Н.К. Козлова ОмскЗмея, заползающая внутрь человекаУказатель сюжетов1."ВЫЧИЩЕНИЕ" БОЛЬНОГО 1.1. Вычищение" больного (благие действия ужа (змеи)) Уж (змея) заползает в рот уснувшему (на поле) больному человеку (чахоточному). Свидетель происходящего видит, как через некоторое время он выползает весь в гное. Вычищается об траву (или обмывается в водоеме). Так продолжается несколько раз, После этого змея (уж0 уползает. Больной поправляется. [Говорит, что видел во сне, как пил холодный квас (воду)] Эртель, с. 152, с. Хилково Самарского у. (стилизац.) ЭК-1/90 № 44. Паново Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.). ЭК-4/90 № 33. Загваздино Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.). ЭК-3/91 № 61. Березянка Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.); ЭК-4/91 № 28. Березянка Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.); Власова, с. 146. Новгород. об. 1.2. "Вычищение" больного (злокозненные действия змеи) Змея заползает в рот уснувшему на поле больному человеку (туберкулезом, курильщику). Свидетель (кто-либо из родственников) видит, как через некоторое время она выползает вся в гное (" в страму"). Вычищается об траву (или обмывается в водоеме) и вновь заползает в рот спящему. Через некоторое время повторяется то же самое. Этими действиями змея вычищает себе место. Когда она выползает в третий (или четвертый) раз, человека будят (а ее убивают). Больной поправляется. [Говорит, что видел во сне, как пил холодный квас (воду, пиво)]. ЭК-3/89 № 88. Большая Бича Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.) ЭК-3/89 №149. Большая Бича Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.) ЭК-4/89 № 27. Большая Бича Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.) ЭК-4/89 № 60. Большая Бича Усть-Иш. р. Ом. об. (казанск.+ кор. сиб.) ЭК-4/89 № 77; МАГ- Большая Бича Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.) ЭК-5/89 № 73, МАГ-1/89 № 33. Бакшеево Усть-Иш. р. Ом. об. (вятск.) ЭК-3/90 № 84. Загваздино Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.); ЭК-1/90 № 129. Загваздино Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.?); ЭК-3/90 № 136. Паново Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.); ЭК-4/91 № 106=МАГ-2/91 № 24. Березянка Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.); ЭК-4/91 № 10. Паново Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.) 2.ВЫМАНИВАНИЕ ЗМЕИ 2.1. Выманивание змеи (присутствие свидетеля и его действия) Человек засыпает на поле (в лесу, в лесу, у воды). Ему в рот заползает змея. Кто-то оказывается свидетелем этого происшествия (свекор, свекровь, муж, знающий человек и проч.) [Когда пострадавший просыпается, то говорит, что видел во сне, как пил холодный квас (воду)] Свидетель применяет какое-либо выманивающее средство (напоить пострадавшего наговоренным коровьим молоком, смешанным с конопляным маслом; уложить [в жарко натопленной бане] , а рядом поставить миску с парным молоком; накормить соленым и не давать пить, а затем уложить и поставить рядом миску с водой; накормить соленым и дать запить конским потом; уложить и поставить рядом зеркало и проч.) Пострадавший засыпает, змея выползает (через рот). [Ее убивают]. (Или змея выходит с рвотой). Чулков. АБЕВЕГА, с. 201-202. ЭК-23/80 № 5. Васисс Тарск. р. Ом. Об. ЭК-5/89 № 108. Бакшеево Усть-Иш. р. Ом. об. (вятск.) ЭК-14/92 № 92. Кип Тевриз. р. Ом. об. ( ). 2.2. Выманивание змеи (присутствие свидетеля+ действие конского пота) То же, что в версии 2.1. Средство вычищения: свидетель происшествия гоняет коня до сильного пота, собирает с него пену и поит этим пострадавшего в жарко натопленной бане. Сам прячется. Пострадавший засыпает, змея выползает изо рта (или человека сильно рвет, и змея выходит вместе с рвотой). [Змею убивают]. ЭК-5/89 № 75. Бакшеево Усть-Иш. р. Ом. об. (вятск.) ЭК-2/90 № 78= МАГ-2/90 № 11 , Загваздино Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.+ казан.); ЭК-4/91 № 100, Паново Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.); ЭК-4/91 № 107, Паново Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.); ЭК-1/90 № 41, Паново Усть-Иш. р. Ом.об. (кор. сиб.); ЭК-3/90 № 83, Загваздино Усть.-Иш. р. Ом. об.(кор. сиб.); ЭК-2/91 № 19, Паново Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.); 2.3. Выманивание змеи (отсутствие свидетеля) То же, что в версии 2.1. Только отсутствует свидетель происшествия. [Пострадавший рассказывает, что снилось, как пил холодный квас (воду)]. Начинает болеть, сохнуть, чахнуть. Знающий человек советует ему какое-либо средство (см. перечисление в версии 1.1.) Далее как в версии 2.1. ЭК-3/80 № 4. Васисс Тарск. р. ??? ЭК-3/90 № 135. Паново Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.) Никифоровск. Приметы, № 1562. Витебск. губ. Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 327. Камiницi 2.4. Выманивание змеи (отсутствие свидетеля+ действие конского пота) То же, что в версии 2.2. Только отсутствует свидетель происшествия. ЭК-3/90 № 113, Загваздино Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.); ЭК-7/88 № 52, Никольск Усть-Иш. р. Ом. об. (вятск.). ЭК-5/91 № 33, МАГ-2/91 № 12. Еланка Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.). ЭК-3/90 № 157. Загваздино Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.). 2.5. Выманивание змеи (смерть от тоски) Действие развивается как в версии 2.1. или 2.2. После выманивания и уничтожения змеи женщина начинает тосковать и умирает от тоски. ЭК-2/91 № 148, Скородум Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.?). 2.6. Выманивание змеи (на ягодной поляне) Человек (чаще всего женщина) засыпает на ягодной поляне (где много земляники или малины) (или просто на поле). Змея заползает в рот. [Рассказывает о том, что видел во сне, как пил холодный квас (воду, пиво)]. Начинает болеть (или чувствует неладное). Его отвозят на то же место, где человек вновь засыпает. Змея выползает. Спрятавшийся свидетель тут же уничтожает змею. ЭК-1/90 № 42, Паново Усть-Иш. р. Ом.об. (кор. сиб.); 2.7. Выманивание змеи (на запах ягод) Действие развивается как в версии 2.3. Узнав о болезни пострадавшей (пострадавшего), знающий человек советует выманить змею поставленной рядом с больным чашкой малины (земляники). На запах ягоды змея выползает изо рта пострадавшей (пострадавшего) (или знающая бабушка вытаскивает шесть змеенышей). Гринч. Мат-лы. 2, с. 7-8. Харьк. губ. ЭК-68/80 № 41, Васисс Тарск. р. Ом. об. 2.8. Выманивание змеи (коварная соперница) Две соперницы (богатая и бедная). Одна из них (богатая) дает другой (бедной) съесть луковое перо, в которое она перед этим вогнала змееныша. Змееныш начинает "развиваться", девушка болеет: чахнет, сохнет. По совету знающих людей больную везут в поле, рядом с ней ставят корзину с малиной (или ее кладут на ягодник). Девушка засыпает, змея выползает на запах малины (ее уничтожают или девушку будят,и она убегает). [Соперницу судят. Или парень женится на бедной. А соперница кончает жизнь самоубийством.] Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328. Камiницi ЭК-23/80 № 4, Васисс Тарск. р. 2.9. Выманивание змеи (змея в доме) Мужчина зимой случайно в рукаве тулупа приносит домой змею. Она отогревается и заползает в рот спящему мальчику, Мальчик начинает болеть. Врачи ничего не могут определить. Его поят паровым дегтем. Змея выползает. Эк-3/91 № 12, Паново Усть-Иш. р. Ом. об. (вятск.) 2.10. Выманивание змеи (змею караулят) Действие развивается как в версии 2.1. Люди просто караулят змею, когда женщина засыпает (т.к. змея напускает сон на человека перед тем, как ей выползти). Выползшую змею уничтожают. ЭК-4/91 № 9, Паново Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.). 3. "ВЫЧИЩЕНИЕ" + ВЫМАНИВАНИЕ Змея заползает в рот больному человеку. Кто-либо видит, как она выползает "вычищаться", но или не успевают ее поймать, или не знают, что делать. [Пострадавшему снится, что он пьет холодный квас (пиво, воду).] По совету знающего человека (или сами) применяют то или иное "выманивающее средство (поят конским потом в бане и проч.). Змея выползает, ее убивают, человек поправляется. ЭК-1/90 № 8, Большая Бича Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.); ЭК-3/90 № 114, Загваздино Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.); ЭК-3/90 № 145, Паново Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.). ЭК-2/91 № 199; МАГ-3/91 № 7, Паново Усть-Иш. р-на Ом. об. ЭК-12/92 № 68. Утьма Тевриз. Р. Ом. об. (белор.+ кор. сиб.). 4. МНИМАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ 4.1. Мнимая беременность (змея выползает на поле) У девушки растет живот, Все считают . что она "нагуляла" ребенка. Однажды она засыпает на поле. Свидетель (отец, брат и проч.) видит, как у нее изо рта выползает змея [здесь может быть вставка из сюжета "Вычищение" больного": о том, как змея вычищалась об траву]. Змею не пускают обратно, убивают. "Беременность" пропадает. ЭК-15/88 № 7, Платоновка Нововарш. р. Ом. об. (оренб.+). 4.2. Мнимая беременность (операция в больнице) Девушку считают беременной. Подруга видит, как к ней, уснувшей на поле, в рот заползает змея. Сообщает ей, В больнице ей делают операцию и вытаскивают змею ( с двенадцатью змеенышами). (Змею и змеенышей заспиртовывают). ЭК-5/89 № 14; МАГ-1/89 № 15. Малая Бича Усть-Иш. р. Ом. об. (белорус. + кор. сиб.). 4.3. Мнимая беременность (действия повитухи) Женщина считает себя беременной (или ее все считают беременной). Зовут повитуху, Повитуха приказывает закрыть все двери и окна. Женщина начинает "рожать". Из нее выскакивает змея, которую ловят и заспиртовывают в банку. Гринч. Мат-лы. 2, с. 8. Харьк. губ. 5. НЕУДАЧНАЯ ПОПЫТКА Человек засыпает на поле (это его усыпляет змея). Змея заползает ему на грудь, намереваясь через открытый рот проникнуть внутрь. [Человек видит во сне, что или хочет пить, и ему подносят воду; или пьет теплую воду]. Свидетели будят спящего (или человек сам вовремя просыпается). Змея уползает. ЭК-5/89 № 74; МАГ-1/89 № 34. Бакшеево Усть-Иш. р. Ом. об. (вятск.); ЭК-3/90 № 112. Загваздино Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.); ЭК-5/89 № 109; МАГ-1/89 № 26. Бакшеево Усть-Иш. р. Ом. об. (вятск.); ЭК-4/89 № 21, 24. Большая Бича Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.); ЭК-1/90 № 7. Большая Бича Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб.) ЭК-2/90 № 79; МАГ-2/90 № 12. Загваздино Усть-Иш. р. Ом. об. (кор. сиб. + казан.) УКАЗАТЕЛЬ МОТИВОВ МП: I. ПРЕСМЫКАЮЩЕЕСЯ ПОПАДАЕТ ВНУТРЬ ЧЕЛОВЕКА I.1. ПЕРСОНАЖ I.1.1. Уж Эртель, с. 152, с. Хилково Самарского у. (стилизац.) (УС: 1.1). Заварицкий, с. 87, Саратовское Поволжье (упоминание о сюжете: 1.1.) I.1.2. Просто змея (особого названия нет) Чулков, с. 202-203 (б/с). Афанасьев ПВ II, с. 560 (б/с). Макаренко, с.89, Ужур. вол. Ачин. ок. Енисейск. г.(б/с). Врадий, с. 246, Могилев. Г (б/с). Ермолов, с. 392, казаки Сунженск. Ок. Терск. об. (б/с). I.1.3. Горлянка I.1.3. Змей-горловик I.1.3. Гадюка Гринч. Мат-лы 2, с. 7-8, Харьк. г (УС: 2.7.). Гринч. Мат-лы 2, с. 8, Харьк. г. (УС: 4.3). Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.8.). Власова, с. 146, д. Пономарево Холмск. р-на Новгород. об. (УС: 1.1.) I.1.4. Гладыш I.1.5. Жаба Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 327, зап. В Камiнцi, (УС: 2.3.) I.1.6.Лягушка Никифоровск. Приметы. № 1562, Витебск. губ., (б/с). I.2. ВНЕШНИЙ ВИД ЗМЕИ I.2.1. Как уж Эртель, с. 152, с. Хилково Самарского у. (стилизац.) (УС: I. 1.1). I.2.2. Тоненькая I.2.3. Серая I.2.4. Бурая I.2.5. Черная I.2.7. Маленькая Никифоровск. Приметы. № 1562, Витебск. губ., (б/с). Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 327, зап. В Камiнцi, (УС: 2.3.). Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.8.). I.2.6. Не уточнено Чулков, с. 202-203 (б/с). ). Афанасьев ПВ II, с. 560 (б/с). Макаренко, с.89, Ужур. вол. Ачин. ок. Енисейск. г.(б/с). Врадий, с. 246, Могилев. Г (б/с). I.3. СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА I. 3.1. Здоровый Чулков, с. 202-203 (б/с). Афанасьев ПВ II, с. 560 (б/с). Макаренко, с.89, Ужур. вол. Ачин. ок. Енисейск. г.(б/с). Врадий, с. 246, Могилев. г (б/с). Никифоровск. Приметы. № 1562, Витебск. губ., (б/с). Гринч. Мат-лы 2, с. 7-8, Харьк. г., (УС: 2.7.). Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.3.). Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.8.). Ермолов, с. 392, казаки Сунженск. Ок. Терск. об. (б/с). I.3.2. Больной Заварицкий, с. 87, Саратовское Поволжье (упоминание о сюжете: I.1.1.). Эртель, с. 152, с. Хилково Самарского у. (стилизац.) (УС: I. 1.1). Власова, с. 146, д. Пономарево Холмск. р-на Новгород. об. (УС: 1.1.) I.4. ПОЛОВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА I.4.1. Девушка Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.8.). I.4.2. Женщина Макаренко, с.89, Ужур. вол. Ачин. ок. Енисейск. г.(б/с). Гринч. Мат-лы 2, с. 7-8, Харьк. г., (УС: 2.7.). Гринч. Мат-лы 2, с. 8, Харьк. г. (УС: 4.3). Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.3.) I.4.3. Мужчина Эртель, с. 152, с. Хилково Самарского у. (стилизац.) (УС: I. 1.1). Власова, с. 146, д. Пономарево Холмск. р-на Новгород. об. (УС: 1.1.) I.5. КАКИМ ОБРАЗОМ ЗМЕЯ ЗАПОЛЗАЕТ I.5.1. Через открытый рот Афанасьев ПВ II, с. 560 (б/с). Макаренко, с.89, Ужур. вол. Ачин. ок. Енисейск. г.(б/с). Врадий, с. 246, Могилев. Г (б/с). Эртель, с. 152, с. Хилково Самарского у. (стилизац.) (УС: I. 1.1). Никифоровск. Приметы. № 1562, Витебск. губ., (б/с). Гринч. Мат-лы 2, с. 7-8, Харьк. г., (УС: 2.7.). Ермолов, с. 392, казаки Сунженск. Ок. Терск. об. (б/с). Власова, с. 146, д. Пономарево Холмск. р-на Новгород. об. (УС: 1.1.) I.5.2. Человек проглатывает ее с чем-нибудь Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.3.). Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.8.). I.6. ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ I.6.1. Заползает тогда, когда человек засыпает Чулков, с. 201-202 (б/с). Афанасьев ПВ II, с. 560 (б/с). Макаренко, с.89, Ужур. вол. Ачин. ок. Енисейск. г.(б/с). Врадий, с. 246, Могилев. Г (б/с). Эртель, с. 152, с. Хилково Самарского у. (стилизац.) (УС: I. 1.1). Никифоровск. Приметы. № 1562, Витебск. губ., (б/с). Гринч. Мат-лы 2, с. 7-8, Харьк. г., (УС: 2.7.). Ермолов, с. 392, казаки Сунженск. Ок. Терск. об. (б/с). Власова, с. 146, д. Пономарево Холмск. р-на Новгород. об. (УС: 1.1.) I.6.2. Человек проглатывает змею с водой, когда пьет из открытого водоема Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.3.) I.6.3. Человек проглатывает змею в "луковом пере" Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.8.). I.7. ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ I.7.1. Человек засыпает в неположенном месте (или спит с открытым ртом) Чулков, с. 202-203 (б/с). Афанасьев ПВ II, с. 560 (б/с). Макаренко, с.89, Ужур. вол. Ачин. ок. Енисейск. г.(б/с). Никифоровск. Приметы. № 1562, Витебск. губ., (б/с). Гринч. Мат-лы 2, с. 7-8, Харьк. г., (УС: 2.7.). Ермолов, с. 392, казаки Сунженск. Ок. Терск. об. (б/с). I.7.2. Человек пьет воду в открытом водоеме (в неположенном месте) Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.3.) I.7.3. В качестве наказания за грех I.7.4. Соперница обманом запускает змею Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.8.). I.7.5. Змея стремится оздоровить человека Заварицкий, с. 87, Саратовское Поволжье (упоминание о сюжете: I.1.1.) Эртель, с. 152, с. Хилково Самарского у. (стилизац.) (УС: I. 1.1). Власова, с. 146, д. Пономарево Холмск. р-на Новгород. об. (УС: 1.1.) I.8. ГДЕ (МЕСТО ДЕЙСТВИЯ) I.8.1. В поле Чулков, с. 202-203 (б/с). Эртель, с. 152, с. Хилково Самарского у. (стилизац.) (УС: I. 1.1). Гринч. Мат-лы 2, с. 7-8, Харьк. г., (УС: 2.7.). Ермолов, с. 392, казаки Сунженск. Ок. Терск. об. (б/с). Власова, с. 146, д. Пономарево Холмск. р-на Новгород. об. (УС: 1.1.) I.8.2. В лесу Ермолов, с. 392, казаки Сунженск. Ок. Терск. об. (б/с). I.8.3. На берегу реки (у водного источника) Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.3.) I.8.4. На ягодной поляне I.8.5. У дороги I.8.6. В доме I.8.7. На меже Власова, с. 146, д. Пономарево Холмск. р-на Новгород. об. (УС: 1.1.) МП: II. ЗМЕЯ НАПУСКАЕТ НА ЧЕЛОВЕКА СОН II.1 ПЕРСОНАЖ II.1.1. Уж II.1.2. Просто змея (особого названия нет) II.1.3. Горлянка II.1.3. Змей-горловик II.1.3. Гадюка II.1.4. Гладыш II.1.5. Жаба (лягушка) II.1.6. Жабалака II.2. ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ II.2.1. Намереваясь заползти II.2.2. Намереваясь выползти МП: III. ЗМЕЯ ВЫЧИЩАЕТ ВНУТРЕННОСТИ БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА III.1. ПЕРСОНАЖ III.1.1. Уж Эртель, с. 152, с. Хилково Самарского у. (стилизац.) (УС: I. 1.1). Заварицкий, с. 87, Саратовское Поволжье (упоминание о сюжете: I.1.1.) III.1.2. Просто змея (особого названия нет) III.1.3. Горлянка III.1.3. Змей-горловик III.1.3. Гадюка Власова, с. 146, д. Пономарево Холмск. р-на Новгород. об. (УС: 1.1.) III.1.4. Гладыш III.1.5. Жаба (лягушка) III.1.6. Жабалака III.2. С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ III.2.1. Оздоровить больного Заварицкий, с. 87, Саратовское Поволжье (упоминание о сюжете: I.1.1.). Эртель, с. 152, с. Хилково Самарского у. (стилизац.) (УС: I. 1.1). Власова, с. 146, д. Пономарево Холмск. р-на Новгород. об. (УС: 1.1.) III.2.2. Подготовить себе место III.3. КАКИМ ОБРАЗОМ III.3.1. Выползает вся в гное ("страму", грязи, обмотанная белым и проч.) и очищается об траву. Эртель, с. 152, с. Хилково Самарского у. (стилизац.) (УС: I. 1.1). Власова, с. 146, д. Пономарево Холмск. р-на Новгород. об. (УС: 1.1.) III.3.2. То же, только обмывается в водоеме III.4. СКОЛЬКО РАЗ ВЫПОЛЗАЕТ-ЗАПОЛЗАЕТ III.4.1.Один раз III.4.2. Два раза Эртель, с. 152, с. Хилково Самарского у. (стилизац.) (УС: I. 1.1) III.4.3. Три раза Власова, с. 146, д. Пономарево Холмск. р-на Новгород. об. (УС: 1.1.) III.5. БОЛЬНОГО ЧЕМ? III.5.1. Чахоткой (туберкулезом) Заварицкий, с. 87, Саратовское Поволжье (упоминание о сюжете: I.1.1.). Власова, с. 146, д. Пономарево Холмск. р-на Новгород. об. (УС: 1.1.) III.5.2. Желудочному больному III.5.3. Курильщику МП: IY. ПРЕСМЫКАЮЩЕЕСЯ РАЗМНОЖАЕТСЯ В ЧЕЛОВЕКЕ IY.1. ПЕРСОНАЖ IY.1.1. Уж IY.1.2. Просто змея (особого названия нет) IY.1.3. Горлянка IY.1.3. Змей-горловик IY.1.3. Гадюка IY.1.4. Гладыш IY.1.5. Жаба (лягушка) IY.1.6. Жабалака IY.2. КОЛИЧЕСТВО ЗМЕЕНЫШЕЙ IY.2.1. Шесть IY.2.3. Девять IY.2.4. Двенадцать IY.2.5. Не уточнено МП: Y. ПРЕСМЫКАЮЩЕЕСЯ РАСТЕТ В ЧЕЛОВЕКЕ Y.1. ПЕРСОНАЖ Y.1.1. Уж Y.1.2. Просто змея (особого названия нет) Y.1.3. Горлянка Y.1.3. Змей-горловик Y.1.3. Гадюка Y.1.4. Гладыш Y.1.5. Жаба Y.1.6. Лягушка МП: YI. СУДЬБА ВЫПОЛЗШЕЙ (ВЫМАНЕННОЙ) ЗМЕИ YI.1. ПЕРСОНАЖ YI.1.1. Уж YI.1.2. Просто змея (особого названия нет) YI.1.3. Горлянка YI.1.3. Змей-горловик YI.1.3. Гадюка Гринч. Мат-лы 2, с. 8, Харьк. г. (УС: 4.3). Власова, с. 146, д. Пономарево Холмск. р-на Новгород. об. (УС: 1.1.) YI.1.4. Гладыш YI.1.5. Жаба YI.1.6. Лягушка Никифоровск. Приметы. № 1562, Витебск. губ., (б/с). YI.2. СУДЬБА ЗМЕИ YI.2.1. Уползает сама Эртель, с. 152, с. Хилково Самарского у. (стилизац.) (УС: I. 1.1). Власова, с. 146, д. Пономарево Холмск. р-на Новгород. об. (УС: 1.1.) YI.2.2. Ее убивают YI.2.3. Ее необходимо убить, т.к. она вновь заползет (в этого или в другого человека) Никифоровск. Приметы. № 1562, Витебск. губ., (б/с). YI.2.4. Ее необходимо убить, т.к. она очень злая ("ярая") YI.2.5. Спиртование змеи Гринч. Мат-лы 2, с. 8, Харьк. г. (УС: 4.3). ГП: YII. БОЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕК ПОСЛЕ "ВЫЧИЩЕНИЯ" ЗМЕЕЙ ПОПРАВЛЯЕТСЯ Эртель, с. 152, с. Хилково Самарского у. (стилизац.) (УС: I. 1.1). Заварицкий, с. 87, Саратовское Поволжье (упоминание о сюжете: I.1.1.). Власова, с. 146, д. Пономарево Холмск. р-на Новгород. об. (УС: 1.1.) ГП: YIII. ЧЕЛОВЕКУ СНИТСЯ, ЧТО ОН ПЬЕТ КАКОЙ-ТО ХОЛОДНЫЙ НАПИТОК YIII.1. КОГДА 1.1. Когда змея собирается заползти 1.2. Когда заползает Чулков, с. 202-203 (б/с). Гринч. Мат-лы 2, с. 7-8, Харьк. г., (УС: 2.7.). 1.3. Когда выползает 1.4. Когда его вычищает Власова, с. 146, д. Пономарево Холмск. р-на Новгород. об. (УС: 1.1.) YIII.2. КАКОЙ НАПИТОК YIII.2.1. Квас Власова, с. 146, д. Пономарево Холмск. р-на Новгород. об. (УС: 1.1.) YIII.2.2. Воду Чулков, с. 202-203 (б/с). Гринч. Мат-лы 2, с. 7-8, Харьк. г., (УС: 2.7.). YIII.2.3. Пиво YIII.2.4. Молоко YIII.3. ТЕМПЕРАТУРА НАПИТКА YIII.3.1. Холодный YIII.3.2. Теплый ГП: IX. СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ВНУТРИ КОТОРОГО ПОСЕЛИЛАСЬ ЗМЕЯ IX.1.1. Сохнет, чахнет, бледнеет, худеет Никифоровск. Приметы. № 1562, Витебск. губ., (б/с). IX.1.2. Чувствует себя больным и слабым Ермолов, с. 392, казаки Сунженск. Ок. Терск. об. (б/с). IX.1.3. Чувствует, что в животе "ворочается" Чулков, с. 202-203 (б/с). Гринч. Мат-лы 2, с. 7-8, Харьк. г., (УС: 2.7.). Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 327, зап. В Камiнцi, (УС: 2.3.). Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.8.). IX.1.4. Тошнит по утрам Чулков, с. 202-203 (б/с); IX.1.4. Женщина чувствует себя беременной Гринч. Мат-лы 2, с. 8, Харьк. г. (УС: 4.3). IX.1.5. Чувствует постоянный холод Ермолов, с. 392, казаки Сунженск. Ок. Терск. об. (б/с). ВП: X. КТО-ЛИБО ВИДИТ, КАК ЧЕЛОВЕКУ В РОТ ЗАПОЛЗАЕТ ЗМЕЯ X.1.1. Свекор X.1.2. Свекровь X.1.3. Мать X.1.4. Отец X.1.5 Другие родственники X.1.6 Муж (жена) X.1.7. Те, с кем работал на поле Власова, с. 146, д. Пономарево Холмск. р-на Новгород. об. (УС: 1.1.) X.1.8. Подруги ВП: ХI. ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК ДАЕТ СОВЕТ О ТОМ, КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЗМЕИ Гринч. Мат-лы 2, с. 7-8, Харьк. г., (УС: 2.7.). ВП: XII. ЗМЕЮ, ЗАПОЛЗШУЮ ВНУТРЬ ЧЕЛОВЕКА, ВЫМАНИВАЮТ XII.1. КТО ВЫМАНИВАЕТ (ИЗВЛЕКАЕТ) 1.1. Свидетель происшедшего 1.2. Знающий человек Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.3.). Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.8.). 1.3. Повитуха Гринч. Мат-лы 2, с. 8, Харьк. г. (УС: 4.3). 1.4. Подруга 1.5. Врач, хирург XII.2. КАКИМ СРЕДСТВОМ XII.2.1. Потом, собранным с коня, которого перед этим долго гоняли XII.2.2. Конской мочой (потной лошади) Макаренко, с.89, Ужур. вол. Ачин. ок. Енисейск. г.(б/с). XII.2.3. Мочой пострадавшего XII.2.4. Пересоленной пищей Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.3.) XII.2.5. Паровым (березовым) дегтем Макаренко, с.89, Ужур. вол. Ачин. ок. Енисейск. г.(б/с). XII.2.6. Парным молоком Чулков, с. 202-203 (б/с). Афанасьев ПВ II, с. 560 (б/с). Макаренко, с.89, Ужур. вол. Ачин. ок. Енисейск. г.(б/с). Никифоровск. Приметы. № 1562, Витебск. губ., (б/с). XII.2.7. Наговоренным молоком Чулков, с. 202-203 (б/с). XII.2.7. Малиной, земляникой (другой душистой ягодой) Гринч. Мат-лы 2, с. 7-8, Харьк. г., (УС: 2.7.). Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.8.). XII.2.8. Невыносимым жаром Макаренко, с.89, Ужур. вол. Ачин. ок. Енисейск. г.(б/с). XII.2.9. Конопляным маслом Чулков, с. 202-203 (б/с); XII.2.10. Зеркалом Никифоровск. Приметы. № 1562, Витебск. губ., (б/с). XII.2.11. Болотной травой Никифоровск. Приметы. № 1562, Витебск. губ., (б/с). XII.2.12. Лягушиной самкой Никифоровск. Приметы. № 1562, Витебск. губ., (б/с). XII.2.13. Водой Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.3.) XII.3. СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВА XII.3.1. Напоить Чулков, с. 202-203 (б/с). Афанасьев ПВ II, с. 560 (б/с). Макаренко, с.89, Ужур. вол. Ачин. ок. Енисейск. г.(б/с). XII.3.2. Заставить съесть Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.3.) XII.3.3. Поставить рядом с уснувшим пострадавшим Никифоровск. Приметы. № 1562, Витебск. губ., (б/с). Гринч. Мат-лы 2, с. 7-8, Харьк. г., (УС: 2.7.). Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.3.) XII.3.4. Женщина сама рожает Гринч. Мат-лы 2, с. 8, Харьк. г. (УС: 4.3). XII.3.4. Парить пострадавшего XII.3.4. Привязать за ноги вниз головой Чулков, с. 202-203 (б/с). XII.4. МЕСТО ВЫМАНИВАНИЯ (ИЗВЛЕЧЕНИЯ) XII.4.1. Жаркая баня Чулков, с. 202-203 (б/с). Макаренко, с.89, Ужур. вол. Ачин. ок. Енисейск. г.(б/с). XII.4.2. То же, где змея заползла XII.4.3. Ягодная поляна Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.8.). XII.4.4. Дом Гринч. Мат-лы 2, с. 8, Харьк. г. (УС: 4.3). XII.4.5. Больница XII.4.5. Не уточнено Никифоровск. Приметы. № 1562, Витебск. губ., (б/с). Гринч. Мат-лы 2, с. 7-8, Харьк. г., (УС: 2.7.). Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.3.) XII.5. ЧЕЛОВЕК, ВЫМАНИВАЮЩИЙ ЗМЕЮ, ДОЛЖЕН СПРЯТАТЬСЯ, ИНАЧЕ ОНА НЕ ВЫПОЛЗЕТ Гнатюк. Знадоби I, с. 206, № 328, зап. В Камiнцi, (УС: 2.8.). МП: XIII. УЖ КАРАУЛИТ (ЗАЩИЩАЕТ) ОТ ЗМЕИ, ПЫТАЮЩЕЙСЯ ВПОЛЗТИ ЧЕЛОВЕКУ ВНУТРЬ XIY. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ ЗМЕИ, ЗАПОЛЗАЮЩЕЙ ВНУТРЬ ЧЕЛОВЕКУ 1.1. Не нарушать установленных запретов (не спать в неположенном месте, не пить воду из открытых водоемов и проч.) 1.2. Спать в поле или в лесу на конском хомуте 1.3. Спать в поле или в лесу, окружив себя волосяным "ужищем" (сплетенным из конского волоса) 1.4. Спать в поле или в лесу в тех местах, где водятся ужи Первое упоминание фольклорного сюжета о змее, заползающей в рот, принадлежит, очевидно, М.Д. Чулкову. В его "АБЕВЕГЕ русских суеверий" читаем: "…Уверяют, что сии гады входят человеку во внутренность. Ежели спящему на поле когда грезилось, что он пил весьма студеную воду, если ему тошнится по утрам, ежели мерещится, что у него в животе ворочается, то никто уже не смеет сомневаться, что у него в желудке обитает змея. Такого поят парным и наговоренным коровьим молоком, смешанным с конопляным маслом, столько, сколько желудок его вместить может, потом привязывают его за ноги в жарко натопленной бане к потолку и держат до тех пор, пока не вырвет из него, как говорят черепки, с которою рвотою по уверению их, и змея выходит" (с. 201-202). В статье об уже М.Д. Чулков также приводит мотивы темы о змее, заползающей в рот: "В сенокос и другую страдную пору, когда люди имеют свой отдых посреди поля или в лесах. Ищут всегда таких мест, где водятся ужи. Тут же спят безопасны от вредных змей, которыя к сонным приходят и в оплошности вползают в рот человеку; ибо уж таких змей отгоняет прочь и не отходит от человека, а иногда, вползши на грудь, лежит до тех пор, пока человек проснется" (с. 302). Последнее поверье об уже использовал в своей книге М. Забылин, добавив здесь только, что когда в рот заползла змея, "сонному человеку представляется, будто он глотает что-то холодное" (Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М., 1880, с. 280). Поверье о такой змее и способе выманивания ее молоком упоминает и А.Н. Афанасьев: "… ходят рассказы, будто в сонных людей, привыкших спать с разинутым ртом, вползали змеи, и поселившись внутри человека, ничем другим не могли быть вызваны назад, как только запахом парного молока" (Афанасьев ПВ П, с. 560). А. Макаренко: "Очень часто можно услышать от крестьян утверждение, что змеи нередко "заползают в нутро человека". Особенно если он имеет привычку спать с открытым ртом, в таких рассказах почему-то всегда фигурирует женский пол; с ним как-то чаще происходят подобные невероятные события. Проглотивших змею следует тотчас же, не говоря о том ни слова, поить мочой сильно перепоченной лошади (обязательно вспотить) или везти домой. Жарко натопить баню. Увести туда. "Наддавать пару", чтобы "смогчи только вытерпеть". Заставить во чтобы то ни стало пропотеть как следует и тут же выпить сколько-то березового дегтя или парного молока – "гадина выползет из нутра". Вообще же, чтобы избавиться от подобного несчастья или укушения змеи, следует, ложась спать, обвести вокруг ложа "волосяным ужищем": змея не любит его и не приблизится к тебе (Зап. От Ос. Клейменова в Ужурской волости). (Макаренко А. Материалы по народной медицине Ужурской волости, Ачинского округа Енисейской губ. С приложением Сборника народно-медицинских средств// ЖС, 1897. Вып. 1, с. 89, В. Врадий: "Вообще в Могилевской губернии относятся с мистической стороны как к змеям, так и к укушениям их. Там крестьяне думают, что во время сна змея может через рот вползти в его желудок и жить известное время в нем. Даже указывают на некоторых болезненных крестьян, у которых болезнь происходит будто бы от живущей внутри их змеи. Я думаю, что не принимается ли здесь солитер или другой какой-нибудь род глистов за живущую в человеке змею?" (Врадий В. Три заговора и народные воззрения на змей// ЖС. 1898. Вып. 2, с.246) Е. Ляцкий: "Существует поверье, что жаба или жабалака подкрадывается к спящему с открытым ртом, просовывает в рот свое длинное жало и проводит им по горлу, которое моментально краснеет. Если снять и сжечь кожу пойманной лягушки. То можно надеяться, что болезнь, олицетворяемая в образе жабы, никогда не пристанет". (Ляцкий Е. Болезнь и смерть по представлениям белорусов// ЭО. 1892, № 2-3, с. 32) Заварицкий: "По преданию стариков, уж всегда защищает человека от змей. Если на дворе или в саду пришлось тебе лечь отдыхать, то уж тебя караулит. И если змея будет подползать к тебе, то уж с ней сделает такую схватку – беда! Если же уж не победит змею, то он разбудит человека, и с помощью человека победа будет на ужовой стороне… Есть даже легенда про ужа, как он спас чахоточного хозяина сада". (Заварицкий Г.К. Из легенд и поверий Саратовского Поволжья о змеях// ЭО. 1915, № 3-4, с.87) А. Эртель. Самарская древня// ЭО. 1910, № 3-4: " Вот жили-были отец и три сына. Два-то какие следует, а один больной. Два-то работали, а третий все лежал. Вот раз они собрались на сенокос, просится с ними и больной; два-то работали. А третий все лежал. Вот раз они собрались на сенокос, просится с ними и больной сын: "Батюшка, возьми меня с собой!" - "Куда тебе?!" - "Возьми". Взяли. Те косят, а он два раза тяпнул косой – силы не хватает, он лег и уснул. Увидал его уж, подполз к нему. Прямо в рот вполз и был там час целый и выполз оттуда весь желтый, и начал по траве кататься-валяться. Выкатался-вывалялся и опять вполз в рот. Уж он там сидел-сидел в ем – выбирал все из нутра. Болесть-то – опять вытерся и уполз в нору к себе. Он и выздоровел после энтого: уж-то всю болесть повыбрал!" Никифоровск. Приметы, № 1562: " Случается. Что маленькая лягушка впрыгнет в рот спящего человека и войдет в живот. Там она растет особенно быстро и неимоверно сушит человека, доводя его до "сухот". Есть средство извлечь лягушку из живота: перед раскрытым ртом больного нужно продолжительно держать зеркало, миску с молоком, болотную траву и "лигушиную" самку. Тогда… лягушка особенно быстро тончает и, дойдя до первоначального объема,. При кровавой рвоте человека извергается вон. Эту лягушку обязательно следует тут же убить, иначе она войдет в другого человека." (Витебск. губ.) "В Чтениях Минея Козьма и Дамиан изгоняют змею из уснувшего на поле человека" (из автореферата Е.А. Самоделовой. Образы и мотивы русской свадебной поэзии: поэтическая семантика и этнографический контекст (на материале рязанской области. М., 1992, с. 6.) Нужно посмотреть сами Четьи Минеи - !4 ноября – Кузьминки). Гринченко. Мат-лы. Вып. 2. Чернигов, 1897, с.7-8: Заголовок "Гадюка в рот влиза": " - Та хыба ж такы можна, щоб гадюка людыни в рота влизла? - Та звисно, вы не вирыте. А он однiй молодыци шо було! Греблы воны сино. Ну. Значыть, пообидалы и полягалы спаты. Колы тiй молодыци й сныться, шо вона холодну-холодну воду пье, таку холодну, шо аж прокынулась и чуе – у неи шось у роти ворошыться. Вона лап рукою та й ухопыла гадюку за хвостык. Та не вдержала, бо гадюка ж слызька и влизла йiй у горло. Та молодыця перелякалася, зараз побудыла всих. Так шо вже iй не робылы, так не вылазе гадюка, а мучыть iй, - як пидкотыться пид серце, так от смерть зараз. Та вже одна баба сказала: " - Хай, - каже, - вона засне, а вы поставьте йiй биля рота мысочку суныц, так гадюка зачуе суныци и вылизе". Так воны так и зробылы. Як та молодыця заснула, так воны й поставылы йiй до рота мысочку суныць. А вона писля того лыха було як спыть, так рота роззявыть, - так iй дыхаты важко. Так гадюка як почула, шо суныци пахнуть, то й вылизла. Так он воно бувае" ( Зап. М.Н. Гринченко в Харьк губ.) Там же, с. 8: " Не скажу вже вам, як воно тiй жинци сталося, ну тилькы це правда, Значыть, вона себе вже замитыла. Тилкы ни однiю дытыною не було iй так важко ходыты. Усе хворае, усе хворае, и жывит здорово росте. А як уже прыйшлося, так просыть вона чоловика питы по бабу. Вин прывыв. Баба поглядила да й каже чоловикови:А зачыны двери да щоб щильно. Вин зачыныв. Так с тiйи жинкы як выскоче гадюка та до дверей. А баба та чоловик йiйи й пiймалы у банку та й завъязалы: поведе чоловик йiйи до ликаря. Хочь вирьте, хочь ни, а мени такый чоловик казав. Шо сам йiйи бачыв: лежыть, - каже, - в банци, чымала и так аж чорна неначе" ( Зап. М.Н. Гринченко в Екатеринославск. губ. ). Гнатюк. Знадоби 1, с. 206, № 327 "Жаба в животе": [ Баба пьет воду "з байури" и проглатывает с водой маленькую жабку. Она растет в животе. Ворочается так, что слышно по всей хате. Бабу водят по докторам. Приводят к знахарю. Тот говорит, чтобы она наелась селедки. После этого не дает ей пить. Жаба кричит внутри. Он кладет бабу на землю и ставит рядом воду. Жаба выскакивает из нее к воде. (Зап. в Камiнцi) ] С.206, № 328 "Гадюка в животе": [Одного хлопца любят две девки: бедная и богатая. Он любит бедную. Богатая решает погубить ее. Ловит маленькую гадючку и садит ее в луковое перо. Говорит бедной. Что та не сможет проглотить перо. Девушка глотает. Через месяц-два чувствует. Что в животе что-то ворочается. Гадюка растет, никто не может ей помочь. Один лекарь вызывается вылечить. Долго водит ее по лесу, потом кладет ее, уставшую. На ягодник. Она засыпает, он прячется за сосну. Гадюка показывается изо рта, потом прячется, показывается – прячется – высматривает, нет ли кого-либо. Убедившись, что никого нет, вылезает и начинает лазять по ягоднику. Парень будит девушку. Они убегают. Женятся. Богачка кончает жизнь самоубийством ( Зап. там же).] Тексты Гнатюка нужно посмотреть еще раз и переписать так, как в оригинале, тем более что в последнем явная несуразица: водит лекарь, а убегает с парнем. Ермолов А. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. III. Животный мир в воззрениях народа. СПб., 1905, с. 392: "Почти у всех народов существуют рассказы о змеях, заползающих в рот человека во время его сна в лесу или в поле. Казаки Сунженского округа Терской области поэтому предостерегают: не спи в поле с открытым ртом – змея может заползти и свить гнездо в желудке, будет тебя мучить и постоянный холод. Поверья про змей, заползающих в рот человека, если он заснет на земле, в поле или в лесу с открытым ртом, распространены повсеместно. Уверяют, что заползшая таким образом внутрь человека змея поселяется в желудке и живет в нем иногда очень долго. Указывают местами на некоторых болезненных крестьян, уверяя. Что болезнь их зависит от живущей внутри их змеи (…) Очевидно, что в этих случаях принимают за змей солитеры или какие-нибудь другие глисты." Власова М.Н. Былички Новгородской области о змеях и закликухах// Экспедиционные открытия последних лет. СПб., 1996, с. 146: "Ну-от раньше на сенокосе работали. Значит.… Ну, а один-то такой мушшина был хиленький-хиленький, сухонький.… Ну, как раньше называли, чахоточный. Он работал, работал и говорит: "Ничего-то я не могу. Сяду я, говорит, лучше на межу, лучше поляжу…" Ну вот, лег он. Да и уснул. И откуда ни возьмись – гадюка. Подползает к нему – а он спать лег, рот-то и распахнулся у него. Ну, она и нырь туда, в середку. А здесь стоят люди, которые работали на сенокосе и смотрят, что с ним: "Ведь она туда же влезла! Как она оттуда вылезет?" Туда она вся черная лезла,, оттуда лезет белая-белая и поползла от его дальше. Об траву отползла. Обкаталася… Он все не просыпается, так и ляжит. Ну, а потом что ж – она в третий раз полезла – там уже мало белого было. Только кое-где. Он проснулся, значит. "ой, говорит, как я пил счас квас холодный, хороший!" Рассказывает все им. Они яго спрашивают: "так. А что ты во сне-то видел?" - "Я, говорит, такой хороший сон видел я! (…) Такой хороший квас, говорит, пил.… Да как легко мне, говорит, стало! О, говорит, теперь-то я буду работать!" Ну, этот мужик стал работать, и с этого раза так поправился мужик. Натуральная гадюка. Она свое дело сделала и ушла.… Нельзя, говорят, их бить". (Зап. от М.П. Афанасьевой, 1927 г. р. , в д. Пономарево Холмского р. в 1988 году). Составленный указатель сюжетов по теме "Змея, заползающая внутрь человека" показывает, что число сюжетов данной темы ограничено (всего пять). Включение нового материала, скорее всего добавит новые версии и варианты. Но не добавит новые сюжетные формы. Первым в ряду этих сюжетов целесообразнее поставить сюжет "Вычищение больного", т.к. более раннее его смысловое наполнение связано с представлением об уже и той благой роли, которую он может сыграть в судьбе человека.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|