Н.К. Козлова ОмскМедянка, медяница, веретенница и прочие змеи, обладающие необычными свойствами
Указатель сюжетов
1. ГИБЕЛЬ МЕДЯНИЦЫ Мужик заставляет своих работников косить в день Ивана Купалы. К обеду несет им в корзине на спине два паровых горячих хлеба. Змея-медяница кидается на него сзади, пробивает корзину насквозь, но застревает в горячем каравае хлеба, где и спекается. Завойко, с. 130 (пересказ) (Владимир. губ.). 2. ПОЧЕМУ МЕДЯНИЦА СЛЕПАЯ (ЛЕГЕНДАРНЫЙ СЮЖЕТ) Змея-медяница прежде была зрячей, а кошка слепой. Кошка попросила у медяницы глаза на время, чтобы сходить на праздник. После этого их не вернула, и медяница навсегда осталась слепой. Ермолов, с. 396 (пересказ) 3. ПОЧЕМУ "СЛЫМЕНЬ" СЛЕПОЙ (ЛЕГЕНДАРНЫЙ СЮЖЕТ) Змея-"слымень" похваляется, что справится со всяким, даже с королем: "Ссажу с коня короля!" В наказание Бог лишает ее зрения. Гура, с. 305-306 (Ровенская обл., Дубовицкий р-н, Озерск) (пересказ). УКАЗАТЕЛЬ МОТИВОВ I. ЗМЕЯ ОБЛАДАЕТ НЕОБЫЧНЫМИ СВОЙСТВАМИ, КАЧЕСТВАМИ I.1. ПЕРСОНАЖ I. 1.1. Медяница Ермолов, с. 395-396. I. 1.2. Медянка Врадий, с. 245. Гура, с.305-306. Власова, с.241. ЭК-1/90 № 19 (Большая Бича Усть-Иш. р-на Ом. об. ( ). I. 1.3. Медная змея I. 1.4. Слепень I. 1.5. Сливень Врадий, с. 245 I. 1.6. "Слымень" ("вуж") Гура, с. 305-306 (Полесье: Брестская обл., Малоритский р-н, Мокрины) I. 1.7. Огневка ЭК-1/90 № 120, Загваздино Усть-Иш. р-на Ом. об., кор. сиб. ЭК-2/90 № 93; МАГ-2/90 № 24 Загваздино Усть-Иш. р-на Ом. об (из Большеук. р-на). ЭК-4/91 № 76, Скородум Усть-Иш. р-на Ом. об., кор. сиб. I. 1.8. Огненная змея ЭК-1/90 № 19 (Большая Бича Усть-Иш. р-на Ом. об. (). I. 1.9. Красная змея ЭК-2/89 № 71, Большая Бича Усть-Иш. р-на Ом. об., кор. сиб. ЭК-4/91 № 76, Скородум Усть-Иш. р-на Ом. об., кор. сиб. I. 1.10 .Веретенница Власова, с. 241. Гура, с. 305-306 (Гродненская губ., Волковыский у., Лысков). Гура, с. 302-303 (Черниговск. Губ., Остерский у., Староселье). I. 11. Веретельница Гура,с. 305-306 (Чернигов. Губ., Остерский у.) I. 12. Веретенник Власова. С. 79 (Петерб.). I. 13. Чудесная змея Афанасьев ПВ II, с. 520. I. 14. Любая змея I.2. ВНЕШНИЙ ВИД I. 2.1. Слепая Гура, с. 305-306 (Гродненская губ., Волковыский у., Лысков). Гура, с. 305-306 (Полесье: Брестская обл., Малоритский р-н, Мокрины) I. 2.2. Глаза и рот под животом Гура,с. 305-306 (Чернигов. Губ., Остерский у.) I. 2.3. Имеет золотые рожки Гура, с. 305-306 (Полесье: Брестская обл., Малоритский р-н, Мокрины) I. 2.4.У нее золотая голова Власова, с. 241. I. 2.5. Золотистая Власова, с. 79 (Петерб.). I. 2.6. Обладает серебряным блеском Власова, с. 241. I. 2.7. Голова красная и пятна красные ЭК-4/91 № 76, Скородум Усть-Иш. р-на Ом. об., кор. сиб. I.3. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ I. 3.1. Передвигается прыжками ЭК-1/90 № 19, Большая Бича Усть-Иш. р-на Ом. об. ().ЭК-2/89 № 71, Большая Бича Усть-Иш. р-на Ом. об., кор. сиб. ЭК-1/90 № 120, Загваздино Усть-Иш. р-на Ом. об., кор. сиб. I. 3.2. Ползет не извиваясь Гура,с. 305-306 (Чернигов. Губ., Остерский у.) I.4. НЕОБЫЧНЫЕ СВОЙСТВА I. 4.1. Страшная ядовитость (укус вылечить невозможно) Ермолов, с. 395-396. Врадий, с. 245. Гура, с. 305-306. Гура, с. 305-306 (Полесье: Брестская обл., Малоритский р-н, Мокрины). Власова, с. 241. Власова, с. 79 (Петерб.). ЭК-1/90 № 19 (Большая Бича Усть-Иш. р-на Ом. об. (). I. 4.2. Сжигает траву, по которой ползет Афанасьев ПВ II, с. 520. ЭК-2/90 № 93; МАГ-2/90 № 24 Загваздино Усть-Иш. р-на Ом. об (из Большеук. р-на). I. 4.3. Выставляет ножки (при ударе) Врадий, с. 245 I. 4.4. Выставляет ножки (когда ее бросишь в огонь) I. 4.5. Кидается на человека сразу, как только его увидит Гура,с. 305-306 (Чернигов. Губ., Остерский у.) I. 4.6. Укусив человека, шипит: "Шукай дощак, бо умреш!" Гура, с. 305-306 (Гродненская губ., Волковыский у., Лысков) I. 4.7. При ударе распадается ровно на шесть кусков Врадий, с. 245 I. 4.8. Разрубленные части змеи срастаются (даже если их разбросать далеко друг от друга) Гура, с. 302-303 (Черниговск. Губ., Остерский у., Староселье). I. 4.9. Разрубленная шевелится до захода солнца Власова, с. 241. II. НЕОБЫЧНЫЙ СПОСОБ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЗМЕИ II.1. ПЕРСОНАЖ II. 1.1. Медяница II. 1.2. Медянка II. 1.3. Медная змея II. 1.4. Слепень II. 1.5. Сливень II. 1.6. "Слымень" II. 1.7. Огневка II. 1.8. Огненная змея II. 1.9. Красная змея II. 1.10. Веретенница II. 1.11. Веретельница II. 1.12.Веретенник Гура, с. 305-306 (Житомирщина: Волынск. Губ., Звягельский у., Юрковщина). II. 1.13. Чудесная змея II. 1.14. Любая змея II. 2. ИЗ ЧЕГО (ИЗ КОГО) ПРОИСХОДИТ II. 2.1. Из веретена Гура, с. 305-306 (Житомирщина: Волынск. Губ., Звягельский у., Юрковщина). II. 3. ХАРАКТЕР ОБЪЕКТА, ИЗ КОТОРОГО ПРОИСХОДИТ ЗМЕЯ II. 3.1. Веретеном пряла баба в святочные вечера и бросила его Гура, с. 305-306 (Житомирщина: Волынск. Губ., Звягельский у., Юрковщина). III. ЗМЕЯ ГУБИТ (ПЫТАЕТСЯ ПОГУБИТЬ) ЧЕЛОВЕКА (ЖИВОТНОЕ) ОСОБЫМ ОБРАЗОМ III.1.ПЕРСОНАЖ III. 1.1.Медяница Чулков, с. 259. Чуб. Труды III, с 198. Завойко, с. 130 (пересказ) (Владимир. губ.) (УС: 1). III. 1.2. Медянка Гура, с.301-302. Власова, с. 241. ЭК-1/90 № 19 (Большая Бича Усть-Иш. р-на Ом. об. (). III. 1.3.Медная змея Афанасьев ПВ II, с. 520. III. 1.4.Слепень III. 1.5. Сливень III. 1.6. "Слымень" III. 1.7.Огневка ЭК-1/90 № 120, Загваздино Усть-Иш. р-на Ом. об., кор. сиб. ЭК-2/90 № 93; МАГ-2/90 № 24 Загваздино Усть-Иш. р-на Ом. об (из Большеук. р-на). ЭК-1/90 № 45, Паново Усть-Иш. р-на Ом. об., кор. сиб. III. 1.8. Огненная змея ЭК-1/90 № 19 (Большая Бича Усть-Иш. р-на Ом. об. (). III. 1.9. Красная змея ЭК-3/90 № 158, Загваздино Усть-Иш. р-на Ом. об., кор. сиб. III. 1. 10. Веретенница III. 1. 11.Веретельница III. 1.12. Веретенник III. 1.13. Чудесная змея III. 1.14. Любая змея III. 2. ОСОБЕННОСТИ ЗМЕИ III. 2.1. Слепая Чулков, с. 259. Чуб. Труды III, с 198. Афанасьев ПВ II, с. 520. Гура, с.301-302. Власова, с. 241. III. 2.2. Горячая ЭК-2/90 № 93; МАГ-2/90 № 24 Загваздино Усть-Иш. р-на Ом. об (из Большеук. р-на). III. 3. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЗМЕИ III. 3.1.Бросается стрелой Чулков, с. 259. Чуб. Труды III, с 198. Завойко, с. 130 (пересказ) (Владимир. губ.) (УС: 1). Афанасьев ПВ II, с. 520. Гура, с.301-302. Власова. С. 241. III. 3.2. Передвигается прыжками ЭК-1/90 № 19 (Большая Бича Усть-Иш. р-на Ом. об. ().ЭК-1/90 № 120, Загваздино Усть-Иш. р-на Ом. об., кор. сиб. ЭК-1/90 № 45, Паново Усть-Иш. р-на Ом. об., кор. сиб. ЭК-3/90 № 158, Загваздино Усть-Иш. р-на Ом. об., кор. сиб. III. 4. КАКИМ ОБРАЗОМ ГУБИТ (ПЫТАЕТСЯ ПОГУБИТЬ)? III. 4.1. Пробивает насквозь Чулков, с. 259. Чуб. Труды III, с 198. Завойко, с. 130 (пересказ) (Владимир. губ.) (УС: 1). Афанасьев ПВ II, с. 520. Гура, с.301-302. Власова, с. 241. ЭК-2/90 № 93; МАГ-2/90 № 24 Загваздино Усть-Иш. р-на Ом. об (из Большеук. р-на). III. 4.2.Бросается на шею и жалит (душит) ЭК-1/90 № 19 (Большая Бича Усть-Иш. р-на Ом. об. ().ЭК-3/90 № 158, Загваздино Усть-Иш. р-на Ом. об., кор. сиб. III. 4.3. Переползает тень ЭК-1/90 № 19 (Большая Бича Усть-Иш. р-на Ом. об. ().ЭК-1/90 № 120, Загваздино Усть-Иш. р-на Ом. об., кор. сиб. ЭК-1/90 № 45, Паново Усть-Иш. р-на Ом. об., кор. сиб. III. 5. В КАКОЙ ДЕНЬ? III. 5.1.В день Ивана Купалы Чулков, с. 259. Чуб. Труды III, с 198. Завойко, с. 130 (пересказ) (Владимир. губ.) (УС: 1). Афанасьев ПВ II, с. 520. Гура, с.301-302. Власова, с. 241. III. 5.2 В любой 1ЭК-1/90 № 19 (Большая Бича Усть-Иш. р-на Ом. об. ().ЭК-2/90 № 93; МАГ-2/90 № 24 Загваздино Усть-Иш. р-на Ом. об (из Большеук. р-на). III. 6. ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ III. 6.1. Не указано Чулков, с. 259. Чуб. Труды III, с 198. Афанасьев ПВ II, с. 520. Гура, с.301-302. ЭК-1/90 № 19 (Большая Бича Усть-Иш. р-на Ом. об. ().ЭК-2/90 № 93; МАГ-2/90 № 24 Загваздино Усть-Иш. р-на Ом. об (из Большеук. р-на). III. 6.2. Т.к. охраняет клады, открывающиеся в день летнего солнцестояния Власова, с. 241. IY ЗМЕЯ ОХРАНЯЕТ КЛАДЫ, ПОДЗЕМНЫЕ СОКРОВИЩА, ЦВЕТОК ПАПОРОТНИКА IY. 1.ПЕРСОНАЖ IY. 1.1. Медяница IY 1.2. Медянка Власова, с. 241 (уральск.). IY. 1.3. Медная змея IY. 1.4. Слепень IY. 1.5. Сливень IY. 1.6. "Слымень" IY. 1.7. Огневка IY. 1.8. Огненная змея IY. 1.9. Красная змея IY. 1.10. Веретенница IY. 1.11. Веретельница IY. 1.12.Веретенник IY. 1.13. Чудесная змея IY. 1.14. Любая змея IY. 2. ЧТО ОХРАНЯЕТ IY. 2.1.Клады Власова, с. 241 (уральск.). IY.2.2. Подземное золото Власова, с. 241 (уральск.). IY. 2.3.Цветы распускающегося папоротника Власова, с. 241 (уральск.). Y. СПОСОБ ИЗБЕЖАТЬ СМЕРТИ ОТ УКУСА ЗМЕИ Y. 1. ПЕРСОНАЖ (ОТ КАКОЙ ЗМЕИ) Y. 1.10 Веретенника Власова, с. 79 (Петерб.) Y. 1.14. Любой (ядовитой) змеи Y.2. КАКИМ ОБРАЗОМ Y. 2.1.Встать на камень Власова, с. 79 (Петерб.). Y. 2.2. Вперед змеи успеть прибежать к воде Y. 3.В КАКОЕ ВРЕМЯ Y. 3.1. До захода солнца Власова, с. 79 (Петерб.). YI. ЗМЕЯ ТЕРЯЕТ ЗРЕНИЕ (ЛЕГЕНДАРНЫЙ) YI.1. ПЕРСОНАЖ 1.1. Медяница Ермолов, с. 396 (пересказ) YI.1.6. "Слымень" Гура, с. 305-306 (Ровенская обл., Дубовицкий р-н, Озерск). YI.2. ПРИЧИНА YI.2.1.Кошка не вернула глаза, взятые у змеи в долг Ермолов, с. 396 (пересказ) YI.2.2. Бог наказал за хвастовство (дерзость) Гура, с. 305-306 (Ровенская обл., Дубовицкий р-н, Озерск). YII. СЛЕПАЯ ЗМЕЯ ПОЛУЧАЕТ ЗРЕНИЕ ТОЛЬКО В ДЕНЬ ИВАНА КУПАЛЫ YII.1. ПЕРСОНАЖ YII. 1.1. Медяница Чулков, с. 259. Чуб. Труды III, с 198. Завойко, с. 130 (пересказ) (Владимир. губ.) (УС: 1). Гура, с.301-302. YII. 1.2.Медянка Власова, с. 241. YII.1.3. Медная змея YII.1.4. Слепень YII.1.5. Сливень YII. 1.6. "Слымень" YII.1.7. Огневка YII.1.8.Огненная змея YII. 1.9. Красная змея YII.1.10. Веретенница YII.1.11. Веретельница YII.1.12. Веретенник YII.1.13. Чудесная змея Афанасьев ПВ II, с. 520. YII.1.14. Любая змея YIII. ЕСЛИ БЫ СЛЕПАЯ ЗМЕЯ ИМЕЛА БЫ ГЛАЗА, ТО КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЖАЛИЛА БЫ ПО 40 ЧЕЛОВЕК YIII.1. ПЕРСОНАЖ YIII. 1.1. Медяница Ермолов, с. 395-396. YIII. 1.2.Медянка Власова, с. 241. YIII.1.3. Медная змея YIII.1.4. Слепень YIII.1.5. Сливень YIII. 1.6. "Слымень" YIII.1.7. Огневка YIII.1.8.Огненная змея YIII. 1.9. Красная змея YIII.1.10. Веретенница YIII.1.11. Веретельница YIII.1.12. Веретенник YIII.1.13. Чудесная змея YIII.1.14. Любая змея IX. СЛЕПАЯ ЗМЕЯ ПЫТАЕТСЯ ПРОПОЛЗТИ ВОКРУГ КОЛЕСНОЙ КОЛОДКИ IX.1. ПЕРСОНАЖ IX.1.10. Веретенница Гура, с. 305-306 (Гродненская губ., Волковыский у., р-н Лыскова). IX.2. С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ IX.2.1. Стать зрячей и сделать зрячими всех змей, подобных ей Гура, с. 305-306 (Гродненская губ., Волковыский у., р-н Лыскова). X. ОТ ЗМЕИ ВЕДЕТ СВОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОЛОЗ С НЕОБЫЧНЫМИ СВОЙСТВАМИ (ПРИЗНАКАМИ) X.1. ПЕРСОНАЖ 1.1. Медяница (гадюка) Васильев, с. 191. X.2. СВОЙСТВА (КАЧЕСТВА) ПЕРСОНАЖА X.2.1. Желтая Васильев, с. 191. X.2.2. Хрупкая, как стекло Васильев, с. 191. X. 3. НЕОБЫЧНЫЕ СВОЙСТВА ПОЛОЗА X.3.1. Огромный Васильев, с. 191. X.3.2. Серебряная чешуя Васильев, с. 191. X.4. УСЛОВИЯ ПРЕВРАЩЕНИЯ X.4.1. Через семь лет X.4.2. Не уточнено Васильев, с. 191. XI. ЗМЕЮ МОЖНО УНИЧТОЖИТЬ НЕОБЫЧНЫМ СПОСОБОМ XI.1. ПЕРСРНАЖ XI.1.1. Медянка Власова, с. 242 XI.2. КАКИМ ОБРАЗОМ XI. 2.1. Убить осиновым прутом Власова, с. 241 (уральск.). СВЕДЕНИЯ О МЕДЯНИЦЕ В ПЕЧАТНЫХ ИСТОЧНИКАХ М.Д. Чулков. АБЕВЕГА русских суеверий. М., 1786, с. 259. "Медяница. Сей род гадов почитают весьма вредным, которую представляют себе слепой, и будто она получает зрение в один Иванов день. Тогда она, увидев человека или другого животного, бросается стрелком и пробивает насквозь наподобие стрелы". То же у П.П. Чубинского. Труды III. Народный дневник. СПб., 1872, с. 198: " В этот день (Ивана Купалы) змея слепая "мiдяница" получает зрение на целые сутки и тогда она необыкновенно опасна. Бросаясь на человека, как стрела, она может пробить его насквозь". Завойко Г.К. Верования. Обряды и обычаи великороссов Владимирской губернии// ЭО. № 3-4, с. 130: " В народе существует поверье, что змея-медяница "в одно время кусается", а именно только в Иванов день (24 июля), а в прочее время ее смело можно брать в руки. […] Какой-то мужичок вздумал работать покос в праздник, в самый Иванов день. К обеду он понес своим рабочим в корзине на спине два паровых хлеба, только что вынутые из печки, а потому еще горячих. Идя так дорогой. Мужик услыхал, что в корзину сзади что-то стукнуло; он оглянулся, но ничего не заметил и… пошел дальше. Пришел на покос, стали резать хлеб, а там…медяница. Оказалось, что медяница хотела укусить мужика в спину, но, стукнувшись в корзину, она пролетела сквозь нее, пролетела также и чрез один каравай, а в другом застряла и сварилась. Тут же он и рассказал рабочим, какое дело случилось с ним по дороге (д. Пестриково, с. Ново Вязн. у).. А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. Т. II. М., 1868, с. 520. Говорит об огненном характере змеи, вернее, о связи представлений об огне и змее: "Сербская загадка изображает огонь под метафорою змеи: "два дола-суподола, меhу нима змиjа лежи; де змиjа лежи, та трава не расте" ("ватра меhу приjекладима", т.е. огонь между двумя сторонами очага). Русские сказки и песни упоминают о чудесной змее, которая когда ползет – под ней трава горит и сохнет". У Афанасьева здесь ссылки: Худяк.,I, с. 135; О.З. 1851, YIII, 63. Посмотреть эти источники. Там же, с. 527. Цитирует М.Д.Чулкова и ссылается на заговор от родимца, приведенный Сахаровым (Сахаров, с. 70). И далее: "Эта медная стрела-змея тождественна с огненным Перуновым цветом, который распускается на Иванову ночь; сознание о таком тождестве выразилось в народном сказании о траве-медянице: зарождается трава-медяница от гниения зловредных гадов, "растет слепою, зрение получает в Иванов день, и когда увидит человека или другое животное – тогда бросается на него стрелою и пробивает насквозь". (Здесь ссылается на АБЕВЕГУ Чулкова, на с. 259-260. Но в моем конспекте только о змее, о траве ничего нет. Вряд ли я бы не переписала и о траве). Здесь же проводит параллели между змеей и оружием (стрелой, мечом, палицей). Там же, с. 563. "Заклятие против болезни "родимца" скрепляется обращением к змее медной медянице, закладенной в медный столб" (В сноске: "Припомним, что воззрение на медного змея исцеляло евреев от ядовитого укушения обыкновенной змеи") Сразу же приведу текст заговора у Сахарова: "На море на Окияне, посредь моря белого, стоит медный столб, от земли до неба, от востока до запада, а в том медном столбе закладена медная медяница от болестей и хворостей. Посылаю я раба, такого-то, в тот медный столб, что на море на Окияне, и заповедаю ему моим словом заповедным заклясть родимец во тот медный столб, А был бы с того заповедания такой-то цел и невредим, и от родимца избавлен, по сей час, по всю жизнь". (Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. М., 1990, с. 70). Афанасьев совершенно верно связал текст Сахарова и библейский мотив о медном змее. Но мне кажется, что связь здесь обратная: этот заговор явно возник под влиянием названного библейского мотива, хотя и не свободен от воззрений языческих (см. ниже). Библейская энциклопедия. М., 1991 (репринт издания: Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. М., 1891) с. 279-280. "Змей медный. В кн. Чисел (XXI, 9) говорится, что когда израильтяне были уязвляемы ядовитыми змеями в пустыне за ропот против Бога и Моисея, то Моисей получил повеление от Бога сделать (медного) змея и выставить его на знамя, чтобы всякий потерпевший уязвление, взглянув на него, оставался жив. В беседе Господа с Никодимом медный змей Моисеев служит предметом величественнейшего и трогательнейшего прообраза: "Как Моисей вознес змею в пустыне, - изрек Господь, - так должно вознесену быть Сыну человеческому (Иоан. III, 14, 15), и как израильтяне, взиравшие на медного змея, исцелялись, так равно спасаются и все те, которые с верою взирают на Христа Распятого. Медный змей Моисеев существовал до времен ц. Езекии, который велел истребить его, "потому что до самых тех дней, - свидетельствует писатель кн. Царств, - сыны израилевы кадили ему и называли его Нехуштан (IY Цар. XYIII, 32)" Интересно, что заговор Сахарова использует образ медного столба с медным змеем в нем, что очень похоже на выставление медного змея на столбе ("как знамя") Моисеем. Медный змей в Библии спасает людей, ужаленных ядовитыми змеями. В заговоре Сахарова он помогает от родимца. Возможно, это подтверждает народные представления о змеином характере родимца. И еще. В этом библейском сказании есть мотив – наказание за грех змеею (укушением змеи). Не отсюда ли вообще ведет свое происхождение мотив наказания за грех змеею в восточнославянском фольклоре? Только в несколько измененном виде (например, обвивается вокруг шеи, присасывается к груди и проч.). Хотя в сюжете, приведенном Завойко, – медянка пытается ужалить человека. И ведь это тоже осмысливается как наказание за грех (работа в праздник). Возможно, и образ медянки здесь не случаен – прослеживается связь с библейским сказанием. Однако в тексте этом этот библейский (легендарный) уровень осмысления явно наложился на более древний – языческий. Возможно, ранее сюжет существовал без этого легендарного мотива: медянка, прозрев в день Ивана Купалы, кидается на первого встречного, чтобы пробить его насквозь. И это свойство самой змеи (согласно языческим мифологическим представлениям). С введением христианства с образом медной змеи был связан мотив наказания за грех. Отсюда и в сюжете появился дополнительный повествовательный ход: работа в праздник. Васильев М.К. К вопросу о полозах// ЭО 1892. № 1, с. 191: приводит рассказ о том, как женщину на Воздвиженье преследовал огромный полоз с серебряной чешуей, "толщиною в мешок, в длину саженей пять". "он растет из желтой гадюки-медяницы, - хрупкая как стекло" (с. Лебедин Чигиринского уезда Киевск. г.). Врадий В. Три заговора и народные воззрения на змей (в Могилевской и Херсонской губерниях)// ЖС. 1898. Вып. 2, с. 245: "Тамошние крестьяне самой ядовитой змеей считают так называемый сливень (Anguis fragilis. L) – медяница, которая на самом деле есть даже не змея, а безногая ящерица и, понятно, не ядовита. Этому же виду приписывают способность распадаться ровно на шесть кусков при ударе ее палкой, Затем говорят, что у нее есть масса беленьких ножек, которые она прячет. Первое из вышеупомянутых поверий, как мне кажется, объясняется тем, что хвостовые связки этого вида очень неустойчивы, благодаря чему хвост. При незначительном даже ударе, отделяется от тела и может распасться на несколько кусков, но необязательно на шесть, как говорит поверье. Второе вышеупомянутое поверье объяснимо тем, что если с ожесточением бить (эту змею0, то в конце концов должны показаться кости, которые человеку, незнакомому с естествознанием, могут показаться за "скрытые ножки" В БСЭ читаем: "Медяница. (Angius fragilis) , безногая змеевидная ящерица сем. веретениц; то же, что веретеница ломкая." (Т. 15, с. 588). О вретенице в том же издании : "Веретеницы (Anguidae) , семейство пресмыкающихся подотряда ящериц. Одни виды имеют типичное для ящериц сложение, у других ноги малы или недоразвиты, а тело больше или меньше удлинено; некоторы лишены ног, змеевидны. Язык короткий. Раздвоенный на конце. […] одноименный с семейством род веретениц (Anguis) содержит единственный вид – веретеницу ломкую (A. fragilis) безногое тело длиной до 60 см. Широко распространена в Европе и Азии (на востоке до реки Тобол); в степной полосе и в Крыму отсутствует. Питается моллюсками, дождевыми червями и насекомыми; яйцеживородяща. Род панцирных веретениц (Ophisaurus) объединяет 6 видов в т.ч. желтопузик (O. apodus) - безногая ящерица длиной более одного метра" (Т. 4, с. 530). Врадий также отмечает: "Гадюк (Vipera) , красную разновидность которой называют "медянкой", здешние крестьяне считают ядовитыми и употребляют в случае их укушения заговоры" (с. 245). В БСЭ читаем про медянку: " Медянка (Coronella austriaca), змея семейства ужей. Дл. Тела до 80 см. Окраска сверху бурая или серо-бурая, у самцов обычно красноватых тонов; на спине обычно 2-4 продольных ряда черноватых пятнышек. Распространена почти по всей Европе и Зап. Азии; в СССР - в Европ. Части и Зап. Казахстане, обычно на открытых местах… Питается глю обр. ящерицами, мелкими грызунами, насекомыми. Яйцеживородяща. В отличие от неядовитой медяницы, в некоторых районах так называют и ядовитую змею – обыкновенную гадюку, окраской тела напоминающую медяницу" (Т. 15, с. 588-589). У Сахарова приведены заговоры. В которых упоминается медяница. Но, по сравнению с вышеприведенным от родимца. они ничего не добавляют к мифологическому образу этой змеи, в одном из них – "заговор от ужаления козюльки" говорится6 море –океан - о. Буян – дуб – под дубом липовый куст – под кустом златой камень – на камне руно черное – на руне змея Гарафена. Приказание змее взять жало, угроза в противном случае отрезать жало положить в сундуки и запереть. "А вы, змии и змиицы, ужи и ужицы, медяницы и сарачицы, бегите прочь от раба такого-то по сей век, по сей час.слово мое крепко!" (с. 53). В главе "Сказание о чародействе", в разделе "Чары на ветер" говорится о мести врагу, которую "поселяне" могут осуществить с помощью "чародея": берется пыль с дороги и пускается по ветру в ту сторону, в которой враг живет. При этом "чародей" произносит проклятье: "Кулла, Кулла! Ослепи такого-то, черные, вороные, карие, белые, красные очи, раздуй его утробу толще угольной ямы, засуши его тело тоньше луговой травы. Умори его скорее змеи медяницы!" (с. 78-79). В этом заговоре отражена вера в страшную ядовитость медяницы (см. указатель сюжетов). Т.е. чары на ветер должны быть также страшны (или еще более) как укус медяницы. Интересно, что в этом заговоре ветру приказывается еще и ослепить обидчика. Может быть, здесь есть какая-то косвенная связь со слепотой медяницы? Что касается слепоты, то эта деталь требует особого исследования. Невская Л.Г. отмечает эту деталь как свойство змеиной природы, ссылаясь при этом на: Иванов В.В., Топоров В.Н. Инвариант и трансформация в мифологических и фольклорных текстах// Типологические исследования по фольклору: Сб. ст. памяти В.Я. Проппа. М., 1975, с. 69; Успенский Б.А. Филологические разыскания… С. 91. В этом же примечании она отмечает, что уместно напомнить предложенную Р.О. Якобсоном этимологию глагола щурить (т.е. уменьшать количество света, попадающего в глаз), связывающую его с общим названием хтонических существ щур (Jakobson R. Marginalia to Vasmer`s Russian Etymological Dictionary// Intern. J. of Slavic Linguistics and Poetics. Vol. Ѕ. P. 277). Я специально записала и т. зр. Якобсона, чтобы потом не забыть связать это с представлением о предке-покровителе, если так можно рассматривать слово щур, и его змеиной природе. Невская далее приводит языковые факты: с.-х. сленуh, слепак ‘змейка, похожая на угря', укр. слiпак 'медяница’, рус. слепень и сливень (второе – табуистическое преобразование первого, Фасмер №, 670-671) и точное литовское соответствие gyvate yra akle 'змея слепень' при aklas 'cлепой'. (Невская Л.Г. Пестрое в балто-славянском: семантика и типология// Фольклор и этнографическая действительность. СПб., 1992, с. 93. Продолжая тему слепоты медяницы, обратимся к работе Ермолова. Ермолов А. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. Т. III. Животный мир в воззрениях народа. СПб., 1905: "… в Могилевской губернии, по удостоверению г. Врадия, самой ядовитой змеей считают так называемый сливень, медяницу, которая на самом деле вовсе не ядовита (далее пересказывается свидетельство Врадия). Про медяницу (безногая, веретеница, сливень) немцы уверяют, что она слепа в наказание за то, что ужалила Матерь Божию. […] По русскому народному поверью медяница страшно ядовита и зла; счастье людей в том, что медянка слепа, - если бы она имела глаза, то каждый день плакало бы 40 матерей, 40 бы человек ежедневно от нее погибало. Потеря зрения медянкою осмысляется так: прежде медянка была зрячею, а кошка слепою; кошка попросила у медянки глаза на время, чтобы сходить на праздник. Медянка согласилась, дала их кошке, но та назад их уже не вернула. В действительности медяница совсем не слепа, а напротив того, отличается очень острым зрением и в то же время совершенно безвредна и даже принадлежит не к змеям, а к ящерицам, хотя отсутствие ног и делает ее гораздо более похожей на змею, нежели на ящерицу" (с. 395-396). А.В. Гура в монографии "Символика животных в славянской народной традиции" . М., 1997 также приводит славянские поверья, связанные со слепотой медяницы: "Согласно "Абевеге русских суеверий" и некоторым украинским источникам, особую опасность для человека представляет змея медянка. Считают, что она слепа и получает зрение на целые сутки лишь раз в году, на Иванов день (24.YI/ 7./YII), и тогда бросается на человека как стрела и пробивает его насквозь (Маркевич Н. Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян. Киев, 1860. То же: // Украiнцi: народнi вiрування, повiр’я, демонологiя. Киiв, 1991, с. 52-169). Сербы и черногорцы называют медянку слепак или слениh и не убивают ее, почитая это за грех. Говорят, что она не кусает человека, если он ее не разозлит, а если укусит, то, чтобы вылечиться, нужно убить девять змей и выпить молока от девяти кобыл (ссылки опустила). Лужичане особенно ядовитой, ловкой и коварной считают слепую змею zmija. Она живет под землей, и ее яд вызывает немедленную смерть (ссылки опустила). Рассказывают как однажды возле одной девушки, сжинавшей траву оказалась такая змея и сказала ей: "Если бы у меня были такие глаза, как у тебя, я бы вымостила мост из человеческих костей" (ссылки опустила). То же, по расссказам, она пожаловалась на свою слепоту другой змее, которая имела глаза: "Если бы у меня был хотя бы один такой зоркий и ясный глаз, каких у тебя два, я бы мосты мостила из мертвецов" (ссылки опустила). Не менее ядовита, по народным представлениям, слепая змея веретеница. Так в разных местах называют или некий особый вид гадюки, или безногую ящерицу, которую причисляют к змеям и считают ядовитой, По поверьям украинцев Житомирщины, черная короткая змея веретенник произошла из веретена, которым баба пряла в святочные вечера, а потом выбросила вместо того, чтобы сжечь (Волынская губ., Звягельский уезд, Юрковщина, Коper. PELR: 218). По описанию жителей Остерского у. Черниговской губернии веретiльниця – это гадюка без головы и хвоста, с ртом и глазами, расположенными под животом; она ползет, не извиваясь, и кидается на человека сразу же, как только его заметит (Староселье, Загл. ПСД: 141). В Волковыском у. Гродненской губернии верацянiца – безногая ящерица. Укусив человека. Она якобы шипит: "Шукай дощак, бо умреш!" (Лысков, Fed.LB 1: 180). Ее считают слепой и верят, что если бы она проползла вокруг колесной колодки, то не только она, но и все другие веретеницы стали бы зрячими, однако ни одной из них, к счастью, пока это не удалось: как только она ляжет в колею, всякий старается переехать ее колесом (р-н Лыскова, Кукличи, та же). В Белостоцком воеводстве Польши безногую ящерицу называют padalec и боятся даже прикасаться к ней, т.к. от этого тело человека pada sie - покрывается гнойными ранами (ссылку опустила). В Полесье она известна под названием слымэнь: это небольшая слепая змея (вуж), по описанию одного из информантов, с золотыми рожками, ядовитая, укус ее смертелен (Брестская обл., Малоритский р-н, Мокраны, зап. Автора). Согласно легенде, слымэнь похвалялся, что может справиться со всяким, даже с королем. "Ссадю с коня короля!" - хвастался он. В наказание за такую дерзость Бог сделал его слепым. (Ровенская обл., Дубовицкий р-н-, Озерск, зап. автора) (с.301-302). А.В. Гура также приводит следующие поверья, касающиеся этих змей: "По поверью лужичан, ядовитая слепая змея zmija во время родов погибает оттого, что змееныши, появляющиеся на свет, прогрызают ее тело (ссылки пропустила). В различных славянских традициях встречаются поверья о живучести разрубленной змеи, напоминающей живучесть лернейской гидры: отрубленные части змеи способны срастаться. Такое представление засвидетельствовано, например. на Русском Севере, в Поморье (Арханг. губ., онежск. у., Масл. ОРНВ: 166)… В Черниговск. губ. это поверье связано с гадюкой-веретеницей (веретiлниця): даже если разбросать куски этой разрубленной змеи далеко друг от друга, они все равно соберутся вместе и оживут (Остерский у.. староселье, Загл. ПСД: 141) (с. 302-303)." "По представлениям поляков Краковского воев., Змея, которой отрубили голову, становится скоком (skok) – особой змеей. Обладающей огромной силой. Она сидит, обвившись вокруг куста, и стремглав бросается на человека (р-н Велички, Вежбанова, ссылку опустила). Ряд близких соответствий этому имеется у южных славян. Так хорватам Самобора известен skocec, живая отрубленная голова змеи. Он бросается на человека и преследует его, а потому считается одной из самых опасных змей (ссылку и дрю подобные поверья пропустила) (с. 300). Власова М. Новая АБЕВЕГА русских суевеоий. Иллюстрированный словарь. СПб., 1995: "МЕДЯНИЦА, МЕДЯНИК, МЕДЯНИК, МЕДЯНКА, МЕДЯНКА – безногая змеевидная ящерица; веретеница. "Медяник такой светлый, он блестит, как серебряный, на солнышке" (Лен.); "Счастье человеку, что медянка слепа" (Волог.). Медянка (часто отождествляемая с веретен[н]ицей) почитается одной из самых "лютых" змей (в ряде районов России медянками именуют гадюк) (см. ВЕРЕТЕНИЦА) (с.240). Внешний вид медянки соответствует ее названию. По поверью. Она наделена особым, не"змеиным" блеском: сверкает, "как серебряная", у нее "золотая голова". Медяница (медяница скоропея) упоминается в заговорах "от укушения змеей": "Во морском озере, во святом колодце черпаю я воду, отговариваю, приговариваю от той от лютой от медяницы, от золотой головы. Ты, змей лютый, золотая голова, выкинь свою жалу от раба божьего [имя], от живота, от сердца, от третьей жилы, от третьего пожилка, от третьего сустава, от третьего суставчика" (Тульск.). Согласно достаточно распространенным представлениям, медянка слепа, что спасает от ее "ярости" людской род. По поверьям, она получает зрение раз в году, в день Ивана Купалы и, бросаясь на человека, может "пробить" его насквозь, подобно стреле (так медянка охраняет клады, "открывающиеся" в день летнего солнцеворота). Считается, что медянку можно убить осиновым прутом, но и убитая. Она продолжает шевелиться вплоть до захода солнца (см. у Гуры об осине в связи с разрубленной змеей, там же, где о медянице, я не переписала). Медянка охраняет и клады, и цветы, распускающегося в ночь на Иванов день папоротника, которые помогают отыскать, открывают подземные сокровищницы. Среди уральских золотоискателей были популярны рассказы о змее-медянке, пронзающей кладоискателя, если он отправился на поиски цветущего папоротника, не зная оберегов от змей и нечистых духов" (с. 241). "ВЕРЕТЕНИЦА, ВЕРЕТЕНИЦА, ВЕРЕТЕНИЩЕ, ВЕРЕТЕЙКА, ВЕРЕТЕЛЬНИЦА, ВЕРЕТЕННИЦА, ВЕРЕТЕННИК – безногая ящерица; змея-медяница; местами – всякая змея и ящерица. "Приплыло тут к ней змеище-веретенище…" (из былины) (Арх.)". "Черный гад, возьми яд! И бурый гад, возьми свой яд! И рябый гад, возьми свой яд! И яснецы, и веретенницы!" (из заговора) (Пск.). Название веретеница, возможно, подсказано характером движения змеи, которая "вьется и вращается", уползая в землю, появляясь из земли, чем и напоминает своеобразное веретено. Змеи в народных поверьях – существа, нередко обладающие сверхъестественными свойствами. Веретеницу, как и змею медянку, медяницу, крестьяне наделяют особыми способностями, проявляющимися, главным образом, в период летнего солнцеворота. Змея веретенница, веретейка упоминаются в заговорах, а также в обрядовых песнях купальского цикла. Их характеристики не вполне ясны, но, по-видимому, они губительно влияют на людей, на плодородие. Веретенник (медяница) "тонкая и золотистая змея, укусы которой смертельны. Чтобы не умереть (укушенному), нужно до солнца бежать и стать на камень" (Петерб.) (см. Медяница) (с. 79). ТЕКСТЫ ФА ОмГПУ: * * * [Что вы слышали о змее?] Не видела, чтоб летал. А сышала, говорили люди. Сама ягоды брала как-то. Рядом щеночек лежал. Лежал, лежал да как соскочит. Побежал и залаял. Слышу: лает, лает – и все ближе ко мне. Гляжу змею гонит, большую, красную. Она не ползет, а как прыгнет метра на три, свернется в кольцо и опять прыгнет. Так и угнал под гору. ЭК-2/89 № 71 Зап. Власова Л., Манторова М., Чарушина Е. в с. Большая Бича Усть-Ишим. р-на Ом. об. от Петровой Марии Яковлевны, 1919 г. р. (кор. сиб.) * * * [Спросила о змее-медянке] Медянки – они как огненные. Они ядовитые сильно. [А, говорят, они на тень прыгают?] Есть. Если человек идет… Я иду, и тень идет – она мне навстречу прыгат. Заскакиват, говорят, на шею, обертыватся вокруг шеи и жалит. ЭК-1/90 № 19 Зап. Козлова Н.К. в с. Большая Бича Усть-Ишим. р-на Ом. об. От Тимаковой Евдокии Михайловны, г. р. * * * [Спросила о змее-огневке] Есть, ага. Говорил брат, которого убили на фронте: есть огневка. Та скачет на тень, гоняется за человеком. Ты идешь – а она большими скачками на тень… [как жалит – не знает] ЭК-1/90 № 45 Зап. Козлова Н.К. в с. Паново Усть-Ишим. р-на Ом. об от Фоминой Зои Васильевны, 1931 г.р. (кор. сиб.) * * * [Спросила о змее-огневке: прыгает ли на тень?] Вот это я слышала, что прыгат. Идешь – она тень видит и прыгат ЭК-1/90 № 120 Зап. Козлова Н.К. в с. Загваздино Усть-Ишим. р-на Ом. об от Вахрушевой Екатерины Ефимовны, 1939 г.р. (кор. сиб.). [Больше ничего об огневке не знает]. * * * Про огневку рассказывали. Где, говорят, она проползет, там даже трава угорат. Ага, даже трава згорат. [А почему трава сгорает?] Она, говрят, огневка, горяча сильно змея. Она, говрят, может человека скрозь пройти. Ага. [А как она пройдет?] Ну, как? Пройдет и все в человека, как в пустое место. У нас так говорили. [А где так говорили?] Там. Дома, в Большеуках. Огневка, она где проползет, то трава даже згорат, говрят, может человека скрозь пройти. [О траве медунице не знает, О том, что огневка может прыгать на тень, - не слышала] ЭК-2/90 № 93; МАГ-2/90 № 24. Зап. Козлова Н.К. в с. Загваздино Усть-Ишим. р-на Ом. об. От Сорокиной Татьяны Ивановны * * * [А вот есть змеи-огневки?] Есть красные змеи [А, говорят, они на тень прыгают?] Не знаю. Они на людей прыгают. Не подумаешь, а она прыгает, Она вот так вот [показывает: на шею] И может задавить. Они в жарких странах, а у нас здесь холодно. У нас их нету. Сколько хожу – не вижу ни одной. ЭК-3/90 № 77. Зап. Данилова Т., Коновальчик И. В с. Загваздино Усть-Ишим. р-на Ом. об. От Смольниковой Нонны Федоровны, 1916 г.р. (кор. сиб.). * * * [А про змею-огневку знаете?] Говорят, есть такая. Но я не видела. Она прискакивает на человека и жалит. [А насквозь не пробивает?] не знаю. Врать не буду. [А трава под ней не горит?] Не видала, а говорить не говорили. ЭК-3/90 № 158. Зап. Данилова Т., Коновальчик И. в с. Загваздино Усть-Ишим. р-на Ом. об. От Шишкиной Анастасии Андреевны,1918 г.р. (кор. сиб.). * * * [А говорят, что есть змеи-огневки?] Ну, говорят, что она красная. Не сама красная. а голова и пятна красные. А я-то не видала. Маленьким внушали нам, что бойтесь… [О том, что огневка прыгает на тень и вообще о ее особенностях ничего не знает]. ЭК-4/91 № 76. Зап. Козлова Н.К.. в п. Скородум Усть-Ишим. р-на Ом. об. от Щитовой Елены Васильевны, 1914 г.р. (кор. сиб.?).
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|