Весенняя школа - 2009
Фольклор в наше время: традиции, трансформации, новообразования
С.В. Кулланда (Москва)
Визуальный фольклор? Поэтика скифского звериного стиля
Скифы – по преимуществу кочевой ираноязычный народ, населявший в I тыс. до н.э. – начале н.э. евразийские степи. Характерная черта скифского искусства – т.н. "звериный стиль". Его отличает преобладание изолированных изображений животных, отсутствие сюжета и наличие зооморфных превращений, когда олений рог оказывается головкой хищной птицы, а голова копытного при взгляде под другим углом превращается в голову хищника. Д.С. Раевский предположил, что эти особенности сопоставимы со структурой памятников устного творчества индоиранцев, в частности, гимнов Ригведы. Для последних также нехарактерно изложение мифологических сюжетов – они обычно лишь упоминаются. Семантическая доминанта ведийского гимна – называние божества, будь то по имени или путем перечисления его эпитетов. Можно предполагать, что и образы скифского анималистического искусства представляют собой своего рода символы скифских божеств, их метонимические обозначения.
Свойственное ведийской поэзии искусство звуковых намеков и анаграмм, позволяющих выстраивать из случайных звуковых отрезков добавочные элементы, прежде всего указывающие на ключевое для данного гимна имя божества, вплетенные в звуковую ткань гимна, прямо перекликается с представленным в скифском искусстве приемом "складывания" из нескольких фигур животных или частей их тел нового образа. Скажем, структура известного псалия из могильника Хошеутова представляет собой изобразительный палиндром, сохраняющий морфологию и семантику при переворачивании украшенного зооморфными образами предмета на 180 градусов.
Тем самым можно говорить о семантической и прагматической близости звериного стиля к произведениям устного творчества индоиранских народов.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта РФФИ №06-06-80-420a.
|