А.С. Кукатова,
Москва
Восприятие прошлого москвичами на рубеже XX-XXI вв.
В свете последних тенденций интеграции различных отраслей научного знания особенно актуальным представляется привлечение данных разных дисциплин для комплексного исследования истории Москвы. Как ни странно, легендам города здесь уделялось мало внимания, и если они и привлекались, то исключительно в качестве иллюстративного материала. Такое незаслуженно пренебрежительное отношение к данному источнику, на мой взгляд, неправильно.
Совсем другая ситуация — в фольклористике. Работами таких исследователей последнего времени, как А. Сатыренко и Т. Гуржий, И.С. Веселова, Т.Е. Калашникова, М.П. Одесский и др., сделано чрезвычайно много для собирания и изучения московских легенд. Следует отметить также работы фольклористов и историков, в которых исследуются закономерности бытования устной исторической традиции на разных стадиях общественного развития (В.К. Соколова, Н.А. Криничная, Е.А. Мельникова, Э.В. Померанцева, В.А. Муравьев и др.).
Источниками данной работы являются легенды о Москве. В качестве эксперимента используются легенды, собранные автором путем устных бесед с москвичами разных возрастов и разных социальных групп. Автор просил собеседника рассказать какую-нибудь легенду о Москве. В большинстве случаев опрашиваемый сначала говорил, что он не знает ни одной легенды, но после некоторых наводящих вопросов (например, «Разве ваш район не посещал какой-нибудь известный человек?», «С вашим районом, улицей, домом не связано ли какого-нибудь поразительного, таинственного, страшного случая?»), опрашиваемый обычно начинал вспоминать и рассказывать легенды, имеющие районное или общегородское значение. В результате было собрано достаточно много легенд, рассказывающих о различных периодах истории Москвы и посвященных разным темам.
Знакомясь с легендами о Москве, мы сталкиваемся с тем, что, каким бы фантастическим не было повествование, оно все равно претендует на сообщение подлинной истории, указывая на истинность, например, путем ссылки на авторитеты («Вся Москва об это говорит», «Еще мой дед об этом рассказывал», «Все жители Раменок об этом знают»). Поэтому можно заключить, что этот обширный массив материала, в отличие, например, от сказочной прозы, обладающей эстетической функцией, нацелен на познавательность и информативность, этим он и важен для историков.
Московские легенды – это отражение культуры и ментальности той эпохи, в которой они возникали. Если мы рассмотрим легенды, бытующие сегодня, то мы заметим, что всякая легенда отражает образ эпохи, о которой она повествует. Поэтому на основе современной легендарной традиции можно изучать восприятие москвичами своего прошлого, их отношение к истории.
Так, уже на начальном этапе исследования данного вопроса можно сказать, что допетровская эпоха воспринимается с религиозной окраской, поскольку практически все легенды, повествующие об этом времени связаны с христианской тематикой – это чудеса святых, истории строительства церквей, монастырей, легенды, рассказывающие о спасении от чудотворных икон и т.п. Самые популярные исторические герои здесь это — Иван Грозный, митрополит Петр и др.
Петр I в умах современных людей представляется реформатором, повернувшим все мировоззрение от религиозных идеалов к светским, поэтому легенды о XVIII веке имеют уже совершенно иной характер. Главными темами здесь уже будет светская жизнь, политика, нравы и причуды двора, и т.п. В легендах рассказывающих об этом времени мы встречаем таких исторических деятелей, как Петр I, Екатерина II, граф Орлов и др.
XIX век ассоциируется в основном с взлетом культуры и искусства, с героизмом русского народа в войне 1812 года, с жизнью двора и купечества. Легенды как нельзя лучше раскрывают эти представления. Главными персонажами легенд о XIX веке являются А.С. Пушкин, Александр I, Наполеон.
Легенды о XX веке проникнуты духом советской эпохи, их тематика связана со сталинскими стройками, с жесткими контролем власти; они окутаны таинственностью, страхом и до сих пор рассказываются с опаской. В этих легендах мы встречаем Сталина, Берию и др.
Самые молодые легенды, еще только начинающие свой жизненный путь, связаны, в основном, с какими-то курьезными, часто анекдотическими ситуациями, ведь большее видится на расстоянии и, возможно, самым характерным легендам о нашем времени еще предстоит сложиться.
Несмотря на различие сюжетов, все легенды имеют и общую тематику, многие легенды, рассказывающие о разных периодах, схожи в выборе круга освещаемых вопросов. Так, в разных вариантах одной и той же легенды могут упоминаться различные исторические деятели, топонимы и пр. Главные темы легенд о Москве – это рассказы о выдающихся людях, о московских зданиях, улицах, районах, о событиях связанных со строительством (например, легенды о Кремле, Царицыне, МГУ, метро), отсюда образ «Царь – строитель» (Иван Грозный, Петр I, Сталин). Много легенд о московском подземелье (библиотека Ивана Грозного, «слухи» московского кремля, метро). Большое количество легенд связано с московскими суевериями, таинственными и страшными случаями, с нечеловеческими поступками людей (легенды о нечистой силе, приведениях, Салтычихе).
Таким образом, можно заключить, что восприятие прошлого в умах москвичей на рубеже XX-XXI вв. строится на общих темах, окрашенных в тон той или иной эпохи. Данной рабочей гипотезой автор намечает дальнейшее направление своего дальнейшего исследования. Для ее подтверждения или опровержения необходимо произвести более детальную проработку материала, используя при этом различные методы и инструменты.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|