С. Леонтьева, Санкт-Петербург
Легенды пионерского лагеряПионерский лагерь (ныне детский оздоровительный лагерь) - место и форма отдыха городских детей. Соответственно детский лагерь, с одной стороны, - место бытования городского школьного фольклора, с другой - вожатыми и детьми "на месте" создаются собственно лагерные тексты, посвященные лагерной жизни в разных ее аспектах. Это "мифологические" нарративы (возникновение лагеря и его традиций, первые вожатые и пионеры и т.д.), топонимические предания (лагерная территория), нарративы о недавней и "вчерашней" истории (посещение знаменитыми людьми (космонавты, партдеятели, артисты и т.п.), случаи из лагерной жизни, репутация прежних вожатых и т.д.), анекдоты и байки. Обрисованное текстовое поле позволяет ставить вопрос о его типологизации, применяя и/или отталкиваясь от принятых в фольклористике подходов к классификации устной несказочной прозы. Одним из жанров пионерского фольклора является легенда(носители традиции вкладывают в этот термин значение, несколько отличное от общепринятого в науке, но в нашем случае этим можно пренебречь). Легенды в пионерском лагере - это "мифологические" нарративы. Они призваны описать мифологическое прошлое - долагерных аборигенов (люди, жившие на месте лагеря) и первых дней творения лагеря. Мифология в легендах конструируется взрослыми с идеологическими и/или педагогическими целями. Схема большинства сюжетов сводится к триаде: гармоничное состояние локального универсума - нарушение равновесия - восстановление гармонии. Специфика сюжетов подчинена педагогической идее: в описываемых легендарных текстах (легенды п/л "Зеркальный" Ленинградской области) практически всегда сюжет завершается трагически. Восстановление гармонии мыслится в настоящем, и сделать это должны слушатели-дети. Этой педагогической задачей объясняется частое наличие в конце текста морализаторского вывода ("делайте добрые дела и тогда..."). Сюжетные ходы, персонажи и их функции во многом заимствованы из сюжетного и персонажного фонда литературы "фэнтези" (старец/мудрец/отшельник, фея/русалка, гномы и др.) и из сентиментальной традиции, в т.ч. и современного любовного рассказа (разлучаемая влюбленная пара и др.). Отдельного описания заслуживают воплотившиеся в текстах стереотипы массовой и популярной культуры, в т.ч. и словесная клишированность. Анализ востребуемых в легенды фольклоризуемых элементов позволяет охарактеризовать процесс текстопорождения в современном постфольклорном континууме. Чрезвычайно важными в свете описания современной традиции детского лагеря представляются и особенности бытования подобных текстов. Существуют специальные ритуализованные формы ознакомления с текстами (экскурсия в день приезда в лагерь, "вечерние огоньки"). Рассказывание легенды сопровождается комплексом запретов (напр., молчание) и предписаний (загадывание желаний), носящих магический характер. Особенностью исполнения легенды взрослыми является санкционированная вариативность: у каждого вожатого есть свой вариант легенды ("любимая легенда"), который он каждый раз предлагает слушателям. Поэтому возникает ситуация, при которой дети, побывавшие в лагере несколько раз, знают несколько вариантов от разных вожатых и воспроизводят популярный легендарный репертуар во всех известных им вариантах. Санкционируется не только вариативность сюжета, но и создание собственных вариантов (конкурсы по сочинению легенд), которые при внешней(со стороны вожатых) установке на фантазию остаются в рамках усвоенных легендарных образцов (последовательность разворачивания сюжета, состав и функции персонажей, речевые клише). Встречаются отдельные попытки преодолеть сюжетную схему (напр., избежать "трагического конца"), но в целом в большинстве сочиненных детьми легенд воспроизводятся канонизированные сюжеты и "снуются" традиционные мотивы. При этом на данном этапе сбора материала не зафиксировано "потаенного" легендарного фонда: практически отсутствуют не только "сниженные" пародийные варианты, но и тексты, описывающие "неофициальное" пространство и время. Сравнение письменных фиксаций легенд (отдельные печатные публикации, детские рукописные легенды на конкурс) и устных вариантов дает представление об устойчивости стереотипии на разных уровнях текста. В то же время зафиксированное варьирование, являясь в целом следствием различий письменной и устной речи, одновременно эксплицирует незаменимые "ядерные" области значений. Сопоставительный анализ текстов проводится с учетом половозрастных различий. Тексты:Легенды, сочиненные детьми на конкурс (письменный вариант) 1. Когда-то давно-давно, жил был злой при злой минотавр. Жил он в каминистых развалинах. И кругом не было ничего - ни воды, ни зелени. У него был заветный огромный камень, под которым был родник. И как-то раз пронесся ураган и разбил камень. Стал бить родник и образовалось озеро Зеркальное, все вокруг зазеленело, рассвело. Минотавр увидел, что все его злые чары, чтобы уничтожить эту красоту, бесполезны и умер <с горя> со злости. 2. Легенда о Светлане Это было весной, когда пели птицы и звенела капель. К жителям города пришла весна. С каждым днем становилось все теплее. Из остатков снега на прощание весна сложила людям фигуру девушки. Они назвали ее Светлана. Но солнце светило все ярче и ярче, и в конце концов растаяла и превратилась в ручеек, который пропел прекрасную мелодию. Каждый вечер эта мелодия звучала над городом, и никто не мог себе позволить заговорить во время Светланы. Но один раз кто то заговорил во время Светланы, и случилось несчастье. Светлана ушла из города. В городе стало мрачно, люди стали мало общаться между собой. Но нашлись добрые маленькие человечки, которые решили пойти в царство Весны: просить прощенья у Светланы. И Светлана простила и вернулась в город. 3. Легенда о городе Когда-то на берегу большого озера стоял город. Это был очень странный город. Все дома здесь были серыми. Серые лица, серенький дождик. Люди ходили по улицам без цели, просто так. Они ходили молча, не поднимая глаз. Они работали просто так и только из-за того, чтобы занять время. В городе не было часов, потому что время этим людям не было нужно. В городе не было зеркал. Это был очень странный город. Но однажды утром в город пришел молодой человек. Он был молод и энергичен. "Всем-,всем - доброе утро!" Сказал он, но никто ему не ответил. В этом городе не существовал закон Доброго отношения к людям. Тогда молодой человек пошел в центр города - на большую площадь. Там стояли часы. Они не работали, весь их механизм был в паутине, но он был исправен. Молодой человек завел часы, и они стали бить. Они били долго и сильно. Все люди города сбежались на площадь. Они переглядывались и показывали на часы пальцами. Молодой человек спросил: "Который час?". Но никто в шуме его не услышал. Он поднял правую руку, но ему опять никто не ответил. Он сказал. "Друзья, я поднял правую руку! Вы слушайте меня. Как же вы так живете? Посмотрите на себя, на кого вы стали похожи!" И кто-то спросил: "А как же мы увидим себя." Тогда молодой человек повел всех к озеру. Озеро стало чистым и прозрачным, как зеркало. Люди увидели себя в озере. У них появилось желание сесть в круг. Молодой человек зажег свчу. Люди сидели, говорили, говорили до утра. Затем они перекрасили свой город в белый цвет. Люди стали нужны друг другу. Они создали теперь свои законы. Теперь здесь стоит "Зеркальный". 4. "Разбитое сердце" Двадцать лет назад, когда только-только открылся наш "Зеркальный", в лагере жил отряд. За время смены этот отряд очень сдружился. Ребята не могли прожить и минуты друг без друга. Они считали, что отряд у них получился в полном смысле слова. У отряда был очень хороший вожатый. И вот в конце смены, ребята решили встретиться через год на определенном месте на берегу озера. Через год вожатый пришел на это место, ждал и день и ночь, но никто не пришел. Ребята забыли друг о друге, забыли о вожатом и своем отряде. От горя у вожатого разорвалось сердце и стало камнем "Разбитое сердце". 5. Легенда Когда-то давным, давно много лет назад сдесь было одно поселение. Жили все люди там счастливо, весело и что самое главное дружно. Но однажды на их землю пришла беда. Недалеко от них поселилось чудовище. Оно стало издеваться над людьми, каждый год жители деревни должны были приносить ему дорогие подарки. И вот однажды чудовище потребовало чтобы ему отдали в жены самую красивую девушку в деревни. И конечноже как во многих легендах и сказках, эта девушка любила молодого человека. Долго они думали как же поступить и решили убежать подальше от этого места, туда где их никогда не достанет чудовище. Когда чудовище узнало, что девушка убежала с молодым человеком. Оно очень сильно рассердилось и решило отомстить людям. Чудовище превратило всех людей, птиц, животных, вообщем все живое в камни. И вот поэтому на этой территории очень много камней. Орфография и пунктуация в соответствии с оригиналом Устные легенды 1. Про "разбитое сердце" Однажды на месте этого лагеря стоял один такой небольшой городок, да... Ну вот. И в одном. Совсем другом, краю мира был человек. Он очень хотел учиться, очень хотел изведать мир, пошел путешествовать по городу, заходил во все города, его там хорошо приветствовали. Однажды он зашел в этот маленькую деревеньку, ну и вот увидел, что люди какие-то очень напуганные, грустные, и... пошел к мудрецу. Он у него узнал, что случилось, ну вот, и... а мудрец был старый, ему нужен был кто-нибудь, кто его заменит в будущем, ну вот, и молодой человек согласился быть его учеником, он получил много знаний, и когда он все-таки понял, что случилось, ну вот, то что на этот маленькую деревеньку каждую ночь посягал дракон, и если люди не будут приносить ему жертву, то он уничтожит это все как бы, съест всех, ну вот. И этот человек, он решил противостоять этому дракону, и однажды ночью, когда дракон опять же вышел, он людям сказал, чтобы они не приносили никого в жертву. Что он сам выйдет, ну вот. И дракон, прилетая, увидел этого человека. Человек не испугался его, но вступил вместе с ним в бой, битва была очень жестокая, ну вот. И под конец, когда человек все-таки убил дракона, дракон успел в последние минуты своей жизни вырвать у него сердце. Вот это сердце откатилось на край озера, ну вот и закаменело, тем самым придавив этого дракона. И по этой легенде то что там существует небольшая трещина. Ну вот, и чем больше зла на земле становится, тем больше эта трещина, и когда зло разрастется, ну вот, то этот дракон выйдет из этого сердца и начнет опять мстить за его смерть. Такая вот легенда. 2. Легенда о камне Зеркальный. То что также тут была деревенька, и так же налетал на нее дракон. И однажды мудрец, ну вот волшебник, сказал людям то что чтобы они не жертвовали собой, не приносили никого в жертвопожертвования, он дал им зеркало. И каждую ночь, когда налетал дракон, они должны были смотреть в это зеркало, и тогда они превращались в камни, следовательно дракону ничего не доставалось. И однажды один человек, выходя, он не знал этого дракона ужасного, не знал, что это за деревенька, однажды он ночью разместился также неподалеку от озера и увидел, то что люди смотрятся в это зеркало и превращаются в камни. Он испугался, ну вот, и разбил это зеркало, а люди остались камнями. И когда дракон прилетел, он увидел только одного человека, того, кто разбил это зеркало, ну вот. Осколки этого зеркала сразу испарились и дракон съел этого человека, а люди так и остались камнями. Вот почему сейчас и нельзя сидеть на камнях, рисовать на них, это считается, что это люди. 3. Про "три березки" Существует такая легенда, что раньше на территории нашего лагеря был большой-большой, красивый-красивый лес и ближе к окраине стоял дом, в котором жила одна прекрасная семья: папа, мама и три прекрасные дочери. И так случилось, что у этих девчонок, когда они были еще маленькие, мама умерла, и они остались втроем. По всей деревне шла хорошая слава про девчонок, потому что все говорили, что они очень дружные, что они заботятся друг о друге, что они заботятся о папе, что они очень гостеприимные, очень хозяйственные, всегда поддержат другого в трудную минуту, всегда помогут, что вообще девчонки очень чистые сердцем, добрые и радушные, очень приветливые, их очень любили в деревне, вот. Шло время, девчонки росли, и такая слава за ними так и шла, говорили, что они очень рукодельные, что они очень много делают, что хозяйство их всегда процветало, вот. Как-то раз был очень сильный-сильный дождь, и в их дом кто-то постучал. Они открыли дверь и увидели на пороге юношу, который был весь промокший, и видно было, что он весь был промокший <нрзб>, они пустили его в дом. И наутро оказалось, что молодой человек очень сильно болен. Они за ним ухаживали, они его лечили, и каждый вечер они пели ему свои песни. Когда пришло время, когда молодой человек почти поправился, молодой человек стал собираться в дорогу, но так получилось, что три сестры одновременно признались друг другу, что они, ну в общем влюбились в этого молодого человека, что он им очень нравится. И они решили открыться молодому человеку, они ему сказали. И в свою очередь молодой человек тоже сказал, что ему три сестры тоже очень нравятся, но ему... он не может выбрать, ему очень сложно, с кем бы из этих трех сестер он хотел бы остаться. И вот тогда они договорились так, что он пойдет в поле, подумает и потом утром он скажет свое решение, вот. Как договорились, так и сделали. Молодой человек пошел вечером в поле, лег и стал просто думать, глядя на лес. Но он не заметил, как он заснул. А утром, когда проснулся, он почувствовал, что его ноги пригревает солнышко, а в лицо веет прохлада от маленького ветерка, он открыл глаза и увидел, что лежит в тени трех прекрасных берез, которые своими ветвями прикрывали ему лицо и пропускали между своими листочками солнечные лучики. Он вспомнил, что, когда он спал, в полудреме он слышал прекрасные песни, которые он слышал в саду у прекрасных сестер в доме. И тут он понял, что три сестры не сделали своего выбора, что они решили избавить его от мучительного выбора и просто превратились в три прекрасные березки. И теперь в нашем лагере существует такая традиция, что если ты приезжаешь к нам, ты можешь пройти мимо этих берез и загадать желание, и это желание обязательно сбудется, если оно несет добро, теплоту, любовь, если оно с положительным значением. Тексты 1,2 записаны от мальчика 14 лет. Текст 3 от вожатой, 18 лет
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|