Т. Китанина Санкт-ПетербургУход от судьбы или уход от сюжета? (Сюжет о предсказании в "Лафертовской Маковнице" Антония Погорельского)Предлагаемая тема лишь косвенно связана с фольклористикой. Материал, о котором пойдет речь * повести, появлявшиеся в русских журналах и альманахах в 10*20-е годы XIX века. Но сюжет, который мы попытаемся описать и проанализировать, встречается в фольклорных текстах не меньше, чем в литературных. Более того, для многих авторов, использующих этот сюжет, он связан прежде всего с народной культурой. Сюжет о предсказаниях и гаданиях был достаточно распространен в литературе рассматриваемого периода. Моя картотека содержит около двадцати его реализаций. Центральным моментом этого сюжета была, как правило, реакция героя на предсказание: он мог попытаться изменить что-то в своей жизни для того, чтобы избежать предсказанной участи или, наоборот, приблизить ее, а мог сохранить прежний образ жизни, помня о предсказании или вовсе забыв о нем. Соответственно, предсказание могло сбыться или не сбыться благодаря или вопреки действиям героев, а также — независимо от них. Как это часто бывает в случаях, когда литература имеет дело с мифологическим сюжетом, авторы пытаются уйти от изначальной заданности этого сюжета и поставить перед собой и читателем вопрос "а если не так?..". Но при всем внешнем разнообразии возможностей, этот сюжет ставит автора в довольно жесткие рамки, поскольку он может существовать лишь до тех пор, пока предполагается изначальная вера в истинность предсказаний вообще. А для того, чтобы такая вера сохранялась на уровне читательского восприятия всего корпуса подобных текстов, в большинстве случаев предсказания должны сбываться. В рамках рассматриваемого мною периода так и происходит. При этом помочь благополучной судьбе герои могут: благополучное предсказание сбывается иногда благодаря действиям героев, пытающихся приблизить предсказанное счастье. Но помешать сбыться плохому пророчеству они не в силах — попытка избежать судьбы приводит к ее свершению вопреки всем принятым мерам. Авторы также мучительно и безуспешно пытаются выйти за рамки жесткой сюжетной схемы, как герои * за рамки предсказанной судьбы. Чтобы сделать финал неожиданным, несмотря на почти непременно сбывающееся предсказание, был выработан простой прием * смысл предсказания изначально не проясняется и только свершение судьбы раскрывает этот смысл. Здесь возникает довольно много возможностей, от характерной для фольклорных предсказателей иносказательности до вполне изящного литературного хода, когда то, что казалось очень привлекательным в перспективе, на поверку оказывается чем-то совсем другим. Но, хотя теперь герои не всегда знают, к чему они стремятся или чего пытаются избежать, судьба их все равно предрешена. Вырваться из этого круга не нарушив веры в истинность предсказаний удалось Погорельскому в "Лафертовской Маковнице", и помогла ему в этом нечистая сила. Сюжет "Лафертовской Маковницы" поначалу развивается в полном соответствии со схемой: получив благополучное предсказание (жених, богатство), героиня переезжает в дом колдуньи, где, по мнению ее матери, скорее появится предсказанный жених. Пророчество начинает сбываться — жених появляется, но с этого момента в повествование вплетается другой сюжет — сюжет о влюбленном бесе. Аристарх Фалелеич Мурлыкин поначалу действует в лучших традициях влюбленных бесов: во время отлучки земного возлюбленного (после переезда Маши из старой квартиры, где она виделась с Улияном), он подчиняет себе мать девушки, воздействует на тщеславие невесты (предсказание богатства), заставляет послушную Машу оставить мысль об Улияне. Но он совершает ошибку, которая в корне меняет ход сюжета — еще во время гадания он показывает героине свое истинное лицо (что другие влюбленные бесы делают только уже погубив героиню). Поэтому Маша сразу распознает нечистую силу. В отличие от большинства других жертв бесов, ей удается вовремя спастись, отказавшись от предложенного сокровища. Контаминация с сюжетом о влюбленном бесе как раз и изменяет ход сюжета о предсказании. Собственно уже в момент гадания возникают сомнения в истинности предсказанного благополучия. Когда Маша понимает, что жених — бабушкин кот, нечистая сила, предсказанное будущее представляется совсем в ином свете, оно уже не кажется привлекательным. Поэтому после совершения действий, направленных на приближение судьбы (переезд в бабушкин дом), и получения подтверждения истинности предсказания (явления бабушки — призрака-помощника) и сватовства Мурлыкина), героиня начинает действовать в соответствии с другим вариантом сюжета. Она совершает действия, направленные на то, чтобы избежать предсказанной судьбы — отказывает жениху и выбрасывает ключ от сокровищ. Тем самым она нарушает и ход третьего из использованных Погорельским сюжетов * сюжета о призраке-помощнике: больше ни в одной повести герои не отказываются от помощи покойных родственников (или хозяев). И ей единственной удается избежать судьбы — предсказание, сначала выглядевшее благополучным, но на поверку оказавшееся зловещим, не сбывается, благодаря действиям героини. Таким образом сплавив (и травестировав) три до тех пор не сочетавшихся сюжета ("Предсказание", "Влюбленный бес", "Призрак близкого (помощник)"), Погорельский привел каждый из них к совершенно нестандартному результату, создав по-настоящему оригинальную повесть.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|