Летняя школа по типологии фольклора
А.В. Козьмин
Популярность сказочных сюжетов
Популярность тех или иных сказочных сюжетов давно привлекала внимание исследователей. Достаточно вспомнить связь между географическим распространением сюжетов о сиротке и этнографическими особенностями народов-носителей таких сюжетов. Однако в этой связи можно поставить следующий вопрос: что есть популярность сюжета, что означает утверждение "сюжет X популярнее сюжета Y"? Ответ на этот вопрос не так тривиален, как может показаться на первый взгляд.
Материалом для исследования послужил сюжетный фонд русской волшебной сказки, как он отражен в "Систематическом указателе сюжетов восточнославянской сказки". Для каждого сюжетного типа (номера 300-749, всего 230 сюжетов) подсчитывалось число записей сказок на данный сюжет. Учитывался только русский материал.
В результате обнаруживается следующая картина. Сюжетный фонд русской сказки состоит из относительно небольшого набора очень распространенных сюжетов, в то время как большая часть сюжетов малопопулярна. Всего в СУС упоминается 3432 записи волшебных сказок. Первые 10 наиболее популярных сюжетов охватывают 800, первые 20 - 1298 записей и т.д. 30 (из 230) наиболее популярных сюжетов покрывают 1736 записей, то есть больше половины всех записей всех сюжетов. В свою очередь, 137 сюжетов, каждый из которых встречается в 10 и меньшем числе записей (т.е. в 9, 8 и т.д. записях, что, в общем, не свидетельствует об их исключительной редкости), встречаются лишь в 426 записях.
Таким образом, в сюжетном фонде можно выделить небольшое, но "сильное" ядро и "слабую" периферию.
Такая структура сюжетного фонда точно отражает хорошо известные свойства жанра волшебной сказки. Этот жанр характеризуется традиционностью, отсутствием инноваций, мало продуктивен. Статистика популярности сюжетов указывает на то, что традиция "произвела отбор" сюжетов, вызывающих интерес, но хорошо известных аудитории. Можно предположить, что в менее традиционных, но более продуктивных фольклорных жанрах, должна складываться другая картина - фонд состоит из множества сюжетов, с относительно близкими частотами, и лишен "сверхпопулярного" ядра ("анекдоты с бородой", конечно, рассказывают, но популярность приобретают как раз неизвестные сюжеты). Естественно, это лишь предположение, требующее проверки.
Конечно же, хотелось бы определить, от чего зависит популярность или непопулярность тех или иных сюжетов. Сразу нужно подчеркнуть, что ответа на этот вопрос нет. Ниже в таблице приводится 20 наиболее популярных сюжетов:
Номер | Описание (по СУС) | число записей |
301А, В | Три подземных царства: герои идут искать исчезнувшую царевну: поочередно варят обед; старичок с ноготок калечит братьев или спутников силача, но терпит поражение в схватке с ним; тот по следам старичка спускается под землю или (реже) поднимается на гору, освобождает трех царевен и, несмотря на предательство братьев (спутников), не пожелавших вытащить его обратно, возвращается наверх (по гигантской птице); приходит на свадьбу царевны и мнимого ее спасителя (ср.: 974); женится на ней. |
144 |
313A, В, С | Чудесное бегство: Юноша, обещанный черту (водяному царю, чародею), в назначенный срок является к нему, выполняет с помощью девушки (дочери водяного царя) трудные задания, бежит с нею; они превращаются в разных животных и предметы. - Сказки под номером 313A начинаются эпизодом: черт (водяной и др.) схватывает за бороду путника, который пытался напиться. Сказки типа 313В имеют такое начало: человек спасает птицу, она уносит его в заморское царство, дарит там ему чудесный ящичек, который он не должен открывать, нарушает запрет (ср.: AT 537); сказки типа 313С заканчиваются эпизодом "Забытая невеста". Обычное начало сказок типа 313A, В, С - "Война птиц и зверей" (AT 222=АА 222А) или "Мышь и воробей" (222В*=АА222*В). |
126 |
3001 | Победитель змея: герой освобождает обреченную на съедение царевну и женится на ней. - Чаще всего входит в сказку как эпизод | 103 |
4001 | Муж ищет исчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа): при вступлепии в брак муж (жена) обязуются не нарушать какого-либо запрета; нарушив запрет, отправляется на поиски исчезнувшей жены (мужа) и благодаря чудесной помощи находит. Ср.: 402, 432, 440. | 85 |
707 | Чудесные дети: царь (царевич) подслушивает разговор трех девушек-сестер; женится на младшей, обещавшей родить прекрасных сыновей; детей, рожденных ею в отсутствие царя, подменяют сестры (ведьмы) щенятами (зверенышами); царь приказывает посадить жену с новорожденными в бочку и бросить в море; бочка приплывает к острову, где сын основывает царство чудес-диковинок; царь едет посмотреть на диковинки и встречается с женой и детьми; клеветницы наказываются. - Реже в восточнославянском материале встречается другая разновидность этого сюжетного типа - о поющем дереве, птице-говорунье и живой воде. | 78 |
465А | Красавица-жена ("Пойди туда, не знаю куда"): царский стрелок (папский егерь, бедный мужик) женится на чудесной красавице и искуснице; царь (барин) хочет овладеть ею и посылает мужа выполнить трудные поручения; жена стрелку помогает; намерение царя не сбывается. |
75 |
315 | Звериное молоко: сестра (мать) сговаривается с любовником (разбойником, чародеем, змеем, чертом, Кащеем, железным волком) погубить юношу и посылает его за молоком волчицы, медведицы и львицы, притворившись больной; связывает его; герой спасается с помощью зверей - волчонка, медвежонка и львенка; расправляется с врагом,
наказывает притворщицу. |
67 |
532 | Незнайка: царевич изгнан мачехой; по совету коня надевает рубище и на вопросы отвечает "не знаю"; поступает садовником к царю, царевна его привечает; тайно он трижды избавляет царя от врагов; о его подвигах узнают, и он женится на царевне. | 65 |
3021 | Смерть Кащея в яйце: герой при содействии помощников (благодарных животных) находит себе невесту (ср.: 554); ее похищает Кащей; добыв Кащееву смерть в спрятанном яйце, герои освобождает свою нареченную. | 57 |
530 | Сивко-Бурко: младший брат (дурень) получает от умершего отца волшебного коня; царь объявляет, что выдаст дочь только за того, кто доскачет до высокого терема (столба, стеклянной горы), где она находится, и поцелует ее; герой выполняет эту задачу и женится на царевне. Продолжением часто служит 5ЗОА. Реже в восточнославянском материале встречается разновидность этого сюжета, в которой герой, достигнув вершины стеклянной горы, освобождает от заклятия находящуюся там царевну. |
55 |
560 | Волшебное кольцо: герой выручает из беды собаку, кошку и змею; при помощи кольца, полученного от змеи или снятого с руки спящей красавицы, выполняет задачи царя и женится на царевне; она похищает кольцо, а сама исчезает, заточив мужа в темницу; собака и кошка возвращают ему похищенный предмет. |
55 |
327С, F | Мальчик (Ивась, Жихарко, Лутонюшка) и ведьма: ведьма заманивает мальчика к себе, подражая голосу матери; поручает своей дочке изжарить его или сама показывает, как надо садиться на лопату; мальчик засовывает в печь дочь ведьмы или ведьму; взбирается на дерево; гуси-лебеди приносят его домой: в сказке типа 327F мальчик-рыбак ловит рыбу, сидя в лодке; ведьма перековывает свои грубый голос на тонкий и выдает себя за мать, принесшую еду. |
54 |
531 | Конек-горбунок: помогает герою на службе у царя; герой добывает жар-птицу, царевну, выполняет ее свадебные поручения; купается в кипятке и становится красавцем; царь пробует то же, погибает; герой получает руку царевны. |
53 |
303 | Два брата: чудесно рождаются близнецы-братья; один избавляет царевну от змея (ср.: 300); ведьма превращает его и помощников-животных в камни; другой отнимает у нее волшебный прутик и оживляет эти камни. |
51 |
566 | Рога: герой получает разные волшебные продметы и женится на царевне: она овладевает этими предметами; герой находит ягоды, от которых вырастают рога, и ягоды, дающие красоту; с помощью этих ягод выручает у царевны свои волшебные предметы. | 48 |
706 | Безручка: по навету жены-ведьмы брат изгоняет из дома сестру, отрубает ей руки (ср.: 883А); она выходит замуж за царя; вновь оклеветана, и царь изгоняет ее с ребенком; чудесным образом она исцеляется; принята мужем; когда истина выясняется, ведьму наказывают. |
48 |
307 | Девушка, встающая из гроба: по ночам пожирает людей, сторожащих ее; юноша разрушает колдовские чары и получает руку избавленной от чар девушки. | 45 |
325 | Хитрая наука: отец отдает чародею своего сына; получает обратно после того, как три раза узнал его среди одинаково превращенных в животных (птиц) юношей; продает несколько раз обернувшегося конем сына, пока его не покупает чародей; после ряда превращений ученик одерживает верх над своим учителем. |
45 |
554 | Благодарные животные: юноша щадит волка, щуку, муравьев; они помогают ему выполнить трудные поручения царевны и жениться на ней. | 44 |
567 | Чудесная птица: кто съест ее голову, станет царем, съест сердце - богачом (будет плеваться золотом); жена охотника готовит эту птицу для своего любовника, но случайно голову и сердце съедают ее дети; попытки отбить у них приобретенные таким образом чудесные свойства терпят неудачу. |
44 |
Довольно трудно выделить какие-либо семантические признаки или элементы, которые присутствовали бы у наиболее популярных сюжетов, и отсутствовали бы у менее популярных. Некоторые семантические характеристики сюжетов, коррелирующие с популярностью, рассматриваются ниже. Возможно, сначала следует рассмотреть другие, несемантические факторы.
Одним из таких факторов могло бы быть наличие лубочных изданий соответствующих сказок. Правда, популярность лубочных изданий в значительной степени должна была подчиняться тем же закономерностям, что и популярность устных текстов - лубочные издания очень сильно зависели от потребностей аудитории. Таким образом, популярность того или иного сюжета можно было бы объяснить влиянием лубочной литературы, но популярность этого сюжета в самой лубочной литературе требовала бы в свою очередь объяснения. Реальная ситуация сложнее. По данным Кореповой, наибольшей популярностью пользовалось издание сюжета "Жар-птица". Однако по популярности она лишь на 36 месте - 30 записей. Два наиболее популярных сюжета - "Три царства" и "Чудесное бегство" в книге Кореповой, посвященной наиболее популярным и варьирующимся сюжетом лубочных сказок, вообще не упоминаются. Из 20 наиболее популярных сюжетов только 7 широко представлены в лубочных сказках.
Таким образом, наблюдается своего рода дополнительное распределение между популярностью сюжетов лубочных и устных сказок. Это могло быть вызвано следующими факторами. Во-первых, лубочное издание сказки могло "подменять" устное исполнение чтением. Сказка в этом случае не рассказывалась, а читалась. Во-вторых, собиратели могли просто не записать соответствующие сказки, считая их вторичными по отношению к лубочным. Вообще говоря, эти два объяснения не противоречат друг другу.
Среди семантических признаков сюжетов можно отметить (не в строго статистическом смысле) пол главного героя.
Если взять уже упоминавшиеся выше 30 наиболее популярных сюжетов, покрывающих собой половину всех записей, то в этом списке только два с героиней женского пола ("Безручка: по навету жены-ведьмы брат изгоняет из дома сестру, отрубает ей рук; она выходит замуж за царя; вновь оклеветана, и царь изгоняет ее с ребенком; чудесным образом она исцеляется; принята мужем; когда истина выясняется, ведьму наказывают" и "Мачеха и падчерица: падчерицу увозят в лес; Морозко (Баба-яга, леший, в укр. текстах чаще - кобылячья голова) испытывает девушку и награждает ее (АА 480*В); падчерица играет в прятки с медведем, ей помогает мышка (АА 480*C; родная дочь также хочет получить подарок, но не выдерживает испытания и погибае"). Остальные 27 сюжетов с героиней попадают в список менее популярных сюжетов. Если разбить список сюжетов на группы по 20 единиц, то наибольшее число сюжетов с героиней (6 единиц) приходится на третью двадцатку.
Таким образом, "женские" сюжеты явно менее популярны, чем "мужские". Это может быть вызвано как общей ориентацией традиционной культуры на "мужское", так и составом сказочников. Однако вопрос требует дополнительных исследований.
Была сделана попытка применения классификации сюжетов, предложенная в работе Е.М. Мелетинского, С.Ю. Неклюдова и Д.М. Сегала : ("мифологический - немифологический" и т.д.) Однако никаких закономерностей, связанных с популярностью сюжетов выявить не удалось.
В заключение хотелось бы отметить, что решение проблемы, которую можно сформулировать "Почему один сюжет популярнее другого" требует средств описания, которые могли бы быть применены к любому сюжету. В принципе, система признаков, предложенная в упомянутой выше коллективной работе, удовлетворяет этому условию, но, судя по всему, традиция отбирает сюжеты по каким-то иным критериям. Аппарат функций В.Я. Проппа оказывается слишком сильным, каждый сюжет может быть изложен слишком многими способами с точки зрения последовательности функций. Возможно, ответ может быть найден после разработки более тонких семантических классификаций сюжетов, опирающихся на их синтагматику, однако более "грубую", чем у В.Я. Проппа.
Примечания
- Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С., Сегал Д.М. Проблемы структурного описания волшебной сказки // Труды по знаковым системам IV, Тарту, 1969, с. 86-135; Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С., Сегал Д.М. Еще раз к проблеме структурного описания волшебной сказки // Труды по знаковым системам V, Тарту, 1971, с. 63-91
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|