Ольга Борисовна Христофорова
CURRICULUM VITAE
Доктор филологических
наук, директор учебно-научного Центра
типологии и семиотики фольклора Российского
государственного гуманитарного университета,
профессор учебно-научного Центра социальной
антропологии Российского государственного
гуманитарного университета.
Ведущий научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики Школы акту-альных гуманитарных исследований (ШАГИ) РАНХиГС
Область
научных интересов
и сфера профессиональной
деятельности
фольклористика,
социальная и культурная антропология,
визуальная антропология, медицинская антропология.
Образование
1987-1992 – студентка,
МГУ им. М.В. Ломоносова, исторический факультет,
кафедра этнологии. Тема
диплома: «Культ Вуду в контексте этнической
истории Гаити» (научный руководитель –
д. ист. н., проф. А.А. Никишенков).
1993-1996
– аспирантка Института высших гуманитарных
исследований РГГУ (научный руководитель – д. филол. н. Е.С. Новик)
Ученые
степени
апрель 1997,
Москва, РГГУ – защитила диссертацию
на соискание ученой степени кандидата
наук по специальности 24.00.01 – Теория культуры
(культурология) на тему «Моделирование поведения в архаических культурах (на
материале малых жанров фольклора народов Сибири)».
декабрь 2010,
Москва, РГГУ – защитила диссертацию
на соискание ученой степени доктора наук
по специальности 10.01.09 – Фольклористика
(филологические науки) на тему «Дискурс
о колдовстве и локальные фольклорные
традиции: семантика, прагматика, социальные
функции».
Преподавание
1998 – наст. вр. – профессор учебно-научного
Центра социальной антропологии РГГУ.
2006
– доцент, директор учебно-научного Центра
типологии и семиотики фольклора РГГУ.
Курсы: «Социальная
(культурная) антропология», «Мифо-ритуальные
системы», «Социология и антропология
духовной жизни», «Миф, символ, ритуал»,
«Семиотические методы в гуманитарных
науках», «Визуальная антропология», «Медицинская
антропология».
2001-2002 – приглашенный
лектор, МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет
иностранных языков. Курс «Визуальная
антропология народов России».
Административный
опыт
1993 – сотрудник сектора Традиционной культуры Института Наследия им. Д.С.Лихачева
1994-1997 – сотрудник
Центра визуальной антропологии МГУ им.
М.В. Ломоносова.
1997-1998 – ведущий
специалист Института культурной антропологии
РГГУ.
2001
– 2004 – ученый секретарь диссертационного
совета Д.212.198.06 (культурология) при РГГУ.
2011 –
наст. вр. – директор учебно-научного
Центра типологии и семиотики фольклора
РГГУ.
2013 –
наст. вр. – ведущий научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) РАНХиГС
Организация конференций
1993 – I Международный семинар по визуальной антропологии. Москва, Институт Наследия им. Д.С.Лихачева. Секретарь Оргкомитета, координатор
1998 – Международная научная конференция «Модель человека в культурах Востока и Запада: междисциплинарный подход». Москва, РГГУ. Секретарь Оргкомитета, координатор
1998 – Межвузовский круглый стол «Сны и видения в народной культуре: мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты»». Москва, РГГУ. Секретарь Оргкомитета, координатор
1998 – 2002 – I–III Российский фестиваль антропологических фильмов, Салехард, ЯНАО. Секретарь оргкомитета, затем член отборочной комиссии
2001 – 2012 – I–VI Московский международный фестиваль по визуальной антропологии. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова и ИЭА РАН. Член оргкомитета, затем член жюри
2003 – наст. вр. – I–XV Международная школа по фольклористике. Москва-Переславль-Залесский, РГГУ. Член Оргкомитета
2008 – Межвузовская научная конференция «Пространство колдовства», Москва, РГГУ. Координатор
2010 – наст. вр. – I–III Международная научная конференция «Демонология как семиотическая система», Москва, РГГУ. Координатор
2012 – Межвузовский круглый стол «Фольклор и антропологическая психиатрия», Москва, РГГУ. Координатор
2013 – Межвузовский круглый стол «Народная мифологическая проза: новые методологические подходы», Москва, РГГУ. Координатор
2013 – Международная научная конференция «Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве», Москва, РГГУ. Член Оргкомитета
2014 – Межвузовский круглый стол «Семиотика любви в традиционной культуре: между нормативным сценарием и личным чувством», Москва, РГГУ. Координатор
2014 – Международная научная конференция «Механизмы культурной памяти: от фольклора до медиа», Москва, ШАГИ РАНХиГС. Член Оргкомитета, координатор
Полевая
работа
1995 Тазовский
р-н Ямало-Ненецкого АО, ненцы
2001
Алтай, челканцы
2002, 2003 Московская
и Калужская обл., русские
2003 Кировская
область, марийцы, русские старообрядцы
1999, 2000, 2002-2005, 2011-2014 Пермский край и Удмуртия, русские старообрядцы
2013, 2014 Куба, афро-кубинский культ сантерия (Регла де Оча-Ифа)
2014 Молдавия и Приднестровье, русские старообрядцы
Участие
в научных проектах,
индивидуальные гранты
1997-1999 |
Повседневная жизнь
в Росси XX в. (коллект. проект, исполнитель) |
РФФИ |
1998-2000 |
Визуальная
антропология в России. XX век (историографические,
источниковедческие и архивоведческие
проблемы) (коллект. проект, исполнитель) |
РГНФ |
2000-2002 |
Визуальная антропология
в России, 1987-1999: Постимперская идеология
и влияние западных методов (индивид. проект) |
RSS/OSF (Институт
«Открытое общество», Чехия) |
2003-2004 |
Роль моделей
коммуникативного поведения в межкультурном
общении (на материале Ямало-Ненецкого
АО)
(индивид. проект) |
АНО ИНО-Центр (Информация,
наука, образование), Россия |
2004-2005 |
«Поэтика этнического»:
роль региональных теле- и киностудий
в конструировании этнокультурной идентичности
(индивид. проект) |
ACLS Short-Term Grants in
the Humanities (Американский совет научных сообществ,
США) |
2004-2005 |
«Демонологический
дискурс» в пост-советской деревне:
социокультурные функции (на примере
двух конфессиональных общностей) (индивид.
проект) |
MacArthur Foundation. Initiative
in the Russian Federation and Post-Soviet States (Фонд Джона
Д. и Кэтрин T. Макартуров, США) |
2005-2007 |
Конструирование
этнической идентичности в постсоветской
России: роль региональных теле- и киностудий
(на материале Крайнего Севера и Поволжья)
(индивид. проект) |
INTAS Young Scientist Fellowship
(фонд ИНТАС, ЕС) |
2010-2012 |
Осажденные
Антихристом: сопротивление и адаптация
в локальных сообществах русских старообрядцев
в годы советской власти (индивид. проект) |
Gerda Henkel Stiftung (Фонд
Герды Хенкель, Германия) |
2012-2013 |
Динамика ритуально-мифологических традиций в региональных и социокультурных контекстах конца XX начала XXI в. (коллект. проект, зам. рук.) |
Минобрнауки РФ (в рамках
федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России» на 2009–2013 годы) |
2014-2016 |
Тексты и практики фольклора как модель культурной традиции: сравнительно-типологическое исследование
(коллект. проект, исполнитель)
|
РНФ |
Зарубежные
конференции и
стажировки
Апрель
1996 Дрезден, Германия. Участие в международной
конференции «Изучение народной культуры».
Июнь
2001 Гёттинген, Германия. Участие
в международной конференции «Истоки
визуальной антропологии: Конструируя
пошлое вместе».
Июнь-август
2004 Лондон, Великобритания. Стажировка
в Королевском антропологическом институте
Великобритании и Ирландии (тема исследования:
«Демонология в пост-советской России
и современной Европе: социально-культурные
функции»).
Июль-сентябрь
2005, 2006 Лондон, Великобритания. Стажировка
в Королевском антропологическом институте
Великобритании и Ирландии (тема исследования:
«Конструирование этнической идентичности
в постколониальном мире: роль региональных
теле- и киностудий»).
Сентябрь-октябрь
2010 Мюнстер,
Германия. Стажировка в Мюнстерском университете
(тема исследования: «Сопротивление и
сопротивление и адаптация в локальных
сообществах русских старообрядцев в
XX в.»).
Октябрь 2014 Зугдиди,
Грузия. Участие в международной конференции Общества по исследованию нарративов (Belief Narrative Network of ISFNR) “Nature Spirits: Continuity and Change”
Число
научных публикаций:
140
Избранные
публикации
- Монографии
Логика толкований: Фольклор и моделирование поведения в архаических
культурах. М.: РГГУ, 1998. (Чтения по истории и теории культуры.
Вып. 25). 114 с.
Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России. М.:
РГГУ; О.Г.И., 2010. 432 с. Тираж 1000 экз. (Нация и культура /
Антропология/ Фольклор: Новые исследования).
Икота: мифологический персонаж в локальной традиции. (Серия «Традиция, текст, фольклор: типология и семиотика».) М.: РГГУ, 2013
Составление и редактирование
Язык, культура и общество: Сб. науч. ст. и учеб.-метод. материалов /
Сост. А.В. Дыбо, О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2001. 428 с.
Сны и видения в народной культуре. Мифологический,
религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты / Сост.
О.Б.Христофорова. Отв. ред. С.Ю.Неклюдов. (Серия «традиция,
текст, фольклор»). М.: РГГУ, 2002. 382 с.
Миф, символ, ритуал. Народы Сибири / Сост. О.Б.Христофорова; Отв.
ред. С.Ю.Неклюдов. М.: РГГУ, 2008. 354 с.
(Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика).
Сваренный шаман, лживая рабыня и другие: 75 задач по фольклористике,
антропологии, социолингвистике: учеб. пособие / Сост.:
А.С. Архипова, С.А. Бурлак, И.Б. Иткин, С.Ю. Неклюдов,
О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2010. 205 с. (Серия
«Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика»).
Пространство колдовства / Сост. и автор пред. О.Б. Христофорова;
Отв. ред. С.Ю.Неклюдов. М.: РГГУ, 2010. 315 с. (Серия
«Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика»).
In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 1. / Отв. ред.
и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2012. 545 с.
In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 2. / Отв. ред.
и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.: Индрик, 2013. 400 с.
Демонология как семиотическая система. Тезисы докладов III научной конференции. Москва, РГГУ, 15-17 мая 2014 г. / Сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М., 2014. 119 с.
In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 3 / Отв. ред. и сост. Д.И. Анто-нов, О.Б. Христофорова. М.: Индрик, 2014. 464 с.
- Статьи
Некоторые подходы к исследованию «нормативной герменевтики»
// Невербальное поле культуры. Тело. Вещь. Ритуал. М.: РГГУ, 1996.
С. 63-70.
Моделирование поведения в традиционной
культуре: к вопросу о функциях фольклора // Мифология и
повседневность. Материалы научной конференции (18-20
февраля 1998 г.). СПб., 1998. С. 14-23.
От этнографического фильма к индейскому кино.
Деятельность Мексиканского Национального Института исследований
индейских культур // Материальная база сферы культуры. Науч.-информ.
сб. Вып. 2. М.: изд. РГБ, 1998. С. 53-61.
Социокультурные аспекты риторических приемов в традиционных
обществах // Вестник РГГУ. Вып. 2. ИВГИ за письменным столом. М.:
РГГУ, 1998. С. 98-103.
Особенности коммуникативного поведения народов Сибири и их роль в
межкультурном общении // Языковое сознание: формирование и
функционирование. Сборник статей / Отв. ред. Н.В.Уфимцева. М., 1998.
С. 224-231.
К вопросу о структуре приметы // Arbor mundi. Международный журнал
по теории и истории мировой культуры. 1998. № 6. C. 30-47.
Риторика антропологического фильма // Материальная база сферы
культуры. Науч.-информ. сб. Вып. 4. М.: Изд. РГБ, 1999. С. 41-49.
Как избежать несчастья: актантная структура поведенческих текстов //
Вестник РГГУ. Вып. 4. Восток:
Исследования. Переводы. Кн. II. М.: РГГУ, 2000. С. 405-412.
Национальные стереотипы коммуникативного поведения и их влияние на
межэтнические взаимодействия // Язык и этнический конфликт. М.:
Гендальф, 2001. С. 99-114.
Гадание как моделирование событий (к вопросу о программирующей
функции ритуала) // Труды по культурной антропологии: Памяти
Г.А.Ткаченко / Сост. В.В. Глебкин. М.: Издат. фирма «Восточная
литература» РАН, 2002. С. 346-356.
Функции смеха в ритуале: смех как знак // Смех:
истоки и функции / Под ред. А.Г. Козинцева. СПб.: «Наука»,
2002. С. 75-82.
Получение дара (рассказы о шаманском становлении у нганасан) //
Arbor mundi. Международный журнал по теории и истории мировой
культуры. Вып. 10. 2003. C. 87-105.
Current Tendencies in Russian Documentaries // XV
ICAES 2K3 Humankind/Nature Interaction:
Past, Present and Future. Florence, Italy. July 5-12, 2003. Abstract
Book. Vol. II. P. 1334 (Session «Visual Anthropology»).
Между сциентизмом и романтизмом: Клиффорд Гирц о перспективах
антропологии // Новое литературное обозрение. 2004. № 6 (70).
С.32-39.
Визуальная антропология: российская
действительность и зарубежный опыт // I Всероссийский конгресс
фольклористов. Сборник материалов. Т. 2. М., 2006. С. 98-110. 0,9
п.л.
Символическая интерпретация социального дискурса (рассказы о
деревенских колдунах) // Сны Богородицы. Исследования по
антропологии религии. / Под ред. Ж.В. Корминой, А.А. Панченко,
С.А. Штыркова. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2006.
С. 184-202.
Проблемы сохранения и популяризации культурного наследия: опыт
Великобритании // Обсерватория культуры. 2006. № 2. С. 71-75.
К вопросу об аудитории антропологических фильмов // III Московский
фестиваль и конференция визуальной антропологии «Камера-посредник».
8-13 октября 2006 г. Сборник статей. М.: ТЕИС, 2006. С. 139-168.
«Дети природы», или этнические проекты региональных
киностудий // Ab Imperio. Исследования по новой имперской истории и
национализму в постсоветском пространстве. 2006. № 3. С. 437-462.
Интерпретации молчания: речевой этикет народов Севера в заметках
путешественников и по данным фольклора // Arbor mundi.
Международный журнал по теории и истории мировой культуры. Вып. 12.
2006. C. 82-194.
Заметки о колдовстве и естественных надобностях
// АБ-60. Сборник статей к 60-летию А.К. Байбурина / Ред. Н.Б.
Вахтин, Г.А Левинтон и др. (Studia Ethnologica. Труды факультета
Этнологии. Вып. 4). СПб.: Европейский университет в
Санкт-Петербурге, 2007. С. 168-176.
Создавая будущее: марийцы в объективе кинокамер
// Ab Imperio. Исследования по новой имперской истории и
национализму в постсоветском пространстве. 2007. № 4. С.
261-282.
Медведь и сом: типология мотива // Миф, символ, ритуал. Народы
Сибири / Сост. О.Б. Христофорова;
Отв. ред. С.Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2008.
(Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика). С. 193-221.
«У меня есть слово»: традиционный речевой этикет и
проблемы этнического самосознания в авторских текстах // Вестник
РГГУ. Серия «Литературоведение. Фольклористика». 2008.
№ 9. С. 303-321.
Некоторые проблемы современной российской визуальной антропологии //
Аудиовизуальная антропология: теория и практика. М.: ТЭИС, 2008. С.
63-71.
Полевые методы в визуальной антропологии //
Аудиовизуальная антропология: история с продолжением. М.: Ин-т
наследия, 2008. С. 59-67.
Концепты «знать» и «делать»
в народной культуре // «Кирпичики»: Фольклористика и
культурная антропология сегодня. М.: РГГУ, 2008. С. 364-380.
Мифология в повседневной жизни старообрядцев Верхокамья //
Традиционная книга и культура позднего русского средневековья: Труды
всероссийской научной конференции к 40-летию полевых
археографических исследований Московского государственного
университета им. М.В. Ломоносова (Москва, 27-28 октября
2006 г.) / Отв. ред. И.В. Поздеева. Ч. 2. История, книжность и
культура русского старообрядчества. Ярославль, 2008. С. 255-274.
Несказочная проза и символическая стратификация социального
пространства // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки.
Литературоведение и фольклористика». 2009. № 9. С. 138-158.
Мифологическая традиция Верхокамья // Вестник
РГГУ. Серия «Филологические науки. Литературоведение и
фольклористика». 2009. № 9. С. 359-368.
О магах, маглах и дозорах: новые старые
социальные мифы // Миф в фольклорных традициях и культуре новейшего
времени. (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 57). М.: РГГУ,
2009. С. 35-48.
Икота: к вопросу о генезисе мифологического персонажа // Живая
старина. 2009. № 4. С. 20-23.
«Стрях и надсада – напраслинная смерть...» //
Живая старина. 2010. № 1. С. 49-51.
К вопросу о семантике антропоморфных
изображений у северных самодийцев // Вестник РГГУ. Серия
«Филологические науки. Языкознание». 2010. № 9. С.
230-239.
«Робячьи муки», или кувада по-верхокамски // Вестник
РГГУ. Серия «Филологические науки. Литературоведение.
Фольклористика». 2010. № 11. С. 279-287.
Spirit possession in a present-day Russian
village // Folklorica. Journal of the
Slavic and East European Folklore Association. 2010. Vol. XV. P.
27-64.
Концептуальное пространство колдовства:
Предисловие // Пространство колдовства / Сост. О.Б. Христофорова;
Отв. ред. С.Ю. Неклюдов. М.:
РГГУ, 2010. (Серия «Традиция-текст-фольклор: типология и
семиотика»). С. 7-10.
Антропологические подходы к изучению феномена
колдовства // Пространство колдовства / Сост. О.Б. Христофорова;
Отв. ред. С.Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2010. (Серия
«Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика»). С.
11-59.
Охотник и два медведя: о возможном источнике
эскимосского мифа // «Не любопытства ради, а познания для...»
К 75-летию Юрия Борисовича Симченко / Ред. Н.А. Дубова, Ю.Н.
Квашнин. М.: Старый сад, 2011. С. 273-282.
Что делает приговорщик, или полисемия как
механизм порождения мотива // Вестник РГГУ. Серия «Филологические
науки. Литературоведение и фольклористика». 2011. № 9. С.
166-177. -
Демонология как семиотическая система // Живая старина. 2012. № 1. С. 66-69. -
Научная школа теоретической фольклористики // Дни аспирантуры РГГУ:
Материалы научных конференций, Материалы Круглого стола. Научные статьи.
Переводы. Вып. 6: В 2 ч. Ч. 1 / Редкол.: Д.П. Бак (отв. ред.) и др.; Сост.:
Л.П. Трембич, В.И. Еремеева; Рос. гос. гуманит. ун-т. Управление
аспирантурой и докторантурой. М.; РГГУ, 2012. С. 192-206. (В соавторстве с
С.Ю. Неклюдовым). -
О «чертовых воротах», просыпанной соли и «шарфике невезения», или Магические
практики в современном городе // Фольклористика и культурная антропология
сегодня: Тезисы и материалы международной школы-конференции – 2012 / Сост.
А.С. Архипова, С.Ю. Неклюдов, Д.С. Николаев. Москва: РГГУ, 2012. С. 426-427. -
О нарративах, границах и внимательном чтении // Антропологический форум. №
16. СПб.: МАЭ РАН; ЕУ в СПб., 2012. С. 492-500.
Как выглядит икота? // In Umbra: Демонология как семиотическая система.
Альманах. Вып. 1. / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.:
РГГУ, 2012. С. 123-148. -
Коммунисты как колдуны и колдуны как партия: рецепция советской власти в
старообрядческих общинах Урала // Мифологические модели и ритуальное
поведение в советском и постсоветском пространстве: сб. статей / Cост. А.
Архипова. М.: РГГУ, 2013. С. 92-104. -
Упавшая крыша и дочь колдуна, или о коллективности представлений и индивидуальности толкова-ний // Запретное / допускаемое / предписанное в фольклоре / Ред.-сост. Е.Н. Дувакин, Ю.Н. Наумова. М.: РГГУ, 2013. С. 228-248. (Серия «Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика»). -
Земля, лёд и глаза: заметки к мифологии нганасан // Сила взгляда: глаза в мифологии и иконографии / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов. М.: РГГУ, 2013. С. 147-172. (Серия «Традиция-текст-фольклор: ти-пология и семиотика»). -
«Слово о ядении» преп. Нифонта в иконографии и устной традиции: трансформация образов виде-ния и визионера // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 3 / Сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.: Индрик, 2014.
Тексты и препринты
Книжный апокриф и актуальная демонология («Сосуды непокровенные» в русской традиции) // Мифологии «живые» и книжные: программа и материалы / Сост. А.С. Архипова, Н.В. Коптев, С.Ю. Неклюдов. М.: ЦТСФ РГГУ, 2011. С. 34-35.
-
Что произошло во время встречи прп. Макария Великого с бесом? Канон и апокриф //
Демонология как семиотическая система. Тезисы докладов Второй научной
конференции. Москва, РГГУ, 15-16 июня 2012 г. М., 2012. С. 75-83. -
Визуализация болезни как механизм символического лечения // Визуальное и
вербальное в народной культуре: Тезисы и материалы международной
школы-конференции – 2013 / Сост. А.С. Архипова, С.Ю. Неклюдов, Д.С. Николаев.
Москва: РГГУ, 2013. 339 с. С. 264-267. -
«Худенька рубашка, да и то переменка»: жены и «подруги» в жизни верхокамских
мужчин в XX в. // Визуальное и вербальное в народной культуре: Тезисы и
материалы международной школы-конференции – 2013 / Сост. А.С. Архипова, С.Ю.
Неклюдов, Д.С. Николаев. Москва: РГГУ, 2013. 339 с. С. 322-323. -
Семинар «Визуализация невидимого: влияние текста и контекста» // Визуальное и
вербальное в народной культуре: тезисы и материалы Международной
школы-конференции — 2013 / Cост. А. С. Архипова, С. Ю. Неклюдов, Д. С. Николаев.
М.: РГГУ, 2013. С. 325. -
«А наш вот трясся с ней много годов»: «женский текст» в традиции старообрядцев
Верхокамья // Семиотика любви в традиционной культуре: между нормативным
сценарием и личным чувством. Тезисы докладов Круглого стола ЦТСФ РГГУ (в рамках
Гуманитарных чтений – 2014) (электронная публикация: Фольклор и постфольклор:
структура, типология, семиотика [Офиц. сайт]. URL:
http://www.ruthenia.ru/folklore/2014_kr_stol_lyubov.pdf). -
«Гвинейский муэдзин» и другие: антрополог на поле психиатрии // Фольклор в поле
и кабинете: знание информанта и интерпретация антрополога. Тезисы Международной
школы-конференции / Сост. А. Архипова, С. Неклюдов, Д. Николаев. М.: РГГУ, 2014.
С. 47. -
О пределах, переделах и «беспределе» поля // Фольклор в поле и кабинете: знание
информанта и интерпретация антрополога. Тезисы Международной школы-конференции /
Сост. А. Архипова, С. Неклюдов, Д. Николаев. М.: РГГУ, 2014. С. 108. -
Кто такой Антихрист, или Власть в восприятии старообрядцев-беспоповцев //
Демонология как семиотическая система. Тезисы докладов III научной конференции.
Москва, РГГУ, 15-17 мая 2014 г. / Сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.,
2014. С. 102-108.
-
Between Nature Spirit and Christian Demon: Ikota in the Russian North //
Conference of Belief Narrative Net-work of ISFNR «Nature Spirits: Continuity and
Change». Abstracts. Tbilisi, 2014. P. 56. -
Как Дёма и Максим подругу не поделили: раздел 1866–1888 гг. в устной истории
старообрядцев Верхокамья [Электронный ресурс] // Материалы конференции
«Механизмы культурной памяти: от фольклора до медиа», ШАГИ РАНХиГС, 27–29 ноября
2014. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/
Рецензии
Рец. на кн.: Christine D. Worobec. Possessed: Women, Witches and Demons in
Imperial Russia. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2001 // Ab Imperio.
Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. 2004. № 1. С. 594-602.
-
Рец. на кн.: Chris J. Chulos. Converging Worlds: Religion and Community in
Peasant Russia, 1861-1917. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2003 //
Ab Imperio. Исследования по новой имперской истории и национализму в
постсоветском пространстве. 2005. № 3. С. 617-623. -
Рец. на кн.: John-Paul Himka and Andriy Zayarnyuk (Eds.), Letters from Heaven:
Popular Religion in Russia and Ukraine (Toronto, Buffalo and London: University
of Toronto Press, 2006 // Ab Imperio. Исследования по новой имперской истории и
национализму в постсоветском пространстве. 2007. № 3. С. 47-55. -
Рец. на кн.: Galina Lindquist. Conjuring Hope: Magic and Healing in Contemporary
Russia. New York and Oxford: Berghahn Books, 2006. 251 pp. (Epistemologies of
Healing. Vol. 1.) // Антропологический форум. СПб.: МАЭ РАН; ЕУ в СПб., 2008. №
8. С. 456-461.
Рец. на кн.: Н.Е. Мазалова. Этнографические аспекты изучения личности «знающего»
(XIX – начало XXI в.). СПб.: Петербургское востоковедение, 2011. 304 с., цв. илл.
// Этнографическое обозрение. 2013. № 2. С. 215-218.
Учебно-методические пособия
Общая (теоретическая) фольклористика: Программа курса для
аспирантов: Специальность 10.01.09 – Фольклористика.
Образовательная программа послевузовского профессионального
образования / РГГУ. Управление аспирантурой и докторантурой. М.,
2004. 33 с. [препринт] (В соавторстве с С.Ю.Неклюдовым).
Визуальные образы мира в сибирском шаманизме // Интерактивная
электронная программа «Визуальные образы мира». М.:
РГГУ, 2004 (В соавторстве с Е.С. Новик).
Социальная антропология регионов мира // Социальная антропология.
Программы курсов для специальности № 350100 «Социальная
антропология». М.: РГГУ, 2006. С. 78-121 (В соавторстве с О.Ю.
Артемовой и др.).
Визуальная антропология. Учебно-методический комплекс для
специальности 040102.65 – Социальная антропология. М.: РГГУ,
2007. 31 с.
Миф, символ, ритуал. Учебно-методический комплекс для специальности
040102.65 – Социальная антропология. М.: РГГУ, 2007. 20 с.
Социология и антропология духовной жизни. Учебно-методический
комплекс Учебно-методический комплекс для специальности 040102.65 –
Социальная антропология. М.: РГГУ, 2007. 16 с.
Число
выступлений с докладами
на научных форумах: 113
Избранные
доклады:
- О некоторых
стереотипах речевого поведения в ненецкой
традиции (Международная конференция
«Речевые и ментальные стереотипы в синхронии
и диахронии», Москва, Институт славяноведения
и балканистики РАН, 14-16 ноября 1995 г.)
- Социокультурные
аспекты риторических приемов в традиционных
обществах (Международная конференция
по проблемам изучения народной культуры,
Дрезденский университет, апрель 1996 г.).
- Коммуникация
в традиционных обществах Севера Сибири:
«невербальная риторика» (Межвузовская
конференция «Невербальные коммуникации
в культуре», Москва, Институт восточных
культур РГГУ, июнь 1996 г.).
- Нганасанский
миф о происхождении чисел (Межвузовская
конференция «Квантитативные коды в культуре»,
Москва, Институт восточных культур РГГУ,
25 апреля 1997 г.).
- Моделирование
поведения в традиционной культуре: к
вопросу о функциях фольклора (Межвузовская
конференция «Мифология и повседневность»,
Санкт-Петербург, Институт русской литературы
РАН, 18-20 февраля 1998 г.).
- Гадание в
традиционных культурах Сибири: предвидение
или моделирование будущего? (Межвузовская
конференция «Слово как действие», Москва,
филолог. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 27-29
апреля 1998 г.).
- Визуальная
антропология в образовании: Опыт и перспективы
(гуманитарный симпозиум Российского
фестиваля антропологических фильмов
«Салехард-98», Салехард, 23-30 августа 1998 г.).
- Особенности
коммуникативного поведения у народов
Сибири и их роль в межкультурном общении
(Межвузовский семинар «Язык, сознание,
культура: детерминационная зависимость»,
Москва, Институт языкознания РАН, 11 ноября
1998 г.).
- Ритуальные
функции смеха: смех как знак (III Конгресс
этнографов и антропологов России, Москва,
ИЭА РАН, 8-11 июня 1999 г.).
- Визуальная
антропология в университетском образовании
(III Конгресс этнографов и антропологов
России, Москва, ИЭА РАН, 8-11 июня 1999 г.).
- Экранный
образ этноса как реальность и как конструкт
(Межвузовский семинар «Антропология
постсоветской этничности», Москва, Центр
Карнеги, 1 октября 1999 г.).
- Символика
сновидений в хантыйской культуре (II Сибирский
симпозиум «Культурное наследие народов
Западной Сибири», Тобольск, 12-16 декабря
1999 г.).
- Опыт использования
интерактивных средств обучения в визуальной
антропологии (Научная конференция «Ломоносовские
чтения». Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова,
апрель 2000 г.).
- В поисках
посредника, или полевые методы в визуальной
антропологии (IV семинар по визуальной
антропологии «Фиксация традиционной
культуры визуальными средствами: Практика.
Методология. Этика. Инструментарий»,
Москва, Институт Наследия им. Д.С.Лихачева,
23-26 ноября 2000 г.).
- Этнографический
фильм в образовательном пространстве
(Мастер-школа антропологического кино
и телевидения «Ключи от XXI века», с. Ключи
Суксунского р-на Пермской области, 30 мая-6
июня 2001 г.).
- Мифотворчество
профессионалов, или идеология антропологического
фильма (IV Конгресс этнографов и антропологов
России, Нальчик, 20-23 сентября 2001 г.).
- Портун, икотница,
лекарь: феномен «знающих» в культуре
старообрядцев (Международный семинар
«Фольклор и психопатология: к проблеме
текстопорождения», Москва, ИВГИ РГГУ,
11-14 октября 2001 г.).
- Шаманская
болезнь у нганасан (Международный семинар
«Фольклор и психопатология: к проблеме
текстопорождения», Москва, ИВГИ РГГУ,
11-14 октября 2001 г.).
- Интерпретация
социального дискурса: от ‘социальной
механики’ к ‘культурной семантике’
(Международная конференция «Исследования
по народной религиозности: современное
состояние и перспективы развития», Санкт-Петербург,
Европейский университет, 26-28 сентября
2002 г.).
- Антропоморфное
изображение как символический двойник
человека (на материале народов Сибири)
(Межвузовская конференция «Живая кукла»,
Москва, ИВГИ РГГУ, 14-16 ноября 2002 г.).
- Опыт преподавания
визуальной антропологии в университете
(Круглый стол «Визуальная антропология
и педагогика», Москва, Центр русского
фольклора, 19-20 декабря 2002 г.).
- Типология
обрядовых форм (I Всероссийская школа
по фольклористике «Типология фольклора,
Великий Новгород, 1-10 мая 2003 г.)
- Рассказы
о колдунах в современной российской деревне:
социальное измерение фольклорной традиции
(V Конгресс этнографов и антропологов
России, секция «Шаманизм и иные традиционные
верования и практики на рубеже тысячелетий:
процессы, проблемы, методы исследования»,
Омск, 9-12 июня 2003 г.).
- Зрители антропологического
фильма (V Конгресс этнографов и антропологов
России, секция «Визуальная антропология
и антропологический фильм», Омск, 9-12 июня
2003 г.).
- Формальные
методы классификации паремий (III Всероссийская
школа по семиотике фольклористике «Формальные
методы анализа и дескрипции фольклорного
текста», Псков, 1-12 мая 2004 г.)
- Современные
тенденции в российской визуальной антропологии
(Доклад на заседании Комиссии по этнографическому
кино Королевского антропологического
института Великобритании и Ирландии,
Лондон, 16 июля 2004 г.).
- Социальная
сторона мифологических воззрений (IV Всероссийская
школа по фольклористике «Семиотика фольклора»,
Переславль-Залесский, 1-9 ноября 2004 г.)
- Региональные
телестудии и «экранный образ» этноса
(Межвузовская конференция «Медиакультура
в меняющемся мире: формы и способы представления
реального», Москва, РГГУ, 26-27 ноября 2004
г.)
- Медведь и
сом: типология мотива (семинар Центра
типологии и семиотики фольклора РГГУ,
21 февраля 2005 г.).
- Мифологический
персонаж в функционально-семантическом
рассмотрении: пошибка (V Международная
школа по фольклористике «Мифология как
система», Переславль-Залесский, 29 апреля-9
мая 2005 г.)
- Медведь и
сом: судьба одного мифологического мотива
(V Международная школа по фольклористике
«Мифология как система», Переславль-Залесский,
29 апреля-9 мая 2005 г.)
- Теории ритуала
в зарубежной антропологии XX в. (VI Международная
школа по фольклористике «Обряд и текст»,
Переславль-Залесский, 28 октября-8 ноября
2005 г.)
- Чудесные
исцеления в современном православии:
теургическая терапия или языческое наследие?
(Научные чтения памяти Г.А.Ткаченко, Москва,
РГГУ, 3 ноября 2005 г.)
- Этнические
проекты региональных телестудий (Международная
конференция «Аудиовизуальные средства
фиксации живой традиционной культуры-2005»,
Москва, Институт Наследия им. Д.С. Лихачева,
23-25 ноября 2005 г.)
- Былички о
колдовстве как маркер социальных границ
(I Всероссийский Конгресс фольклористов,
секция «Прагматика фольклора», Москва,
1-6 февраля 2006 г.)
- Икота: мифологический
персонаж или фольклоризация болезни?
(I Всероссийский Конгресс фольклористов,
секция «Фольклор и народные верования»,
Москва, 1-6 февраля 2006 г.)
- Социальные
основы представлений о колдовстве (Круглый
стол «Колдовство и магия в России и Великобритании»,
Москва, РГГУ, 23 мая 2006 г.).
- Колдун в
пространстве дома (Круглый стол «Дом
в пространстве языка и культуры», Москва,
МГУ им. М.В. Ломоносова, 9 июня 2006 г.).
- Мифология
в повседневной жизни старообрядцев Верхокамья
(«Традиционная книга и культура». Всероссийская
научная конференция к 40-летию полевых
археографических исследований Московского
государственного университета, Москва,
МГУ им. М.В. Ломоносова, 27-28 октября 2006
г.)
- О некоторых
концептах русской народной культуры:
колдовство как воровство (Научные чтения
памяти Г.А.Ткаченко, РГГУ, 30 октября 2006
г.).
- Концепт «знание»
в русской народной культуре (I Научная
конференция Отделения теории и истории
мировой культуры гимназии №1514 «Современное
гуманитарное знание: диалог поколений»,
Москва, гимназия № 1514, 26 ноября 2006 г.).
- Сюжеты и
мотивы быличек об икоте: попытка указателя
(семинар Центра типологии и семиотики
фольклора РГГУ, 6 декабря 2006 г.).
- О магах, маглах
и дозорах: новые старые социальные мифы
(XIV Лотмановские чтения «Поэтика мифа
сегодня», Москва, РГГУ, 20-22 декабря 2006
г.).
- Рассказы
о чудесных исцелениях в исторической
динамике (XIX-XX вв.) (VII Международная школа
по фольклористике «Историческая память
в фольклоре», Переславль-Залесский, 1-7
мая 2007 г.)
- Про азанде
и не только: колдовство в истории социальной
антропологии (Межвузовская научная конференция
«Пространство колдовства», Москва, РГГУ,
5 марта 2008 г.)
- Психофизиология
и фольклор: локальные версии (VIII Международная
школа по фольклористике «География фольклорного
факта», Москва-Переславль-Залесский,
4-11 мая 2008 г.)
- «Стрях и
надсада – напраслинная смерть…» (семинар
Центра типологии и семиотики фольклора
РГГУ, 22 сентября 2008 г.).
- Карпушатские
колдуны, или колдовство и власть (семинар
Центра типологии и семиотики фольклора
РГГУ, 13 октября 2008 г.).
- Колдовство
и власть 2, или семиотика дерьма (семинар
Центра типологии и семиотики фольклора
РГГУ, 21 января 2009 г.).
- Колдовство
и власть 3, или почему марийцы – колдуны,
а удмурты – нет (семинар Центра типологии
и семиотики фольклора РГГУ, 2 марта 2009
г.).
- Демонология
в современном городе: тексты и контекст
(IX Международная школа по фольклористике,
Москва, 2 мая 2009 г.)
- «Робячьи
муки», или кувада по-верхокамски (семинар
Центра типологии и семиотики фольклора
РГГУ, 27 мая 2009 г.).
- Об этногенезе,
ящерицах и заложных покойниках (семинар
Центра типологии и семиотики фольклора
РГГУ, 28 сентября 2009 г.).
- Что делает
приговорщик, или полисемия как механизм
порождения мотива (семинар Центра типологии
и семиотики фольклора РГГУ, 14 декабря
2009 г.).
- О коллективности
представлений и индивидуальности толкований
(XVII Лотмановские чтения «Конструкция
дозволенного, или Вещи, о которых не...»,
Москва, РГГУ, 17-19 декабря 2009 г.).
- Упавшая крыша
и дочь колдуна: как создаются смыслы (X
Международная школа по фольклористике
«Анализ фольклорного текста: прагматика,
семантика, морфология», Москва-Переславль-Залесский,
1-10 мая 2010 г.)
- Вера в колдовство
как феномен локальной фольклорной традиции
(семинар Центра типологии и семиотики
фольклора РГГУ, 17 мая 2010 г.)
- Как выглядит
икота? Древнерусская книжность и народная
культура (Международная конференция
«Средневековая демонология как семиотическая
система: Изображение. Текст. Народная
культура», Москва, РГГУ, 18-19 июня 2010 г.)
- Откуда родом
«скверный бес»? (семинар Центра типологии
и семиотики фольклора РГГУ, 25 октября
2010 г.)
- О «сосудах
непокровенных»: греческая притча и русский
народный обычай (XVIII Лотмановские чтения,
РГГУ, 16-18 декабря 2010 г.)
- Одержимость
как феномен женской религиозности (на
материале русских старообрядцев) (Международная
конференция «Гендерное измерение религии»,
Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 12-13 мая
2011 г.)
- Охотник и
два медведя: о возможном источнике эскимосского
мифа (IX Конгресс этнографов и антропологов
России, секция «Жизнь на краю ойкумены:
социальные, экологические и антропологические
процессы в циркумполярных регионах»,
г. Петрозаводск, 4-8 июля 2011 г.)
- Визуальная
антропология как образовательный проект
(IX Конгресс этнографов и антропологов
России, секция «Визуальная антропология»,
г. Петрозаводск, 4-8 июля 2011 г.)
- «Суеверия»
как форма сопротивления и политический
феномен (IX Конгресс этнографов и антропологов
России, секция «Инновационный потенциал
в консервативной религиозной среде: вариативный
опыт культурной адаптации», г. Петрозаводск,
4-8 июля 2011 г.)
- Книжный апокриф и актуальная демонология («Сосуды непокровенные» в
русской традиции) (XI Международная школа по фольклористике «Мифологии
“живые” и книжные», Москва-Переславль-Залесский, 29 октября -6 ноября 2011
г.)
- Икота, диббук, латах и другие – медицинские интерпретации фольклорного
факта (Межвузовский научный семинар «Фольклор и постфольклор: структура,
типология, семиотика», УНЦТСФ РГГУ, 19 марта 2012 г.)
- О «чертовых воротах», просыпанной соли и «шарфике невезения», или
Магические практики в современном городе (XII Международная
школа-конференция «Фольклористика и культурная антропология сегодня»,
Москва-Переславль-Залесский, 27 апреля – 2 мая 2012 г.)
Что произошло во время встречи прп. Макария Великого с бесом? Канон и
апокриф (II Международная научная конференция «Демонология как семиотическая
система», Москва, РГГУ, 15-16.06.2012 г.)
- «Куклы мертвых» у народов Севера (Междисциплинарная научная конференция
«Духи Севера: метафизика пространства» в рамках VI Красноярской ярмарки
книжной культуры. Пропповский Центр (Санкт-Петербург), Фонд Михаила
Прохорова. Красноярск, 30 октября 2012 г.).
- «30 лет назад я проглотила муху», или Как формируется личный нарратив
«одержимого» (Круглый стол «Фольклор и антропологическая психиатрия», УНЦТСФ
РГГУ, 28 ноября 2012 г.)
- Книжные сюжеты в фольклоре старообрядцев (XVI Международная конференция
«Устное и книжное в славянской и еврейской культурной традиции, Институт
славяноведения РАН, 5-7 декабря 2012 г.)
- «Слово о ядении» прп. Нифонта Констанцского в книжной, лубочной и устной
традиции: трансформации образов видения и визионера (XX Лотмановские чтения,
Европейский ун-т в Санкт-Петербурге, 12-23 декабря 2012 г.)
- Прагмасемантика былички, или Когда, как и зачем говорят об икоте?
(Межвузовский круглый стол «Народная мифологическая проза: новые
методологические подходы», УНЦТСФ РГГУ, в рамках Гуманитарных чтений
РГГУ-2013, 20 марта 2013 г.)
- Синдром «икоты» с позиций медицинской антропологии (Круглый стол
«Экспедиции последних лет: новые горизонты полевой этнологии и социальной
антропологии»», УНЦСА РГГУ, в рамках Гуманитарных чтений РГГУ-2013, 21 марта
2013 г.)
- Визуализация болезни как механизм символического лечения (XIII
Международная школа-конференция «Фольклористика и культурная антропология
сегодня», Москва-Переславль-Залесский, 26 апреля – 5 мая 2013 г.)
- «Худенька рубашка, да и то переменка»: жены и «подруги» в жизни
верхокамских мужчин в XX в. (XIII Международная школа-конференция
«Фольклористика и культурная антропология сегодня»,
Москва-Переславль-Залесский, 26 апреля – 5 мая 2013 г.)
Этнокультурное vs. антропологическое в школьном образовании (X Конгресс
этнографов и антропологов России, секция «Этнология и проблемы
образования»», Москва, 2-6 июля 2013 г.)
- Коммунисты как колдуны и колдуны как партия: рецепция советской власти в
старообрядческих общинах Урала (Международная конференция «Мифологические
модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве»,
Москва, РГГУ, 26-28 сентября 2013 г.)
- Почему от прикосновения к менструальной крови болят глаза? Заметки к
мифологии нганасан (Межвузовский круглый стол «Сила взгляда: глаза в
мифологии и иконографии», РГГУ, 2 октября 2013 г.)
- Нгытарма, нгамтэр’у и другие: образы умерших в двух самодийских
традициях (Международная конференция IX Сибирские чтения «Грани социального:
антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры»,
МАЭ (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург, 28-30 октября 2013 г.)
- От книжного текста к быличке: механизмы формирования устной несказочной прозы (III Всероссийский конгресс фольклористов, Москва-Вороново, 3–7 февраля 2014 г.)
- Вера в колдовство как антропологическая проблема (Открытая лекция из цикла «ШАГИ на Пречистен-ке», 4 марта 2014 г.)
- «А наш вот трясся с ней много годов»: «женский текст» в традиции старообрядцев Верхокамья (Межвузовский круглый стол «Семиотика любви в традиционной культуре: между нормативным сценарием и личным чувством», УНЦТСФ РГГУ, в рамках Гуманитарных чтений РГГУ-2014, 26 марта 2014 г.)
- Куба: революция и сантерия (этнографические заметки) (Внутривузовский круглый стол «Антропология без границ: полевые исследования в необычных местах», УНЦСА РГГУ, в рамках Гуманитарных чтений РГГУ-2014, 28 марта 2014 г.)
- «Гвинейский муэдзин» и другие: антрополог на «поле психиатрии» (XIV Международная школа-конференция «Фольклор в поле и кабинете: знание информанта и интерпретация антрополога», Москва-Переславль-Залесский, 30 апреля – 7 мая 2014 г.)
- О пределах, переделах и «беспределе» поля (XIV Международная школа-конференция «Фольклор в поле и кабинете: знание информанта и интерпретация антрополога», Москва-Переславль-Залесский, 30 апреля – 7 мая 2014 г.)
- Икота: полевые видеозаписи «говорящего духа» (XIV Международная школа-конференция «Фольклор в поле и кабинете: знание информанта и интерпретация антрополога», Москва-Переславль-Залесский, 30 апреля – 7 мая 2014 г.)
- Культы карго в современной Меланезии (XIV Международная школа-конференция «Фольклор в поле и кабинете: знание информанта и интерпретация антрополога», Москва-Переславль-Залесский, 30 апреля – 7 мая 2014 г.)
- Кто такой Антихрист, или Власть в восприятии старообрядцев-беспоповцев (III Научная конференция «Демонология как семиотическая система», Москва, РГГУ, 15–17 мая 2014 г.)
- Мышь, змея и сатанинский ошейник: символы советской власти в восприятии старообрядцев Верхокамья (III Международная научная конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе», Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 23–24 мая 2014 г.)
- Правила повседневного благочестия в старообрядческой традиции (Международная научная конференция «Святыни русского православия юга Украины и Молдавии», Республика Молдова – Приднестровская Молдавская республика, г. Тирасполь, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, 22–24 сентября 2014 г.)
- Between Nature Spirit and Christian Demon: Ikota in the Russian North (International Conference of Belief Narrative Network of ISFNR “Nature Spirits: Continuity and Change”, Zugdidi, Georgia, October 1-4, 2014)
- (Фото)отчет об экспедиции к старообрядцам Молдавии и Приднестровья, август 2014 (семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, 15 октября 2014 г.)
- Современная старообрядческая эсхатология: локальные версии (Международная научная конференция «Региональные исследования в фольклористике и этнолингвистике: проблемы и перспективы», РГГУ, 23–25 октября 2014 г.)
- Как Дёма и Максим подругу не поделили: раздел 1866-1888 гг. в устной истории старообрядцев Верхокамья (Международная научная конференция «Механизмы культурной памяти: от фольклора до медиа», ШАГИ РАНХиГС, 27–29 ноября 2014 г.)
- От «Музея рабства» до «храма сантерии»: ориша в современной кубинской идентичности (Межвузовская научная конференция «“Изобретая традицию” и создавая “воображаемое сообщество”». Памяти проф. А. А. Никишенкова, Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 20 декабря 2014 г.).
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|