Оглавление книги
C. 3
О СИСТЕМАТИЗАЦИИ ТИПИЧЕСКИХ
МЕСТ
ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА НАРОДОВ СИБИРИ
|
Героический эпос народов Сибири
относится к числу феноменаль ных явлений мировой цивилизации. Его
значимость для культуры этноса трудно переоценить. Хорошо
развитая художественная система, устойчи вая эпическая традиция
способствовали тому, что героические сказания, в своей основе
сохранившие архаические черты первобытного мышления, встречаются
в наши дни в живом бытовании у ряда сибирских народов: алтайцев,
якутов, реже у хакасов, тувинцев, шорцев, бурят. Благодаря
подвижнической деятельности выдающихся исследователей культуры
сибиряков, таких как В.В.Радлов, Г.Н.Потанин, В.И.Иохельсон,
Э.К.Пекарский, И.АХудяков, М.Н. Хангалов, Ц.Ж.Жамцарано,
Н.Ф.Катанов и др., внесших неоценимый вклад в сохранение
народного эпического наследия, сложился богатейший фонд
фольклорных образцов, зафиксиро ванных в пору их активного
бытования. Современная плеяда сибирских ученых, а зачастую и
энтузиастов, любителей народной словесности, продолжила традиции
предшественников по фиксации фольклорных произведений, тем самым
существенно пополнив имеющиеся коллекции. Благодаря всему этому
создана богатая источниковая база, позволяющая исследователям
проводить научные изыскания.
В последние годы все более
углубляются эпосоведческие исследова ния в области структуры,
сюжетостроения, стилеобразования сказаний, отличающиеся
фактологической достоверностью, весомостью в аргумента ции,
интересными теоретическими взглядами на решение проблем. Это
работы Л.А.Астафьевой, В.М.Гацака, А.В.Кудиярова, З.С.
Казагачевой, В.М.Никифорова, С.М. Орус-оол1.
Накопленный теоретический и эдиционный опыт позволяет сегодня
перейти к систематизации поэтико-стиле вых средств эпоса, которая
станет основой для дальнейшего изучения поэтического строя
героических сказаний народов Сибири.
|
1Астафьева
Л.А. Сюжет и стиль русских былин. - М.: Наследие, 1993. -
265 с.; Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени:
Историческое исследование поэтики. - М.: Наука, 1989. - 256 с.;
Он же. Пространства этнопоэтических констант // Народная
культура Сибири: Маттериалы VIII науч.-практ. семинара Сиб.
регион. вуз. центра по фольклору. - Омск: Изд-во Ом. гос. пед.
ун-та, 1999. - С. 109-112; Он же. Фольклор - память
традиции: Уровни и формы этнопоэтической константности// Вестн.
Дагестанского науч. центра. - Махачкала, 2000. - № 8. - С.
95-103; Кудияров А.В. Художественная образность: опыт
систематизации и толкования // Фольклор: Проблемы тезауруса. -
М.: Наследие, 1994. - С. 84-123; Он же. Художественно
-стилевые традиции эпоса монголоязычных и тюркоязычных народов
Сибири. - М.: Ин-т мир. лит. РАН, 2002. - 328 с.; Казагачева
З.С. Алтайские героические сказания -Очи-Бала", -Кан-Алтын"
(аспекты текстологии и перевода). - Горно-Алтайск: [Б.и.], 2002.-
351 с.; Никифоров В.М. Стадии эпических коллизий в
олонхо. - Новосибирск: Наука, 2002. - 208 с.; Орус-оол
С.М. Тувинские героические сказания: текстология, поэтика,
стиль. - М.: Макс Пресс, 2001. - 423 с.
|
C. 4
В целом фольклористика располагает
солидной библиотекой признанных указателей, активно
использующихся исследователями2. Необходимость таких
изданий с систематизированным материалом очевидна. Вэтом плане
достаточно хорошо представлены сказочные сюжеты. До недавнего
времени уделялось недостаточно внимания другим фольклор ным
жанрам. Этот пробел частично восполнен работами Ю.И.Смирнова,
Н.А.Криничной, Б.П.Кербелите, Б.Крстича3. В
эпосоведении же до сих пор не появились работы, посвященные
классификации структурных или стилевых элементов героического
эпоса, хотя в плане описания сюжетов уже имеется
опыт4.
Изучение героического эпоса
народов Сибири показало, что сюжетосложение сказаний происходит
по определенным правилам, в которых немаловажную роль играют
типические, или -общие", места эпоса. На значение клишированных
элементов обращал внимание П.Д. Ухов, анализируя русские былины.
Он писал: -Уже сам факт большого объема типических мест в былинах
и та роль, которую они выполняют в них, казалось бы, должны были
заставить обратить на себя внимание исследователей, но этого, к
сожалению, не произошло. Исследователи былин как будто
сознательно договорились игнорировать их. Дальше констатации
факта, что они существуют, дело не пошло. Какова природа
типических мест, когда они возникли, какова их эволюция, с какими
сюжетами они связаны, какова их роль в создании художественных
образов былин, каков их состав, и т.д. и т.д. - все это остается
скрытым за семью печатями. А между тем эти вопросы вовсе не
являются праздными или второстепенными. Сейчас наша наука в центр
внимания поставила вопрос об истории фольклора, в частности и об
истории былин. Заниматься же историей былин, не уяснив себе их
природы, - дело безнадежное"5.
В сибирском эпосоведении наступил
момент более пристального внимания к вопросам структуры, мотивики
сказаний, их функционально -семантической природы. Одной из
важных задач является решение проблем сюжетостроения, сюжетного
контекста и этнопоэтической констант ности сибирского эпоса. В
плане подступов к рассмотрению этих вопросов мы предлагаем
систематизацию массива типических мест эпоса монголоязычных и
тюркоязычных народов Сибири6 . В сибиреведении
сложи
|
2Подробный анализ
имеющихся указателей сказочных сюжетов см.: Сравнитель
ный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка/
Сост. Л.Г. Бараг, И.П. Березовский, К.И. Кабашников, Н.В.
Новиков. - Л.: Наука, 1979. - С. 4-13.
3Смирнов Ю.И.
Восточно-славянские баллады и близкие им формы: Опыт указате ля
сюжетов и версий. - М.: Наука, 1988. - 116 с.; Криничная
Н.А. Указатель текстов, мотивов и основных элементов
предания / Карельский научный центр АН СССР, Ин-т языкознания,
литературы и истории. - Петрозаводск, 1990. - 28 с.;
Кербелите Б.П. Типы народных сказаний:
Структурно-семантическая классификация литовских этиологических,
мифологических сказаний и преданий. - СПб.: Европейский дом,
2001. - 606 с.; Krstiж B. Indeks motiva narodnih pesama
balkanskih slovena / Srpska Akademija nauka i umetnost. -
Beograd, 1984. - 673 s.
4Емельянов
Н.В. Сюжеты якутских олонхо. - М.: Наука, 1980. - 375 с.;
Он же. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. - М.: Наука,
1983. - 246 с.; Он же. Сюжеты олонхо о родоначальниках
племени. - М.: Наука, 1990. - 207 с.; Бурчина Д.А.
Гэсэриада западных бурят: Указатель произведений и их вариантов.
- Новосибирск: Наука, 1990. - 447 с.
5Ухов П.Д.
Атрибуции русских былин. - М.: Наука, 1970. - С. 15.
6Кузьмина Е.Н.
Систематизация типических мест эпоса сибирских народов: (К
постановке проблемы)// Гум. науки в Сибири. - Новосибирск, 2001.
- № 3 - С.42-47.
|
|
C. 5
лось устойчивое мнение о сходстве
фольклорных мотивов, сюжетов, образных выражений. Общность такого
порядка А.В. Кудияров назвал идеофорной, -понимая под ней
идентичный в определенных параметрах характер восприятия
человеком самого себя и окружающего мира и отражения его в
соответствующих представлениях посредством языка, художественных
образов и отчасти средствами материальной
культуры"7.
Надо заметить, что древнее ядро
героического эпоса, его архетип сформировался в то время, когда
тюрко-монгольские племена еще не разделились. Затем выходцы из
единого евразийского працентра, разойдясь по огромной территории
Алтае-Саянского нагорья, сумели не только сохранить, но и развить
свое эпосотворчество по уже известным эпическим канонам.
Разрабатывая структуру указателя,
мы пришли к выводу, что типические места образуют некую
повествовательную схему, которая является достаточно древней,
восходящей к единому корню. По своей сути они представляют собой
интертекстуальные повторы, переходящие из одного сказания в
другое. Благодаря этому -общие места" сохранили свою устойчивость
и явились хорошим сюжетообразующим фактором.
В своей структуре типические места
обязательно имеют набор опорных, или ключевых , слов, по которым
их можно опознать. Эти слова, связанные в устойчивые
словосочетания, со временем обретали образный смысл, представляя
собой эпические формулы, функционирующие в структуре эпоса как в
составе типических мест, так и самостоятельно. -Общие места"
очень тесно связаны с поворотами сюжета и как бы маркируют собой
важные в сюжетном плане эпизоды героического повествования.
Предстоит еще выяснить, зависит ли
тот или иной конкретный набор типических мест от основной темы
повествования, но описания поединков и героических сражений
богатырей, без сомнения, однотипны, что объясняется, естественно,
тематической направленностью героического эпоса.
Устная природа фольклора
максимально проявляется в микроэле ментах эпических текстов,
вызывая их вариативность и -пучкообраз ность". Исследователи
(К.В. Чистов, И.И. Земцовский, Б.Н. Путилов) едины во мнении,
говоря о тесной связи категории вариативности и устойчивости.
Причем -всякая вариативность - это не только изменение, но и
повтор"8, поэтому для эпосоведа-текстолога будут
интересны и важны как устойчивость (повторяемость), так и
изменяемость эпических формул и устойчивых словосочетаний,
входящих в структуру типических мест.
Варьирование эпических формул
происходит на уровне лексики, использования синонимического ряда,
инверсии слов и строк, сокращения или, наоборот, расширения
поэтических словосочетаний. Все это сказывается на природе
типических мест, которые даже в одном повествова нии встречаются
много раз то в сокращенном, то в расширенном виде (от одной до
нескольких десятков стиховых строк). В последнем случае часто
наблюдаются включения других -общих мест" эпоса. Наглядно это
можно проследить на примере типического места, которое в нашей
структуре обозначено индексом II.А.14. Борьба (сражение). Все
перечисленные здесь под строчными буквами -общие места" могут
встретиться в одном описании поединка богатырей.
|
7 Кудияров
А.В. Художественная образность.... - С. 89.
8 Путилов Б.Н.
Фольклор и народная культура: In memoriam. - СПб.: Петербург ское
Востоковедение, 2003. - С. 201.
|
C. 6
Функционально-семантическая
направленность типических мест остается неизменной в разных
текстах. При этом каждое произведение использует не весь их
набор, а только те, которые уместны в данном сюжете. Употребление
тех или иных эпических формул и типических мест напрямую связано
с субъективным фактором: насколько сказитель владеет фондом
изобразительных средств, знает эпическую традицию и
т.д.9
Разработанная автором этой статьи
структура указателя идет вслед за сюжетом и представляет собой
последовательную схему, в которую укладываются все события,
концентрирующиеся вокруг главного героя (богатыря, богатырки),
отражая специфику эпоса, создающего -биографию" этого персонажа.
Таким образом, структура указателя включает табуляцию типических
мест, связанных с главным действующим лицом сказаний и
персонажами, имеющими отношение к нему, включая и отрицательные
образы.
Чтобы апробировать нашу методику
систематизации типических мест, а также получить отклики
специалистов, мы ограничились минимальным количеством текстов.
При положительной оценке фольклористов каждый раздел будет
существенно расширен за счет рукописных источников и опубликован
отдельной книгой, естественно, с учетом полученных замечаний и
предложений.
Данный указатель состоит из шести
разделов, посвященных героическому эпосу соответственно алтайцев,
бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов. Алтайский эпос
представлен четырьмя сказаниями: -Очи-Бала", -Маадай-Кара",
-Кан-Алтын", -Алтын-Бизе" (выборка -общих мест" проведена Н.Р.
Байжановой). Бурятский корпус типических мест охватывает больший
объем текстов (девять сказаний): -Аламжи Мэргэн", -Айдурай
Мэргэн", -Удалой Шонходой", -Хатуу Хара хан", -Алсуудар Мэргэн",
-Осодор Мэргэн", -Уландай Мэргэн", -Толэй Мэргэн", -Хэедэр
Мэргэн" (Е.Н. Кузьмина). Здесь мы не могли не учесть принятую в
бурятском эпосоведении классификацию героического эпоса на группы
(эхирит-булагатская, унгинская и хоринская), поэтому материал
организован по стадиальному признаку: первыми даются типические
места из эхирит-булагатского цикла, затем из унгинских и
хоринского улигеров. Тувинский эпос представлен двумя сказаниями:
-Хунан-Кара", -Боктуг -Кириш, Бора-Шэлей" (С.М. Орус-оол);
хакасский также двумя: -Алтын Арыг", -Ай-Хуучин" (Ю.В. Лиморенко,
Н.С. Чистобаева); шорский - тремя: -Кан Мерген", -Кан Перген",
-Алтын Сырык" (Л.Н. Арбачако ва); якутский - тоже тремя: -Кулун
Куллустуур", -Кыыс Дэбилийэ", -Эр Соготох" (Т.В. Илларионова,
М.Н. Петрова).
Объем текстов разный: от 600 до
10000 стиховых строк. Из 23 учтенных в указателе сказаний 11 были
опубликованы в серии -Памятники фольклора народов Сибири и
Дальнего Востока". Нами оставлены без изменений разночтения,
которые встречались в записях собирателей (чаще всего ими
фиксировались особенности произношения исполните лей, диалектные
слова и т.д.), а также имеющиеся переводы текстов на русский
язык. Только в самых необходимых случаях в них вносились
коррективы с соответствующей оговоркой. При несовпадении
количества строк перевода и оригинала (см. -Кулун Куллустуур") в
скобках указаны номера соединенных или разделенных строк
национального текста.
Перед корпусом типических мест
помещена -Структура указате ля...", в соответствии с которой
выстроен материал в каждом разделе и
|
9Об этом подробно см.:
Лорд А.Б. Сказитель. - М.: Вост. лит. РАН, 1994. - Гл.3.
- С. 42-82.
|
|
C. 7
обозначены индексами типические
места. Под примерами указываются сокращенные названия текстов,
откуда они взяты, и строки либо страницы. Внутри каждого
подраздела типические места пронумерованы. Структура указателя
построена таким образом, что она остается открытой для новых
включений -общих мест".
Иногда трудно расчленить
типическое место, включающее в себя несколько других. В этом
случае мы обозначали его системой индексов, например: II. А.
13а+б+в, т.е. здесь описание стола и угощения плавно переходит в
эпизод вкушения яств и беседы, хотя в других произведени ях может
быть и по одному краткому типическому месту.
В случае многократного повтора
-общего места" без изменения в одном сказании под данным примером
указываются строки/страницы текста, где оно встречается. Вариации
формул приводятся через косую черту (см., например, IV.2.
Формулы-связки в бурятском корпусе типических мест).
В целом надо сказать, что любое
произведение героического эпоса являет собой синтез традиционного
и инновационного (вследствие устной импровизации), поэтому,
естественно, число типических мест будет огромным. Систематизация
всего этого - конечно же, великая задача, требующая усилий многих
исследователей, но ее решение может иметь большое научное и
практическое значение для изучения поэтики и внутренней структуры
эпического текста.
Е.Н. Кузьмина
|
C. 8
СТРУКТУРА
УКАЗАТЕЛЯ ТИПИЧЕСКИХ МЕСТ
ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА НАРОДОВ СИБИРИ
(АЛТАЙЦЕВ, БУРЯТ, ТУВИНЦЕВ, ХАКАСОВ,
ШОРЦЕВ, ЯКУТОВ)
|
I. ЭПИЧЕСКИЙ
МИР
1.Время первотворения
2.Земля богатырей и их
противников
3.Владения богатыря (богатырки) и
его (ее) скот
4.Дворец, юрта, двор, коновязь
5.Народ (подданные, данники)
6.Созыв народа (для совета, на
пир, по случаю наречения богатыря, для прощания)
7.Пленение, угон народа и
скота
8.Разорение земли и владений
богатыря (богатырки)
II. ЭПИЧЕСКИЕ
ПЕРСОНАЖИ
А. Человек
1.Появление (рождение),
одиночество главного героя
2.Наречение богатыря (богатырки),
портреты дающих имя
3.Быстрый рост, возмужание, мера
взрослости главного героя
4.Мотивировка выезда богатыря
(богатырки) из дома (на охоту,
для пересчета скота, осмотра владений; получение вести;
поиски
суженой; на битву с противниками; вещий сон и т.д.)
5.Сборы в дорогу, прощание (с
родителями, женой и др.)
6.Богатырское снаряжение
а)одежда, доспехи
б)примерка одежды
в)вооружение (лук, стрелы, меч и
т.д.)
7.Богатырская езда
а)описание времени и
пространства
б)препятствия
8. Встреча (с родителями, женой и
др.)
а)приветствия-диалоги,
представление себя
б)поклон, выражение почтения,
объятия, пожатие рук
в)братание
9. Раскуривание трубки
10. Облик персонажей
а)облик богатыря (богатырки)
б)облик второстепенных героинь
(сестра богатыря, его суженая,
воскресительница, жена, небесная дева, шаманка)
в)облик второстепенных героев
(братья богатыря, побратимы,
хан-тесть и др.)
11.Психологическое состояние
а)гнев, испуг, страх,
растерянность, волнение, печаль, плач, ра-
дость, смех и т.д.
|
|
C. 9
б)богатырский сон
12.Умственные и физические
качества
а)ум, сметливость, хитрость,
прозорливость, сила, выносливость,
слух, зрение, обоняние
б)чудесные способности
в)музыкальные способности
13.Богатырская еда
а)описание стола и угощения
б)вкушение яств
в)беседа
14.Борьба (сражение)
а)танец орла
б)вызов на бой, условия борьбы
в)начало борьбы (перебранка перед
боем)
г)натягивание богатырского
лука
д)заклинание стрелы (другого
оружия)
е)полет стрелы
ж)-анатомия" борьбы (пот, кровь,
пена, оголенные ребра, кус-
ки мяса и т.д.)
з)равновесие сил
и)физическое состояние богатырей
во время боя
к)длительность боя
л)место и способ хранения
жизненной силы
м)последствия борьбы: влияние на
окружающую среду, накал
борьбы
15.Победа богатыря (богатырки)
16.Расправа с противниками
(способы уничтожения, укрощения, наказания)
17.Поражение и гибель богатыря
(богатырки)
а)реакция окружающего мира на
гибель богатыря (богатырки)
18.Захоронение богатыря
(богатырки)
19.Обретение истинного облика,
воскрешение, исцеление, очищение
а)оживление богатырем людей
20.Героическое сватовство
а)трудная задача, задаваемая
жениху (условия ее решения)
б)мотивировка отъезда на
родину
в)отъезд с невестой, путь
домой
21.Пир (по случаю рождения,
наречения, свадьбы, победы над вра-
гом): подготовка пира, его продолжительность
22.Другие испытания и подвиги
богатыря (богатырки): трудные
задачи, задаваемые родственниками (сестрой, дядьями,
родителя-
ми и др.)
Б.Богатырский
конь
1.Призывание коня
2.Характеристика коня
а)происхождение (ниспослание,
дарение, наличие)
б)облик
в)необыкновенные способности
3. Прощание с конем
4.Подготовка коня к походу
(лечение, закалка, уход)
а)седлание, взнуздание
б)богатырский бег
5.Упреки коня, его советы
|
C. 10
В.Медиаторы
1.Помощники
2.Вредители
Г. Антропоморфные
персонажи
1. Мужские (облик чудовищ,
мангадхаев, абаасы и др.)
2. Женские (облик чудовищ,
мангадхаек, абаасы, шимелдеек и др.)
III. ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
(книга судьбы, письменное послание,
стрела, перстень, золотое яйцо, платок, драгоценность и
т.д.)
IV.КОМПОЗИЦИОННЫЕ
ВСТАВКИ
1. Запев
2. Формула-связка
3. Вставка между эпизодами
4. Концовка
V. РЕМАРКИ
СКАЗИТЕЛЯ
1. Обращение к слушателям перед
началом исполнения
2. Ремарки по ходу исполнения
3. Обращение к слушателям в конце
исполнения
Е.Н. Кузьмина
|
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|