Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика



Аудиозаписи докладов

О ЦТСФ
Конференции
Публикации
Летние школы
Издания ЦТСФ РГГУ
Интервью, публичные лекции
Указатели
Живая cтарина
Лаборатория фольклора РГГУ
Интернет-ресурсы по фольклору
Библиотека фольклориста
Гранты
Персональные страницы
  Д.И. Антонов
  А.С. Архипова
  Ф.К. Бадаланова
  Л.М. Ермакова
  А.В. Козьмин
  М.В. Лурье
  И.Г. Матюшина
  Е.М. Мелетинский
  Д.М. Михеева
  С.Ю. Неклюдов
  Е.С. Новик
  А.А. Панченко
  Н.В. Петров
  И.А. Разумова
  Ф.Б. Успенский
  О.Б. Христофорова


<< На главную страницу

И.В. Козлова

Жанровые новообразования в фольклорной культуре советского времени в творчестве сказителей Русского Севера

Тридцатые годы XX века были отмечены рождением нового фольклорного жанра, которому Марфа Крюкова дала название «новина». Определение «новина» возникло по аналогии с понятием «ст арина». Соответственно новины были ориентированы главным образом на поэтику былин, но, кроме того, новины создавались на основе причитаний и традиционной лирики [1] . Новины во второй половине 1930-х годов слагались по всей территории Советского Союза, даже в тех регионах, где не было былинной традиции, но активнее всего новый эпос создавался на Севере. Архангельская область и Карелия, известные богатством традиционного фольклора оказались также и «очагом» нового эпоса. В 1937 году на страницах периодической печати (журналов «Знамя», «Новый мир», «Народное творчество», «Красная новь», газеты «Комсомольская правда», и др.) появляются имена М.С. Крюковой, П.И. Рябинина-Андреева, М.М. Коргуева. Новые произведения этих сказителей прочно заняли своё место на страницах периодики на последующие 10-15 лет. Уже в том же 1937 году выходит первая книга новин М.С. Крюковой, состоящая их трёх произведений: «Сказание о Ленине», «Чапай», «Поколен-борода и ясны соколы». Составителем и редактором книги выступил писатель Викторин Попов. В следующие 1938, 1939 годы появляется множество новых имен, но не все они закрепляются в печатных изданиях и приобретают известность. Список советских сказителей дополняется именами М.Р. Голубковой, А.М. Пашковой, А.В. Ватчиевой, Ф.А. Конашкова, А.Е. Суховерховой, А.И. Гладкобородовой.

Главными героями первых новин являются Ленин и Сталин. Северные сказители, как и другие эпические певцы Советского союза, уделили им большое внимание. «Пожалуй, нет такого народного поэта, который не попытался бы силами художественного творчества, в меру своего таланта создать образы великих вождей революции В.И. Ленина и И.В. Сталина» писал А. Михайлов. [ Михайлов 1953: 184].

Имя Ленина в 1930-е годы было воспето в творчестве сказителей. О Ленине слагались сказки, плачи, былины. В 1937 году в газете «Правда» выходит плач по Ленину золотицкой сказительницы М.С.Крюковой «Каменна Москва вся проплакала» [2] , и в журнале «Красная новь» её же «Сказание о Ленине» [3] . В Петрозаводске в 1938 году выходит книга «Сказы и плачи о Ленине», где кроме плача Крюковой печатаются произведения карельских сказительниц: А.С. Уконен, А.В. Ватчиевой, А.Н. Корешковой, М.Ф. Павковой, Ф.И. Быковой, Е.П. Копейкиной, М.М. Хотеевой. На страницах «Комсомольской правды» в 1938 году печатается сказ Т.А. Долгушевой из Кировской области «По твоим заветам всё исполнилось». В 1939 году в журнале «Работница» - «Сказ о Ленине» пудожской сказительницы А.М. Пашковой, в альманахе «Карелия» отрывок из былины о Ленине («Приезд Ленина в Петроград») сказителя Заонежского района М.К. Рябинина. В январском номере журнала «Октябрь» за 1941 год печатается новина печорской сказительницы М.Р. Голубковой «На большой, на Красной площади» [4] . В 1947 году выходит книга пинежской сказительницы А.И. Гладкобородовой «Сказы и песни», где одно из произведений «О Ленине» [5] . Смерть Ленина оплакала и пинежская сказительница А.Е. Суховерхова, текст её плача «Вся проплакала Страна Советская» хранится в Архангельской областной библиотеке без указания даты записи [6] .

Цель нашей работы рассмотреть образы вождей в советском эпосе на материале творчества сказителей Архангельской области.

Марфа Крюкова, известная импровизаторским даром, сложила два разных произведения о Ленине. Одно из них - «Каменна Москва вся проплакала» - построено в соответствии с поэтикой причета [7] :

Как у нас было в каменн ой Москве

Велико у нас несчастие случилося.

Тут река Москва сколыбалася

Да как морской волной разбегалася.

Красно солнышко затемнялось всё,

Дерева в саду пошаталися,

Мать сыра земля разревелася…

Но в последнем абзаце появляется нехарактерный для традиционного причитания образ заместителя-Сталина, которому Ленин завещает продолжить дело строительства счастливой жизни советского народа:

Все дела поручил же и оставил он

Неизменному вождю всенародному,

Своему славному другу Сталину

С Ильичом-то он все думу думает…

[ Крюкова 1937а: 2]

Второе произведение построено по поэтическим принципам былины. В то же время оно состоит из множества сюжетных линий, что для традиционной былины не характерно, поэтому А.М. Астахова предлагала называть такие произведения поэмами [8] , а Т.Г. Иванова называет их новинами-поэмами [9] . «Сказание о Ленине» начинается с рассказа о покушении Александра Ульянова на Александра III , далее подробно изложена биография Ленина с начала революционной деятельности до смерти. Повествование часто перебивается сюжетными отступлениями: о войне с Германией, о времяпрепровождении царя и царицы, о сражениях гражданской войны и т.п. В заключительной части поэмы былинный принцип повествования сменяется стилистикой плача:

Не красно солнышко закатилося

Не за славны те горы Воробьевские…

<…>

…Как во гроб-то оно положено,

Как положен-то все Ильич же свет,

Призакрыт-то он доской гробовою

[ Крюкова 1937б: 117]

В этой новине также есть образ Сталина. В сюжете Сталин у гроба Ленина произносит клятву вечно его помнить и жить по его заветам.

Сталин как продолжатель дела Ленина показан и в новине М.Р. Голубковой «На большой, на Красной площади». Эта новина сложена сказительницей под впечатлением от посещения мавзолея в 1939 году. «Когда подошли поближе, увидела я Ленина, на глазах у меня слезы навернулись, сердце сильнее забилось. Тут у меня плач стал складываться:

Он не сном ведь спит, как живой лежит,

Как живой лежит, а ничего не говорит,

Всем смотреть-то нам его хочется,

Говорить-то с ним нам охотушка».

[ Голубкова 1946: 279]

Несмотря на то, что Голубкова называет своё произведение плачем, от традиционного плача оно существенно отличается. Начинается оно с описания Красной площади: о том, как много людей там съехалось посмотреть на вождя, потом сказительница рассказывает о том, как она добиралась до Москвы:

Не конем я не лошадушкой,

Не пеш а шла по дорожечке –

Я летела птицей вольною

Я на хитрости – на мудрости,

На машине самолетноей

Во всём настроение плача преобладает мажорный, жизнеутверждающий тон. Основную часть произведения занимает рассказ о том, как родина разрастается и крепнет, поэтому Ленин:

Не живой лежит, а веселешенек:

Верно знает он как дела идут…

[ Голубкова 1941: 11]

Если у Крюковой первое произведение было построено по принципу плача, а второе - былины, то автобиографическая героиня Голубковой в повести «Два века в полвека» рассказывает о сложении своего «плача»: «слова эти я из песен печорских выбирала…» [ Голубкова 1946: 280] . В отличие от М.С. Крюковой поражавшей собирателей своим былинным репертуаром, М.Р. Голубкова не исполняла былины, она славилась как незаурядная песельница (Н.П. Леонтьев отмечал, что на момент знакомства с ним она знала более 300 старинных печорских песен: свадебных, рекрутских, лирических, хороводных, плясовых и т.д. [ Леонтьев 1994]). По классификации, предложенной Астаховой, подобные произведения можно условно назвать сказами, потому что именно так они обычно «именуются в фольклористической практике» [ Астахова 1994: 205]. Это название прочно закрепилось в научно-популярных изданиях. То, что сама сказительница определяет своё произведение как плач имеет основания, так как оно содержит элементы традиционного причитания: «Очи ясные призакрылися, / Уста сахарные призамкнулися» и т.п. Голубкова в своей местности была известна не только богатым песенным репертуаром, но и умением причитать, для неё как носителя традиции естественно было назвать своё новое произведение плачем. Астахова отмечала близость между сказами и плачами по вождям, такую, что «иногда трудно бывает провести между ними определенную грань [ Астахова 1994: 205].

Ф.Миллер, основываясь на карельских материалах, писал, что почти все советские плачи похожи друг на друга. «Они выражают не столько горе, сколько радость. Сочинители их не скорбят по умершему, а жалеют о том, что он не дожил до нового времени и не может увидеть, как хорошо живет народ при Сталине» [ Миллер 2002: 69]. Для большинства советских плачей, в том числе и плачей по Ленину это утверждение справедливо. В плачах Крюковой и Голубковой, как и в плачах карельских сказительниц, тема оплакивания покойного сменяется темой прославления новой жизни.

Новина А.И. Гладкобородовой «О Ленине» издана уже после Великой Отечественной войны, а записана, судя по содержанию, в военные годы. Первая половина новины построена как стандартный плач по Ленину. Но дальше вместо описания счастливой жизни, что было характерно для довоенных плачей и сказов о Ленине, следует описание несчастья постигнувшего Родину.

…Не взойдет да солнце с запада,

Да не встанет наш Владимир Ильич.

Не разбудит его народный клич.

Уж и знает ли да ведает ли он,

Как про нашу жизнь да треложную,

Про людское-то избиеньице,

Про кровопролитное великое сраженьице,

Да про ту печаль мудра Сталина…

[ Гладкобородова 1947: 59]

Хотя заканчивается новина всё же оптимистичной нотой – уверенностью в будущей победе:

У нас отцы родные страну строили,

Миллионное войско повырастили,

И чужой земли нам не надобно.

А свою мы очистим от тех разбойников.

И опять страна наша встанет-подымется,

Зарастет-зацветет лучше прежнего.

[ Гладкобородова 1947: 60]

Во время войны, по всей видимости, написана и новина А.Е. Суховерховой «Вся проплакала Страна Советская». Начало её стандартно для плача по Ленину:

Ветры буйные да завывалисе,

Вьюги снежные до поднималисе,

<…>

Вся проплакала Страна Советская,

Как скончался то тут Ильич Владимир свет…

[ Суховерхова 1975: 234]

Потом идет традиционный для подобных плачей мотив завещания Ленина Сталину Советской страны, а затем, как и у Гладкобородовой, повествуется о фашистском нападении на нашу страну и готовность отстоять её.

…Затуманилось морюшко Белое

Да полын трава в поле расшаталасе

Змеи лютые расшипелисе

<…>

Накинулись чудовища на нашу Родину

Все на мирных людей на счастливых детей

Только гадов мы не испугалисе

<…>

Головой постоим мы за Родину

За едино хранить будем партию

Как один пойдем мы за Сталина

Не отдадим врагу нашей Родины

Вольной волюшки земли сахарной.

[ Суховерхова 1975: 235-236]

Во всех приведенных новинах о Ленине рядом с образом умершего вождя рисуется образ вождя нынешнего, ведущего страну по ленинскому пути в светлое будущее. Ф. Миллер отмечает, что «Годовщина смерти Ленина служит поводом для прославления Сталина…» [ Миллер 2006: 73]. У. Юстус называет плачи о Ленине его второй смертью, так как они констатируют, что Ленин умер и уже не воскреснет, таким образом, они «освобождают место» реальному Сталину [ Юстус 2002: 237]. Одновременно с плачами и сказами о Ленине сказители создают произведения о Сталине. В 1937 году выходит новина «Слава Сталину будет вечная» [10] , а 1939 «На родине вождя» [11] М.С. Крюковой, «Наша Родина» М.Р. Голубковой [12] и «Величальные песни поёт наш народ» А.И. Гладкобородовой [13] . В 1942 А.Е. Суховерховой - «Слава громкая и бессмертная полководцу мудрому Сталину» [14] .

Новина М.С. Крюковой «Слава Сталину будет вечная» посвящена революционному пути Сталина. По жанру это одно из наиболее близких к былине произведений Крюковой. Начинается она с того, что

Иосиф свет призамыслился.

Он задумал думушку крепкую.

Темны ноченьки просиживал,

Дни же белые продумывал.

Он решился итти в превеликий бой,

В превеликий бой за рабочий люд.

[ Крюкова 1937в: 100]

Сталин изображается в виде богатыря, который «храбро бился за народ». Новина повествует о том, как Сталин скрывался от царских прислужников, как познакомился с Лениным, как «созвали они крепку партию» и выиграли гражданскую войну. Как и в сказах о Ленине, важным моментом является передача власти Ленина Сталину:

Подкосила смерть вождя Ленина.

При кончине своей он призвал к себе

Друга верного славна Сталина

<…>

Сталин дал ему слово верное,

Как булат оно было крепкое.

Он пошел путями Ленина

И стопами большевистскими…

[ Крюкова 1937в: 102-103]

Заканчивается новина прославлением нового вождя:

Много лет ему жить да здравствовать

Белому-то морю все на т ишину,

А Москве-реке на велику честь!

[ Крюкова 1937в: 104]

Новина «На родине вождя» написана М.С. Крюковой после поездки в село Гори в 1938 году. Новина излагает биографию Сталина былинным стихом с множеством лирических отступлений.

Начинается новина с параллелизма, в котором закладывается тема родства Ленина и Сталина, характерная для многих произведений того времени о вождях:

…Одно древо вырастало на Волге-реке,

Другое древо вырастало на горах кавказских,

Хошь росли-стояли они не близешенько,

А кореньицами вместях они срасталися,

А вершиночками вместях они свивалися,

То два друга было очень верных-то…

[ Крюкова 1939: 44]

Повествование в новине строится от первого лица. Вступление про два дерева сменяется лирическим описанием чудного-дивного сна, который предзнаменовал путешествие, потом описывается отъезд «провожали меня все со старого до малого» и впечатления от кавказской природы «нигде нет такого соньца светлого, / Оно светит как в гусли выигрывают...». Далее сказительница идет путем сужения образа к описанию домика, где родился вождь:

Я смотрела на крылечушко, на перила на точеные,

На те ли на ступенечки деревянные,

Где бегало-играло дитя малое…

[ Крюкова 1939: 48]

Далее последовательно строится поэтический пересказ сталинской биографии в соответствии с местами, посещаемыми лирической героиней (школа, семинария, подвал, где Сталин скрывался от царской полиции и т.д.). В предпоследней части поэмы описывается знакомство Сталина с Лениным.

Не два ясных сокола слеталося,

Не две зорюшки утренних сходилися,

<…>

Во ту пору, во то давнее времечко

Славный Ленин-вождь со Сталиным сходилися

К моменту знакомства с Лениным Сталин изображен с уже сложившимися качествами вождя:

…Правда справедливая перед ним знаменовалася.

Все работнички заводские да чернопахари

Шли за ним да целой массою…

Заканчивается новина прославлением вождя:

Пропевать-возвеличивать буду вождя Сталина,

Его справедливые дела, очень мудрые,

Много жить ему да долго здравствовать,

Получить ему за всё подв иг победный.

[ Крюкова 1939: 60]

У. Юстус сравнивая новины М.С. Крюковой «Сказание о Ленине» и «На родине вождя», обращает внимание на различие их финалов. Если первая, «заканчивается по аналогии с выходящими тогда же в свет песнями-плачами, горькой жалобой о безвозвратно ушедшем из жизни Ленине», то вторая пожеланием долгой жизни и здравствия новому вождю [ Юстус 2002: 938].

Новина М.Р. Голубковой «Наша Родина» в другом издании носит название «Моё слово Сталину величальное». В автобиографической повести «Два века в полвека» сказительница Маремьяна рассказывала, что в основу этой новины было положено начало печорской песни «Выйдем-ка, братцы-ребятушки, / На зелёный луг» [ Голубкова 1946: 266]. Начало получилось:

Выйдем-ко, товарищи,

На зеленый луг,

Сядем-ко, товарищи,

Во единый круг,

Запоем, товарищи,

Песню новую

Про отца-родителя

Мудра Сталина.

[ Голубкова 1939: 8]

В этой новине, как и во всех новинах о Ленине и о Сталине, подчеркивается момент родства и преемственности между Лениным и Сталиным.

Жили два товарища,

Два приятеля,

Два хороших брателка

Два названные.

Как старшего брателка

Звали Лениным

<…>

Как меньшего брателка

Звали Сталиным…

[ Голубкова 1939: 9]

Начало новины повествует о тяжелой прежней жизни: «Понапрасно в песенках / счастье кликали, / Жили мы – век по веку, / горе мыкали». Биография Сталина в большей части новины сливается с биографией Ленина: «Ленина со Сталиным / Сроду не брала / Зла-лиха неволюшка…», «В эту славну партию/ Сталин с Лениным / Отбирали с выбором…»[ Голубкова 1939: 9], Ленин и Сталин создали партию, дали народу волю, выиграли гражданскую войну. В связи с гражданской войной часть новины посвящена Красной Армии. Здесь фигура Сталина выходит на первый план: «Под его водительством / Наша Армия / Размела-развеяла / Всех насильников…». Далее Ленин умирает и завещает Сталину «Держать знамя партии / Выше солнышка» [ Голубкова 1939: 11]. После чего красочно описывается счастливая новая жизнь «под руководительством мудра-Сталина» и завершается новина словами: «За житьё хорошее, / Беспечальное- / Моё слово Сталину / Величальное» [ Голубкова 1939: 14]. Повествование здесь, как и в новине Крюковой «На родине вождя», ведется от первого лица, что придаёт этим новинам сильное лирическое начало. У Голубковой «я» там, где речь идет явлениях старой или новой жизни, часто перерастает в «мы», но собственное лирическое «я» отчетливо заявлено в начале и в конце новины.

В том же году выходит и новина А.И. Гладкобородовой «Величальные песни поёт наш народ». Эта новина сложена в результате поездки Гладкобородовой в Сольвычегодск. Новина строится на впечатлениях от посещения дома, в котором Сталин отбывал ссылку.

На краю-то его улицы широкой

Не шатер стоит белополотняный,

Стоит маленькая красная горница…

Кругом ее цветут цветы алые,

Людской любовью она окреплена…

[ Гладкобородова 1939: 4]

Далее следует описание горенки и как в ней Сталин «у околенки да у стекольчатой» «смотрел, глядел по широкому Северу». После чего описывается тяжелая жизнь на дореволюционном Севере, через созерцание этого ссыльным Сталиным, который «…задумал найти пути новые, / Север сделать стороною счастливою», «все богатства земли сдать трудящимся». Упоминается в этой новине и Ленин, как «неизменный друг», пришедший на помощь Сталину, когда того «настигали в пути разбойники лютые». После чего Сталин с Ленины «…вывели людей из неволи такой, / На дорогу поставили славную», заканчивается новина величанием Сталина:

Величальные песни поет наш народ

О великом вожде – мудром Сталине!

[ Гладкобородова 1939: 4]

Новина Суховерховой «Слава громкая и бессмертная полководцу мудрому Сталину» написана во время Великой Отечественной войны. Поэтому и главная тема – борьба Советской страны с фашистскими захватчиками.

Первая часть новины рассказывает о нападении Германии на Советскую страну.

Середи-то ноченьки темной

Выползало-то, кралось змеище лютое,

Ище-то Гитлирище поганое.

Со своими гадами чернокрылыми

Они накинулись да набросились

На нашу Родину да любимую,

На республику да на советскую.

Далее следует перечисление сотворенных фашистами злодеяний и страданий советских людей и вот среди рек крови и слез, через приём отрицательного сравнения в природную картину вводится фигура Сталина:

Бело море да расходилося,

Мать-сыра земля да потрясалася, -

Как ни ясен месяц на небушке восхаживал,

А поднимался на башню Кремлевскую

Великий полководец, родной Сталин-вождь.

[ Суховерхова 1942: 4]

Сталин собирает «свою дружинушку», на борьбу поднимается весь народ «Засвистели-то пули быстрые, / Полетели ядра меткие /<…> Зашаталася да испугалася сила фашистская».

Заканчивается новина уверенностью в будущей победе и прославлением вождя:

Подохнут-то змеи в наших лесах.

А честь великая нашим воинам,

Слава громкая и бессмертная

Полководцу мудрому Сталину.

[ Суховерхова 1942: 4]

Эта новина написана  на три года позже других приведенных новин о Сталине, поэтому в ней выделены другие моменты. В 1939 году было важно прославить новую жизнь и подчеркнуть преемственность власти Сталина от Ленина, в 1942 в обстановке войны – выразить уверенность в силах родной страны. Объединить эти новины в одну группу позволил одинаковый финал: все они заканчиваются прославлением вождя.

Прославление Сталина встречается и во многих других новинах, не ставящих его отдельной задачей. Большинство этих новин посвящено преобразованию жизни: коллективизации, освоению Севера, новому социально-политическому устройству жизни (выборам депутатов, конституции, съездам партии, выставке ВДНХ). Ещё одна популярная тема, которая связывается обычно с именем Сталина – тема Красной Армии, новины посвященные этому явлению активно создавались как в 1930-е годы, так и в годы войны.

Таким образом, в творчестве советских сказителей образ любимого вождя Сталина является центральным. В плачах о Ленине он выступает достойным преемником Ленина, продолжателем его дела. В других новинах он выступает одновременно славным богатырем, охраняющим советскую землю, заботливым отцом советского народа и преобразователем жизни.

 



Примечания

[1] Можно выделить два понимания термина «новина»: Ф. Миллер называет новинами все поэтические произведения советских сказителей, а Т.Г. Иванова только те, что созданы по аналогии с былинами. Для обозначения произведений советских сказителей о современности часто также использовался термины «сказ» и иногда «поэма». В данной статье термин новина условно используется в широком значении.

[2] Правда. 1937. 9 сентября. №249. С.2

Републикации: Творчество народов СССР. М.,1937. С.52-55; Советская Арктика. 1937. №11. С.92-94 (под названием «Неизменным вождям всенародным»); Литературная газета. 1938. 20 января. №4. С.4; Сказы и плачи о Ленине. Петрозаводск,1938. С.15-20; Русские былины о Ленине и Сталине. Минск,1939. С.3-7; Ленин жив! В.И. Ленин в советской художественной литературе. Сост. А.Островский. Л.,1939. С.147-150; Русский советский фольклор. Антология. Л.,1967. С.80-83 (в публикации нет последних 23 строк); Рукописи, которых не было. Подделки в области славянского фольклора. М.,2002. С. 441-444; Ф.Миллер. Сталинский фольклор. СПб.,2006. С.127-129.

[3] Красная новь. 1937. №11. С.97-118.

Републикации: Сказания Марфы Семёновны Крюковой. Запись, обраб. и послесловие В.Попова. М.,1937. С.3-44; Сказание о Ленине М.С. Крюковой. М.,1938; Сказание о Ленине М.С.Крюковой. Архангельск,1938; Новины Марфы Семеновны Крюковой. Запись, обраб. и послесл. В.Попова. М.,1939. С.5-43; Рукописи, которых не было. Подделки в области славянского фольклора. М.,2002. С.588-616.

В журнале «30 дней» в №10 за 1937 был напечатан отрывок – первые 225 строк // 30 дней. 1937. №10. С.3-7.

Отдельными фрагментами цитируется в книге М.С. Крюковой «Заря-солнышко». М-Л., 1939

[4] Октябрь.1941.№1. С.11-12

Републикации: Правда. 1941. 21 января. №21. С.6; Маремьяна Голубкова. Слово – силушка большая. Архангельск,1949. С. 81-84; Рукописи, которых не было. Подделки в области славянского фольклора. М.,2002. С.533-556.

[5] Гладкобородова А.И. Сказы и песни. Запись А.Я. Колотиловой. Ред. С.А. Богуславский и А.Я. Колотилова. Архангельск, 1947. С.57-60.

[6] Суховерхова А.Е. Песни и сказы. Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова. Ф.868692. Л. 234-236

[7] Это отмечает Т.Г. Иванова в книге: Рукописи, которых не было: подделки в области славянского фольклора. М., 2002. С.901

[8] Доклад фольклориста А.М.Астаховой «Пути развития русского советского эпоса»  на совещании, посвященном советской былине во Всесоюзном доме народного творчества 26 апреля 1941 года // Фольклор России в документах советского периода 1933-1941 гг.: Сборник документов / Сост. Е.Д.Гринько, Л.Е.Ефанова, И.А.Зюзина, В.Г.Смолицкий, И.В.Тумашева.  М., 1994

[9] Иванова Т.Г. О фольклорной и псевдофольклорной природе советского эпоса. // Рукописи, которых не было: подделки в области славянского фольклора. М., 2002.

[10] Творчество народов СССР. М., 1937. С.100-104

Републикации: Творчество народов СССР о Сталине и Красной Армии. М., 1939. С.135-140; Русские былины о Ленине и Сталине. Минск,1939. С.8-14; Самое дорогое. Сталин в народном эпосе. Сборник под. ред. Ю.М. Соколова. М., 1939. С. 85-90; Сталин в творчестве народов СССР. М., 1939. С.4-9; Сталин в творчестве народов СССР. Орел, 1939. С.74-78; Рукописи, которых не было. Подделки в области славянского фольклора. М., 2002. С.620-624.

[11] Новины Марфы Семеновны Крюковой. М.,1939. С.44-60.

Републикации: Новины Марфы Семеновны Крюковой. Архангельск, 1939. С.7-21; Рукописи, которых не было. Подделки в области славянского фольклора. М.,2002. С.624-636.

Отрывки из этого произведения печатались отдельными новинами: Чудный-дивный сон // Крестьянка 1938 №17. Форзац; Ленин и Сталин // Крестьянка 1943.№1. С.2; На родине вождя (отрывок из сказа) // Правда Севера. 1951. 10 августа. № 56. С.3.; отрывки входят в книгу М.С. Крюковой «Заря-солнышко». М-Л., 1939

[12] Октябрь. 1939. №12. С.8-14

Републикации: Маремьяна Голубкова. Слово – силушка большая. Архангельск,1949. С.53-80 (под названием «Моё слово Сталину величальное»).

[13] Правда. 1939. 25 декабря. №355. С.4.

Републикации: Гладкобородова А.И. Сказы и песни. Архангельск, 1947. С.26-29

[14] Красноармеец. 1942. №12. С.4.

В сборнике: А.Е. Суховерхова «Песни и сказы» напечатан дополненный вариант этой новины, записанный в апреле 1945 года

 

Литература

Михайлов 1953 – Михайлов А. М.Р. Голубкова (Очерк жизни и творчества). // Север: Альманах.1953. №14.

Крюкова 1937а – Крюкова М.С. Каменна Москва вся проплакала // Правда. 1937. 9 сентября. №249.

Крюкова 1937б – Крюкова М.С. Сказание о Ленине // Красная новь. 1937. №11

Крюкова 1937в – Крюкова М.С. Слава Сталину будет вечная // Творчество народов СССР. М.,1937

Крюкова 1939 – Крюкова М.С. На родине вождя // Новины Марфы Семёновны Крюковой. М., 1939

Голубкова 1946 – Голубкова М.Р. Два века в полвека. М., 1946.

Голубкова 1941 – Голубкова М.Р. На большой, на Красной площади // Октябрь. 1941. №1.

Голубкова 1939 – Голубкова М.Р. Наша Родина // Октябрь. 1939. №12

Гладкобородова 1947 – Гладкобородова А.И. Сказы и песни. Архангельск, 1947

Гладкобородова 1939 – Гладкобородова А.И. Величальные песни поёт наш народ // Правда. 1939. 25 декабря. №355

Суховерхова 1975 – Суховерхова А.Е. Сказы и песни. Подарена Северным Русским народным хором Архангельской областной научной библиотеке им. Н.А. Добролюбова в 1975 году.

Суховерхова 1942 – Суховерхова А.Е. Слава громкая и бессмертная полководцу мудрому Сталину // Красноармеец. 1942. №12

Астахова 1994 – Доклад фольклориста А.М.Астаховой «Пути развития русского советского эпоса»  на совещании, посвященном советской былине во Всесоюзном доме народного творчества 26 апреля 1941 года // Фольклор России в документах советского периода 1933-1941 гг.: Сборник документов / Сост. Е.Д.Гринько, Л.Е.Ефанова, И.А.Зюзина, В.Г.Смолицкий, И.В.Тумашева. М., 1994

Миллер 2002 – Миллер Ф. Сталинский фольклор. СПб., 2006.

Юстус 2002 – Юстус У. Вторая смерть Ленина: функции плача в период перехода от культа Ленина к культу Сталина // Соцреалистический канон. СПб., 2002

Леонтьев 1994 – Доклад писателя Н.П. Леонтьева «Мой опыт работы со сказительницей М.Р. Голубковой» на совещании во Всесоюзном Доме народного творчества // Фольклор России в документах советского периода 1933-1941 гг.: Сборник документов. М., 1994.