На правах рукописи
КРАЮШКИНА Татьяна Владимировна
МИР СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РУССКИХ НАРОДНЫХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ
(НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО
ВОСТОКА)
Специальность 10.01.09 –
фольклористика
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук
Улан-Удэ – 2003
Работа выполнена на кафедре истории русской литературы
Института русского языка и литературы Дальневосточного
государственного университета
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент
Л.М. Свиридова
Официальные оппоненты: доктор филологических наук Р.П.
Матвеева
кандидат
филологических наук Р.П. Потанина
Ведущая организация: Хабаровский государственный
педагогический университет
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность.Тема семейных отношений
одновременно традиционна и актуальна. Интерес к ее изучению
продиктован уровнем развития фольклористики и реалиями
сегодняшней жизни. Нравственные устои народа передаются из
поколения в поколение, один из способов их передачи - устное
народное творчество. Развиваясь на протяжении столетий, русская
народная волшебная сказка отразила не только существовавшие формы
брака и семьи, но и особенности семейных отношений русского
народа. Актуальность темы проявляется и в ее
междисциплинарном характере: сложность и многогранность семейных
отношений предполагает активное использование данных смежных
наук: этнографии, социологии, археологии, педагогики, психологии,
культурологии, философии.
Цель исследования – анализ семейных отношений русского
народа на материале русских народных волшебных сказок Сибири и
Дальнего Востока. Указанная цель обусловила следующие
задачи:
- Проанализировать сохранившиеся в волшебной сказке отголоски
существовавших моделей брачных отношений, выявив переход от одной
формы к другой; показать, как складывались отношения между
женихом и невестой, мужем и женой, любовниками в разных моделях;
выяснить отношение народа к таким явлениям действительности, как
второбрачие и вдовство.
- Охарактеризовать отразившиеся в сказочном фольклоре отношения
между родными и приемными родителями и детьми.
- Осветить отношения сиблингов в русских народных волшебных
сказках, заострив внимание на их типах (кровные, сводные или
названые).
- Проследить формирование особенностей исторического развития
второстепенных форм родства и свойства на материале русских
народных волшебных сказок.
Объектом исследования является русская народная
волшебная сказка.
Предметомисследования выступают семейные отношения в
русских народных волшебных сказках.
Методологической основой диссертации являются общие
теоретико-методологические принципы изучения фольклора,
сформулированные в отечественной фольклористике (работы В.Е.
Гусева, Б.Н. Путилова, К.В. Чистова); фундаментальные
исследования по теории волшебной сказки В.Я. Проппа, Е.М.
Мелетинского, Н.В. Новикова, а также работы Д. Шеппинга, Е.М.
Неёлова, Т.В. Зуевой, Б.П. Кербелите; исследования современной
отечественной фольклористики в области волшебной сказки;
исследования Л.Г. Моргана, А. Бебеля, А. Смирнова, М.
Ковалевского, А.М. Золотарева, Ю.И. Семенова, посвященные
изучению института семьи; работы по этнографии русского населения
Сибири и Дальнего Востока Д.К. Зеленина, Н.А. Миненко, М.М.
Громыко, Ф.Ф. Болонева, Л.М. Сабуровой, Ю.В.
Аргудяевой.
Методы исследования.Основными методами исследования
стали историко-типологический и структурно-семантический.
Специфика историко-типологического метода состоит в
синхронно-диахронном анализе сказочного фольклора. С помощью
историко-типологического метода было доказано отражение в
волшебной сказке существовавших у славян форм брачных отношений и
моделей семьи. Структурно-семантический метод помог при анализе
мотивно-образного фонда сказки. В основу систематизации
имеющегося материала положен системный метод. Метод
сравнительно-сопоставительного наблюдения позволил сравнить формы
семейных отношений, определить, какие из них возникли раньше, а
какие – позже; с помощью метода сравнительно-сопоставительного
наблюдения были выявлены особенности моделей поведения сказочных
персонажей, характерные для периода тех или иных форм
существования семейных отношений.
Научная новизнаработызаключается
в том, что на материале сказочного фольклора впервые разработана
тема семейных отношений, не нашедшая до сих пор полной реализации
в исследованиях фольклористов. Кроме того, впервые в русской
фольклористике по указанной теме были использованы данные смежных
наук, в частности, этнографии, а также социологии и
археологии.
Теоретическая значимость. Результаты проведенного
исследования позволяют, во-первых, уточнить некоторые
теоретические положения, в том числе уяснить глубокую древность
сказки, понять природу сказочной фантастики. Во-вторых,
систематизировать и дополнить сведения о типах брачных и семейных
отношений. В-третьих, помочь в решении ряда спорных вопросов
этнографии (например, существовали ли кровнородственная и
пуналуальная формы семьи).
Практическая значимость диссертационного исследования
состоит в том, что содержащиеся в ней данные могут уточнять
научные знания в области семейных отношений. Кроме того,
материалы диссертации и выводы могут быть использованы при
написании обобщающих работ по фольклористике и смежным наукам, в
преподавании общих и специальных курсов в высших и средних
специальных учебных заведениях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Русские народные волшебные сказки отразили исторически
сложившиеся у славян формы брачных отношений.
2. Сказочный фольклор впитал в себя все существовавшие у
русских формы родственных и свойственных
отношений.
3. В основе семейных отношений сказочного фольклора лежат как
мифологические представления, так и морально-нравственные
традиции русского народа.
Материалом для исследования послужили русские народные
волшебные сказки, собранные на территории Сибири и Дальнего
Востока России. В диссертационной работе использованы материалы
архива М.К. Азадовского, а также сборники сказок (Гуревича А.В.,
Элиасова Л.Е. «Старый фольклор Прибайкалья», Улан-Удэ:
Государственное Бурят-монгольское издательство, 1939; «Русские
сказки Сибири и Дальнего Востока: Волшебные и о животных» /
Сост. Р.П. Матвеева, Т.Г. Леонова. – Новосибирск: ВО «Наука»,
Сибирская издательская фирма, 1993; «Русские волшебные сказки
Тункинской долины» / Сост., вступ. статья, примечания, указатели
д-ра фил. наук Р.П. Матвеевой. – Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО
РАН, 2001 и многие другие).
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании
кафедры истории русской литературы Института русского языка и
литературы Дальневосточного государственного университета.
Основные положения диссертационного исследования были
представлены в виде докладов на следующих конференциях: на
международной научно-практической конференции «А.С. Пушкин:
эпоха, культура, творчество. Традиции и современность»
(Владивосток, 1999); на региональной научно-практической
конференции «Школа и здоровье» (Владивосток, 2000); на
международной научной конференции «Христианство на Дальнем
Востоке» (Владивосток, 2000); на международной научной
конференции «Новое видение культуры мира в 21 веке» (Владивосток,
2000); на Приморских образовательных чтениях, посвященных памяти
святых Кирилла и Мефодия (Владивосток, 2001 и 2002); на
научно-методических конференциях «Проблемы славянской культуры и
цивилизации» (Уссурийск, 2001, 2002, 2003); на международной
научной конференции «Запад – Восток: образование и наука на
пороге 21 века» (Хабаровск, 2001); на международной научной
конференции «Владимир Даль и современная филология» (Нижний
Новгород, 2001); на VКонгрессе этнографов и антропологов России
(Омск, 2003).
Кроме того, были опубликованы статьи в научном журнале
«AUSTRALIAN SLAVONIC and EAST EUROPEAN STADIES (FormerlyMelbourne
Slavonic Studies)» (Мельбурн, Австралия, 2001), в сборнике «Поиск
молодых: Сборник научных статей аспирантов и соискателей. Выпуск
4» (Уссурийск, 2002) и в научно-теоретическом журнале
«Религиоведение» (Комсомольск-на-Амуре, 2003). Всего по теме
диссертации опубликовано 15 статей.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, 4
глав, заключения, словаря терминов и списка использованной
литературы, включающего 32 наименования сборников текстов сказок
и 278 единиц научной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении дано обоснование выбора темы, назван объект
исследования, подтверждается значимость предложенного аспекта
рассмотрения материала, сформулированы цель, задачи, положения,
выносимые на защиту.
В первой главе – «Типы и формы брачных
отношений в русских народных волшебных сказках» -
рассматриваются типы брачных форм, изменение отношений
жениха и невесты от матриархата к патриархату, аспекты отношений
между супругами и любовниками, а также такие явления, как
вдовство и второбрачие.
В первом разделе - «Формы брачных отношений в сказке»
- рассматриваются все существовавшие формы брачных отношений,
которые отражает русская народная волшебная сказка: промискуитет,
кровнородственная, пуналуальная, парная, моногамная семьи.
Сказочные сюжеты демонстрируют как положительную, так и
отрицательную оценку тех или иных явлений. Как отказ от
промискуитета и кровнородственной семьи мы рассматриваем сюжеты
инцестуального характера (313Е*=АА *722=К 317 «Сестра
просела», 510В Свиной чехол, - 510В* Золотой
фонарь, 706С Терпеливая Елена). Сказка отрицает
инцестуальные отношения в любом их проявлении, потому что сюжеты
этого типа формируются в период, когда инцест становится
антинормой. Притязания всегда исходят от персонажа-мужчины к
младшей его по возрасту героине. На наш взгляд, первым возникает
сюжет о брачном преследовании дочери отцом, который стадиально
восходит к тому периоду, когда происходит отказ от промискуитета
как формы семейных отношений. Позже появляется сюжет о брачном
притязании родного брата на сестру. Сказка отражает ситуацию:
героиня покидает дом и находит себе мужа из другого рода, что
является следствием отказа от кровнородственной семьи. Эти сюжеты
возникают в период матриархата, поэтому именно женщина отстаивает
свое право не вступать в кровнородственные брачные
отношения.
Проблемы существования эндогамии и экзогамии решаются в
сказочных сюжетах по-разному, в зависимости от ситуации. Как
правило, сказка отстаивает экзогамию, если речь идет о создании
первой семьи (402 Царевна-лягушка,433В Царевич-рак
(змея)), но в сюжетах о мачехе и падчерице, где говорится о
создании второй семьи, предпочтение отдается эндогамии, потому
что в этом случае нарушаются наследственные права ребенка от
первого брака (480=АА 480*В, *С Мачеха и падчерица).
Неоднозначна оценка и пуналуальной семьи: сказка сохраняет
древние отголоски установления подобной формы брачных отношений,
но в то же время в преобладающем количестве сюжетов отстаивается
право на создание парной семьи, причем младший брат противостоит
старшим, посягающим на его жену, а младшая сестра - старшим
сестрам, претендующим на брачные отношения с ее мужем (301А, В
Три подземных царства, 550=К 417 Царевич и серый
волк,707 Чудесные дети). Русская сказка не знает
сюжетов, в которых мужчина активно противится браку с сестрами
жены. Жена в подобной ситуации может быть как активной, так и
пассивной. Сказочный фольклор в большинстве сюжетов утверждает
нормы, присущие эпохе патриархата.
Во втором разделе – «Жених и невеста: изменение
сказочных образов от матриархата к патриархату» - рассматриваются
образы жениха и невесты, производится классификация.
Мотив поиска женихом невесты – основной в сказочном фольклоре.
Для эпохи матриархата, по-видимому, была характерна активность
невесты в поиске жениха. В период патриархата инициатором поиска
невесты становится жених. Русская сказка отразила три основные
существовавшие у славян формы брачных отношений –
самопросватывание (461=930 Марко Богатый), выкуп в форме
отработки (313А, В, С Чудесное бегство) и умыкание (653
Семь Симеонов). Модель отношений жениха и невесты в
сказке несет в себе отголоски мифа периода неолита об отношениях
богини неба и бога земли (об этом мифе говорит А. Голан в работе
«Миф и символ»).
В образах чудесного супруга и чудесной супруги отразились
анимистические и тотемистические верования славян. Для сюжетов с
этими образами, возникшими в период матриархата, характерно
восприятие подобного брака как нормы (552А=АА 552
Животные-зятья, 552В=АА *299 Солнце, Месяц и Ворон –
зятья), патриархат же этот тип брака перестает считать
естественным (650А Иван медвежье
ушко). В период матриархата появляются следующие
типы невест: Царь-девица (4002=АА 400*В
Царь-девица), Елена Премудрая (329 Елена (Алена)
Премудрая), царевна, ищущая жениха (530=АА 530А
Сивко-Бурко). Эти невесты в мужья выбирают героя,
обладающего большими, чем они, силой, умом, сноровкой. В период
перехода от матриархата к патриархату появляется тип убогой
невесты. Возникновение образа сироты обусловлено эпохой
разрушения материнского рода, переходом от эндогамии к экзогамии
(480=АА 480*В, *С Мачеха и падчерица). Кроме того,
существует тип пассивной невесты, предназначенной в жертву или
похищенной (4001=АА 400А=К 400А, B, C, D Муж ищет
исчезнувшую или похищенную жену (жена ищет
мужа)).
В третьем разделе – «Отношения между супругами в
сказочном фольклоре: установление моногамной семьи» –
анализируются отношения между супругами, состоящими в первом
браке.
Известно, что в русском эпосе, в том числе и в волшебной
сказке, утверждается отказ от родовых отношений в пользу
семейных. Сказочный фольклор показывает единобрачие как
единственно возможную форму этих отношений. При этом сказка
сохранила веру славян в возможность брачных отношений с
природными явлениями, небесными светилами или тотемными животными
(552А=АА 552 Животные-зятья). Мотив нарушения брачного
табу – определяющая черта этих сюжетов. В период патриархата,
когда одними из основных становятся проблемы наследования и
принадлежности жены мужу, брак с тотемом воспринимается как
нарушение нормы. В этих сюжетах мотив нарушения брачного табу
отсутствует.
Пуналуальная форма семьи в сказке отрицается, если семья уже
создана. Сюжет, в котором отразились притязания женщин на мужа
младшей сестры (707 Чудесные дети)
характерен для периода матриархата: муж принадлежит роду своей
жены и не противится браку с ее сестрами. Позже возникает сюжет,
в котором отрицается пуналуальный брак патриархального типа, оба
супруга активно отстаивают свои права на моногамный брак
(301А, В Три подземных царства,
550=К 417 Царевич и серый волк). Если у
пары нет детей, то активность исходит от супруга, а если у
героини есть ребенок, то именно она борется за право на парную
семью. Главенство в семье – одна из самых важных проблем,
затрагиваемых в сюжетах о супругах (329
Елена (Алена) Премудрая, 4002=АА
400*В Царь-девица,
519 Слепой и безногий). При
матриархате власть принадлежала женщине, затем, при переходе от
матриархата к патриархату возникает борьба между мужем и женой за
власть в семье. В сказке побеждает всегда муж, это обусловлено
исторически.
В четвертом разделе – «Изменение образов вдовы и
вдовца в русских народных волшебных сказках: от разрушения
эндогамной семьи к утверждению экзогамной семьи» –
рассматриваются сюжеты о вдовстве, порожденные разными эпохами
(325 Хитрая наука,
461=930 Марко Богатый и др.). С темой
вдовства связаны важные для волшебной сказки категории – брачные
отношения и наследование. Не достигшие брачного возраста дети -
помеха при наследовании вторым мужем их матери и возможными
детьми от второго брака (567 Чудесная
птица). Если же дети вдовца (вдовы) взрослые, то отец или
сам претендует на брак с дочерью (706С
Терпеливая Елена), или противится ее браку с
представителем другого рода. Сказка в этом случае всегда
отстаивает экзогамный брак младшего поколения. Эта же самая форма
брака подается как нарушение в случае женитьбы
вдовцов.
В пятом разделе - «Явление второбрачия в русском
сказочном фольклоре» - рассматриваются типы вторых браков.
Второбрачие появляется в период разрушения матриархата и отказа
от семьи матрилокального типа. Оно может быть законным
(480=АА 480*В, *С Мачеха и падчерица)
или незаконным (4001=АА 400А=К 400А,
B,
C, DМуж
ищет исчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа),
добровольным (532 Незнайка) или
недобровольным (4001=АА 400А=К 400А,
B,
C, DМуж
ищет исчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа)),
осуществленным (большинство сюжетов с мотивом второбрачия) или
неосуществленным (465А Красавица-жена
(«Пойди туда, не знаю куда»)). Инициатором брака при мужском
второбрачии выступает женщина. Затем, с отказом от пуналуальной
семьи, в которой мужья принадлежат сестрам (409
Мать-рысь), героиня борется за право на моногамную
семью. Мотив пуналуального брака дублируется в случае с женским
второбрачием, когда старшие братья претендуют на жену младшего.
Сказка, отрицая второбрачие, отстаивает экзогамный брак в том
случае, если герои не имеют детей от первого
брака.
В шестом разделе – «Образы любовников в русских
народных волшебных сказках» - рассматриваются образы любовника и
любовницы. Подобные отношения появляются в период перехода от
матриархата к патриархату, когда конкретная женщина становится
собственностью конкретного мужчины (318=АА 315*В=К
568 Неверная жена; 465А*
Неверная жена и генерал; 560
Волшебное кольцо; 567 Чудесная
птица; 571 Диво дивное).
Возникновение сюжетов о любовниках объясняется ломкой
матриархальных отношений, при которых женщина самостоятельно
выбирала мужей, и установлением патриархальных отношений, когда
принадлежность женщины мужчине закреплена, их связь прочна и не
может быть расторгнута по воле женщины. Сказка отражает
патриархальный взгляд на это явление и относится к нему крайне
отрицательно. Сказка показывает ситуацию, в которой героиня может
иметь связь с любовником как до замужества, так и после него.
Отношения с любовником в тех или иных сюжетах после замужества
прекращаются или продолжаются. Персонаж, имеющий любовницу, как
правило, всегда холост. Исторически это объясняется тем, что он
претендует на ее руку, а значит, и на престол (или имущество –
поздний вариант). Супруга заводит любовника, если недовольна
низким социальным статусом своего мужа (560
Волшебное кольцо) или потому, что полюбила другого
(315=АА 315А Звериное молоко). От
нарушения семейных отношений страдает тот персонаж, от которого
женщина зависит – ее муж или брат, а также ее ребенок, являющийся
препятствием для установления новых брачных отношений
матери.
Во второй главе– «Отношение «родители – дети» в русских
народных волшебных сказках» - рассматриваются категории детства,
чудесные дети, родные и приемные родители и дети.
В первом разделе – «Категории детства в сказке» -
выявляется отражение в русском сказочном фольклоре категорий,
связанных с количеством детей: многодетности, малодетности и
бездетности. Способность к многодетности оценивается сказкой как
чудесное свойство героини (707 Чудесные
дети). В тех сюжетах, где герои уже имеют детей, речи о
возможности рождения других детей не идет. Если же пара бездетна,
то дети становятся самым ценным и желаемым. Сказка впитала в
себя православное восприятие бездетности как наказание за грехи.
Бездетны в сказочных текстах, в основном, герои или семейные
пары, о бездетности героини сказка, как правило, не сообщает.
Русские народные волшебные сказки фиксируют внимание на
моментах, связанных с беременностью, а также родами и крестинами.
Сказка рисует воспитание детей в зависимости от их возраста.
Младенцев пестуют, о них заботятся. К детям, вышедшим из
младенческого возраста, отношение в сказке меняется: к ним
появляются требования, их учат трудиться. Терешечка, Мальчик с
пальчик (то есть герои рукотворные, появившиеся на свет у старика
и старухи, для помощи которым они и предназначались) сразу
начинают трудиться. Сказка не акцентирует внимания на трудовых
навыках героев, ищущих себе жениха или невесту.
Во втором разделе – «Чудесные дети в русских народных
волшебных сказках» - говорится, что появление мотива о чудесном
зачатии и чудесном рождении детей относится к периоду
матриархата, когда возникает представление о чудесном зачатии от
тотема-первопредка. Русские народные волшебные сказки знают
чудесное оплодотворение (от тотема-первопредка или чудесного
предмета) и чудесное рождение героев животными (коровой, собакой,
кошкой, кобылой, медведицей и пр.), как правило, чудесное
оплодотворение и чудесное рождение совмещаются. Чудесные дети
могут быть зачаты насильно (медведем - 650А
Иван медвежье ушко), появиться у бездетной пары по их
желанию (через съедение чудесного предмета или просто вымоленные
- 675 «По щучьему велению»,
-707* Щенок-богатырь и чудесные дети) и
быть рукотворными (327С,
FМальчик (Ивась, Жихарко, Лутонюшка) и
ведьма, 700Мальчик с пальчик (Горошек,
Воловье ушко), 703*=АА *171, *703
Снегурочка). Чудесные дети, в основном, появляются на
свет благодаря чудесному оплодотворению через употребление
женщинами в пищу рыбы, гороха, яблока, ягод, цветов и др., а
также с помощью явлений природы. Сказка отражает представления о
том, что все эти предметы связаны с иным миром, влияющим на
плодородие нашего мира. Сказка показывает ситуацию, когда
одинокая женщина не может иметь детей из-за бесплодия,
преклонного возраста, изолированности от мужчины (спрятана в
тереме), вдовства. Значит, в сказке явно ощущается иномирность
этих детей. Они отличаются от обычных детей рядом признаков:
особой силой, умом, красотой, особыми знаками на лице и теле.
Рукотворные дети создаются бездетными стариками из глины, теста,
каши и пр., их основная задача – забота о престарелых родителях.
Они вечные дети. Сказка, как правило, не рисует изменения в их
поведении, социальном статусе, не сообщает об их
женитьбе.
В третьем разделе – «Образы родных родителей и детей
в русских народных волшебных сказках» – показано отражение
русской народной волшебной сказкой исторически сложившихся
моделей отношений между родителями и детьми (315=АА
315А Звериное молоко, 325
Хитрая наука, 403=АА 403А, В
Подмененная жена, 425С Аленький
цветочек, 480=АА 480*В, *С Мачеха и
падчерица, 551 Молодильные яблоки,
560 Волшебное кольцо,
650А Иван медвежье ушко,
652 Счастливое дитя,
707 Чудесные дети). Сюжеты об
отношениях между матерью и детьми возникают в эпоху матриархата,
когда мать является главой семьи и дети принадлежат ей. Между
родной матерью и дочерью (480=АА 480*В, *С
Мачеха и падчерица), а также матерой вдовой и сыном
(325 Хитрая наука) никогда не возникает
конфликтной ситуации. Конфликт между матерью и сыном возникает в
том случае, если возможные дети от второго брака могут
претендовать на имущество материнского рода. Отношения в сказке
между дочерью и отцом, как правило, связаны с вопросом ее брака:
вдовый отец хочет жениться на ней (переход от промискуитета к
кровнородственной семье); поиск невестой жениха (отражение как
матриархальных, так и патриархальных традиций); замужняя дочь
живет с мужем в доме отца (матрилокальный тип семьи -
530А=АА 530*В Свинка золотая щетинка).
Основные сюжеты об отношениях между отцом и сыном формируются в
период патриархата и отражают патриархальную мораль, которая
выражается в требовании подчинения сына
отцу.
В четвертом разделе – «Образы приемных
родителей и детей в сказочном фольклоре» - исследуются
существовавшие модели семейных отношений между приемными
родителями и детьми. Бездетные супруги берут в дети или принимают
в род изгнанного героя брачного возраста (327С,
FМальчик (Ивась, Жихарко, Лутонюшка) и
ведьма, 706С Терпеливая Елена,
725 Нерассказанный сон). Герой,
создавший свою семью, может взять в родители помощника,
помогавшего ему добывать невесту. Иная модель возникает при
создании героями второй семьи. В эту модель входят формы
отношений между мачехой и падчерицей, а также между отчимом и
падчерицей, которые возникают в эпоху матриархата при переходе от
эндогамного брака к экзогамному (480*=АА 480А
Мачеха и падчерица). Конфликт между мачехой и падчерицей
вызван главенством мачехи в семье, а также претензиями на
наследство материнского рода падчерицы. Сказка не показывает
конфликтной ситуации в отношениях «отчим – падчерица». Модели
отношений «отчим – пасынок» (707В*=АА *707
IБова-королевич) и «мачеха – пасынок»
возникают позже и в своей основе также отражают борьбу за
наследство.
В третьей главе «Взаимоотношения сиблингов в русских
народных волшебных сказках» анализируются отношения между родными
и сводными братьями и сестрами, а также между побратимами и
посестримами.
В первом разделе – «Взаимоотношения сиблингов-мужчин
в сказке» доказывается, что в русской волшебной сказке нет
резкого противопоставления братьев по возрасту, они дети или
взрослые (брачного возраста или женаты). Русские волшебные сказки
свидетельствуют о том, что существовали разные модели отношений
между братьями. Промискуитет, кровнородственная и пуналуальная
семьи не ведут к появлению разногласий между братьями. Конфликт
возникает при переходе от пуналуальной семьи патрилокального типа
к парной семье, когда братья претендуют на невесту (жену)
младшего брата. Иная модель характерна для патриархальной семьи:
почитание старшего брата, проживание на одной территории, общее
имущество (530=АА 530А Сивко-Бурко,
675 «По щучьему велению»). В сказке отражается и
другая ситуация: наказание младшим братом старших за измену, оно
продиктовано справедливостью. С разрушением патриархальной семьи
в сказке появляется мотив раздела наследства.
Во втором разделе – «Взаимоотношения между братом и
сестрой в сказке» - анализируются отношения обозначенных героев в
русских народных волшебных сказках. Они строятся на
последовательности рождения и возрастной категории (дети или
взрослые (брачного возраста, имеют собственные семьи)) и наличии
или отсутствии родителей. Между детьми не возникает конфликтной
ситуации (327А=К 327Е* Брат и сестра у
ведьмы (колдуна, змея). Если в паре старшей является сестра,
то она выполняет материнские обязанности, возникновение подобных
отношений происходит в период матриархата (450
Братец и сестрица, 480А*=АА 480*Е
Сестра (три сестры) отправляется спасать своего брата).
Между братом и сестрой брачного возраста конфликт может возникать
или не возникать. Мотив возвращения сестры братом в материнский
род появляется в период борьбы матрилокального и патрилокального
типов семей, причем сказка в этом случае отстаивает
матрилокальный тип
(312D=АА *312
IКатигорошек). Мотив инцестуального
преследования сестры возникает в период перехода от
кровнородственной семьи к пуналуальной, герои, как правило,
сироты (313Е*=АА *722=К 317 «Сестра
просела»). Период существования пуналуальной и парной семьи
не порождает конфликта между братом и сестрой, который появляется
при переходе к патриархальной семье, когда власть от женщины
материнского рода переходит к женщине, принадлежащей роду
патриархальному (то есть власть переходит к жене брата), налицо
смена матриархата патриархатом (706
Безручка). Сестра заводит любовника и тем самым
отказывается признавать права брата на главенство в семье
(конкретнее – сестра перестает подчиняться брату и стремится его
уничтожить). Этот мотив порожден ситуацией, в которой главой рода
считается женщина, а мужчина (брат) страдает от этого
(315=АА 315А Звериное молоко). Для
эпохи патриархата характерен мотив отказа брата выдавать сестер
замуж, то есть в другой род. Между женатым братом и замужней
сестрой, живущими в патрилокальных семьях, конфликта не
возникает.
В третьем разделе – «Взаимоотношения сиблингов-женщин
в сказке» - анализируются модели отношений, возникающих между
сестрами. Сказочные сюжеты, как правило, не отражают модели
отношений между сестрами-детьми и сестрами, имеющими детей.
Поведение сестер предопределяется порядком их рождения: старшие
сестры выступают гонительницами младшей. Сказка отражает
существовавший у славян обычай наследования в матриархальном
роду. Сестры могли претендовать не только на имущество младшей
сестры, но и на ее супруга. Сказка отражает явление перехода от
пуналуальной семьи к парной. Сюжеты с мотивом столкновения сестер
возникают в период существования матрилокальной формы семьи,
когда они после замужества продолжают жить в материнском роду
(530А=АА 530*В Свинка золотая щетинка).
При патрилокальной форме семьи конфликта между сестрами не
возникает. Сводные сестры всегда являются вредительницами по
отношению к младшей, стариковой дочери, причины этого исторически
объясняются переходом от эндогамии к экзогамии и принадлежностью
героинь разным родам.
В четвертом разделе – «Взаимоотношения побратимов и
посестрим в сказке» - исследуется обычай установления
побратимства и посестримства, который является характерной чертой
русской действительности (300А=АА 300* В = К 303
Бой на калиновом мосту,301А, В Три
подземных царства, 650А Иван
медвежье ушко). Этот обычай нашел свое отражение в русских
народных волшебных сказках. Побратимство, возникнув в древности,
перешло впоследствии в православную традицию крестового
побратимства, что запечатлено в сказке. Мотив побратимства в
сказках встречается чаще мотива посестримства, причем
установление между женщинами посестримства для сказки не
характерно. Побратимство в сказке устанавливается только между
героями, находящимися в брачном возрасте, но никогда между детьми
или женатыми и замужними героями и героинями. Побратимство может
быть установленным (между русскими богатырями), отвергнутым
(богатырь не принимает предложение Змея побрататься) и
предложенное и отвергнутое (будущая невеста предлагает герою
стать ее побратимом). Если инициатором побратимства является не
богатырь, то оно не устанавливается. Обряд побратимства между
богатырями, как его рисует сказка, строится на четырех основных
мотивах: встрече, братании, выполнении общей задачи (иногда с
добыванием невест) и расставании. Если предложение установления
отношений сиблингов между мужчиной и женщиной исходит от мужчины,
то оно всегда устанавливается. Если же оно исходит от женщины, то
никогда не устанавливается. Посестрима и побратим в отношении
друг друга выполняют функции сестры и брата, сказка не знает
сюжета с инцестуальным преследованием посестримы
побратимом.
В четвертой главе-
«Второстепенные формы родства и свойства в русских народных
волшебных сказках» - рассматриваются понятия рода, родства, семьи
в русском сказочном фольклоре, второстепенные родственные
отношения и формы свойственных отношений.
В первом разделе – «Род и семья в русском сказочном
фольклоре» - речь идет о тех понятиях русского народа о
роде-племени, роде, родстве и семье, которые отразились в русской
сказке. Род возникает в эпоху матриархата, но сказка отражает
значение рода как рода патриархального. Понятия рода и семьи в
сказке могут смешиваться или разграничиваться.
Во втором разделе – «Второстепенные родственные
отношения в русском сказочном фольклоре» – исследуются
второстепенные формы родственных отношений, которые занимают в
русских народных волшебных сказках, в общем, незначительное
место. К этим формам относятся отношения между бабушкой /
дедушкой и внуками (303=К 300 Два брата,
480 В*=АА 480*FМачеха
и падчерица), между тетей / дядей и племянниками
(307 Девушка встающая из гроба,
567 Чудесная птица), а также позже
возникающее крестовое родство: крестные родители, дети, кумовья (
461=930 Марко Богатый, 530=АА
530А Сивко-Бурко). Все эти модели отношений
исторически обусловлены. Вначале возникают отношения между
родственниками по матери и детьми, а затем – между родственниками
по отцу и детьми. Взрослые родственники, как правило, выступают
помощниками своих младших родственников – внуков и племянников.
Однако сказка рисует и другую ситуацию: они могут стать и
противниками, если возникают исторически обусловленные изменения
в семейных отношениях, приводящих к конфликтным ситуациям, как,
например, переход от матрилокального к патрилокальному типу семьи
и отказ от пуналуальной формы семьи.
В третьем разделе – «Формы свойственных отношений в
русском сказочном фольклоре» - рассматриваются отношения между
зятем и свойственниками со стороны жены, а также невесткой и
свойственниками со стороны мужа, отразившиеся в русских народных
волшебных сказках. Они в сюжетах развиты меньше, чем между зятем
и свойственниками со стороны жены (530=АА 530А
Сивко-Бурко). Это обусловлено тем, что главным и
основным героем сказок является мужчина, а не женщина, сюжетов
сказок, в которых главной героиней является женщина, меньше.
Модель «тесть – зять» является самой распространенной из
свойственных форм отношений в сказке. Эти отношения возникают в
период матриархата, когда жениха испытывали и брали в род
достойного. Жених должен быть сильным, умным, обладать навыками
воина и охотника. Инициатором испытаний жениха является тесть,
потому что именно он должен выбрать достойного наследника,
способного защитить род и имущество рода жены. Все остальные
формы свойственных отношений не имеют в сказке важного значения.
Формы отношений между зятьями строятся на том, какой тип семьи
представлен в сказке – матрилокальный или патрилокальный. Этим
определены отношения между зятьями: будут помощниками или
противниками друг другу. Теща и свояченица могут быть помощницами
в том случае, если их будущий зять только идет добывать невесту
или же выполняет какие-либо задания царя, стремящегося отнять
жену героя. Теща и свояченица по отношению к зятю также могут
выступать вредительницами, если сказочный сюжет основан на отказе
от пуналуального типа семьи. Отношения между шурином и зятем
возникли в период матриархата и построены на помощи чудесных
зятьев шурину.
Отношения между свекром, свекровью и невесткой возникают
тогда, когда женщина после свадьбы переходит в род мужа
(патриархат, патрилокальный тип семьи). Наиболее полно
представлены в сказках отношения со свекром, потому что он –
глава семьи, свекровь большой роли не играет, так как женщина в
патриархальном роде была зависима от мужчины. Мотив изгнания
невестки свекром и свекровью возникает в период перехода от
эндогамии к экзогамии. Сказка отражает модели отношений между
свекровью и невесткой, а также золовкой и невесткой. Эти
отношения могут быть основаны на нарушении семейной иерархии –
старшая по иерархии свекровь или золовка ставят себя ниже
невестки. Отношения между деверем и невесткой в сказке строятся
на левиратной форме отношений, когда деверь может быть их
сторонником (пуналуальная форма брака - 551 Молодильные
яблоки) или же отказываться от этих отношений (установление
моногамной семьи - 567Чудесная птица). Кроме того,
сказочные сюжеты отразили отношения между деверем и невесткой в
период установления патриархальных норм, когда главой семьи
становится мужчина (старший брат помогает младшему брату
утвердиться в правах главы семьи). Менее всего развиты в сказках
отношения между родителями жены и родителями мужа. Это объяснимо
их проживанием на разных территориях и отсутствием между ними
постоянного контакта.
В заключении сформулированы основные выводы по
результатам работы. При решении поставленных в диссертации задач
был проведен анализ на материале русских народных волшебных
сказок Сибири и Дальнего Востока. Как показало исследование,
сказочный фольклор отразил все существовавшие у русских формы
семьи и семейных отношений. Опираясь на теорию, предложенную Л.Г.
Морганом в работе «Древнее общество», мы доказали, что в русских
народных волшебных сказках отражены действительно существовавшие
формы брачных отношений: промискуитет, кровнородственная,
пуналуальная, парная, моногамная семьи. Во-первых,
кровнородственная и пуналуальная семьи, существование которых
Морган теоретически предполагал, действительно были, и это нашло
свое отражение в русской сказке. Во-вторых, пуналуальная и парная
формы семьи характерны как для матриархата, так и для
патриархата. В-третьих, русская сказка не отразила существование
формы семьи, которую Морган назвал большой патриархальной (по
сути, это полигамная семья).
В диссертационной работе выявлена одна из особенностей русской
народной волшебной сказки: те или иные формы семейных отношений
могут изображаться как утверждающиеся и не принимаемые
ровесниками (пуналуальная семья, сюжет 707
Чудесные дети); как отвергаемые старшим и отстаиваемые
младшим поколениями (экзогамный брак, сюжет 706
Безручка); как отрицаемые детьми и навязываемые
родителями (инцестуальное преследование, сюжет
706С Терпеливая Елена). Развиваясь на
протяжении столетий, сказка впитала в себя не только
существовавшие формы семейных отношений, но и их оценку временем.
Так, эндогамия в сказке может и утверждаться, и отрицаться.
Некоторые явления, существовавшие в действительности, не нашли
своего отражения в сказке, например, авункулат и левират
(левиратные формы отношений как состоявшиеся сказкой не
зафиксированы).
В русских народных волшебных сказках отражены не только
бытовавшие у русских формы родства и свойства, но представлено и
отношение русского народа непосредственно к семье и категориям,
так или иначе связанным с семейной жизнью. Одни из них раскрыты в
полной мере, другие лишь обозначены. Самыми развитыми отношениями
в волшебной сказке являются отношения свойственные: «жених –
невеста», «муж – жена», «тесть – зять». Выход на первое место
этих отношений объясняется осознанием огромной значимости
свойства в семейной жизни русских.
В словаре терминов приведены этнографические термины,
использованные в диссертации.
Основные положения диссертации отражены в следующих
публикациях:
- Чечейдулина Т.В. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди» и русские волшебные сказки о чудесных детях //
А.С. Пушкин: эпоха, культура, творчество. Традиции и
современность. Часть 1 / Ред. коллегия В.И. Шестопалова,
А.В. Ильичев, Т.В. Варга, С.В. Чубаев. – Владивосток:
Издательство Дальневосточного госуниверситета, 1999. – С.
44-52.
- Чечейдулина Т.В. Русская волшебная сказка как средство
воспитания нравственности // Школа и здоровье. Тезисы
региональной научно-практической конференции / Ред. коллегия
И.М. Логвинова, В.В. Станкевич, А.В. Петрунько, Г.Ф. Аристова,
Е.А. Григорьева, В.С. Чернявская, В.Ю. Андреянов,
В.Г. Луганинова, Л.Н. Нагирная. – Владивосток: ВГМУ, ПИППКРО,
2000. – С. 58-59.
- Свиридова Л.М., Чечейдулина Т.В. Христианские мотивы в
русской волшебной сказке о мачехе и падчерице // Христианство на
Дальнем Востоке. Материалы международной научной конференции.
Части 1 и 2 / Ред. коллегия С.М. Дударенок, М.Б. Сердюк,
Э.В. Ермакова, Е.А. Бебнева. – Владивосток: Издательство
Дальневосточного госуниверситета, 2000. - С. 97-100.
- Чечейдулина Т.В. Семейные отношения в русских волшебных
сказках // Новое видение культуры мира в 21 веке. Материалы
Международной научной конференции в рамках Дней славянской
письменности и культуры. – Владивосток: Издательство ДВГТУ, 2000.
- С. 90-93.
- Чечейдулина Т.В. Мифологические мотивы в группе русских
волшебных сказок о похищении детей (типа «Гуси-лебеди») //
Современная и историческая русистика на пороге 21 века: Сборник
научных статей по материалам международной научной конференции
«Запад – Восток: образование и наука на пороге 21 века» / Отв.
ред. И.А. Малышева. – Хабаровск: Издательство ХГПУ, 2001. - С.
124-129.
- Краюшкина Т.В. Модели внутрисемейных отношений муж – жена в
свете православной традиции (на материале русских народных
сказок) // Приморские образовательные чтения, посвященные памяти
святых Кирилла и Мефодия. Сборник тезисов и докладов / Редактор
Л.И. Александрова. – Владивосток: Издательство Дальневосточного
госуниверситета, 2001. – С. 54-57.
- Краюшкина Т.В. Модели внутрисемейных отношений в русских
народных волшебных сказках (на материале фольклора Сибири и
Дальнего Востока) // Проблемы славянской культуры и цивилизации:
Сборник статей / Отв. редактор А.М. Антипова. – Уссурийск:
Издательство УГПИ, 2001. – С. 125-130.
- Краюшкина Т.В. Семейные православные традиции в русской
волшебной сказке // AUSTRALIAN SLAVONIC and EAST EUROPEAN STADIES
(Formerly Melbourne Slavonic Studies). Journal of the Australian
and New Zealand Slavists Association and of the Australian
Association of Communist and Post-Communist Studies. Volume 15,
Numbers1-2, 2001. - С. 127 – 133.
- Краюшкина Т.В. Трансформация представлений русского народа о
семейных отношениях в русских народных волшебных сказках
(территориальный фактор) // Владимир Даль и современная
филология: Материалы международной научной конференции. Т.2/ Ред.
коллегия Г.В. Глинских, М.А. Грачев, Н.П. Дмитренко,
В.Г. Тихонов. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородского
государственного лингвистического университета им.
Н.А. Добролюбова, 2001. – С. 250-253.
- Краюшкина Т.В. Поиск суженой (суженого) в русских народных
волшебных сказках // Проблемы славянской культуры и цивилизации:
Сборник статей / Отв. редактор А.М. Антипова. – Уссурийск:
Издательство УГПИ, 2002. – С. 110-112.
- Краюшкина Т.В. Православное видение отношений родители – дети
в русских народных волшебных сказках // Приморские
образовательные чтения, посвященные памяти святых Кирилла и
Мефодия. Сборник тезисов и докладов / Редактор Л.И. Александрова.
– Владивосток: Издательство Дальневосточного госуниверситета,
2002. – С. 82 – 85.
- Краюшкина Т.В. Эстетика русских народных волшебных сказок
(мотив семейных отношений и Православная традиция) // Поиск
молодых: Сборник научных статей аспирантов и соискателей. Выпуск
4 / Главный редактор Пишун С.В., д.ф.н., профессор – Уссурийск:
Издательство УГПИ, 2002. – С. 70 – 75.
- Краюшкина Т.В. Семейные отношения в свете православной
традиции (на материале русских народных волшебных сказок) //
Религиоведение: научно-теоретический журнал.
Комсомольск-на-Амуре: АмГУ. – 2003.- №1. - С. 26 –
33.
- Краюшкина Т.В. Побратимство и посестримство в русских
народных волшебных сказках // Проблемы славянской культуры и
цивилизации: Сборник статей / Отв. редактор А.М. Антипова. –
Уссурийск: Издательство УГПИ, 2003. – С. 70 -73.
- Краюшкина Т.В. Второстепенные формы родства в русских
народных волшебных сказках // VКонгресс этнографов и антропологов
России. Омск. 9 – 12 июня 2003 / Отв. ред. В.А. Тишков. -
Москва, 2003. - С. 95 – 96.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.