Весенняя школа - 2009
Фольклор в наше время: традиции, трансформации, новообразования
А.И. Давлетшин (Москва)
0.1.
Название: Сказки, предания и мифы народов тотонакской
языковой семьи. Жанровая классификация и схемы взаимодействия с
европейским фольклором.
Краткая аннотация
: Цель курса состоит в том, чтобы познакомить слушателей с
малоизвестными устными традициями народов тотонакской языковой
семьи, проживающими в Мексике, к которой принадлежат тотонаки
(несколько близкородственных народов) и тепеуа (три
близкородственных этнические группы). В ходе курса будут
обсуждены следующие вопросы: 1. существует ли общетотонакская
устная традиция или только группа близкородственных традиций?
являются ли тотонакские тексты частью общей фольклорной традиции
так называемого "южно-уастекского" культурного ареала? 2. какова
жанровая классификация тотонакских текстов? по какому принципу
происходит отнесение текстов к тому или иному жанру внутри
традиции? какова функциональная направленность текстов разных
жанров? 3. какие тексты являются основными в культуре современных
тепеуа и тотонаков? что такое миф о молодом боге маиса? почему
больше не существует дороги на небо? и зачем Святого Хуана
связали волосом Девы Марии? 4. каким образом включаются тексты
европейской и современной мексиканской устности в тотонакский
фольклор? 5. что такое послеколумбовский мифологический комплекс
у народов южной уастеки? как этот комплекс возник и
почему?
В ходе курса будут использованы большей частью
неопубликованные тексты, некоторые из них получены автором в ходе
полевой работы.
Продолжительность
: одна лекция и одно семинарское занятие.
0.2.
Название: Мифологические мотивы в восточно-полинезийском
изобразительном искусстве.
Краткая аннотация
: Как известно, мифология находит разные формы выражения в
изобразительном и повествовательном материале. В конкретной
культуре весьма незначительный периферийный мотив текстов может
оказаться исключительно популярным и важным в изображениях. В
отдельных случаях мифологические мотивы существует только как
изобразительные. Цель курса состоит в том, чтобы познакомить
слушателей с наиболее важными и частотными мифологическими
мотивами фигуративного искусства Восточной Полинезии и
сопоставить их с известными мифологическими мотивами текстов. Для
рассмотрения будут представлены изображения, выполненные в разном
материале – деревянная и каменная скульптура, наскальные
изображения и т.д.
Продолжительность
: одна лекция.
0.3.
Название: Вырезанные из бумаги боги, духи и души в
ритуальной традиции современных народов южной уастеки.
Краткая аннотация
: Народы современной южной уастеки (тепеуа, тотонаки, отоми
и науа) при проведении ритуалов вырезают из бумаги фигурки богов,
злых духов и человеческих душ, которые изображают жизненные
сущности соответствующих существ. Эта практика, практически
неизвестная вплоть до недавнего времени, представляет в наше
распоряжение уникальный материал по фигуративной иконографии. Мы
не только можем наблюдать огромное число изображённых богов и
духов, но также спросить у вырезающих их шаманов, что означает
тот или иной элемент в изображении. Цель курса состоит в том,
чтобы рассказать слушателям о малоизвестной ритуальной традиции и
показать, каким образом можно анализировать изображения и какую
информацию в результате этого анализа можно извлечь. Главными
вопросами иконографического анализа станут следующие: какие
изобразительные элементы являются значимыми, какие
второстепенными, а какие не несут никакой смысловой нагрузки?
каким образом происходит отождествление вырезанного изображения и
его изображаемого? насколько строго можно сформулировать значение
отдельных изобразительных элементов? какие классы изображений и
изобразительных элементов можно выделить в ходе
анализа?
Продолжительность
: одна лекция.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта РФФИ №06-06-80-420a.
|