Весенняя школа - 2009
Фольклор в наше время: традиции, трансформации, новообразования
М.Л. Лурье (Санкт-Петербург)
Черты первобытного примитивизма в солдатской субкультуре
конца XX - начала XXI века
Особенности мировоззрения и речи, социальные механизмы и типы
ритуальных практик, изначально описанные антропологами в качестве
специфически присущих т. н.
архаическим, или
примитивным, культурам и традиционно связываемым с ними,
нередко обнаруживаются в субкультурах новейшего времени, казалось
бы, не имеющих ничего общего с архаикой. Так, в школьной традиции
устраивать испытание новеньким явственно проступают черты и
функции обряда инициации, культ матери в текстах тюремного
фольклора напоминает о матриархальном сознании и т. п. В
1920-30-х гг. такую преемственность отметил Д. С. Лихачев,
пробывший 4 года в Соловецком лагере особого назначения и
опубликовавший после этого работу «Черты первобытного
примитивизма воровской речи». По прошествии нескольких
десятилетий тема актуализировалась в связи с исследованием
солдатской субкультуры 2-й половины ХХ в., в которой «черты
первобытного примитивизма» (прежде всего, в связи с разработанной
системой обрядов перехода) выглядят шокирующе похожими на свои
архаические образцы. Амплитуда отношения к этому явлению широка:
от никак не комментируемых понятийно-терминологических
заимствований при описании современных субкультур (
инициация,
rites
de
passage, культ предков, героический
эпос и т. п.) – до утверждения универсализма соответствующих
культурных явлений и социальных механизмов, заставляющих их
воспроизводиться в культурах не только разных народов и эпох, но
и типологически разных сообществ.
В рамках лекции предполагается обсудить следующие вопросы:
– почему «архаические» черты наиболее характерны для закрытых
мужских сообществ (армия, тюрьма, уличные компании подростков) и
так ли это?
– какие интерпретации бросающихся в глаза сходств в
архаическом/современном представляются оправданными, а какие –
спекулятивными?
– что может дать в методологическом отношении использование
данных аналогий при исследовании современных сообществ или для
понимания «примитивных» культур?
Литература:
Банников К. Л. Антропология экстремальных групп. Доминантные
отношения военнослужащих срочной службы Российской Армии. М.,
2002.
Головин В. В., Кулешов Е.В., Лурье М.Л. Субкультура солдат
срочной службы // Современный городской фольклор / Сост. А. Ф.
Белоусов, И. С. Веселова, С. Ю. Неклюдов. М., 2003. С.
186-230.
Ефимова Е. С. Субкультура современной тюрьмы. – М., 2003.
Лихачев Д. С. Черты первобытного примитивизма воровской речи
// Язык и мышление. М.; Л., 1935. Т. 3 – 4. С. 47–100.
Лурье М.Л. Служба в армии как “воспитание чувств” // Мифология
и повседневность: Гендерный подход в антропологических
дисциплинах: Материалы научной конференции 19 — 21 февраля 2001
года / Сост. К. А. Богданов и А. А. Панченко. СПб., 2001. С. 245
— 259.
Лурье М.Л. Обряды и обрядовый фольклор солдат срочной службы:
подход к систематизации // Фольклор социальных групп: традиции и
современность: Сб. науч. ст. / Сост. А. С. Каргин, А. В. Костина.
– М.: ГРЦРФ, 2008. – 75 – 84.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта РФФИ №06-06-80-420a.
|