Летняя школа по типологии фольклора
И.В. Кайгородцева
Организация взаимодействия традиционного общества с миром природы
Представители традиционного общества, осознавая себя во всём зависимыми от
могущественных природных сил и олицетворяющих их природных существ,
прекрасно понимают зыбкость границ социального мира. Но человек не только
защищает неприкосновенность границ своего освоенного пространства, но и
ведет борьбу за его расширение, совершая агрессивные вторжения на чужую
территорию. Характер подобных предприятий различен: от поездок купца за
море, выполнение важнейших домашних работ до былинных богатырей. Для
первобытного мышления свойственно стремление к структурированию,
систематизации фактов3, поэтому описание в фольклорной традиции активной
деятельности очень часто содержит стереотипный набор правил поведения,
который обеспечит герою успешное завершение борьбы.
Всякое действие требует определенного рода подготовки – подготовки к
вступлению в противоборство с неравным и опасным противником1, а именно:
человеку необходимо приобрести такие свойства, качества, которые
соответствовали бы его новому активному статусу и защитили бы его. В
течение
недели до отъезда рекрута на чужую сторону он не работает или работает
вполсилы, одевается в праздничную одежду, имеет право пить, ходить в гости
и
его должны повсюду привечать2; рекрут теряет свой обычный статус,
становится
чуждым коллективу. Ещё быстрее разрыв социальных связей и переход к
активной
деятельности происходит у колдунов 4.
Большое место описанию приготовлений героя к дороге уделяется в сказках и
былинах. Илья Муромец в былине "Илья Муромец и Соловей разбойник" перед
путешествием в Киев стоит заутреню, берет благословение, даёт обещание "во
чистом поле… не делать боя-драки кровопролития"; былина подробным образом
описывает его вооружение, одежду, процесс седлания коня5. Как подготовка к
акту деятельности часто рассматривается опьянение : в былинах герой
выпивает
из рук князя "не малую стопу-полтора ведра"5; большинство колдунов пьют
много водки6. Особая подготовка требуется и для произнесения заговоров,
совершения гаданий.
1 Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре : Структурно -
семантический
анализ восточно-славянских обрядов . СПб.,1993 - с.193
2 Бернштам Т.А. Будни и праздники: Поведение взрослых в русской
крестьянской
среде (ХIХ – н. ХХв.) / Под ред. А.К.Байбурина.М., 1985 - с.132
3 Леви-Строс К. Неприрученная мысль // Первобытное мышление .М.,1994 -
с.130
4 Власова М. Абевега русских суеверий. М., 1995 - с.11
5 Русские народные сказители. М., 1989 - с.141,с.100
6 Русское колдовство, ведовство и знахарство. СПб., 1994 - с.180
Неотъемлемой частью подготовки и средством защиты человека во время
деятельности является система оберегов: амулет, сделанный колдуном 1,
крест
и молитва в заговорах 2; хлеб, взятый с собой, чтобы не потеряться
1.Одежда
также является оберегом: Змей Горыныч захватывает Добрыня, когда тот
купается в реке, Добрыня говорит ему: "Не честь-хвала молодецкая на нагое
тело напущаешься", а когда вышел на берег, поразил Змея "шапкой земли
греческой" 3. Да и само орудие деятельности рассматривается как предмет,
наделенный особой сакральной силой и охраняющий владельца: очень
распространен в сказках мотив получения оружия при необыкновенных
обстоятельствах. В.Я.Пропп считает, что посох, хлеб, сапоги, которые берет
с
собой герой сказки, - это элементы похоронного обряда4. Но скорее всего,
акцент нужно сделать всё же на защитных функциях этих предметов для героя,
который отправляется в чужой мир живым и которому необходимо поддержание
связи через предметы – со своим миром. Результат деятельности – освоенное
пространство – также маркируется с помощью оберегов: пастух в первый выгон
стада в поле, в Егорьев день, обходит его с замком в руках 5.
Но нередки случаи, когда наличие оберега недостаточно: силы потустороннего
мира могут легко преодолеть его защиту, даже сорвать крест, который часто
является универсальным оберегом6.То есть для человека важно не просто
обладать оберегом, но и знать, как им пользоваться; в каких случаях он
может
помочь и чего хочет от человека потусторонняя сила. Элементами такого
ведения обладают колдуны, знахари, которым эта сила подчинена, герои
былин:
Илья Муромец знает, "что на бою ему смерть не писана" 3; в былине "Вольх
Всеславьеч" постоянно подчеркивается: "Вольх, он догадлив был"3; в
быличках
черт пропадает с криком "Догадался!" и больше не появляется, если человек
узнает, кто перед ним 6. Именно знание, ведение является тем атрибутом,
который нивелирует различие в положении человека и представителя иного
мира,
дает человеку право на распоряжение всеми природными силами, а также
возможность знать будущее ( например, через гадание). Сила не может
заменить
знания; настоящая сакральная сила - правильнее сказать, могущество -
порождено знанием и ценится меньше. Чудище проклятое может "Илью Муромца
на
долонь посадить, другой росхлопнуть", но Илья Муромец ударил шапкой по его
голове и покатилась голова, как пивной котел" 7. Именно поэтому обычные
люди, не обладающие ведением, в сложных жизненных ситуациях прибегают к
помощи колдуна. С этим воззрением связано формирование целой системы
запретов для
1 Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред.
Н.И.Толстого., т. 1, М., 1995 - с.137
2 Русское колдовство- с.67-73
3 Русские народные сказители - с.26-27, 95,18-19
4 Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996 - с.38
5 Духовная культура Северного Белозерья.М.,1997 - с.239
6 Мифологические рассказы и легенды русского Севера. СПб., 1996 - №9,24
7 Русские народные сказители - с . 253
обычных людей и признание "ненормативности" поведения активно
взаимо-действующих с иным миром членов общества.
Решающийся на борьбу с природными силами человек должен демонстрировать
уверенность и смелость, которая также связана с тем, обладает он или нет
сакральными знаниями. Проявление страха оканчивается неудачей, даже
гибелью:
чтобы вернуть проклятого ребенка, женщина должна была поднять копну и
взять
оттуда то, что там найдет; она увидела под копной змею, испугалась и все
пропало, а ребенка не нашли 1.
Вступающий на путь активной деятельности всегда знает, что он подвергает
себя серьёзной опасности, отрывается от стабильного, определенного
состояния, выходя за пределы освоенного пространства. Его неудача в борьбе
с
неведомыми силами приводит к подчинению или гибели: крестьянин, пожелавший
стать колдуном, но отказавшийся лезть в пасть собаки, заболел и умер2;
чёрт
может под видом покойника приходить в дом живых, а если его там ждут,
угощают, душит хозяев3; живой человек, оказавшийся в доме лешего, не
должен
там ничего есть, иначе останется здесь навсегда4; самоубийцы, добровольно
отказавшиеся от борьбы с враждебными силами, после смерти попадают во
власть
чертей, леших, водяных5. Более того, даже если человеку удалось подчинить
себе сверхъестественные силы во время своей жизни, он также оказывается
под
их властью после смерти 2. Таким образом, чем более активна деятельность
человека, тем прочнее он связывается с враждебными силами, тем более
неустойчиво его положение как представителя человеческого мира.
Но, с другой стороны, покой, малоподвижность угрожают лишить человека
способности действовать6. От активного героя требуется неослабевающая
энергичность действий: в былине "Вольх Всеславьевич" подчеркивается, что
герой должен быть деятелен и неутомим в отличие от обычного человека:
"Дружина спит – так Вольх не спит" 7; когда Илья Муромец заснул посреди
чистого поля после поединка, поленичища его едва не убила 7; колдун должен
удовлетворять ненасытную жажду деятельности у подчиненной ему нечисти:
мальчик, принявший от умершего колдуна силу, слышит голоса: "Давай нам
работы", не знает, что делать, и вскоре умирает 2.
Нередко к этому требованию примыкает требование быстроты дей-ствия: в
заговорах часто встречается формула "пойду быстро", "помчусь" 2,
подчеркивается молниеностность перемещения богатырей в былинах 7.
1 Мифологические рассказы и легенды русского Севера - №66
2 Русское колдовство ...- с.185,189,67-73,182
3 Мифологические рассказы и легенды русского Севера - №22
4 Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.,
1975 -
с.39
5 Славянские древности - с.378
6 Байбурин А.К., Топоров А.Л. У истоков этикета. Л., 1990 - с.71-72
7 Русские народные сказители - с.17,с.97-98,80
Быстроту совершения обрядов перехода подчеркивает В.И.Ерёмина1.
Даже освоенные, окультуренные человеком природные материалы – результаты
его
деятельности – не принадлежат полностью ему, особенно это касается
созданных
человеком орудий деятельности. Например, веник может использоваться злой
силой, а может рассматриваться, как оберег от неё, борона - также является
оберегом, но через неё в хлеву можно увидеть нечистую силу 2. Это
результат
непрекращающейся борьбы с чужим миром.
И, наконец: отправляясь к границам неосвоенного пространства, человек не
должен терять связь с человеческим, с миром людей, иначе он весьма быстро
может лишиться своего места в человеческом обществе. Длительное отсутствие
хозяина приводит к разрушению дома3; уезжая, Добрыня наказывает своей жене
ждать его 12 лет, затем она может выйти замуж 4. В былине после
возвращения
богатыря всегда устраивается пир: это не просто очищение, а возрождение
социальных связей, т.к. совместная деятельность уже есть включение в
сообщество 5.
Весьма часто подчеркивается требование сокровенности, недоступности для
других людей самого процесса деятельности: некоторые домашние работы,
"осваивающий" характер которых наиболее очевиден, скрываются от
посторонних
(печение хлеба, снование) 6; деятельность и жизнь колдуна всегда окутаны
тайной, свои секреты он открывает только одному, да и то только перед
своей
смертью 7;побывавшим в ином мире часто запрещается рассказывать об
увиденном: одна девочка "немного сказала, так её под амбар забило" 8. С
одной стороны, сокровенность деятельности - своего рода оберег от
излишнего
вмешательства враждебных сил, с другой – подтверждение священности,
значимости процесса освоения, требующего особой концентрации напряжения от
действующего субъекта.
Принципиально значим вопрос о соотношении индивидуальной и коллективной
деятельности. Он, как и многое другое, не может быть решён однозначно.
Обряды жизненного и годового цикла совершаются всем коллективом или при
его
участии; также большая часть количества может быть задействована в
предотвращении беды, угрожающей всем, или создания значимого для всех
блага.
Отличие такой коллективной деятельности – большая регламентированность
поведения участников обряда 9,наличие у них
разных ролей в его отправлении, соответствующих уровню "ведения"
1 Ерёмина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991 - с.201
2 Славянские древности.- с.307,233
3 Невская А.Г. Балто-славянские причитания: Реконструкция семантической
структуры.М.,1993 - с.73
4 Русские народные сказители - с.104
5 Геннер ван А. Обряды перехода. М.,1999 - с.278
6 Бернштам Т.А. Будни и праздники... - с.131
7 Русское колдовство... - с.182
8 Мифологические рассказы и легенды русского Севера - №56
9 Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический
анализ восточно-славянских обрядов. СПб., 1993 - с.26
каждого: особое место, например, в обрядах предотвращения болезней, засухи
принадлежит наиболее "знающему" человеку (впоследствии священнику).
Индивидуальная часть не менее значима: если для коллективной деятельности
характерна нацеленность на сохранение имеющегося, его регулярного
изменения,
то с индивидуальной деятельностью часто связывается появление нового
освоенного пространства.
Примерами такой деятельности может служить деятельность первопоселенцев;
героев былин, борющихся с врагами коллектива; колдунов и знахарей, могущих
направить действия природных сил на благо общества; гончаров, кузнецов,
пастухов, мельников, результатами труда которых пользуются все. Наиболее
часты, наиболее драматичны и опасны контакты именно на индивидуальном
уровне: например, в быличках враждебные силы являются отставшему от своей
компании человеку: учительнице, только что ушедшей из гостей 1,
догоняющему
путников мужику 1.
Человек понимает, что его достижения в процессе завоевания природного
пространства, освоения новых предметов нарушают устойчивость миропорядка и
не могут не вызвать "недовольства" сил природного мира, поэтому
соблюдается
ещё одно правило – правило принесения жертвы, т.е. передачи части
полученных
благ или чего-то их заменяющего силам иного мира для восстановления
благосклонного отношения к человеку: например, строительная жертва2,
оставление "бороды" на сжатом поле 3, похороны последа после родов 4. Это
своего рода демонстрация подчиненности человека природным силам.
Процесс деятельности в представлениях традиционного человека очень
опасен.Чем больше способности действующего субъекта, тем чаще коллектив
доверяет ему выполнение самых сложных задач борьбы с вредоносным миром.Но
длительное пребывание героя в чуждой среде приводит к существенному
ослаблению связей с социумом. Нередко это означает подчинение его чуждым
силам; к тому же победа человека никогда не может быть признанной
окончательной,угроза нового нападения реальна,поэтому общество тщательно
следит за тем, чтобы равновесие с противостоящим ему миром сохранялось.
1 Мифологические рассказы и легенды русского Севера - №39,56
2 Криничная Н.А. Эпические произведения о принесении строительной жертвы
//
Фольклор и этнография : У этнографических истоков сюжетов и образов / Под
ред. Б.Н. Путилова. Л., 1987 - с.158
3 Духовная культура Северного Белозерья - с.120
4 Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. - с.42
Литература
1.Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический
анализ восточно-славянских обрядов.СПб., 1993
2.Байбурин А.К., Топоров А.Л. У истоков этикета. Л., 1990
3.Бернштам Т.А. Будни и праздники: Поведение взрослых в русской
крестьянской
среде (ХIХ – н. ХХв.) / Под ред. А.К.Байбурина. М., 1985
4.Власова М. Абевега русских суеверий. М., 1995
5.Геннеп ван А .Обряды перехода . М.,1999
6.Духовная культура Северного Белозерья.М.,1997
7.Ерёмина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991
8.Криничная Н.А. Эпические произведения о принесении строительной жертвы
//
Фольклор и этнография : У этнографических истоков сюжетов и образов / Под
ред. Б.Н. Путилова. Л., 1984
9.Леви- Строс К. Неприрученная мысль // Первобытное мышление. М., 1994
10.Мифологические рассказы и легенды русского Севера. СПб.,1996
11.Невская Л.Г. Балто-славянские причитания: Реконструкция семантической
структуры . М., 1993
12.Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975
13.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб.,1996
14.Русские народные сказители. М.,1989
15.Русское колдовство, ведовство и знахарство. СПб., 1996
16.Славянские древности: Этнолингвистический словарь // Под ред.
Н.И.Толстого т.1 М., 1995
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|