М.М. Красиков
Интернет как парта (Студенческая эпиграфика в сети)
Студенты, несомненно, самая компьютеризированная на
сегодняшний день часть молодежи. Жизнь в «сети» для большинства
из них – столь же неотъемлемая грань бытия, как и жизнь реальная.
Масса учебных и неучебных проблем разрешается простым
прикосновением к клавишам. Локальная сеть, объединяющая
обитателей общаги, – это не просто возможность безграничной
коммуникации (комната на четверых, где стоят четыре «компа» и где
люди время от времени общаются друг с другом не «вживую», а по
«аське» – самое обычное явление даже в провинциальных городах),
но и средство выживания, особенно в период «студенческого ада» –
сессии. А форум – «палочка-выручалочка», «мозговой штурм», причем
весьма оперативный, той или иной проблемы, осуществляемый
«незримым сообществом?»
Естественно, что в Интернет не мог не перекочевать и
богатейший студенческий фольклор. Справедливости ради надо
сказать, что письменная фиксация и даже публикация его началась в
России еще во второй половине ХІХ в. (записи песен). В советское время очень
популярны были, особенно в девичьей среде, рукописные альбомы
(куда заносились преимущественно песни, пожелания, паремии);
студенческие анекдоты с нач. 1990-х годов успешно печатаются в
популярных изданиях (газетах, журналах), издаются в сборниках, но
до недавнего времени все-таки основным способом распространения
студенческого фольклора являлась устная традиция.
Тем не менее сегодня Интернет в силу огромного числа
пользователей для многих молодых людей стал главенствующим, а то
и единственным источником получения информации, фольклорной в
частности. Во «всемирной паутине» можно найти практически все
жанры студенческого творчества: здесь и студенческие песни – как
широко известные с середины ХХ в., так и имеющие привязку к
конкретным вузам, специальностям и до конца понятные только в
соответствующих кругах. Огромное место занимают в сети
студенческие анекдоты (они же порой «закачиваются» в мобилки). И,
разумеется, в Интернет просто не могли не попасть «прикольные
стишки», которые имеют как устную традицию (они действительно
передаются из уст в уста и из поколения в поколение), так и
письменную (написанные или процарапанные на партах, стенах,
перилах лестниц, туалетных бачках, лекторских кафедрах и порой на
самых невероятных предметах практически во всех вузах и
общежитиях, ежегодно закрашиваемые студентами же во время летних
отработок, они возрождаются, как феникс, уже в первые
сентябрьские дни, причем наиболее активно теми же руками, которые
всего лишь неделю назад их так безжалостно уничтожали).
Самый известный сайт, специализирующийся на коллекционировании
данного вида студенческих произведений, http://parta.km.ru, впечатляет богатством информации, весьма
репрезентативен, и все-таки он не сравнится с самой заурядной
студенческой партой (особенно находящейся в конце аудитории) по
интерактивности и тематическому разнообразию текстов и рисунков.
На сайт не попадают групповые «ники» (с соответствующей оценкой,
например, ТМ-35 – the best), номера телефонов (свои, чужие,
реальные, вымышленные – часто с недвусмысленными сексуальными
предложениями, которые, впрочем, не стоит принимать за чистую
монету), любовные признания (с непременными сердечками), оценки
преподавателей (К. – пидар, сука, лошара… и т.п.),
рисунки разной степени художественности, часто шаржированные,
отклики на волнующие политические и спортивные события, фигурные
изображения любимых музыкальных групп, имена кумиров, непременно
сопровождаемые позитивными или негативными приписками последующих
«сидельцев» (отстой!, yo! и т.п.), просто крики души изможденного
грызением науки работяги – юного инвалида умственного труда
(Домой, хочу домой!, Скучно!, Эх, пива бы щас! – вплоть до
совсем апокалиптических: Перерыва не будет!!!, Пиздец!).
Вот этой прелести живой жизни и сиюминутности на parte, конечно, не сыщешь. Но
стишки и прочие рефлексии, составляющие любимый предмет
цитирования в молодежной среде (пишут ведь на партах
исключительно из просветительских побуждений – потому что
нравится: пускай и другие «потащатся»!), делают виртуальную
«парту» вполне приближенной к реальной.
Мы остановимся преимущественно на анализе названного выше
сайта, хотя подобные тексты можно встретить и на многих других.
Понятие «эпиграфика» трактуется в сети весьма произвольно.
Например, после заглавия «Надписи на стенах» может идти свод
«детских садистских стишков» про «маленького мальчика». Некоторые
из них действительно могут встречаться на стенах и партах, но
частотность появления таких граффити невелика.
Итак, какова же тематика студенческой эпиграфики в сети?
Собственно, «профессиональная» тема здесь явно не является
ведущей, чего не скажешь о надписях на настоящих партах. Впрочем,
многие «классические» образцы здесь приведены (здесь и далее
сохраняем грамматику и синтаксис оригинала), например:
Нарисована могила с надгробием. На табличке надпись: «Здесь…
было зверски убито время!!!» (ДПИ, прислал(а): Клив
http://superparta.ru/index.php?id=phil) или:
Если хочешь стать солдатом,
обругай декана матом.
(АГТУ, GWOZD,
http://parta.km.ru/read/parta7.html)
Возьми меня море и е*ни об скалы –
как я зае*ался решать интегралы.
(АГТУ, GWOZD,
http://parta.km.ru/read/parta7.html)
Пока я в лекции вникал,
Мой х?* свернулся в интеграл…
(http://ess.km.ru/pages/parta.htm)
Легче съехать жопой с терки,
Чем учиться на пятерки.
(http://parta.km.ru/read.parta7.html)
Аналогичный текст с вариантом: «Лучше съехать попой с
терки…» прислал GWOZD (там же).
Если препод на пару не придет
Студент от радости умрет.
(http://ess.km.ru/pages/parta.htm)
В «колЛЕКЦИЮ» надписей попали и известные во множестве
вариантов анафорические двустишия:
Лучше вскрыть на жопе вены,
Чем дождаться перемены.
***
Лучше спать на куче лома,
Чем с девчонкой с эконома.
***
Лучше спать на куче шлака,
Чем с девчонкой с МузПедФака.
***
Лучше съесть ведро навоза,
Чем учиться на ФизВоза.
(http://ess.km.ru/pages/parta.htm)
Среди приведенных текстов встречаются и традиционные дразнилки
студентов разных специальностей, и замешанный на черно-юморном
садомазохизме протест против учебы, и, конечно же, знаменитая
студенческая эротика, выражаемая преимущественно обсценной
лексикой, но, что примечательно, в Интернет-публикации идущая со
звездочками, «собачками», процентами и прочими значками в
середине крамольных слов. В сущности, именно эротика доминирует
на данном сайте и, как правило, гиперэротичные тексты попадают в
регулярно составляемые «горячие» двадцатки и десятки (top’ы) «самых-самых
приколов».
Знаменательно, что многие из приведенных тут текстов
фиксировались нами в разных вариантах в институтах Харькова,
Киева, Донецка1, некоторые имеют аналоги в пермских
записях К. Шумова в его известной публикации, посвященной
студенческим эротическим граффити2, однако, есть и
весьма оригинальные сочинения, вроде таких:
Как увижу я Маринку,
Сердце бьется об ширинку.
(АГТУ, GWOZD,
http://parta.km.ru/read/parta7.html)
***
Без родительских оков
Познаю я мужиков.
Но души моей маразм
Не дает понять оргазм…
(СГАП, прислал(а): sable, http://superparta.ru/index.php?id=poem)
Встречаются среди данных текстов пародии на рекламные слоганы
(столь любимые КВНщиками), например:
Чтобы х* стоял столбом,
Жуй жвачку Бом-Бибом.
Если он стоять не может,
Даже Сникерс не поможет…
(СГУ, там же)
Пародийными являются и стихотворения, начинающиеся
узнаваемо-лирическими строчками (настраивающими на
романтическо-элегический лад) и резко продолжающиеся крутой
эротикой или намеренно сниженным прозаизмом. Например:
Ты ушла, любви не замечая,
Обманула, гадина, меня.
Так пусть тебя еб*т собака злая,
А не такое солнышко, как я!
(СГАП, прислал(а): sable, там же)
Очень близкий вариант был зафиксирован нами 7 лет назад от
студентки Харьковского мединститута как одна из типичных надписей
в ее вузе.
Приведем еще примеры:
Бывают дни, когда опустишь руки,
Нащупаешь головку и…
Привычными движеньями руки
Начнешь спасение от скуки.
(ЛИСИ, прислал: jaroslav, там же)
***
Ветер дует с юга,
И луна взошла.
Что же ты, подруга,
Ночью не пришла?
Не пришла ты ночью,
Не пришла ты днем.
Думаешь мы дрочим –
Нет, других еб*м.
(СГУТи КД, прислал: Диман, там же)
Данное восьмистишие весьма популярно среди харьковских
студентов и нередко встречается на партах, в частности, в
Политехническом институте. Как и такой текст:
Люблю я женщин в белом.
А впрочем какая разница?
Поставил ее раком к дереву
И в задницу, и в задницу.
(КубГТУ, прислал(а): Toper Harley, там же)
А вот пародия на известный шедевр Пушкина:
Я вас хотел,
Хочу еще быть может,
В душе моей угасло не совсем.
Но пусть оно вас больше не тревожит.
Вставайте раком,
Я присуну всем.
(КГТУ, прислал: Sergey, там же)
Пародируются иногда и «Вредные советы» Г. Остера:
Если хочешь много ласки,
Много секса и любви –
Сделай что-нибудь плохое,
Чтоб потом тебя еб*и.
(СГУ, там же)
Как пародию на «рабочую поэзию» 1920-х гг. можно воспринимать
такое четверостишие:
Мне не надо на небе туч,
Ты одна у меня в этом мире.
Хочешь, я подарю тебе ключ
19х24
(БВВАУЛ, прислал(а): OBOZ, там же)
Пародией на «декадентскую» лирику начала ХХ ст. является
следующее современное стихотворение:
Я жду давно,
Но до сих пор вас нет.
Я на диване время коротаю.
В одной руке держу я ваш портрет,
Другой рукой о вас одной мечтаю.
(надпись на парте, прислала: Несчастная, там же)
Замечателен текст (не встречавшийся нам вне сети),
пародирующий на уровне ритмики и кумулятивного сюжета детскую
классику («Робина-Бобина», стихи К. Чуковского и др.) и
заканчивающийся псевдо-философским резюме:
Я узнал, что у меня
Есть огромная фигня!
Я шагаю с ней по свету
И люблю и ту и эту –
И Маринку, и Наташку,
И Марго и эту Машку,
Олю, Таню, Ксюшу, Любу,
Василису завтра буду…
И Оксану и Светлану,
И на Юлю строю планы,
И Лариску и Анжелу,
И Катюшу между делом;
Веронику, Аню, Женю,
Хоть она и в положеньи,
И Полину и Варвару,
И начальницу Тамару,
Бабу Клаву, бабу Зину
И Данилу и грузина
И свою собаку Глашку,
И кота и черепашку,
И тропинку и лесок,
В поле каждый колосок.
Все живое, неживое –
Это все мое родное!
Всех люблю на свете я –
Вот концепция моя!
(МАДИ, прислал(а): bkmz, там же)
Стихотворение «Я узнал, что у меня есть огромная семья…»
современного автора, послужившее основой для остроумной
переделки, очевидно, входящее в школьную программу, стало
популярным после декламации его ребятенком в культовом фильме
«Брат-2». Фразу «Я узнал, что у меня есть огромная семья…» в
последние годы нередко можно встретить в журналистских
заголовках.
Попадают, конечно, в эту коллекция и гарики
(произведения Игоря Губермана), давно ставшие фольклорными, вроде
знаменитого «В лесу раздавался топор дровосека…». Время от
времени их выцарапывают и на студенческих партах.
Алкогольная тема в сетевой коллекции, как и в эпиграфике на
партах, по популярности не уступает эротической. В сущности,
почти все тексты на данную тему, приведенные на сайте,
встречались нам в письменном виде вне сети, за исключением
таких:
Дети в школу собирались,
Брились, брились, похмелялись…
(МГАПИ, прислал: Евгений, http://superparta.ru/index.php?id=drunk)
***
Поднимем бокалы и сдвинем их разом,
И выпьем за ум, заходящий за разум!
(МЭИ, там же)
***
Сколько водки не бери – выпьет все
Студент МАИ!
Московский Алкогольный институт имени Апохмелидзе
(МАИ, там же)
Весьма оригинальна переделка классики советской песни:
Мы рождены, чтоб пить и веселиться,
Чтоб жизнь прожить не хуже королей,
Чтоб 300 раз напиться и свалиться,
Поднявшись снова закричать – НАЛЕЙ.
(БВВАУЛ, прислал(а): OBOZ, там же)
Заметим, что песня «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»
послужила основой и для «Гимна химиков» (его нет на сайте),
лейтмотивом которого тоже является призыв к «неумеренному
потреблению спиртных напитков».
Весьма замечателен в сетевой подборке такой апофеоз
алкоголизма:
Блюю я в воду с парапета,
Смотрю на небо – солнце там.
В зубах дымится сигарета.
Привет! Мне хорошо, а вам?
(СГУТиКД, прислал Диман, там же)
Ну а «классикой жанра» являются следующие произведения.
Например, известная переделка стихотворения А. Барто:
Даже если спирт замерзнет,
Все равно его не брошу.
Буду грызть его зубами,
Потому что он хороший!
(СГУ, там же)
Или такие тексты:
Водку холодную я обожаю,
Теплую водку просто люблю.
Но если водка работе мешает –
Брось ее на х… работу свою!
(СГУ, там же)
***
Водка холодная пьется отлично,
Водка согреет душу твою!
Но если водка мешает учиться –
Брось ее на х… учебу твою!
(СГУ, там же)
***
Все может быть,
Все может статься –
Машина может поломаться,
Девчонка может разлюбить,
Но чтоб студент наш бросил ПИТЬ!
Вот этого не может быть!
Мы ПИЛИ, ПЬЕМ И БУДЕМ ПИТЬ!!!
(РГППУ, прислал(а) :venom, там же)
Причина популярности «алкогольных» текстов – вовсе не
поголовная «зависимость» студентов, а характерное для российской
народной культуры (и для российской, и для европейской
студенческой субкультуры тоже, разумеется) осмысление права на
выпивку как права на свободу, нерегламентированное поведение.
Симптоматично, что в Украине есть даже водка
«Свобода. Оригінальна», рекламируемая так:
«Глоток
Свободы...» Акцентированные девиантность и
пансексуализм, как и склонность к «черному юмору», стремление
«смеяться, когда нельзя» (М.Цветаева) – непременные атрибуты
фольклорного имиджа студента.
Конечно, в коллекции сетевой эпиграфики не могли не
появиться столь популярные в студенческой среде тексты с
капрологическими мотивами (хотя данные произведения сочиняются и
бытуют не только среди студентов, как и ряд приведенных выше
изречений). Вот пара образчиков:
«Человек – это фабрика по перепроизводству качественных
продуктов питания в некачественные удобрения» (МЭСИ ,
прислал(а): MerryStudent, http://superparta.ru/index.php?id=phil)
***
Над седой равниной моря,
Над крутой вершиной скал
Гордо реял буревестник
И метал на скалы кал.
Глупый пингвин очень злится,
Что несбыточны мечты.
Он не может, хоть и птица,
Гордо какать с высоты.
(АГТУ, GWOZD, http://parta.km.ru.read/parta7.html)
Вот такая переделка «Песни о Буревестнике». Ничуть не
менее жестоко «товарищи потомки» обошлись и с нежной лирикой
другого русского классика:
В минуту жизни трудную,
Когда я сс@%ь
хочу,
В обитель эту чудную
Я соколом лечу.
(http://ess.km.ru/pages/parta.htm)
На Интернет-парту попали и философские (или тяготеющие к
таковым) афоризмы и остроты, нередко процарапываемые и на вполне
реальных партах, например:
Жизнь – это болезнь,
передающаяся
половым путем
со 100% летальным исходом.
(СГУ, http://superparta.ru/index.php?id=phil)
***
Самая любимая игра человечества –
В ящик.
Хоть раз, но сыграет каждый.
(СГУТиКД, прислала: Самая Лучшая, там же)
Тут же и творения О.Хайяма (в частности: «Ты лучше голодай…»),
и знаменитое:
-Бог умер!
Ницше.
-Ницше умер!
Бог.
(ГУУ, там же)
Рефлексии по поводу писанины на партах также присылаются на
сайт. Например, такая пародия на известный рекламный текст:
Надпись на парте: «Здесь могла быть ваша надпись»
(http://ess.km.ru/pages/parta.htm)
Или такое впечатляющее поэтическое произведение:
Дело дрянь, когда на ФАКе
Расплодилися писаки,
У которых полны сраки,
Но зато башка пуста.
Этим тварям ох*енным
Я заткнул бы здоровенным
Волосатым многочленом
Шаловливые уста!
(ПГУ, прислал:Yarick, http://superparta.ru/index.php?id=poem)
Обратим внимание на то, что в финале речь идет об «устах» -
т.е. первичной признается все-таки – сознательно или
бессознательно – устная традиция.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать: эпиграфические
надписи, попадающие в Интернет, весьма репрезентативны и являются
прекрасным материалом для исследования студенческой субкультуры,
поскольку представляют собой своего рода хрестоматию (компендиум)
студенческого фольклора, однако обыкновенная аудиторная парта,
покрытая обыкновенными надписями и рисунками, не менее
информативна и более обращена к локальным реалиям внутривузовской
жизни, обобщающие же тексты (от пародийных виршиков до
ироническо-философских изречений) распределяются даже в пределах
одной группы крайне неравномерно: есть знатоки студенческого
фольклора, но большинство хорошо помнит 10 – 15 текстов, хотя в
пассивной памяти хранит их раза в 2 больше. Интернет представляет
собой почти идеальный вариант коллективной памяти, общее
хранилище, откуда молодой человек может почерпнуть неизвестный
«прикольный стишок» и вернуть его в «естественную среду обитания»
– написать на парте во время скучной лекции или рассказать на
перемене друзьям (вариант – послать SMS-кой), что чаще всего и делается. Т.о.
«интернет-парта» является лишь промежуточным звеном (и
отнюдь не обязательным) в цепочке бытования студенческих
граффити.
Примечания:
1. Подробнее см.:
Krasikov M. Ukrainian Student Subculture As Mirrored in Epigraphi//Етнічна
історія народів Європи: Зб. наук. праць. Вип. 18. Київ, 2005. –
С. 73-79.
2. См. Шумов К.Э. «Эротические» студенческие
граффити. На материалах студенческих аудиторий Пермского
университета//Секс и эротика в русской традиционной
культуре/Сост. А.Л. Топорков. – М., 1996.
|