Весенняя школа - 2009
Фольклор в наше время: традиции, трансформации, новообразования
Григор Григоров (София, Болгария)
Взаимопроникновение фольклора и политики: болгарский пример
1. Фольклор и политика: исторический аспект.
Взаимопроникновение фольклора и политики в болгарской истории берет свое начало в XIX в. В условиях отсутствия болгарской государственности и жизни населения в границах Османской империи первые осознанные поиски болгарской политической независимости связаны с деятельностью по собиранию фольклора и отграничением на основе фольклора болгар от остальных христианских народов. Рассматривается деятельность братьев Димитра и Константина Миладиновых. Представлены взгляды на фольклор поэта и революционера Георгия Саввы Раковского, его политическая установка выявить через словесную народную культуру древнюю болгарскую мифологию, предшествующую соседней греческой.
В период после Освобождения Болгарии (1878) исследования по фольклористике лежат в основе деятельности Болгарского литературного общества, на базе которого позднее образована Академия наук, фольклористика становится ведущей филологической и исторической дисциплиной при подготовке учителей Софийского высшего училища (позднее Софийский университет). Подробно рассматривается статья Ивана Шишманова «Значение и задачи нашей этнографии» (1889).
В период после 1944 г. отмечается взгляд на фольклор с точки зрения государственной идеологии, в соответствии с которой фольклор рассматривается как явление, эволюционно предшествующее литературе. Организуются национальные фольклорные соборы, проводящиеся как политические акции.
Последние изменения во взгляде на фольклор связаны частично с общественно-политическими изменениями новейшего времени. Фольклор стал рассматриваться как культура общностей (этнических, профессиональных, возрастных и др.), факты фольклора связывают с социальными явлениями.
2. Фольклор в политическом поведении.
Фольклорная культура рассматривается как матрица, на основе которой выстраивается политическая риторика. В условиях тоталитарного режима благодаря стереотипу «человек из народа» и культурным реакциям, присущим фольклорно-патриархальному типу, болгарский политический лидер Тодор Живков успешно создает свой положительный общественный образ. Анекдоты о нем рассматриваются как основа для формирования особого персонажа, идентичного литературно-фольклорному герою Баю Ганьо, как сверхирония над национальными качествами и пародия на социальные верхи.
Рассматривается политическая харизма общественных лидеров переходного периода. Симпатия общества к «опознаванию» политических лидеров совпадает с фольклорными кодами определенных групп и сословий общества. Предлагается типология политических слухов (личная жизнь, сексуальная ориентация, этническое происхождение), нацеленных на персональную политическую дискредитацию. С учетом фольклорных стереотипов специально рассматривается политическая ситуация, приведшая к власти бывшего болгарского монарха.
Рассматриваются формы гражданского протеста (митинги, стачки, гражданское неподчинение, шествия, живые цепи и др.) в перспективе обрядового поведения и народной праздничной культуры, выраженные посредством коллективных телесных действий. Анализируется спонтанный политический лозунг и его связь с малыми фольклорными жанрами. Рассматривается политическая пространственная реорганизация городской территории через ритуальную делигитимацию символов власти (разрушенный мавзолей Г. Димитрова), цветовая символика и категории «правое» и «левое» в фольклорном и политическом плане.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта РФФИ №06-06-80-420a.
|