Л. Хафизова МоскваПространственный код народной педагогикиПространственный код во многом определяет смысл той значительной части системы народной педагогики, которая осуществляет и оформляет изменение статуса ребенка, его постепенное взросление и приобретение "человеческих" качеств (хождение, говорение, зависимость одежды от пола и проч.), а также ритуальную защиту ребенка, находящегося, по народным представлениям, в переходном, маргинальном положении между "своим" и "иным" мирами. Пространственный код представлен как в жанрах детского (материнского) фольклора (колыбельных песнях, пуганиях), так и в различных обрядовых действиях, обозначающих завершение одного и начало другого этапов взросления ребенка. Основным определением пространства и там, и там является его семантическое разделение на "свое" и "чужое" и выраженное противопоставление этих сфер. Однако постоянный мотив и фольклорных жанров, и обрядовых действий народной педагогики -- это пересечение ребенком границы этих пространств, расширение границ "своего" пространства и подчеркнутое разделение этих сфер с утверждением ребенка в одной из них.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|