Весенняя школа - 2009
Фольклор в наше время: традиции, трансформации, новообразования
Е.Е. Левкиевская (Москва)
Слухи как речевой жанр
Лекция посвящена слухам (преимущественно
мифологического и псевдорелигиозного содержания) в системе
разговорной коммуникации. Слух как речевой и фольклорный жанр
существует только в рамках устной культуры и неформального
дискурса и является источником и способом передачи информации,
альтернативным официальному. Слух всегда вторичен по отношению к
какому-либо фрейму информации или событию, реакцией на которые он
и является, т.о. слух несет в себе определенную важную для
общества информацию (и ее оценку, вырабатываемую неформальной
частью сообщества). В русской традиции существуют два основных
термина для обозначения этого жанра текстов -
слухи (что актуализирует идею восприятия информации) и
толки (что указывает на порождение и передачу информации).
В лекции будут рассмотрены: коммуникативная ситуация, в рамках
которой возникают и передаются слухи; ее участники (сторона,
инициирующая распространение слуха, собственно его
распространители, а также сторона, воспринимающая и усваивающая
слухи), языковые особенности выражения слухов как речевого жанра
(например, ксенопоказатели, указывающие на то, что говорящий
отчуждает себя от передаваемого им знания: “Говорят, Мамыкина
снимают...”, “Не я сказал - другие говорят...”).
Важная особенность механизма образования и
распространения слухов - мимолетность, подвижность, спонтанность
и неформальность речевого общения, посредством которого
формируются и поддерживаются идеологические и социальные
установки в неформальном дискурсе. По словам Нэнси Рис, “речевой,
дискурсивный мир не просто отражает мир, но и участвует в
построении последнего; таким образом, в разговоре в форме
повествования или даже в форме мифа “запечатаны” модели
осмысливания действительности и ценностные системы” (Рис, 2005,
23). Слухи, посвященные конкретному событию, обычно достаточно
скоротечны и сменяемы, но культурные модели, на которые они
опираются, и механизмы, вызывающие их к жизни, чрезвычайно
устойчивы и относятся к базовым элементам национальной картины
мира (ср., например, эсхатологические слухи, периодически
возобновляемые в русской среде в течение ряда веков).
При анализе слухов имеет значение несколько
аспектов: 1) аксиологический (т.е. ценностный) аспект, поскольку
слухи формируют реакцию общества, общее настроение умов, выражая
и одновременно формируя систему ценностный ориентиров в социуме;
2) когнитивный аспект, связанный с познанием, пониманием и
интерпретацией происходящих событий (особенно при отсутствии или
недостатке официальной информации); 3) дидактический аспект,
связанный с выработкой возможных форм поведения и системы
действий по отношению к обсуждаемому событию); 4) коммуникативный
аспект, с которым связано поддержание и формирование
“горизонтальных” связей в обществе, осознание им своего единства;
5) фатический аспект, подразумевающий эмоциональное общение,
создание эмоционального фона в обществе.
Литература
Дубин Б.В. Речь, слух, рассказ: трансформация устного в
современной культуре // Дубин Б.В. Слово - письмо - литература:
Очерки по социологии современной культуры. М., 2001, с.
70-81.
Латынов В.В. Слухи: социальные функции и условия появления
// Вестник истории, литературы, искусства. Отделение ист-филол.
наук РАН. М., 2005. С. 362-378.
Неклюдов С.Ю. “Событийные сценарии” повседневности // Слово
как действие. М., 1998. С. 64-67.
Неклюдов С.Ю. Драматургия жизни и драматургия повествования
// Невербальное поле культуры. Тело. Вещь. Ритуал. М.,
1996.
Побережников И.В. Слухи в социальной истории: Типология и
функции. Екатеринбург, 1995.
Рис Н. Русские разговоры. Культура и речевая повседневность
эпохи перестройки. М., 2005.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта РФФИ №06-06-80-420a.
|