. «Все кирпичики, да кирпичики…» // Шиповник.
Историко-филологический сборник к 60-летию Р.Д. Тименчика. М.,
2005. С. 271-303.
Неклюдов С. Ю. «Гоп-со-смыком» – это всем известно… //
Фольклор, постфольклор, быт, литература: Сб. ст. к 60-летию
Александра Федоровича Белоусова. СПб., 2006. С. 65 – 85
Почему отравилась Маруся?
//
Габриэлиада. К 65-летию Г. Г. Суперфина.
[Электронный ресурс] //
Ruthenia. – Электрон. данные. – 2001 –
2009. – Режим доступа:
http://www.ruthenia.ru/document/545633.html
Материал размещен на сайте при поддержке гранта РФФИ №06-06-80-420a.
|