И.В. Козлова
Жанровые новообразования в фольклорной культуре советского
времени в творчестве сказителей Русского Севера
Тридцатые годы
XX
века были отмечены рождением нового фольклорного жанра,
которому Марфа Крюкова дала название «новина». Определение
«новина» возникло по аналогии с понятием «ст
арина». Соответственно новины были ориентированы главным
образом на поэтику былин, но, кроме того, новины создавались на
основе причитаний и традиционной лирики
[1]
. Новины во второй половине 1930-х годов слагались по всей
территории Советского Союза, даже в тех регионах, где не было
былинной традиции, но активнее всего новый эпос создавался на
Севере. Архангельская область и Карелия, известные богатством
традиционного фольклора оказались также и «очагом» нового эпоса.
В 1937 году на страницах периодической печати (журналов «Знамя»,
«Новый мир», «Народное творчество», «Красная новь», газеты
«Комсомольская правда», и др.) появляются имена М.С. Крюковой,
П.И. Рябинина-Андреева, М.М. Коргуева. Новые произведения этих
сказителей прочно заняли своё место на страницах периодики на
последующие 10-15 лет. Уже в том же 1937 году выходит первая
книга новин М.С. Крюковой, состоящая их трёх произведений:
«Сказание о Ленине», «Чапай», «Поколен-борода и ясны соколы».
Составителем и редактором книги выступил писатель Викторин Попов.
В следующие 1938, 1939 годы появляется множество новых имен, но
не все они закрепляются в печатных изданиях и приобретают
известность. Список советских сказителей дополняется именами М.Р.
Голубковой, А.М. Пашковой, А.В. Ватчиевой, Ф.А. Конашкова, А.Е.
Суховерховой, А.И. Гладкобородовой.
Главными героями первых новин являются Ленин и Сталин.
Северные сказители, как и другие эпические певцы Советского
союза, уделили им большое внимание. «Пожалуй, нет такого
народного поэта, который не попытался бы силами художественного
творчества, в меру своего таланта создать образы великих вождей
революции В.И. Ленина и И.В. Сталина» писал А. Михайлов. [
Михайлов 1953: 184].
Имя Ленина в 1930-е годы было воспето в творчестве
сказителей. О Ленине слагались сказки, плачи, былины. В 1937 году
в газете «Правда» выходит плач по Ленину золотицкой сказительницы
М.С.Крюковой «Каменна Москва вся проплакала»
[2]
, и в журнале «Красная новь» её же «Сказание о Ленине»
[3]
. В Петрозаводске в 1938 году выходит книга «Сказы и плачи о
Ленине», где кроме плача Крюковой печатаются произведения
карельских сказительниц: А.С. Уконен, А.В. Ватчиевой, А.Н.
Корешковой, М.Ф. Павковой, Ф.И. Быковой, Е.П. Копейкиной, М.М.
Хотеевой. На страницах «Комсомольской правды» в 1938 году
печатается сказ Т.А. Долгушевой из Кировской области «По твоим
заветам всё исполнилось». В 1939 году в журнале «Работница» -
«Сказ о Ленине» пудожской сказительницы А.М. Пашковой, в
альманахе «Карелия» отрывок из былины о Ленине («Приезд Ленина в
Петроград») сказителя Заонежского района М.К. Рябинина. В
январском номере журнала «Октябрь» за 1941 год печатается новина
печорской сказительницы М.Р. Голубковой «На большой, на Красной
площади»
[4]
. В 1947 году выходит книга пинежской сказительницы А.И.
Гладкобородовой «Сказы и песни», где одно из произведений «О
Ленине»
[5]
. Смерть Ленина оплакала и пинежская сказительница А.Е.
Суховерхова, текст её плача «Вся проплакала Страна Советская»
хранится в Архангельской областной библиотеке без указания даты
записи
[6]
.
Цель нашей работы рассмотреть образы вождей в советском
эпосе на материале творчества сказителей Архангельской
области.
Марфа Крюкова, известная импровизаторским даром, сложила
два разных произведения о Ленине. Одно из них - «Каменна Москва
вся проплакала» - построено в соответствии с поэтикой причета
[7]
:
Как у нас было в каменн
ой Москве
Велико у нас несчастие случилося.
Тут река Москва сколыбалася
Да как морской волной разбегалася.
Красно солнышко затемнялось всё,
Дерева в саду пошаталися,
Мать сыра земля разревелася…
Но в последнем абзаце появляется нехарактерный для
традиционного причитания образ заместителя-Сталина, которому
Ленин завещает продолжить дело строительства счастливой жизни
советского народа:
Все дела поручил же и оставил он
Неизменному вождю всенародному,
Своему славному другу Сталину
С Ильичом-то он все думу думает…
[
Крюкова 1937а: 2]
Второе произведение построено по поэтическим принципам
былины. В то же время оно состоит из множества сюжетных линий,
что для традиционной былины не характерно, поэтому А.М. Астахова
предлагала называть такие произведения поэмами
[8]
, а Т.Г. Иванова называет их новинами-поэмами
[9]
. «Сказание о Ленине» начинается с рассказа о покушении
Александра Ульянова на Александра
III
, далее подробно изложена биография Ленина с начала
революционной деятельности до смерти. Повествование часто
перебивается сюжетными отступлениями: о войне с Германией, о
времяпрепровождении царя и царицы, о сражениях гражданской войны
и т.п. В заключительной части поэмы былинный принцип
повествования сменяется стилистикой плача:
Не красно солнышко закатилося
Не за славны те горы Воробьевские…
<…>
…Как во гроб-то оно положено,
Как положен-то все Ильич же свет,
Призакрыт-то он доской гробовою
[
Крюкова 1937б: 117]
В этой новине также есть образ Сталина. В сюжете Сталин у
гроба Ленина произносит клятву вечно его помнить и жить по его
заветам.
Сталин как продолжатель дела Ленина показан и в новине М.Р.
Голубковой «На большой, на Красной площади». Эта новина сложена
сказительницей под впечатлением от посещения мавзолея в 1939
году. «Когда подошли поближе, увидела я Ленина, на глазах у меня
слезы навернулись, сердце сильнее забилось. Тут у меня плач стал
складываться:
Он не сном ведь спит, как живой лежит,
Как живой лежит, а ничего не говорит,
Всем смотреть-то нам его хочется,
Говорить-то с ним нам охотушка».
[
Голубкова 1946: 279]
Несмотря на то, что Голубкова называет своё произведение
плачем, от традиционного плача оно существенно отличается.
Начинается оно с описания Красной площади: о том, как много людей
там съехалось посмотреть на вождя, потом сказительница
рассказывает о том, как она добиралась до Москвы:
Не конем я не лошадушкой,
Не пеш
а шла по дорожечке –
Я летела птицей вольною
Я на хитрости – на мудрости,
На машине самолетноей
Во всём настроение плача преобладает мажорный,
жизнеутверждающий тон. Основную часть произведения занимает
рассказ о том, как родина разрастается и крепнет, поэтому
Ленин:
Не живой лежит, а веселешенек:
Верно знает он как дела идут…
[
Голубкова 1941: 11]
Если у Крюковой первое произведение было построено по
принципу плача, а второе - былины, то автобиографическая героиня
Голубковой в повести «Два века в полвека» рассказывает о сложении
своего «плача»: «слова эти я из песен печорских выбирала…» [
Голубкова 1946: 280] . В отличие от М.С. Крюковой
поражавшей собирателей своим былинным репертуаром, М.Р. Голубкова
не исполняла былины, она славилась как незаурядная песельница
(Н.П. Леонтьев отмечал, что на момент знакомства с ним она знала
более 300 старинных печорских песен: свадебных, рекрутских,
лирических, хороводных, плясовых и т.д. [
Леонтьев 1994]). По классификации, предложенной Астаховой,
подобные произведения можно условно назвать сказами, потому что
именно так они обычно «именуются в фольклористической практике» [
Астахова 1994: 205]. Это название прочно закрепилось в
научно-популярных изданиях. То, что сама сказительница определяет
своё произведение как плач имеет основания, так как оно содержит
элементы традиционного причитания: «Очи ясные призакрылися, /
Уста сахарные призамкнулися» и т.п. Голубкова в своей местности
была известна не только богатым песенным репертуаром, но и
умением причитать, для неё как носителя традиции естественно было
назвать своё новое произведение плачем. Астахова отмечала
близость между сказами и плачами по вождям, такую, что «иногда
трудно бывает провести между ними определенную грань [
Астахова 1994: 205].
Ф.Миллер, основываясь на карельских материалах, писал, что
почти все советские плачи похожи друг на друга. «Они выражают не
столько горе, сколько радость. Сочинители их не скорбят по
умершему, а жалеют о том, что он не дожил до нового времени и не
может увидеть, как хорошо живет народ при Сталине» [
Миллер 2002: 69]. Для большинства советских плачей, в том
числе и плачей по Ленину это утверждение справедливо. В плачах
Крюковой и Голубковой, как и в плачах карельских сказительниц,
тема оплакивания покойного сменяется темой прославления новой
жизни.
Новина А.И. Гладкобородовой «О Ленине» издана уже после
Великой Отечественной войны, а записана, судя по содержанию, в
военные годы. Первая половина новины построена как стандартный
плач по Ленину. Но дальше вместо описания счастливой жизни, что
было характерно для довоенных плачей и сказов о Ленине, следует
описание несчастья постигнувшего Родину.
…Не взойдет да солнце с запада,
Да не встанет наш Владимир Ильич.
Не разбудит его народный клич.
Уж и знает ли да ведает ли он,
Как про нашу жизнь да треложную,
Про людское-то избиеньице,
Про кровопролитное великое сраженьице,
Да про ту печаль мудра Сталина…
[
Гладкобородова 1947: 59]
Хотя заканчивается новина всё же оптимистичной нотой –
уверенностью в будущей победе:
У нас отцы родные страну строили,
Миллионное войско повырастили,
И чужой земли нам не надобно.
А свою мы очистим от тех разбойников.
И опять страна наша встанет-подымется,
Зарастет-зацветет лучше прежнего.
[
Гладкобородова 1947: 60]
Во время войны, по всей видимости, написана и новина А.Е.
Суховерховой «Вся проплакала Страна Советская». Начало её
стандартно для плача по Ленину:
Ветры буйные да завывалисе,
Вьюги снежные до поднималисе,
<…>
Вся проплакала Страна Советская,
Как скончался то тут Ильич Владимир свет…
[
Суховерхова 1975: 234]
Потом идет традиционный для подобных плачей мотив завещания
Ленина Сталину Советской страны, а затем, как и у
Гладкобородовой, повествуется о фашистском нападении на нашу
страну и готовность отстоять её.
…Затуманилось морюшко Белое
Да полын трава в поле расшаталасе
Змеи лютые расшипелисе
<…>
Накинулись чудовища на нашу Родину
Все на мирных людей на счастливых детей
Только гадов мы не испугалисе
<…>
Головой постоим мы за Родину
За едино хранить будем партию
Как один пойдем мы за Сталина
Не отдадим врагу нашей Родины
Вольной волюшки земли сахарной.
[
Суховерхова 1975: 235-236]
Во всех приведенных новинах о Ленине рядом с образом
умершего вождя рисуется образ вождя нынешнего, ведущего страну по
ленинскому пути в светлое будущее. Ф. Миллер отмечает, что
«Годовщина смерти Ленина служит поводом для прославления
Сталина…» [
Миллер 2006: 73]. У. Юстус называет плачи о Ленине его
второй смертью, так как они констатируют, что Ленин умер и уже не
воскреснет, таким образом, они «освобождают место» реальному
Сталину [
Юстус 2002: 237]. Одновременно с плачами и сказами о
Ленине сказители создают произведения о Сталине. В 1937 году
выходит новина «Слава Сталину будет вечная»
[10]
, а 1939 «На родине вождя»
[11]
М.С. Крюковой, «Наша Родина» М.Р. Голубковой
[12]
и «Величальные песни поёт наш народ» А.И. Гладкобородовой
[13]
. В 1942 А.Е. Суховерховой - «Слава громкая и бессмертная
полководцу мудрому Сталину»
[14]
.
Новина М.С. Крюковой «Слава Сталину будет вечная» посвящена
революционному пути Сталина. По жанру это одно из наиболее
близких к былине произведений Крюковой. Начинается она с того,
что
Иосиф свет призамыслился.
Он задумал думушку крепкую.
Темны ноченьки просиживал,
Дни же белые продумывал.
Он решился итти в превеликий бой,
В превеликий бой за рабочий люд.
[
Крюкова 1937в: 100]
Сталин изображается в виде богатыря, который «храбро бился
за народ». Новина повествует о том, как Сталин скрывался от
царских прислужников, как познакомился с Лениным, как «созвали
они крепку партию» и выиграли гражданскую войну. Как и в сказах о
Ленине, важным моментом является передача власти Ленина
Сталину:
Подкосила смерть вождя Ленина.
При кончине своей он призвал к себе
Друга верного славна Сталина
<…>
Сталин дал ему слово верное,
Как булат оно было крепкое.
Он пошел путями Ленина
И стопами большевистскими…
[
Крюкова 1937в: 102-103]
Заканчивается новина прославлением нового вождя:
Много лет ему жить да здравствовать
Белому-то морю все на т
ишину,
А Москве-реке на велику честь!
[
Крюкова 1937в: 104]
Новина «На родине вождя» написана М.С. Крюковой после
поездки в село Гори в 1938 году. Новина излагает биографию
Сталина былинным стихом с множеством лирических
отступлений.
Начинается новина с параллелизма, в котором закладывается
тема родства Ленина и Сталина, характерная для многих
произведений того времени о вождях:
…Одно древо вырастало на Волге-реке,
Другое древо вырастало на горах кавказских,
Хошь росли-стояли они не близешенько,
А кореньицами вместях они срасталися,
А вершиночками вместях они свивалися,
То два друга было очень верных-то…
[
Крюкова 1939: 44]
Повествование в новине строится от первого лица. Вступление
про два дерева сменяется лирическим описанием чудного-дивного
сна, который предзнаменовал путешествие, потом описывается отъезд
«провожали меня все со старого до малого» и впечатления от
кавказской природы «нигде нет такого соньца светлого, / Оно
светит как в гусли выигрывают...». Далее сказительница идет путем
сужения образа к описанию домика, где родился вождь:
Я смотрела на крылечушко, на перила на точеные,
На те ли на ступенечки деревянные,
Где бегало-играло дитя малое…
[
Крюкова 1939: 48]
Далее последовательно строится поэтический пересказ
сталинской биографии в соответствии с местами, посещаемыми
лирической героиней (школа, семинария, подвал, где Сталин
скрывался от царской полиции и т.д.). В предпоследней части поэмы
описывается знакомство Сталина с Лениным.
Не два ясных сокола слеталося,
Не две зорюшки утренних сходилися,
<…>
Во ту пору, во то давнее времечко
Славный Ленин-вождь со Сталиным сходилися
К моменту знакомства с Лениным Сталин изображен с уже
сложившимися качествами вождя:
…Правда справедливая перед ним знаменовалася.
Все работнички заводские да чернопахари
Шли за ним да целой массою…
Заканчивается новина прославлением вождя:
Пропевать-возвеличивать буду вождя Сталина,
Его справедливые дела, очень мудрые,
Много жить ему да долго здравствовать,
Получить ему за всё подв
иг победный.
[
Крюкова 1939: 60]
У. Юстус сравнивая новины М.С. Крюковой «Сказание о Ленине»
и «На родине вождя», обращает внимание на различие их финалов.
Если первая, «заканчивается по аналогии с выходящими тогда же в
свет песнями-плачами, горькой жалобой о безвозвратно ушедшем из
жизни Ленине», то вторая пожеланием долгой жизни и здравствия
новому вождю [
Юстус 2002: 938].
Новина М.Р. Голубковой «Наша Родина» в другом издании носит
название «Моё слово Сталину величальное». В автобиографической
повести «Два века в полвека» сказительница Маремьяна
рассказывала, что в основу этой новины было положено начало
печорской песни «Выйдем-ка, братцы-ребятушки, / На зелёный луг» [
Голубкова 1946: 266]. Начало получилось:
Выйдем-ко, товарищи,
На зеленый луг,
Сядем-ко, товарищи,
Во единый круг,
Запоем, товарищи,
Песню новую
Про отца-родителя
Мудра Сталина.
[
Голубкова 1939: 8]
В этой новине, как и во всех новинах о Ленине и о Сталине,
подчеркивается момент родства и преемственности между Лениным и
Сталиным.
Жили два товарища,
Два приятеля,
Два хороших брателка
Два названные.
Как старшего брателка
Звали Лениным
<…>
Как меньшего брателка
Звали Сталиным…
[
Голубкова 1939: 9]
Начало новины повествует о тяжелой прежней жизни:
«Понапрасно в песенках / счастье кликали, / Жили мы – век по
веку, / горе мыкали». Биография Сталина в большей части новины
сливается с биографией Ленина: «Ленина со Сталиным / Сроду не
брала / Зла-лиха неволюшка…», «В эту славну партию/ Сталин с
Лениным / Отбирали с выбором…»[
Голубкова 1939: 9], Ленин и Сталин создали партию, дали
народу волю, выиграли гражданскую войну. В связи с гражданской
войной часть новины посвящена Красной Армии. Здесь фигура Сталина
выходит на первый план: «Под его водительством / Наша Армия /
Размела-развеяла / Всех насильников…». Далее Ленин умирает и
завещает Сталину «Держать знамя партии / Выше солнышка» [
Голубкова 1939: 11]. После чего красочно описывается
счастливая новая жизнь «под руководительством мудра-Сталина» и
завершается новина словами: «За житьё хорошее, / Беспечальное- /
Моё слово Сталину / Величальное» [
Голубкова 1939: 14]. Повествование здесь, как и в новине
Крюковой «На родине вождя», ведется от первого лица, что придаёт
этим новинам сильное лирическое начало. У Голубковой «я» там, где
речь идет явлениях старой или новой жизни, часто перерастает в
«мы», но собственное лирическое «я» отчетливо заявлено в начале и
в конце новины.
В том же году выходит и новина А.И. Гладкобородовой
«Величальные песни поёт наш народ». Эта новина сложена в
результате поездки Гладкобородовой в Сольвычегодск. Новина
строится на впечатлениях от посещения дома, в котором Сталин
отбывал ссылку.
На краю-то его улицы широкой
Не шатер стоит белополотняный,
Стоит маленькая красная горница…
Кругом ее цветут цветы алые,
Людской любовью она окреплена…
[
Гладкобородова 1939: 4]
Далее следует описание горенки и как в ней Сталин «у
околенки да у стекольчатой» «смотрел, глядел по широкому Северу».
После чего описывается тяжелая жизнь на дореволюционном Севере,
через созерцание этого ссыльным Сталиным, который «…задумал найти
пути новые, / Север сделать стороною счастливою», «все богатства
земли сдать трудящимся». Упоминается в этой новине и Ленин, как
«неизменный друг», пришедший на помощь Сталину, когда того
«настигали в пути разбойники лютые». После чего Сталин с Ленины
«…вывели людей из неволи такой, / На дорогу поставили славную»,
заканчивается новина величанием Сталина:
Величальные песни поет наш народ
О великом вожде – мудром Сталине!
[
Гладкобородова 1939: 4]
Новина Суховерховой «Слава громкая и бессмертная полководцу
мудрому Сталину» написана во время Великой Отечественной войны.
Поэтому и главная тема – борьба Советской страны с фашистскими
захватчиками.
Первая часть новины рассказывает о нападении Германии на
Советскую страну.
Середи-то ноченьки темной
Выползало-то, кралось змеище лютое,
Ище-то Гитлирище поганое.
Со своими гадами чернокрылыми
Они накинулись да набросились
На нашу Родину да любимую,
На республику да на советскую.
Далее следует перечисление сотворенных фашистами злодеяний
и страданий советских людей и вот среди рек крови и слез, через
приём отрицательного сравнения в природную картину вводится
фигура Сталина:
Бело море да расходилося,
Мать-сыра земля да потрясалася, -
Как ни ясен месяц на небушке восхаживал,
А поднимался на башню Кремлевскую
Великий полководец, родной Сталин-вождь.
[
Суховерхова 1942: 4]
Сталин собирает «свою дружинушку», на борьбу поднимается
весь народ «Засвистели-то пули быстрые, / Полетели ядра меткие
/<…> Зашаталася да испугалася сила фашистская».
Заканчивается новина уверенностью в будущей победе и
прославлением вождя:
Подохнут-то змеи в наших лесах.
А честь великая нашим воинам,
Слава громкая и бессмертная
Полководцу мудрому Сталину.
[
Суховерхова 1942:
4]
Эта новина написана на три года позже других приведенных
новин о Сталине, поэтому в ней выделены другие моменты. В 1939
году было важно прославить новую жизнь и подчеркнуть
преемственность власти Сталина от Ленина, в 1942 в обстановке
войны – выразить уверенность в силах родной страны. Объединить
эти новины в одну группу позволил одинаковый финал: все они
заканчиваются прославлением вождя.
Прославление Сталина встречается и во многих других
новинах, не ставящих его отдельной задачей. Большинство этих
новин посвящено преобразованию жизни: коллективизации, освоению
Севера, новому социально-политическому устройству жизни (выборам
депутатов, конституции, съездам партии, выставке ВДНХ). Ещё одна
популярная тема, которая связывается обычно с именем Сталина –
тема Красной Армии, новины посвященные этому явлению активно
создавались как в 1930-е годы, так и в годы войны.
Таким образом, в творчестве советских сказителей образ
любимого вождя Сталина является центральным. В плачах о Ленине он
выступает достойным преемником Ленина, продолжателем его дела. В
других новинах он выступает одновременно славным богатырем,
охраняющим советскую землю, заботливым отцом советского народа и
преобразователем жизни.
Примечания
[1]
Можно выделить два понимания термина «новина»: Ф. Миллер
называет новинами все поэтические произведения советских
сказителей, а Т.Г. Иванова только те, что созданы по аналогии с
былинами. Для обозначения произведений советских сказителей о
современности часто также использовался термины «сказ» и иногда
«поэма». В данной статье термин новина условно используется в
широком значении.
[2]
Правда. 1937. 9 сентября. №249. С.2
Републикации: Творчество народов СССР. М.,1937. С.52-55;
Советская Арктика. 1937. №11. С.92-94 (под названием «Неизменным
вождям всенародным»); Литературная газета. 1938. 20 января. №4.
С.4; Сказы и плачи о Ленине. Петрозаводск,1938. С.15-20; Русские
былины о Ленине и Сталине. Минск,1939. С.3-7; Ленин жив! В.И.
Ленин в советской художественной литературе. Сост. А.Островский.
Л.,1939. С.147-150; Русский советский фольклор. Антология.
Л.,1967. С.80-83 (в публикации нет последних 23 строк); Рукописи,
которых не было. Подделки в области славянского фольклора.
М.,2002. С. 441-444; Ф.Миллер. Сталинский фольклор. СПб.,2006.
С.127-129.
[3]
Красная новь. 1937. №11. С.97-118.
Републикации: Сказания Марфы Семёновны Крюковой. Запись,
обраб. и послесловие В.Попова. М.,1937. С.3-44; Сказание о Ленине
М.С. Крюковой. М.,1938; Сказание о Ленине М.С.Крюковой.
Архангельск,1938;
Новины Марфы Семеновны Крюковой. Запись, обраб. и послесл.
В.Попова. М.,1939. С.5-43; Рукописи, которых не было. Подделки в
области славянского фольклора. М.,2002. С.588-616.
В журнале «30 дней» в №10 за 1937 был напечатан отрывок –
первые 225 строк // 30 дней. 1937. №10. С.3-7.
Отдельными фрагментами цитируется в книге М.С. Крюковой
«Заря-солнышко». М-Л., 1939
[4]
Октябрь.1941.№1. С.11-12
Републикации: Правда. 1941. 21 января. №21. С.6; Маремьяна
Голубкова. Слово – силушка большая. Архангельск,1949. С. 81-84;
Рукописи, которых не было. Подделки в области славянского
фольклора. М.,2002. С.533-556.
[5]
Гладкобородова А.И. Сказы и песни. Запись А.Я. Колотиловой.
Ред. С.А. Богуславский и А.Я. Колотилова. Архангельск, 1947.
С.57-60.
[6]
Суховерхова А.Е. Песни и сказы. Архангельская областная
научная библиотека им. Н.А. Добролюбова. Ф.868692. Л. 234-236
[7]
Это отмечает Т.Г. Иванова в книге: Рукописи, которых не
было: подделки в области славянского фольклора. М., 2002.
С.901
[8]
Доклад фольклориста А.М.Астаховой «Пути развития русского
советского эпоса» на совещании, посвященном советской былине во
Всесоюзном доме народного творчества 26 апреля 1941 года //
Фольклор России в документах советского периода 1933-1941
гг.: Сборник документов / Сост. Е.Д.Гринько, Л.Е.Ефанова,
И.А.Зюзина, В.Г.Смолицкий, И.В.Тумашева. М., 1994
[9]
Иванова Т.Г. О фольклорной и псевдофольклорной природе
советского эпоса. // Рукописи, которых не было: подделки в
области славянского фольклора. М., 2002.
[10]
Творчество народов СССР. М., 1937. С.100-104
Републикации: Творчество народов СССР о Сталине и Красной
Армии. М., 1939. С.135-140; Русские былины о Ленине и Сталине.
Минск,1939. С.8-14; Самое дорогое. Сталин в народном эпосе.
Сборник под. ред. Ю.М. Соколова. М., 1939. С. 85-90; Сталин в
творчестве народов СССР. М., 1939. С.4-9; Сталин в творчестве
народов СССР. Орел, 1939. С.74-78; Рукописи, которых не было.
Подделки в области славянского фольклора. М., 2002.
С.620-624.
[11]
Новины Марфы Семеновны Крюковой. М.,1939. С.44-60.
Републикации: Новины Марфы Семеновны Крюковой. Архангельск,
1939. С.7-21; Рукописи, которых не было. Подделки в области
славянского фольклора. М.,2002. С.624-636.
Отрывки из этого произведения печатались отдельными новинами:
Чудный-дивный сон // Крестьянка 1938 №17. Форзац; Ленин и Сталин
// Крестьянка 1943.№1. С.2; На родине вождя (отрывок из сказа) //
Правда Севера. 1951. 10 августа. № 56. С.3.; отрывки входят в
книгу М.С. Крюковой «Заря-солнышко». М-Л., 1939
[12]
Октябрь. 1939. №12. С.8-14
Републикации: Маремьяна Голубкова. Слово – силушка большая.
Архангельск,1949. С.53-80 (под названием «Моё слово Сталину
величальное»).
[13]
Правда. 1939. 25 декабря. №355. С.4.
Републикации: Гладкобородова А.И. Сказы и песни. Архангельск,
1947. С.26-29
[14]
Красноармеец. 1942. №12. С.4.
В сборнике: А.Е. Суховерхова «Песни и сказы» напечатан
дополненный вариант этой новины, записанный в апреле 1945
года
Литература
Михайлов 1953
–
Михайлов А. М.Р. Голубкова (Очерк жизни и творчества). //
Север: Альманах.1953. №14.
Крюкова 1937а
–
Крюкова М.С. Каменна Москва вся проплакала // Правда.
1937. 9 сентября. №249.
Крюкова 1937б – Крюкова М.С.
Сказание о Ленине // Красная новь. 1937. №11
Крюкова 1937в – Крюкова М.С.
Слава Сталину будет вечная // Творчество народов
СССР. М.,1937
Крюкова 1939 – Крюкова М.С.
На родине вождя // Новины Марфы Семёновны Крюковой. М.,
1939
Голубкова 1946 – Голубкова М.Р.
Два века в полвека. М., 1946.
Голубкова 1941 – Голубкова М.Р.
На большой, на Красной площади // Октябрь. 1941.
№1.
Голубкова 1939 – Голубкова М.Р.
Наша Родина // Октябрь. 1939. №12
Гладкобородова 1947 – Гладкобородова А.И.
Сказы и песни. Архангельск, 1947
Гладкобородова 1939 – Гладкобородова А.И.
Величальные песни поёт наш народ // Правда. 1939. 25
декабря. №355
Суховерхова 1975 – Суховерхова А.Е.
Сказы и песни. Подарена Северным Русским народным хором
Архангельской областной научной библиотеке им. Н.А. Добролюбова в
1975 году.
Суховерхова 1942 – Суховерхова А.Е.
Слава громкая и бессмертная полководцу мудрому Сталину //
Красноармеец. 1942. №12
Астахова 1994 –
Доклад фольклориста А.М.Астаховой «Пути развития русского
советского эпоса» на совещании, посвященном советской былине во
Всесоюзном доме народного творчества 26 апреля 1941 года
// Фольклор России в документах советского периода
1933-1941 гг.: Сборник документов / Сост. Е.Д.Гринько,
Л.Е.Ефанова, И.А.Зюзина, В.Г.Смолицкий, И.В.Тумашева. М.,
1994
Миллер 2002 – Миллер Ф.
Сталинский фольклор. СПб., 2006.
Юстус 2002 – Юстус У.
Вторая смерть Ленина: функции плача в период перехода от
культа Ленина к культу Сталина // Соцреалистический канон. СПб.,
2002
Леонтьев 1994 –
Доклад писателя Н.П. Леонтьева «Мой опыт работы со
сказительницей М.Р. Голубковой» на совещании во Всесоюзном
Доме народного творчества //
Фольклор России в документах советского периода
1933-1941 гг.: Сборник документов. М., 1994.
|